Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апрель. Пастух. Доярка. Приложение 1




Апрель

Тема 15. Путешествие в прошлое счетных устройств

Задачи. Познакомить детей с историей счетных устройств, с про­цессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познаватель­ную деятельность.

Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.

Методика проведения

Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы».

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает. )

Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати?

Незнайка. Это я быстро, раз-два — и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает. )


Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты. )

Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках. ) Интересно, что это такое? (Шепотом. ) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты. ) А для чего они нужны и как помогут мне? (Они необходимы для того, чтобы что-то считать. )

Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать?

Ребенок (по желанию) и показывает, как считают на счетах.

Незнайка. Так интересно, а я и не знал!

Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати, как не смог это сделать Незнайка. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие — мы сейчас увидим. Пройдем к первому экспонату. Это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей. ) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей. ) Посмотрите, это деревянная счетная доска — абак. Она разделена на полоски. На полоски выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор. ) Как им пользуются? (Ответы детей. ) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер. ) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей. ) Незнайка, теперь ты знаешь, как люди считали раньше и как считают теперь.

Незнайка. Подождите, я что-то забыл... На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для расчетов теперь? Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей. )

Проводится игра «Что было — что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетных приборов по хронологии их создания.

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Незнайка прощается: «Ребята, вы меня многому научили! Спасибо! »


Тема 16. Космос

Задачи. Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Материал. Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.

Методика проведения

Воспитатель. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики. ) Правильно. Почему этот праздник так называется? (Это праздник космонавтов. ) Это праздник не только ко­смонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и ис­пытании космических ракет, спутников, всей космической техники. Кто такие космонавты? (Ответы детей. ) До того как в космос поднял­ся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на косми­ческих орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами. Как вы думаете, почему человек хотел полететь в космос? (Ответы детей. ) С древности люди, наблюдая за небом и звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специ­альные приборы — телескопы, чтобы наблюдать за звездами. Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие пла­неты. Какие планеты вы знаете? (Луна, Меркурий, Венера, Марс и др. ) Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах, похожи ли жители планет на землян. Чтобы узнать это, надо долететь до планет. На самолете можно полететь в космос? » (Ответы детей. )

Предлагает детям отобрать из предложенных картинок те, на кото­рых изображены космические летательные аппараты (ракета, космиче­ский спутник). Воспитатель рассказывает, что изобрели эти летательные аппараты великие русские ученые: ракету — Константин Эдуардович Циолковский, а космический спутник — Сергей Павлович Королев.

Далее педагог спрашивает: «Кто же первым полетел в космос? (Со­баки — Белка и Стрелка, затем человек космонавт Юрий Алексее­вич Гагарин. ) Как вы думаете, каким должен быть космонавт? » (У кос­монавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым. )


Воспитатель подводит детей к пониманию того, что в полете ко­смонавт попадает в непривычные условия; чтобы выдержать все на­грузки в космосе, космонавты готовятся к полетам долгие годы (за­нимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающихся снарядах, изучают косми­ческий корабль, учатся управлять им и работать на нем).

Педагог рассказывает, что когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся стра­на радовалась. Люди выходили на улицы городов, собирались на пло­щадях и праздновали это знаменательное событие. Все люди нашей страны гордились, что именно российский гражданин первым в ми­ре полетел в космос. После Юрия Гагарина в космосе побывало очень много российских космонавтов, среди них были женщины-космонавты Валентина Терешкова (показ иллюстрации), Светлана Савицкая (по­каз иллюстрации).

Спрашивает: «Имена каких космонавтов вы знаете? (Ответы де­тей. ) Алексей Леонов — первый космонавт, который вышел в откры­тый космос. Многие космонавты летали в космос не один раз и ра­ботали в космосе по нескольку месяцев. Труд космонавтов по достоинству оценивают, все космонавты удостоены высоких наград».

В конце занятия дети рисуют на тему «Космос».

Май

Тема 17. Путешествие в прошлое светофора

Задачи. Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспектив­ный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать позна­вательную деятельность.

Материал. Предметные картинки: светофор, семафор, регулиров­щик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов».

Методика проведения

В гости к ребятам приходит Знайка. Он сообщает: «Здравствуйте, ребята. Я и мои друзья хотим пригласить вас в гости. В нашем горо­де очень красиво. Вокруг много интересных предметов. У нас даже улицы называются необычно: «Улица ожившей посуды», «Мебельная


аллея», «Бульвар транспорта», «Площадь нагревательных приборов», а сам город называется — Город оживших предметов. В нашем горо­де каждый предмет знает свою историю и может интересно расска­зать ее».

Проводится игра «Ищу своих друзей».

Детям предлагается набор карточек с изображением предметов ру­котворного мира. Задание: найти для каждого предмета «друзей», объ­единяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я — утюг, мои друзья — предметы, которые имеют со мной одина­ковую функцию — нагревание». Игроки среди предметных карточек находят «друзей» утюга: камин, электрический чайник, плиту и др. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны в группы все предметные карточки.

Воспитатель. Ребята, предложите названия новых улиц, кото­рых пока нет в Городе оживших предметов. (Улица книг, Бульвар ком­пьютеров, Площадь фотоаппаратов и т. д. )

Знайка. В нашем городе есть улицы, дома, дороги. Жители го­рода соблюдают правила уличного движения. Вы знаете правила улич­ного движения?

Дети. Переходить улицу только по пешеходным переходам, ориентируясь на световые сигналы светофора.

Знайка. Ребята, я вспомнил. В нашем городе живет Светофор. Давайте отправимся к нему в гости.

Дети смотрят на карту города и находят места, где «живет» свето­фор. Появляется Светофор.

