Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое будущее Китая




В этом очерке, описывающем политическую систему Китая, доминируют два аспекта. Первый: несмотря на весьма значительную экономическую либерализацию и зарождающуюся политическую институционализацию, политика КНР проводится в рамках системы, которая по-прежнему сохраняет основные черты партийного коммунистического государства. Второй: бурные изменения в экономике, политическом устройстве и структуре общества, изменения, многие из которых теперь уже, как представляется, вышли из-под контроля руководителей государства, являются как "побочным следствием" реформ, так и непосредственным результатом политики реформирования. Первый аспект не позволяет с чрезмерным оптимизмом расценивать политическое будущее Китая - ценности либерализма и демократии восторжествуют там еще не скоро. Второй напоминает нам, что сценарий того политического будущего, которое ждет Китай, создается не только коммунистическими лидерами страны.

В новом веке Китай непременно столкнется с целым рядом ключевых вопросов, решение которых в значительной мере будет определять его развитие. Возможно ли создание "организационных и рабочих систем", обеспечивающих экономический рост и гарантирующих невозможность политического произвола, в рамках партийного коммунистического государства? Лидеры КНР одобрительно смотрят на восточно-азиатские модели политических структур, где политический авторитаризм сочетается с экономическим либерализмом, однако сомнительно, чтобы опыт маленького Сингапура, например, пригодился исполинской политико-экономической системе Китая. Более того, эти модели оказались "проницаемы" для процессов демократизации, которые категорически неприемлемы для пекинского руководства.

Конец XX столетия стал во всем мире эрой демократизации, которая во многих странах явилась следствием революций, свергнувших коммунистические режимы, возникшие раньше, чем в Китае. Каковы же перспективы установления демократии в Китае? Докатится ли и до него в начале XXI в. "третья волна" всемирной демократизации?

Без сомнения, либерально-демократические идеалы и процедуры бесконечно чужды китайской культуре. В истории Китая мы не найдем примеров демократического правления, а в культурной традиции - стремления защитить права личности путем контролирования государственной власти. Таким образом, ни прошлый опыт этой страны, ни ее культурная традиция не внушат оптимизма тем, кто ищет ростки демократизации в Китае. И все же во многих странах Восточной Азии, где, подобно Китаю, отсутствовали историческая и "цивилизационная" предпосылки демократизации, авторитаризм не сумел сохраниться в неприкосновенности под натиском модернизации экономики. Впрочем, даже если Китай сохранит прежние темпы экономического роста, он на протяжении еще многих лет будет отличаться от этих стран. В крупных городах и в прибрежных регионах средний класс постепенно достигнет процветания, но "сельскому Китаю" еще долго суждено будет оставаться относительно бедным.

На протяжении нескольких десятилетий после начала реформ рядовые граждане КНР осознавали, что партия требует от них меньше, а дает больше. В отличие от стран Восточной и Центральной Европы, где коммунистические партии получили (и удерживали) власть с помощью советских штыков, КПК имеет свои местные органично-национальные корни, и это уменьшает вероятность того, что режим падет в результате чего-то подобного массовому недовольству, которое свергло правительства "социалистического блока". Больше шансов, что КПК по-прежнему будет трансформировать страну и, чтобы сохранить власть, трансформироваться сама. Будущее покажет, произойдет ли так, что эти перемены, накапливаясь, создадут в конце концов "критическую массу", которая ниспровергнет идеологическую основу режима - ленинизм.

Рекомендуемая литература

Байт, Richard. Burying Мао: Chinese Politics in the Age of Deng Xiaoping Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994.

Bianco, Lucien. Origins of the Chinese Revolution, 1915-1949. Stanford, CA: Stanford University Press, 1971.

Chang, Jung. Wild Swans: Three Daughters of China. New York: Anchor, 1991.

Goldman, Merle, Roderick MacFarquhar, eds. The Paradox of China's Post Mao Reforms. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1999.

Hamrin, Carol Lee, Suisheng Zhao, eds. Decision-Making in Deng's China Perspectives from Insiders. Armonk, NY: M. E. Sharpe, 1995.

Harding Harry. A Fragile Relationship.The United States and Chinasince 1972. Washington: Brookings Institution, 1992.

Lampton Daud M., ed. Policy Implementation in Post Mao China. Berkeley: University of California Press, 1987.

Lardy, Nicholas R. China's Unfinished Economic Revolution. Washington: Brookings Institution, 1998.

Lieberthal, Kenneth. Governing China. New York: Norton, 1995.

Liebertnal, Kenneth, Micnel Oksenberg. Policy Making in China Leaders, Structures, and Processes. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1988.

Lo, Carlos Wing hung. China's Legal Awakening Legal Theory and Criminal Justice in Deng's Era. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1995.

MacFarquhar, Roderick, ed. The Politics of China: The Eras of Mao and Deng, 2nd ed. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1997.

