Структура партийных органов
К высшим партийным органам относятся Общенациональный съезд, Центральный Комитет, Политбюро и его Постоянный комитет. Кроме того, имеется Секретариат, в ведении которого находятся отделы ЦК. На всех уровнях административного деления вплоть до районов действуют соответствующие партийные комитеты. Как и в правительственных структурах, где формальная власть компартии прямо пропорциональна количеству членов той или иной парторганизации, реальное воздействие на политические процессы находится в обратно пропорциональной зависимости от ее численности. По Уставу высшим органом КПК является Съезд партии, но эта структура слишком громоздка и слишком нерегулярно созывается, чтобы играть по-настоящему важную роль в принятии политических решений. Центральный Комитет КПК определяет число делегатов съезда и разрабатывает процедуру их избрания. С 1949 г. число делегатов выросло с одной до двух тысяч человек (табл. 9.2). В прошлом съезды собирались нерегулярно, но в соответствии с изменениями, внесенными в Устав КПК после 1969 г., съезды должны созываться не реже, чем один раз в пять лет. С этого времени такая периодичность вошла в практику и неукоснительно соблюдается в постмаоистскую эпоху. За период, прошедший с 1921 г., когда была образована КПК, было проведено 15 съездов, и последний состоялся в октябре 1997 г. Съезды КПК обычно продолжаются не более одной-двух недель. Их основная задача - утвердить те важные изменения по широкому кругу политических проблем, которые уже намечены к исполнению в немногочисленных, но играющих главную роль "внутренних структурах" партии. Эти изменения получают единодушное, "горячее" и официальное одобрение на партийных съездах, а те, таким образом, преподносятся обществу как крупные исторические события. Вторая прерогатива съезда - выборы Центрального Комитета, который руководит
Съезды Коммунистической партии Китая
деятельностью партии в перерывах между съездами. Кандидатуры членов ЦК подбираются и утверждаются в аппарате партии перед съездом. В соответствии с Уставом 1982 г. члены ЦК избираются тайным голосованием, которому должны предшествовать широкое обсуждение и дискуссии. Но, разумеется, торжествует принцип централизма: выборы всегда являются полностью или практически безальтернативными. Нынешний состав ЦК (193 человека) был избран на основании официального списка кандидатов, включавшего 204 фамилии. Центральный Комитет КПК - это тщательно отобранная политическая элита: несколько сотен наиболее могущественных политических руководителей страны. Все его члены занимают ведущее положение в государственном аппарате, в правительстве или в качестве региональных партийных лидеров, и членство в ЦК не усиливает, а лишь отражает ту политическую власть, которой они обладают и без него. В этом смысле ЦК как политическая структура имеет большее значение не сам по себе, а как нечто внешнее - как сумма разнообразных интересов, представляемых его членами. Хотя ЦК не является инициатором той или иной политической программы, любые перемены, будь то изменения политического курса или кадровые перестановки, должны совершаться с его ведома и одобрения. Они и
совершаются "в рабочем порядке" на пленумах, созываемых не реже, чем один раз в год. ЦК избирает Политбюро, его Постоянный комитет и Генерального секретаря партии - все они являются членами ЦК. Люди, входя в эти органы, оказываются на самой вершине политической системы. Их структура и состав определяются лидерами КПК заранее, перед съездами партии, а потому выборы во многом носят формальный и безальтернативный характер. В составе высшего эшелона партии - Политбюро - как правило, не более двадцати человек, каждый из которых курирует определенный круг вопросов. Есть и еще более узкий круг руководства - Постоянный комитет, члены которого (их человек пять-шесть) еженедельно собираются на заседания - их созывает и ведет Генеральный секретарь компартии. На членах Политбюро и Постоянного комитета лежит основная тяжесть принятия политических решений: они руководят процессом их реализации и обладают огромной властью. После того как в 1982 г. был упразднен пост председателя партии, во главе ее стоит Генеральный секретарь (с 1989 г. - Цзян Цзэминь). Это не просто смена терминов, но и стремление создать коллективное руководство партией и отойти от модели, существовавшей при Мао, который вплоть до своей смерти в 1976 г. пользовался практически безраздельной властью. Впрочем, если генеральные секретари в 80-е и 90-е годы были не столь могущественны, как "великий кормчий", то объяснение этому следует искать в изменении принципов формирования партийной элиты в переходный период, начавшийся после смерти Мао, и особенно - в роли Дэна Сяопина. В странах с коммунистическим режимом, где не существует ни отлаженного механизма передачи власти, ни официально признанного или хотя бы негласно, но единодушно подразумеваемого "второго лица", кончина высшего руководителя вызывает кризис преемственности. После смерти Мао "наверху" началась борьба за власть, завершившаяся победой Дэна Сяопина и его единомышленников - сторонников модернизации. Дэн, которому к этому времени было уже за семьдесят, предпочел не занимать никаких официальных постов в партии или в правительстве для того, чтобы безболезненно решить проблему "престолонаследия". При нем политика формирования элиты происходила следующим образом: в конце 70-х годов ветераны компартии, некогда занимавшие ответственные посты, а затем отправленные в отставку в период "культурной революции", вернулись к активной политической деятельности, однако спустя еще несколько лет многие из них перешли во "второй эшелон", выполняя функции советников и занимаясь лишь вопросами первостепенного значения и выработкой общей стратегии. Группа высших "бонз" - пять-шесть старых революционеров-коммунистов на восьмом-девятом