Светофор. Ребята, я хочу вам рассказать о себе. Когда-то дав­но, когда не было машин, люди передвигались на лошадях. Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать. (Показывает кар­тинку. ) Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди по­няли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регули­ровать движение. Появились первые регулировщики. Кто такой регу­лировщик? (Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать. ) Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справ­лялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал семафор и светофор. (Показ иллюстрации. ) Вы знаете, что это за устройства? Сколько сигналов показывает светофор и что обоз­начает каждый из них?


Дети называют цвета сигналов светофора, определяют, что необ­ходимо делать при каждом сигнале.

Светофор предлагает детям поиграть в игру «Хорошая дорога».

Детям предлагаются карта-схема дорог Города оживших предметов с различными препятствиями (перекресток, кольцо, шоссе, тропин­ка, пешеходный переход); фигурки, изображающие различные виды транспорта, — машинки, лошади, пешеходы; карточки с изображени­ем разных видов регулирования дорожного движения — светофор, се­мафор, регулировщик, стрелки. Задание: двигаться из одного пункта в другой на выбранном виде транспорта, расставляя там, где дети счи­тают нужным, предметы, регулирующие движение.

Светофор радуется, говорит, что теперь, когда все предметы рас­ставлены правильно, в Город оживших предметов будут приезжать но­вые жители и аварий на дорогах не будет.

Тема 18. К дедушке на ферму

Задачи. Познакомить детей с новой профессией — фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Под­вести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермер­ском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о лю­дях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

Материал. Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, бан­ка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудоч­ка для пастушка. Набор игрушек «Домашние животные». Схема-ал­горитм для описания домашних животных.

Методика проведения

Воспитатель здоровается со всеми воспитанниками и обращается к длительно отсутствующим детям — Павлику и Насте, просит их рас­сказать, где же они так долго были.

Павлик и Настя предлагают ребятам угадать, где они были. Пока­зывают посылку, достают из нее аудиокассету.

Проводится дидактическая игра «Звуки деревни». Дети слушают аудиозапись со звуками деревни и отгадывают, кому они принадле­жат (собака лает, кошка мяукает, коровы мычат, поросенок хрюкает,


лошадь ржет, петух кукарекает, куры кудахчут, цыплята пищат, звук работающего трактора).

Воспитатель, подводя итог, говорит: «Правильно, это звуки дерев­ни. Павлик и Настя были летом на ферме. А вы знаете, кто такие фермеры? » Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель объясняет, что фермеры — трудолюбивые, умелые тру­женики сельского хозяйства, которые содержат домашний скот и птицу, пчел, возделывают поля, перерабатывают выращенное в про­дукты питания и продают.

Павлик и Настя рассказывают, что у дедушки очень большое хо­зяйство, он выращивает хлеб и подсолнечник, управляет трактором, комбайном, содержит много домашних животных: коров, лошадей, поросят, овец, гусей, кур. Они достают из посылки набор игрушечных домашних животных и вместе с детьми рассматривают их. Используя алгоритм, 2—3 ребенка описывают понравившихся им домашних жи­вотных.

Павлик и Настя достают из посылки четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд, и просят ребят назвать трудовые действия и разложить фотографии в нужной последовательности.

Воспитатель рассказывает детям о том, как много труда вклады­вают работники сельского хозяйства, фермеры, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; труд фермера нелегок, отнимает много сил и времени. Он просит Павлика и Настю рассказать, чем они занимались в фермер­ском хозяйстве у дедушки.

Павлик и Настя рассказывают о том, что они помогали пасти ко­ров, телят, коз, поили их, наблюдали за работой комбайнов. Затем предлагают поиграть в любимую игру деревенских ребят.

Проводится подвижная игра «Стадо и пастушок».

Воспитатель, имитируя игру на дудочке, читает стихотворение:

Кто на дудочке играет,

На лужок всех приглашает?

На носочках выходите,

Пастушка того найдите. (Дети идут врассыпную

на носочках, руки на пояс. )

Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Кто дудочку возьмет,

Тот скажет, кого он пасет.


 

Дети «гуляют по лужайке» — ходьба сначала на носочках, затем на пятках, с высоким подниманием колен, галопом. Затем воспитатель показывает картинку с частью изображения домашнего животного (гри­ва коня, поросячий пятачок, кошачьи усы, коровьи рога и т. д. ). Дети угадывают животное и изображают его средствами пантомимы.

Павлик читает стихотворение про пастушка:

Пастух

Прокричит впотьмах петух — Просыпается пастух. Пастуху с восходом надо За деревню выгнать стадо. Кто ему поможет тут? Только дудочка да кнут.

В. Степанов

Настя рассказывает, как она помогает бабушке по хозяйству, ра­ботает на огороде; сообщает, что бабушка — доярка, ее любимую ко­рову зовут Фиалка. Читает стихотворение:

Доярка


 


Заалела в небе зорька — Началась на ферме дойка, И в бидоны молока Льется целая река. Улыбается доярка: Пейте вволю, мне не жалко. В. Степанов


 


 


Воспитатель благодарит Настю за интересный рассказ, достает из посылки гостинцы от дедушки и бабушки (банку с молоком, колосок пшеницы (ржи), яйцо, фрукты, овощи, шерсть) и сообщает: «Это — результат кропотливого труда фермера». В народе говорят: «У челове­ка две матери — родная мать и родная земля, которая и кормит, и обувает, и одевает».

Предлагает детям подумать и ответить на вопрос: «Что получается из колоска (из зерна, из муки)? » (Хлеб, булочки, батоны, пироги и т. д. )

Занятие заканчивается чаепитием с бабушкиным пирогом.


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...