Misra, Kalpana. From Post-Maoism to Post-Marxism: The Erosion of Official Ideology in Deng's China. New York: Routledge, 1998. Ideology in Deng's China. New York: Routledge, 1998.

Naughton, Barry. Growing Out of the Plan: Chinese Economic Reform, 1978-1993. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996.

Oi, Jean C. Rural China Takes Off Institutional foundations of Economic Reform. Berkeley: University of California Press, 1999.

Solinger,Dorothy J. Contesting Citizenship in Urban ChinaPeas ant Migrants, the State, and the Logic of the Market. Berkeley: University of California Press, 1999.

Spence, Jonathan D. The Search for Modern China. New York: Norton, 1990. Tanner Murray Scot. The Politics of Lawmaking in Post-Мао China: Institutions, Processes and Democratic Prospects. Oxford, England: Clarendon Press, 1998.

White Lynne Т., HI. Policies of Chaos: The Organational Causes of Violence in China's Cultural Revolution. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1989.

Wong Jan. Red China Blues. Sydney, Australia: Doubleday, 1996.

Примечания

  1. Самое раннее и наиболее полное выражение этих взглядов содержится в работе Дэна Сяопина "On the Reform of the System ot Party and State Leadership", August 18, 1980, in Selected Works of Deng Xaoping, 1975- 1982 (Beijing Foreign Languages Press, 1984) pp. 302-25.
  2. Вопросы истории Китая, начиная с XVII в. (конец династии Минь) и до 80-х годов XX в. исчерпывающе и доступно изложены в: Jonathan D. Spence. The Search for Modern China (New York: Norton, 1990).
  3. R. H. Tawney, Land and Labour in China (London: Alien and Unwin, 1932).
  4. Более подробно об этом см.: Lucien Bianco, Origins of the Chinese Revolulion 1915-1949 (Stanford, CA: Stanford University Press, 1971).
  5. Классическая политическая биография Мао Цзэдуна принадлежит перу Edgar Snow, Red Star over China (New York: Grove Press, 1968). Из многих замечательных исследований особого внимания заслуживает работа: Stuart R. Schram, see especially The Poltical Thought of Mao Tse-tung rev. ed. (New York: Prieger, 1969), The Thought of Mao Tse-tung (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1989), и его же биография Мао: Мао Tse-tung, rev. ed. (Harmondsworth, England: Penguin, 1967). После смерти Мао его политическое наследие получило разностороннюю оценку в книге: Dick Wilson ed., Mao Tse-tung in the Scales of History: A Preliminary Assessment (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1977).
  1. Богатый выбор статей, дающих общий обзор истории КПК, содержится в: Roderick MacFarquhar, ed., The Politics of China: The Eras of Mao and Deng, 2nd ed. (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1997). Постмаоистский период истории Китая освещен в исследовании: Richard Baurri, Burying Мао Chinese Politics in the Age of Deng Xiaoping (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994) и Harry Harding, China's Second Revolution: Reform after Mao (Washington: Brookings Institution, 1987).
  2. Всесторонний анализ такого понятия, как "политическая опека", дает книга: Robert A. Dahl, Democracy and Its Critics (New Haven, CT: Yale University Press, 1989), ch. 4. О ленинизме в целом - см. Alfred G. Meyer, Leninism (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1957).
  3. Mao Zedong, "Some Questions Concerning Methods of Leadership", in Selected Works of Mao Tse-tung, vol. 3 (Peking: Foreign Languages Press, 1965), pp. 117-122.
  4. I thank Mi Youlu, Managing Editor of Xiangzhen luntan [Township and town tribune] for these 1997 figures.
  5. См: Hsiao Pen, "Separating the Party from the Government", in Carol Lee Hamrin and Suisheng Zhao, eds., Decision-Making in Deng's China: Perspectives from Insiders (Armonk, NY: M. E. Sharpe, 1995), pp. 153-68.
  6. См: Manxin Pei, "Citizens v. Mandarins: Administrative Litigation in China", China Quarterly, No. 152 (December 1997): 832-62.
  7. Ряд ценных автобиографических и биографических сведений содержится в следующих исследованиях: Gordon A. Bennett and Ronald N. Montaperto, Red Guard: The Political Biography of Dai Hsiao-ai (Garden City, NY: Doubleday, 1971); Jung Chang, Wild Swans: Three Daughters of China (New York: Anchor 1991); Yuan Gao, Born Red Chronicle of the Cultural Revolution (Stanford, CA: Stanford University Press, 1987); Liang Heng and Judith Shapiro, Son of the Revolution (New York: Knopf, 1983); Anne F. Thurston, Enemies of the People: The Ordeal of the,Intellectuals in Chinas Great Cultural Revolution (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988); and Daiyun Yue and Carolyn Wakeman, To the Storm: The Odyssey of a Revolutionary Chinese Woman (Berkeley: University of California Press, 1985).
  8. О формах участия граждан в политической деятельности - см.: Tianjian Shi, Political Participation in Beijing (Cambridge, MA: Harvard Umversitv Press, 1997), ch. 2.
  9. О протестных движениях 70-80-х годов - см.: Andrew J. Nathan, Chinese Democracy (Berkeley: University of California Press, 1985); Michel Oksceberg, Lawrence R. Sullivan, and Mare Lambert, eds., Beijing Spring, 1989: Confrontation and Conflict, The Basic Documents, (Armonk, NY: M. L. Sharpe, 1990); Jeffrey N. Wasserstrom and Elizabeth J. Perry, eds., Popular Protest and Political Culture in Modern China: Learning from 1989 (Boulder, CO: Westview, 1992).
  10. Более подробно см.: Li Lianjiang and Kevin J. O'Brien, "Villagers and Popular Resistance in Contemporary China", Modern China 22, No. 1 (1996): 28-61; Kevin J. O'Brien and Li Lianjiang "The Politics of Lodging Complaints in Rural China", China Quarterly, No. 143 (September 1995): 756-83; and Kevin J. O'Brien, "Rightful Resistance", World Polities, 49, No. 1 (1996): 31-55.
  11. Подробное описание и вдумчивый анализ деятельности "ведущих малых групп" см.: Carol Lee Hamrin, "The Party Leadership System", in Kenneth G. Lieberthal and David M. Lampton, Bureaucracy Politics and Decision Making in Post-Мао China (Berkeley: University of California Press, 1992), pp. 95-124.
  12. См.: Divid M. Limpton, ed., Policy Implementation in Post-Мао China (Berkeley: University of California Press, 1987) and Kenneth Lieberthal and Michel Oksenberg Policy Making in China: Leaders, Structures, and Processes (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1988).
  1. Это официальные данные китайских статистических служб, которые, вероятно, завышают темпы экономического роста. По последним оценкам, среднегодовой рост ВНП составляет не больше 7,9%, тогда как официальная статистика называет 9,9%. Тем не менее КНР входит в число пяти стран с наиболее стремительными темпами экономического роста. См.: Nicholas R. Lardy, China's Unfinished Economic Revolution (Washington: Brookings Institution, 1998).
  2. Выражение "перерастать план" ввел в обиход Barry Naughton. См. его блестящий анализ стратегии экономических реформ в КНР: Growing Out of the Plan: Chinese Economic Reform, 1978-1993 (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996).
  3. См.: The excellent study by Judith Banister, "China: Population Dynamics and Economic Implications", in Joint Economic Committee, U.S. Congress, China's Economic Future: Challenges to U.S. Policy (Armonk, NY: M. E. Sharpe, 1997), pp. 339-60.