десятке лет - продолжала играть ключевую роль в принятии политических решений и официально занимала руководящие должности, хотя не в партийных и не в правительственных структурах. Характернейший пример - сам Дэн Сяопин, который до 1987 г. входил в Постоянный комитет Политбюро, а до 1989 г. возглавлял Центральный военный совет, но при этом не занимал никаких высших руководящих постов в партии или в правительстве, оставаясь "верховным лидером" страны. Не принадлежавшие к этому узкому кругу старейшины уходили в отставку или перемещались в Центральную комиссию советников, образованную в 1982 г. Другие занимали почетные, но "церемониальные" должности в структурах ВСНП. На высшие должности "первого эшелона" выдвигались более молодые руководители, что позволяло им при покровительстве "стариков" приобрести должный авторитет и поддержку. Однако и эти методы пополнения высшего руководства не способны эффективно и безболезненно решить проблему преемственности власти. Предполагалось, что "старики", уходя во "второй эшелон", смогут использовать свой престиж и неформальную власть для поддержки молодых лидеров, занимающих высокие посты, но на деле оказалось, что последние ради упрочения собственного авторитета зачастую становятся на позиции, кардинально отличающиеся от взглядов их "патронов". В 80-х годах эти разногласия привели к двум "кадровым чисткам": в 1987 г. с поста генсека был снят Ху Яобан, а в 1989 г. - его преемник Чжао Цзыян (рис. 9.1). В наши дни ситуация изменилась: к середине 90-х годов большинство ветеранов, включая Дэна Сяопина, уже отправились "навестить Маркса", а Центральная комиссия советников, выполнив свое предназначение - стать "тихой пристанью" для отставных лидеров, была расформирована. Нынешний генсек КПК Цзян Цзэминь, который в равной степени выиграл и от поддержки, оказанной ему Дэном в 1989 г., и от его кончины в 1997 г., по сравнению со своими предшественниками имеет больше возможностей укреплять свою власть.
Коммунистическая партия Китая обладает собственными бюрократическими структурами (аппаратом), руководство которыми осуществляет Секретариат: он преобразует решения Политбюро в инструкции и распоряжения, направляемые отделам ЦК. Их количество по сравнению с параллельными правительственными ведомствами меньше, а сферы деятельности определены менее четко. В 1978 г. Центральная Комиссия партийного контроля была воссоздана в несколько измененном виде и стала называться Центральной комиссией по проверке дисциплины. Эта специализированная структура, подчиняющаяся ЦК и выполняющая контрольные функции, призвана проверять, насколько члены партии соответствуют неким стандартам поведения - идеологическим, политическим, организационным - и соблюдают уставные нормы. Первоначально ее задача сводилась к восстановлению политического и организационного порядка в компартии, дисциплина в которой была сильно расшатана в период "культурной революции". В 80-е годы Центральная Комиссия ЦК по проверке дисциплины и ее региональные структуры расследовали дела членов партии, уличенных в коррупции, рекомендуя меры взыскания - от "предупреждения" до исключения из КПК. С 1979 по 1997 г. около 2,5 млн человек подверглось тем или иным дисциплинарным наказаниям. Вооруженные силы Народно-освободительная армия Китая (НОАК), в состав которой входят военно-морские, военно-воздушные и сухопутные силы неизменно играла в политической жизни страны весьма значительную роль. Партия и НОАК до 1949 г. практически всегда выступали "единым фронтом". После 1949 г. армия принимала деятельное участие в важных, хотя и не имеющих отношения к обороне, начинаниях - таких, как создание экономики. В период "культурной революции", когда партийные и правительственные структуры оказались ослабленными, НОАК напрямую вмешивалась в решение политических вопросов, умеряя накал яростной фракционной борьбы, кипевшей в обществе. В 1989 г. именно благодаря армии удалось подавить массовые манифестации протеста.
НОАК не предписывает партийным лидерам, какой политической линии те должны придерживаться, - это структура, которая сама для себя выбрала роль гаранта суверенитета и национальной целостности Китая, причем особое значение имеют шаги, препятствующие независимости Тайваня. Противостояние "двух Китаев", в очень высокой степени чреватое открытым вооруженным столкновением, КНР неоднократно объявляла своим сугубо "внутренним делом". С середины 80-х годов в НОАК реализуется программа модернизации и большей профессионализации: увеличились бюджетные ассигнования, внедряются новые системы вооружения и передовые технологии. К 2000 г. армия должна, не потеряв боеспособности, сократиться до 2,5 млн человек, т.е. стать "меньше, но сильней". Несмотря на принятые меры, разрыв между военной мощью Китая и западных стран не уменьшается, а растет, поскольку там развитие и совершенствование оборонительных технологий идет в постоянно ускоряющемся ритме. По качеству практически всех систем вооружения НОАК по крайней мере на десятилетие отстает от армий западных государств и в настоящее время способна вести почти исключительно сухопутные операции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|