Противоречивая лояльность чиновников
Неспособность парламента призвать действующее правительство к ответу за очевидные и ощутимые просчеты беспокоит высокопоставленных чиновников: поскольку они знают, как выглядит ситуация на самом деле, то рискуют стать соучастниками неблаговидных поступков министров, которым помогают вводить парламент в заблуждение. Иные даже оспаривают правило, в соответствии с которым государственный служащий обязан поддерживать министра вне зависимости от своего личного мнения. СМИ подробно освещали историю сотрудника министерства обороны Клайва Понтинга: он предоставил в парламент документы, ставившие под сомнение достоверность правительственных заявлений по поводу боевых действий на Фолклендских островах. Понтинг был привлечен к суду по обвинению в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Судья призвал присяжных взглянуть на дело в таком ракурсе: "Можно ли в интересах государства идти против политики правительства?" Присяжные дали утвердительный ответ, и Понтинг был оправдан. Впрочем, высокопоставленные чиновники чаще всего предпочитают не рисковать своей карьерой и не "выдавать" министров, с действиями которых не согласны. Они надеются, что сама "система" найдет способ либо пресечь их деятельность, либо предать гласности совершенное ими должностное преступление*. * Graham Wilson and Anthony Barker. Whitehall's Disobedient Servants? Senior Officials' Potential Resistance to Ministers in British Government Departments// Britich Journal of Political Science 27, No. 2 (1997), p. 223-246. правдой". В другом случае правительство якобы в интересах национальной безопасности не допустило информации по делу пятерых бизнесменов, привлеченных к суду по обвинению в продаже оружия Ираку, поскольку стремилось скрыть, что эта сделка планировалась с ведома и одобрения нескольких членов Кабинета. Когда же это обнаружилось (в результате утечки информации [38]), расследование зашло в тупик. Действия террористов, сеющие хаос, разрушения и смерть, оказывают сильнейшее давление на правоохранительные органы. В Северной Ирландии на акты насилия, организованные незаконной ИРА и вооруженными формированиями протестантов, отвечали части британской армии, в свою очередь "подминавшие под себя" закон. В "кровавое воскресенье" 1971 г. британские солдаты открыли в Лондондерри огонь по мирной демонстрации протеста, застрелив несколько десятков ирландцев [39]. В Англии полиция время от времени добивается признания у подозреваемых в терроризме или уличает их
свидетельскими показаниями. Первоначальный результат этого - приговор и тюремное заключение, но затем обычно следует длительная кампания протеста против судебной ошибки, и в конечном итоге все нарушения закона, допущенные полицией, исправляются. В 90-е годы в газетах появилась серия статей, посвященных "моральной нечистоплотности" некоторых членов палаты, использовавших служебное положение в личных целях. В ответ правительство образовало специальный орган, призванный следить за соблюдением норм общественными деятелями, а в парламенте появилась должность уполномоченного по этим вопросам, который должен расследовать жалобы на отдельных членов палаты вне зависимости от того, какая партия имеет в ней большинство. На выборах 1997 г. избиратели впрямую выступили против двух парламентариев, обвиненных в том, что они получали деньги за внесение запросов в палату, - оба были забаллотированы. Отсутствие реакции правительства на представления парламента побуждает широкие массы общества к протесту, однако легитимность власти означает, что этот протест обычно не преступает границ закона (рис. 8.3). 92% англичан утверждают, что готовы выразить свое недовольство проводимой политикой, подписав соответствующую