Остин Ренни

Глава 10

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
АМЕРИКИ

Население 285 млн человек (на 2000 г.)
Территория 3 675 031 кв. миль
Год обретения независимости 1776г.
Год принятия конституции 17 сентября 1787 г. (вступила в действие 4 марта 1789 г.)
Глава государства президент Уильям Джефферсон Клинтон*
Глава правительства президент Уильям Джефферсон Клинтон
Язык(и) английский, испанский (используется крупной группой национальных меньшинств)
Религия протестанты (56%), католики (28%), мусульмане (2%), мормоны (2%), иудеи (2%), атеисты (10%)

И Англии не знает тот,
Кто только Англию и знает.

Редьярд Киплинг [1]

Может возникнуть вопрос: "Зачем в книгу, посвященную сравнительной политологии, включена глава о Соединенных Штатах?" Одна из причин этого заключалась в том, что большая часть ее читателей, равно как и авторов, - американцы [2], а следовательно, политика, проводимая этой страной, влияет на нашу жизнь сильней, чем

политика любой другой страны. Более того, сколь бы ничтожной ни казалась нам наша возможность влиять на действия нашего правительства, она, без сомнения, обширней возможности влиять на действия правительств других стран.

И приведенные в эпиграфе слова Киплинга с полным правом можно отнести и к Америке. Разумеется, существует множество прекрасных исследований американской политической системы, написанных американскими авторами для американских студентов. Но почти все они никак не соотносят реалии Соединенных Штатов с реалиями других стран, не говоря уж об их систематизированном сопоставлении. Будем надеяться, что, рассматривая американскую политическую систему под особым углом зрения - определяя черты ее сходства и различия с политическим устройством других стран, мы сумеем отвести от себя упрек Киплинга. Кроме того, это поможет нам понять, каким образом своеобразие американской политики способно негативно воздействовать на готовность Соединенных Штатов достойно решить те грандиозные проблемы, которые поставит перед ними новое тысячелетие.

