Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительный материал. Раздел «Предметное окружение»




Дополнительный материал

(варианты игр и упражнений)

Раздел «Предметное окружение»

Игра «Что на что похоже»

Цель. Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотвор­ного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, ко­торых нет в природе, человек придумал сам.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного и природного мира (светильник в форме колокольчика, музыкальный ко­локольчик, цветок колокольчик; матрешка, электролампа, груша и др. ) (на каждого ребенка).

Ход игры

Каждому ребенку предлагается набор картинок с изображением предметов рукотворного мира и одна картинка с изображением объ­екта природы. По команде воспитателя дети должны отобрать изо­бражения предметов рукотворного мира, подобных изображенному на картинке объекту природы.

Выигрывает тот, кто подберет соответствующие картинки первым и докажет свою правоту.

Игра «Прошлое и настоящее»

Цель. Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и на­стоящем предметов. Материал. Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет пред­мет настоящего времени, например: веник — пылесос; абак — каль-


кулятор; пишущая машинка — компьютер; солнечные часы — ме­ханические часы.

Игра «Будь внимателен! »

Цель. Побуждать детей сравнивать предметы по способу исполь­зования.

Материал. Предметные картинки, карандаши, лист бумаги.

Ход игры

Каждый игрок получает карточку, на которой изображен пред­мет рукотворного мира. Он определяет способ действия данного предмета и рисует предмет с противоположным способом исполь­зования.

Например: холодильник — электроплита, стул — автобус, пароход — воздушный шарик, шуба — вентилятор, кровать — будильник, ножни­цы — иголка или клей.

Игра «Расскажи о материале»

Цель. Закреплять представления детей о материалах (виды ткани, бумаги; искусственные и натуральные материалы), из которых сдела­ны предметы.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены различные ма­териалы.

 

Ход игры

Дети по очереди подбрасывают кубик.

Кубик опускается какой-либо гранью на поверхность стола, ребенок называет материал, который ему выпал, и описывает его. Другие игро­ки контролируют правильность описания свойств и качеств материала.

Игра «Волшебные слова*

Цель. Формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебными словами. Рассказывает, что есть такие волшебные слова, которые схожи по зву-


чанию, но различны по смыслу, и просит назвать такие слова. Если дети затрудняются начать игру, воспитатель помогает им.

Слова: мышка (животное и элемент компьютера), ключ (от зам­ка и родник), гусеница (насекомое и часть трактора), молния (яв­ление природы и застежка), лук (овощ и оружие), ручка (дверная и часть тела человека), летучая мышь (животное и модель рукава); зе­бра (животное и пешеходный переход); ерш (рыба и кухонная при­надлежность); игла (сосновая и швейная); акула (рыба и модель вер­толета); клещи (насекомые и инструмент); бананы (экзотический фрукт и модель брюк), губка (морское растение и предмет личной гигиены) и др.

Игра «Собери предмет»

Цель. Побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозмож­ным использование предмета.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

Ход игры

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета с недостающей деталью. Картинки с изображением деталей расклады­вают на столе.

По сигналу воспитателя каждый ребенок находит недостающую деталь и дополняет ею предмет. Побеждает тот, кто первым нашел все недостающие детали.

Игра «Чудесные вещи рукотворного мира»

Цель. Помочь детям осознать, что человек создал многообразные формы предметов, облегчающих их использование; побуждать на­ходить предметы разной формы с одним способом использования.

Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного ми­ра разной формы с одним способом использования.

Ход игры

Дети делятся на 2—3 команды. По сигналу воспитателя участники каждой команды отбирают картинки, на которых изображены пред­меты одного назначения, например, для приготовления еды, уборки


квартиры, работы в огороде и т. д. Игра считается законченной, ког­да команды выполнят задание.

Усложнение игры. Отобрать картинки с изображением предметов, удовлетворяющих разные потребности человека. Например, ножницы нужны для разрезания бумаги, подрезания цветов, стрижки ногтей, волос и т. д.

Тема «Если бы... » Цель. Развивать воображение детей.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям пофантазировать: «Представьте, что было бы, если б не было... (телевизора, холодильника, стиральной ма­шины и т. д. )».

Игра «Цепочка слов»

Цель. Формировать умение ориентироваться в разнообразии со­временных электроприборов и их назначении.


 


Ход игры


Воспитатель предлагает детям вспомнить все приборы, помогаю­щие человеку убирать квартиру, готовить еду, стирать одежду, делать прическу и т. д. (центрифуга, утюг, стиральная машина, расческа, фен, электробигуди и др. ). Дети по очереди называют приборы.

Игра «Зачем людям нужны... »

Цель. Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы для украшения своей жизни; побуждать находить предме­ты, выполняющие эстетические функции.

Материал. Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

Ход игры

Дети делятся на две команды. Участники первой команды долж­ны отобрать картинки с изображением предметов, которые необходи­мы людям в повседневной жизни, и объяснить свой выбор. Участни­ки второй команды должны выбрать картинки, на которых изображены


предметы, приносящие удовольствие или создающие настроение. Иг­ра заканчивается после обсуждения всех предметов.

Усложнение игры. Вместо воспитателя загадывать загадки может ре­бенок, первым правильно назвавший предмет. Выигрывает тот, кто загадал больше загадок.