петицию; почти 50% готовы участвовать в мирной демонстрации протеста. Большинство отвергает действия, выходящие за рамки закона: лишь 29% согласны участвовать в неразрешенной забастовке, 12% - захватить в знак протеста по тому или иному поводу завод или иное здание. Протестный потенциал англичан ниже, чем у французов, и такой же, как у граждан ФРГ. Кроме того, англичане склонны поддержать власти в том случае, если они решатся принять крутые меры против незаконно протестующих групп. Культура как фактор сдерживания политики Возможности британского правительства ограничены нормами культуры, определяющими, что могут и чего не могут делать власти. Как выразился один из членов Высокого суда: "В конституции этой страны нет гарантированных или абсолютных прав граждан. Свободу британцев охраняют их собственный здравый смысл и давно разработанная система представительного ответственного правления" [40]. Ценности политической культуры сужают спектр публичной политики. Так, например, культурные нормы, касающиеся свободы слова, исключают появление политической цензуры. Они же затрудняют правительству принятие и введение в действие законов, которые защищали бы королевскую семью от агрессивного вмешательства журналистов и фотографов в ее частную жизнь. Однажды это привело к роковым последствиям - автомобиль принцессы Дианы, на высокой скорости преследуемый репортерами, разбился. В 60-е годы - время увлечения свингом - были отменены законы против гомосексуализма, легализованы аборты, а появившийся позже СПИД стал восприниматься просто как болезнь, а не как нечто постыдное, из чего следует извлечь урок. Доминирующие в обществе ожидания, относящиеся к сфере культуры, диктуют и поведение политических деятелей. Вне зависимости от того, кто за какую партию голосует, огромное большинство британцев считают, что правительство должно развивать и совершенствовать системы образования, здравоохранения и социального обеспечения. В наши дни уровень социальной политики сильнее всего ограничивается практическими соображениями. Экономические ресурсы не беспредельны, и даже в том случае, если экономика находится на подъеме, у правительства не хватает денег на такие находящие всеобщую поддержку программы, как, например, развитие здравоохранения.
Политическая социализация Социализация оказывает политическое воздействие на разделение труда. Дети в очень раннем возрасте узнают о социальных различиях, имеющих прямое отношение к политике: малая их часть проникается к ней интересом, гораздо большая - остается глубоко безразлична. Взрослый опыт модифицирует предпочтения, возникающие у человека к тому времени, когда он получает право голоса. Британскому гражданину средних лет приходилось участвовать в пяти-шести всеобщих выборах, и потому он склонен оценивать политические перспективы в свете того, что уже успел узнать. Семья и пол Хронологически первым оказывается влияние семьи: политические пристрастия, усвоенные в семье, переплетаются с первичными семейными привязанностями. Ребенок может и не знать, какие именно принципы отстаивают лейбористы или консерваторы, но для идентификации партии достаточно, что за нее голосуют "папа с мамой". Семья оказывает на выбор голосующего достаточно ограниченное влияние: 36% не знают, как обычно голосуют отец, мать или они оба, как не знают и того, не за соперничающие ли партии они голосуют. Более половины тех, кому известно, какую партию поддерживают его родители, голосуют так же, как они. Во всей совокупности электората только 35% опрошенных ответили, что знают, как голосуют их родители (оба), и голосуют за ту же партию [41]. Как правило, дети получают от родителей и конфессиональную идентификацию. Если не считать Северную Ирландию, исповедуемая религия в наши дни уже не оказывает сколько-нибудь значительного воздействия на выбор голосующего, и в Англии нет групп, сопоставимых с американскими религиозными "правыми". Дети узнают о различных социальных ролях в соответствии со своим полом, хотя взрослые мужчины и женщины имеют равные избирательные права. Обе ведущие партии продемонстрировали стремление привлечь на свою сторону женщин, что доказывается принятием в 1976 г. закона, запрещающего дискриминацию по половому признаку при трудоустройстве. Этот парламентский акт был подготовлен консерваторами, а введен в действие лейбористами.
