Апрель. Пастух. Доярка. Приложение 1
Апрель Тема 15. Путешествие в прошлое счетных устройств Задачи. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства. Методика проведения Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы». Раздается стук в дверь. Входит Незнайка. Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает. ) Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати? Незнайка. Это я быстро, раз-два — и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает. ) Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты. ) Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках. ) Интересно, что это такое? (Шепотом. ) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты. ) А для чего они нужны и как помогут мне? (Они необходимы для того, чтобы что-то считать. ) Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать? Ребенок (по желанию) и показывает, как считают на счетах. Незнайка. Так интересно, а я и не знал! Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати, как не смог это сделать Незнайка. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие — мы сейчас увидим. Пройдем к первому экспонату. Это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей. ) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей. ) Посмотрите, это деревянная счетная доска — абак. Она разделена на полоски. На полоски выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор. ) Как им пользуются? (Ответы детей. ) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер. ) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей. ) Незнайка, теперь ты знаешь, как люди считали раньше и как считают теперь.
Незнайка. Подождите, я что-то забыл... На чем люди считали сначала, а на чем потом? Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для расчетов теперь? Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей. ) Проводится игра «Что было — что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетных приборов по хронологии их создания. Педагог проверяет правильность выполнения задания. Незнайка прощается: «Ребята, вы меня многому научили! Спасибо! » Тема 16. Космос Задачи. Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
Материал. Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических. Методика проведения Воспитатель. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики. ) Правильно. Почему этот праздник так называется? (Это праздник космонавтов. ) Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники. Кто такие космонавты? (Ответы детей. ) До того как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами. Как вы думаете, почему человек хотел полететь в космос? (Ответы детей. ) С древности люди, наблюдая за небом и звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы — телескопы, чтобы наблюдать за звездами. Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты. Какие планеты вы знаете? (Луна, Меркурий, Венера, Марс и др. ) Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах, похожи ли жители планет на землян. Чтобы узнать это, надо долететь до планет. На самолете можно полететь в космос? » (Ответы детей. ) Предлагает детям отобрать из предложенных картинок те, на которых изображены космические летательные аппараты (ракета, космический спутник). Воспитатель рассказывает, что изобрели эти летательные аппараты великие русские ученые: ракету — Константин Эдуардович Циолковский, а космический спутник — Сергей Павлович Королев. Далее педагог спрашивает: «Кто же первым полетел в космос? (Собаки — Белка и Стрелка, затем человек — космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. ) Как вы думаете, каким должен быть космонавт? » (У космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым. ) Воспитатель подводит детей к пониманию того, что в полете космонавт попадает в непривычные условия; чтобы выдержать все нагрузки в космосе, космонавты готовятся к полетам долгие годы (занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающихся снарядах, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нем).
Педагог рассказывает, что когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди выходили на улицы городов, собирались на площадях и праздновали это знаменательное событие. Все люди нашей страны гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. После Юрия Гагарина в космосе побывало очень много российских космонавтов, среди них были женщины-космонавты Валентина Терешкова (показ иллюстрации), Светлана Савицкая (показ иллюстрации). Спрашивает: «Имена каких космонавтов вы знаете? (Ответы детей. ) Алексей Леонов — первый космонавт, который вышел в открытый космос. Многие космонавты летали в космос не один раз и работали в космосе по нескольку месяцев. Труд космонавтов по достоинству оценивают, все космонавты удостоены высоких наград». В конце занятия дети рисуют на тему «Космос». Май Тема 17. Путешествие в прошлое светофора Задачи. Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. Материал. Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов». Методика проведения В гости к ребятам приходит Знайка. Он сообщает: «Здравствуйте, ребята. Я и мои друзья хотим пригласить вас в гости. В нашем городе очень красиво. Вокруг много интересных предметов. У нас даже улицы называются необычно: «Улица ожившей посуды», «Мебельная аллея», «Бульвар транспорта», «Площадь нагревательных приборов», а сам город называется — Город оживших предметов. В нашем городе каждый предмет знает свою историю и может интересно рассказать ее».
Проводится игра «Ищу своих друзей». Детям предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Задание: найти для каждого предмета «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я — утюг, мои друзья — предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию — нагревание». Игроки среди предметных карточек находят «друзей» утюга: камин, электрический чайник, плиту и др. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны в группы все предметные карточки. Воспитатель. Ребята, предложите названия новых улиц, которых пока нет в Городе оживших предметов. (Улица книг, Бульвар компьютеров, Площадь фотоаппаратов и т. д. ) Знайка. В нашем городе есть улицы, дома, дороги. Жители города соблюдают правила уличного движения. Вы знаете правила уличного движения? Дети. Переходить улицу только по пешеходным переходам, ориентируясь на световые сигналы светофора. Знайка. Ребята, я вспомнил. В нашем городе живет Светофор. Давайте отправимся к нему в гости. Дети смотрят на карту города и находят места, где «живет» светофор. Появляется Светофор. Светофор. Ребята, я хочу вам рассказать о себе. Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях. Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать. (Показывает картинку. ) Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики. Кто такой регулировщик? (Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать. ) Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал семафор и светофор. (Показ иллюстрации. ) Вы знаете, что это за устройства? Сколько сигналов показывает светофор и что обозначает каждый из них? Дети называют цвета сигналов светофора, определяют, что необходимо делать при каждом сигнале. Светофор предлагает детям поиграть в игру «Хорошая дорога». Детям предлагаются карта-схема дорог Города оживших предметов с различными препятствиями (перекресток, кольцо, шоссе, тропинка, пешеходный переход); фигурки, изображающие различные виды транспорта, — машинки, лошади, пешеходы; карточки с изображением разных видов регулирования дорожного движения — светофор, семафор, регулировщик, стрелки. Задание: двигаться из одного пункта в другой на выбранном виде транспорта, расставляя там, где дети считают нужным, предметы, регулирующие движение.