Игра «Что из какого магазина»

Цель. Знакомить детей с богатством предметного мира; закреплять знания о способах использования предметов, их функциональных воз­можностях, материалах, эстетических качествах.

Материал. Картинки с изображением предметов, которые могут про­даваться в магазинах: «Музыка», «Художественный салон» и «Изделия народно-прикладного искусства»; эмблемы этих магазинов; фишки.

Ход игры

На столе лежат предметные картинки изображением вниз. Дети бе­рут по одной картинке. Под музыку или напевая, они передвигаются по группе. Воспитатель может предложить повторять движения за ним. По сигналу педагога «Предметы, в магазин! » каждый ребенок подбе­гает к эмблеме того магазина, где, по его мнению, может продавать­ся предмет, изображенный на его картинке. Затем дети по очереди рас­сказывают, почему предмет продается именно в этом магазине и зачем он нужен людям. За удачный ответ ребенок получает фишку.

Игра может проводиться по-другому. Воспитатель поднимает эм­блему одного магазина. К нему подходят дети, у которых есть кар­тинки с предметами, которые могут продаваться в этом магазине, и рассказывают о своих предметах. Затем воспитатель поднимает эм­блему другого магазина.

Игра «Дорисуй, что я задумал»

Цель. Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение предмета; развивать желание эстетически и функционально преобразовывать предметы.

Материал. Чистые листы бумаги, фломастеры, краски.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям об изделиях народных художест­венных промыслов: жостовских подносах, гжельской посуде, хохлом-ских изделиях, дымковской игрушке и т. д.


Затем предлагает каждому ребенку задумать какой-нибудь пред­мет, нарисовать его деталь и передать начатый рисунок соседу. Отга­дав замысел товарища, ребенок должен завершить рисунок и передать следующему ребенку, который украсит предмет росписью.

Можно предложить ребятам придумать новые, фантастические предметы и росписи; рассказать о каждом предмете.

Игра «Найди лишний предмет»

Цель. Побуждать детей самостоятельно определять принцип класси­фикации предметов и на его основе находить предмет, не соответствую­щий этому принципу; закреплять знания о музыкальных инструментах.

Материал. Пять картинок, на каждой картинке изображено пять предметов, один из которых лишний (классификация по назначению: магнитофон, скрипка, проигрыватель, нотная тетрадь, кисточка; по спо­собу использования: скрипка, барабан, треугольник, гармонь, нотная тетрадь; по виду музыкальных инструментов: скрипка, арфа, балалай­ка, гитара (струнные), маракас (ударный); по материалу: скрипка, лож­ки, дудочка, балалайка (деревянные), треугольник (металлический)).

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку, просит найти лишний пред­мет и объяснить, почему они так думают.

Игра «Подбери пару»

Цель. Расширять представления детей о многообразии музыкаль­ных инструментов, различающихся способом извлечения звука.

Материал. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры

В игре участвуют шесть человек. Троим ребятам воспитатель дает по картинке с условными изображениями музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные), а остальным детям дает по три картин­ки с музыкальными инструментами (например, струнные — скрипка, балалайка, гитара; духовые — труба, флейта, волынка; ударные — бу­бен, барабан, треугольник. )

По сигналу дети должны правильно раздать картинки с музыкаль­ными инструментами детям, у которых картинки с условными изо­бражениями трех групп музыкальных инструментов.


При повторном проведении игры картинки можно заменить.

Игра «Отгадай инструмент»

Цель. Побуждать детей по 3—5 признакам угадывать музыкальный инструмент.

Материал. Музыкальные инструменты (скрипка, барабан, метал­лофон, флейта и др. ); картинки с изображением органа, рояля и др.


Ход занятия


 


В гости к детям приходит Домисолька и предлагает им отгадать музыкальный инструмент по 3—5 признакам, например: «У нее строй­ная «фигура», есть струны, гриф, смычок». (Скрипка, виолончель. )

Домисолька показывает правильно угаданный инструмент (или картинку с его изображением) и вместе с детьми с помощью алгорит­ма описывает его. Затем задает вопросы:

— Что можно сделать с музыкальным инструментом?

— Кто его создал?

Игра «Веселый оркестр»

Цель. Развивать тембровый слух посредством ознакомления детей с музыкальными инструментами.

Материал. Картинки (кошка, птичка, заяц, бабочка, слон, мед­ведь). Картинки-фишки с изображением скрипки, дудочки, барабана, трещотки, колокольчика, трубы, контрабаса.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что животные перепутали свои му­зыкальные инструменты и запланированный ими концерт не состо­ится. Предлагает ребятам помочь найти каждому животному соответ­ствующий по звучанию инструмент.

Звучат музыкальные отрывки, дети раскладывают картинки-фиш­ки с музыкальными инструментами перед картинками с животными.


Игра «Нерешенные задачи»

Цель. Побуждать детей попытаться решить некоторые общечело­веческие проблемы и представить, каким будет общество, если эти проблемы не решать.


 


Ход игры

Дети делятся на две команды. Одна команда продумывает ответы «хорошо», другая — ответы «плохо».

Воспитатель называет проблему, записывает на листе ответы ко­манд.

Например: «Жизнь на других планетах — это хорошо или плохо? »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...