В настоящее время все политические партии стараются снискать симпатии женщин, поскольку те составляют большинство электората. Впрочем, предпринимаются усилия, чтобы не обидеть мужчин, - они, хоть и в меньшинстве, но все же составляют 48% избирателей. О чем бы ни говорили политические деятели - об экономике, социальной помощи или международных делах, они обычно стремятся выделить аспекты, одинаково важные и для мужчин, и для женщин. На всех общенациональных выборах голоса тех и других распределяются между партиями примерно одинаково. У мужчин и женщин - сходное отношение к политическим вопросам, по большинству которых женщины, как и мужчины, делятся на два противоположных лагеря. Например, больше половины женщин и половина мужчин выступают за смертную казнь, а против нее в каждой группе высказывается меньшинство, хотя и значительное (рис. 8.4). Даже по отношению к таким вопросам, как демонстрация в СМИ обнаженного тела и сексуальных сцен, расхождение между группами составляет 20% и у мужчин, и у женщин. Как видим, различия полов являются для приверженности к той или иной партии менее определяющими, чем классовые или образовательные различия. Однако мужчины и женщины по-разному участвуют в политической деятельности. Хотя женщины составляют более половины электората, мужчины почти в два раза чаще занимают должности муниципальных советников. Женщины составляют почти половину государственных служащих, но практически все они - работники низового звена, ответственные должности занимают менее 10%. На парламентских выборах 1997 г. было выдвинуто рекордное число основных кандидаток, и все же мужчины-кандидаты превосходили их более чем вчетверо. В палату было избрано беспрецедентно много женщин - 119, однако британский парламент более чем на четыре пятых состоит из мужчин. Пять женщин вошли в состав первого кабинета Блэра, но на заседаниях правительства они остаются в меньшинстве [42]. Образование В школе детям внушают, что, хотя у разных людей - разный уровень умственного развития, голоса всех избирателей "весят" одинаково. Однако британская система образования традиционно ориентирована на неравенство. Некогда было сочтено, что большинству населения нужен лишь минимум знаний: самые старые из нынешних избирателей завершили образование в четырнадцать, а те, кто чуть помоложе, - в шестнадцать лет. Лишь малую часть населения составляют люди высокообразованные - они претендуют на главные роли в политической жизни страны, и того же ожидает от них общество.
В рамках государственной системы образования значительная часть детей ходит в "общеобразовательные" начальные школы, куда принимают с любым уровнем способностей. В школе ученики подразделяются на два "потока": первый, или академический, дающий подготовку к университету, и второй, завершающийся экзаменами, после которых можно продолжить обучение на более высоком (в сравнении со "средней" американской школой) уровне. Многие довольствуются лишь начальным образованием. В Англии существуют так называемые привилегированные закрытые частные средние школы ("public schools"). Туда также принимают детей, по-разному одаренных от природы, в том случае, если их родители в состоянии вносить высокую плату за обучение. Примерно 6% юных англичан учатся в подобных частных школах, и абсолютное большинство выпускников затем находят себя либо в промышленности, либо в богословии, юриспруденции, медицине. Если раньше среди членов Кабинета доминировали выпускники Итона, Хэрроу и других знаменитых частных школ, то сейчас таких среди парламентариев насчитывается меньше половины. Высокое положение в политической элите часто занимает тот, кто "близок к низам", а это доказывается учебой в государственной средней школе. Характерен пример Джона Мейджора и его непосредственных предшественников на посту главы Кабинета - как лейбористского, так и консервативного. Нынешний лидер консерваторов Уильям Хейг также посещал общеобразовательную школу, большинство выпускников которой не собирались продолжать образование в университете. В отличие от него премьер-министр Тони Блэр учился в Шотландии, в одной из лучших частных школ. Каждый четвертый из выпускников средних школ в той или иной форме продолжает образование. До тех пор пока в 1998 г. неолейбористское правительство не установило ежегодную плату в 1000 фунтов стерлингов (приблизительно 1600 долларов), обучение было бесплатным. Еще несколько десятилетий назад в Англии было ограниченное число университетов; в 1956 г. половина всех британских студентов училась либо в Оксфорде, либо в Кембридже, либо в Лондонском университете. В 60-х годах появилось много новых университетов, а в 90-х годах статус университетов получило значительное количество политехнических институтов, где по образцу колледжей США академическая подготовка сочеталась с узкопрофессиональной. Однако сейчас подавляющее большинство учебных заведений, именующих себя университетами, считается непрестижными. Структура британской системы образования