Задачи дня

После того как в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и завершилась "холодная война", Соединенные Штаты остались единственной на планете сверхдержавой. Этот переворот в мировой политике одни важнейшие проблемы, стоявшие перед американским правительством, решил, а актуальность других - сделал несколько менее жгучей. Но это не значит, что они сняты с "повестки дня". В третьем тысячелетии Америке предстоит, без сомнения, ответить на следующие политические вызовы.

В области внутренней политики одной из первоочередных остается проблема экономического и социального статуса афро-американцев - проблема, терзающая американский народ от самых истоков его становления. Несмотря на то что нынешнее поколение чернокожих американцев по многим аспектам значительно благополучней, чем предшествующее, они по-прежнему отстают от белых - у них ниже совокупный семейный доход, уровень образования и продолжительность жизни, хуже жилищные условия, они чаще совершают преступления и в среднем отбывают более длительные сроки тюремного заключения, их семьи менее стабильны, они больше подвержены таким болезням, как СПИД и рак предстательной железы. В начале второго срока своего президентства Билл Клинтон призвал начать диалог (и сам принял в нем участие) по расовым проблемам, и возникшая в результате этого полемика о том, в какой мере соответствуют конституции так называемые "позитивные действия" (система льгот

и привилегий, которые получают представители расовых и национальных меньшинств при устройстве на работу, при получении образования и т.п.) и насколько они эффективны, продолжится, без сомнения, и в XXI в.

Среди внутриполитических - такие хорошо знакомые и разноплановые проблемы, как "война с наркотиками", введение единых общенациональных экзаменов, призванных унифицировать образовательные стандарты, необходимость сочетать защиту окружающей среды с развитием экономики, острейший конфликт между сторонниками и противниками запрещения абортов.

В конце XX в. американская экономика, и без того не имевшая себе равных в мире по темпам и объему промышленного производства, переживала подъем, какие редко случались в истории. Но и в этой сфере остается целый ряд нерешенных вопросов, затрагивающих и экономику, и политику. Один из них - это сложная, порой запутанная и иногда несправедливая налоговая система, давно нуждающаяся в проведении реформ, диапазон которых колеблется от введения единой ставки подоходного налога и умещающейся на одной странице налоговой декларации (Форма 1040) до федерального налога с продаж. Другой - это создание всеобъемлющей системы медицинского страхования, которая сможет совладать с повышением расценок на медицинские услуги и, следовательно, позволит всем американским гражданам получать требующееся им лечение. Третий - способ сохранить равновесие национального бюджета даже в те периоды, когда экономика переживает спад и не в силах пополнять казну рекордными налоговыми отчислениями.

Можно не сомневаться, что Соединенные Штаты и в начале XXI в. останутся самой могущественной страной в мире и лидером тех сил, которые поддерживают демократические режимы и рыночную экономику. Однако едва ли это должно становиться поводом для раздувания национальной спеси, поскольку положение Соединенных Штатов породит целый ряд внешнеполитических проблем, которые хоть и отличаются от тех, с которыми сталкивалась страна в период "холодной войны", но не уступают им в сложности. Например, Соединенные Штаты недавно инициировали прием в полноправные члены НАТО трех стран бывшего "социалистического лагеря" - Чешской Республики, Польши и Венгрии. Вступления в НАТО упорно добивается ряд других государств, и США придется сказать решающее слово в дискуссии о том, каков должен стать характер и статус Североатлантического альянса и каковы критерии отбора его потенциальных членов. Администрация США, вероятно, и впредь будет реализовывать многие направления своей внешнеполитической деятельности не на собственный страх и риск, а через многосторонние акции, т.е. в составе НАТО и под эгидой ООН, но в этом случае придется выплатить полностью или большую часть тех средств, которые США

задолжали ООН (а это полтора миллиарда долларов), если ООН по-прежнему останется эффективным проводником американской внешней политики. Вместе с США Британия, Франция, Китай и Россия входят в члены "клуба ядерных держав" (предполагается, что необходимыми возможностями для производства ядерного оружия обладает и Израиль). В 1998 г. "клуб" пополнился Индией и Пакистаном; существуют также веские основания считать, что возглавляемый Саддамом Хусейном Ирак вплотную подошел к созданию ядерного оружия. Таким образом, число государств, способных нанести ядерный удар, возросло до 8 или 9, и, следовательно, все проблемы нераспространения ядерного оружия и разоружения усложнились. Соединенным Штатам как единственной в мире ядерной сверхдержаве волей-неволей придется взять на себя главную роль в поисках решения этих проблем.

Приведенный нами краткий и неполный перечень тех первоочередных внешне- и внутриполитических вызовов, на которые США должны будут в новом столетии дать достойный ответ, призван подчеркнуть важность, а в ряде случаев и огромную сложность порождаемых ими проблем. Давайте посмотрим, в какой мере политическая система США приспособлена для их решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...