Светофор радуется, говорит, что теперь, когда все предметы расставлены правильно, в Город оживших предметов будут приезжать новые жители и аварий на дорогах не будет. Тема 18. К дедушке на ферму Задачи. Познакомить детей с новой профессией — фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. Материал. Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек «Домашние животные». Схема-алгоритм для описания домашних животных. Методика проведения Воспитатель здоровается со всеми воспитанниками и обращается к длительно отсутствующим детям — Павлику и Насте, просит их рассказать, где же они так долго были. Павлик и Настя предлагают ребятам угадать, где они были. Показывают посылку, достают из нее аудиокассету. Проводится дидактическая игра «Звуки деревни». Дети слушают аудиозапись со звуками деревни и отгадывают, кому они принадлежат (собака лает, кошка мяукает, коровы мычат, поросенок хрюкает, лошадь ржет, петух кукарекает, куры кудахчут, цыплята пищат, звук работающего трактора). Воспитатель, подводя итог, говорит: «Правильно, это звуки деревни. Павлик и Настя были летом на ферме. А вы знаете, кто такие фермеры? » Дети высказывают свои предположения. Воспитатель объясняет, что фермеры — трудолюбивые, умелые труженики сельского хозяйства, которые содержат домашний скот и птицу, пчел, возделывают поля, перерабатывают выращенное в продукты питания и продают. Павлик и Настя рассказывают, что у дедушки очень большое хозяйство, он выращивает хлеб и подсолнечник, управляет трактором, комбайном, содержит много домашних животных: коров, лошадей, поросят, овец, гусей, кур. Они достают из посылки набор игрушечных домашних животных и вместе с детьми рассматривают их. Используя алгоритм, 2—3 ребенка описывают понравившихся им домашних животных. Павлик и Настя достают из посылки четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд, и просят ребят назвать трудовые действия и разложить фотографии в нужной последовательности. Воспитатель рассказывает детям о том, как много труда вкладывают работники сельского хозяйства, фермеры, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; труд фермера нелегок, отнимает много сил и времени. Он просит Павлика и Настю рассказать, чем они занимались в фермерском хозяйстве у дедушки. Павлик и Настя рассказывают о том, что они помогали пасти коров, телят, коз, поили их, наблюдали за работой комбайнов. Затем предлагают поиграть в любимую игру деревенских ребят. Проводится подвижная игра «Стадо и пастушок». Воспитатель, имитируя игру на дудочке, читает стихотворение: Кто на дудочке играет, На лужок всех приглашает? На носочках выходите, Пастушка того найдите. (Дети идут врассыпную на носочках, руки на пояс. ) Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. Кто дудочку возьмет, Тот скажет, кого он пасет.
Дети «гуляют по лужайке» — ходьба сначала на носочках, затем на пятках, с высоким подниманием колен, галопом. Затем воспитатель показывает картинку с частью изображения домашнего животного (грива коня, поросячий пятачок, кошачьи усы, коровьи рога и т. д. ). Дети угадывают животное и изображают его средствами пантомимы. Павлик читает стихотворение про пастушка: Пастух Прокричит впотьмах петух — Просыпается пастух. Пастуху с восходом надо За деревню выгнать стадо. Кто ему поможет тут? Только дудочка да кнут. В. Степанов Настя рассказывает, как она помогает бабушке по хозяйству, работает на огороде; сообщает, что бабушка — доярка, ее любимую корову зовут Фиалка. Читает стихотворение: Доярка
Заалела в небе зорька — Началась на ферме дойка, И в бидоны молока Льется целая река. Улыбается доярка: Пейте вволю, мне не жалко. В. Степанов
Воспитатель благодарит Настю за интересный рассказ, достает из посылки гостинцы от дедушки и бабушки (банку с молоком, колосок пшеницы (ржи), яйцо, фрукты, овощи, шерсть) и сообщает: «Это — результат кропотливого труда фермера». В народе говорят: «У человека две матери — родная мать и родная земля, которая и кормит, и обувает, и одевает». Предлагает детям подумать и ответить на вопрос: «Что получается из колоска (из зерна, из муки)? » (Хлеб, булочки, батоны, пироги и т. д. ) Занятие заканчивается чаепитием с бабушкиным пирогом. Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|