прежде наводила на мысль о том, что чем человек образованнее, тем вероятнее его принадлежность к консерваторам. Ныне положение изменилось. Люди с университетским (или аналогичным ему) дипломом менее склонны голосовать за консерваторов, нежели люди, получившие начальное образование. Наиболее высокообразованное меньшинство делит свои симпатии между тремя основными политическими партиями, причем либеральные демократы почти не отстают от консерваторов и лейбористов. Самыми рьяными сторонниками консерваторов оказываются люди, и по образованию, и по занимаемой должности находящиеся на среднем уровне. Образование очень тесно связано с активной политической деятельностью. Чем лучше полученное человеком образование, тем больше у него шансов сделать карьеру в политике. Люди с начальным образованием составляют более половины электората, однако среди муниципальных советников таких - менее половины, а среди членов палаты - менее 2%. Среди парламентариев 70% - выпускники университетов, хотя по стране в целом процент этой категории сравнительно мал. Возникновение новых университетов нарушило доминирование Оксфорда и Кембриджа: если в 1964 г. более трех пятых всех парламентариев окончили эти университеты, то в 1977 г. более трех пятых - нет. То обстоятельство, что высокие политические посты занимают выпускники многих и разных британских университетов, свидетельствует о том, что власть из рук тех, кто обладал ею по праву рождения (аристократов), переходит к тем, кто претендует на нее по праву компетентности и профессионализма. Класс Термин класс может относиться и к профессиональному статусу, и служить кратким обозначением совокупности таких факторов, как доход, образование, род занятий и образ жизни. В Англии профессиональная деятельность - наиболее часто используемый показатель принадлежности к тому или иному классу. Людей, занятых физическим трудом, относят к рабочему классу, людей умственного труда - к среднему классу. Соперничество двух партий традиционно облекалось в классовые понятия: консерваторы считались партией среднего класса, а лейбористы - партией рабочих. (Верхушка общества, или аристократия, по наследству получающая титулы, земли и иногда - деньги, слишком немногочисленна, чтобы оказывать влияние на исход выборов.) То обстоятельство, что в Англии понятие "класс" приобрело относительную важность, можно, помимо прочего, объяснить и отсутствием (не в пример США, Канаде или Северной Ирландии) значительных расовых, религиозных, языковых различий между группами британского общества. Взаимоотношения класса и партии носят ограниченный характер. На выборах 1997 г. ни одна партия не набрала больше половины голосов представителей среднего класса, а за лейбористов проголосовали ровно 50% квалифицированных рабочих (табл. 8.3). Лишь две пятых от общего числа избирателей составили "консерваторы" из среднего класса и "лейбористы"-рабочие, что можно объяснить предвыборной тактикой обеих партий, апеллировавших к обоим классам одновременно. Либеральные демократы и более мелкие партии получили чуть больше пятой части голосов каждого класса. Существуют три основные причины того, что связи между классом и партией выражены слабо. Лишь каждый седьмой представитель среднего класса соответствует сложившемуся стереотипу (человек умственного труда, с образованием выше среднего, домовладелец, не член профсоюза, по субъективному самоощущению относящий себя к среднему классу) или соответственно стереотипу представителя рабочего класса. У большинства британцев сочетаются характерные черты обоих классов. Эта "смешанная" группа постоянно увеличивается, по мере того как экономические изменения приводят к изменению соотношения между работниками физического и умственного труда: доля первых уменьшается, а вторых - растет. Представители многих профессий (например, технические специалисты и вспомогательный административный персонал) ныне имеют неопределенный классовый статус и столь же неопределенные избирательные предпочтения. Помимо профессиональной деятельности, на симпатии избирателей оказывает воздействие и социально-экономический уклад. На каждом уровне классовой структуры члены профсоюза скорее отдадут свои голоса лейбористам, нежели консерваторам. Жилищное строительство создает некую общность людей, в политическом отношении не индифферентных: около одной шестой части избирателей проживают в муниципальных домах и потому осознает себя и своих соседей Социальные различия и голосование на выборах 1997 г.
Источник: MORI, results of 13,544 interviews with the electorate conducted during the 1977 election campaign between March 21 - April 29, 1997. For details, see British Public Opinion, 20, Nos. 3/4, p. 2. The four classes are AB, Cl, C2 and DE. членами особой социальной группы. Более трех пятых арендаторов муниципального жилья голосуют за лейбористов, тогда как домовладельцы, независимо от классовой принадлежности, обычно поддерживают консерваторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|