Современные принципы и функции государственного регулирования хозяйствующих субъектов
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Роль государства в рыночной экономике значительно меньше, чем в центральноуправляемой, оно может само корректировать негативные последствия рыночных отношений, стимулировать ту или иную деятельность или управлять экономическими процессами с помощью налогов и субсидий. Кроме того, государственное регулирование рыночной среды обязательно в сфере охраны окружающей среды, защиты человеческого достоинства и защиты потребителей. В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры», а именно правовые основы предпринимательской деятельности и непосредственный контроль за соблюдением законодательства. Во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования субъектов хозяйствования, в частности, утверждение единых общих правил поведения хозяйствующих субъектов, установление различных правовых «режимов», льгот для отдельных предприятий или отраслей производства, а также использование индивидуальных административных актов управления. В-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. В качестве основных принципов организации деятельности отраслевых и межотраслевых органов федерального правительства в отношении предпринимательства могут рассматриваться следующие: – соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуществления промышленной, инвестиционной и научно-технической политики, институциональных и экономическим реформ; – обеспечение эффективного организационного взаимодействия центральных и региональных органов в связи с выполнением задач по поддержки предпринимательства;
– обеспечение надежности и устойчивости структуры государственного управления по поддержке предпринимательства. В соответствие с указанными принципами, Б.З. Мильнер выделяет следующие блоки государственных функций, которые должны исполнять органы федеральной исполнительской власти, регулирующие развитие материального производства: 1) поддержка предпринимательства и становление рыночных отношений (формирование нормативно-правовой базы, привлечение коммерческих структур к реализации государственных программ и заказов, развитие рыночной инфраструктуры, предоставление гарантий иностранным инвесторам, открытие предпринимателям доступа к кредитам, консультационно-методическая деятельность); 2) разрешительные функции (формирование и размещение государственных заказов, их ресурсное обеспечение, квотирование, лицензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюджетных фондов); 3) контрольно-запретительные функции (государственное инспектирование, приостановление деятельности предприятий, экономические и административные санкции, введение норм безопасности, антимонопольные меры); 4) прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащие приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства; 5) аналитические функции (анализ и оценка состояния отраслей, выявление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и др.); 6) информационные функции (разработка и предоставление информации о прогнозируемых потребностях населения и экономики, степени удовлетворения спроса, складывающихся пропорциях и т.п.); 7) формирование и реализация научно-технической политики (определение приоритетных направлений развития техники и технологии, организация научных исследований, технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической документации, финансирование);
8) подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур (формирование и функционирование сети центров обучения); 9) координирующие действия в области взаимосвязи региональных рынков, межгосударственных отношений, а также участие во внешнеэкономических связях. В заключение отметим, что в настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь России определяется, главным образом, конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями, условными экономическими расчетами. До тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться от западных прототипов[31].
Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию организаций. 2. В чем состоит основная цель деятельности некоммерческих организаций? 3. Основное отличие общественных организаций от хозяйственных. 4. Перечислите виды хозяйственных организаций. 5. Чем привлекательны хозяйственные товарищества? 6. В чем отличие ОАО от ЗАО? 7. В чем особенность унитарных предприятий? 8. Перечислите основные формы интеграции предприятий. 9. Какова роль государства в рыночной экономике? 10. Перечислите функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам.
Рекомендуемая литература
1. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 480 с. 2. Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168 с. 3. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение учебного пособия рассмотрим современные тенденции развития организаций и ряд новых теоретических разработок по данной дисциплине. К таковым относят реинжиниринг, концепцию внутренних рынков корпораций и теорию альянсов. Реинжиниринг представляет собой перестройку на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. В рамках данной теории рассматриваются новые направления повышения эффективности организации, возможности матричных структур, комплексных целевых программ, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности. Как отмечает Б.З. Мильнер, это и теория и методы комплексного оздоровления корпораций с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов организации.
Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков) характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватывать все подразделения, которые становятся автономными звеньями, участвуют во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Согласно этой концепции, подразделения организации имеют широкую экономическую самостоятельность, могут оперативно вносить изменения в производство товаров и услуг, во всю систему отношений с потребителями. На этой основе, и с использованием информационных технологий, формируются сетевые организации и виртуальные корпорации. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления) обосновывает интеграционные процессы в управлении, ориентирует на более эффективное использование всех видов ресурсов (в т.ч. научно-технических, инвестиционных, финансовых), что закономерно приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. К ним относятся горизонтальные корпорации, стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумы, холдинги, хозяйственные ассоциации и группы. Рассмотренные теоретические разработки активно внедряются в современную практику управления. В большей или меньшей степени находят применение в различных организациях такие направления как: децентрализация управленческих, производственных и сбытовых операций; диверсификация производства; дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала; развитие горизонтальных связей, ориентация на предвидение; интеграция и перекрещивание функций; глобализация, распространение информационных технологий; гибкость и адаптивность; усиление роли инноваций и корпоративной культуры.
Глоссарий
Внешняя среда организации – это факторы окружающей среды, оказывающие непосредственное или косвенное влияние на развитие организации. К ним относят конкурентов, потребителей, поставщиков ресурсов, научно-технический прогресс, состояние экономики региона и страны, политические изменения, социально-культурную среду и др. Внутренняя среда организации – это внутренние переменные организации, ситуационные факторы, которые обеспечивают ее развитие и устойчивость изнутри. К ним относят персонал, структуру управления, используемые технологии, цели, задачи, организационную культуру и др. Децентрализация – один из методов руководства коллективом, при котором руководитель значительную часть полномочий по управлению передает непосредственным исполнителям, что стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности. Децентрализация связана с участием персонала в управлении. Диапазон контроля (охват контролем, сфера контроля) - число подчиненных у конкретного руководителя. Жизненный цикл организации -предсказуемые изменения состояния организации в течение определенного времени. Согласно концепции жизненного цикла все организации последовательно проходят три основные фазы: становления, развития и угасания. Задачи – работа, которая должна быть выполнена в заранее оговоренные сроки с предписанным качеством. Последовательное выполнение задач ведет к достижению поставленных целей. Иерархия – расположение частей или элементов системы в порядке от высшего уровня к низшему. Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Координация – одна из функций управления, направленная на обеспечение взаимосвязи действий управляющего и производственного персонала, согласование действий, проведение управленческих решений в соответствие с поставленными целями и задачами. Миссия – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, это своеобразная философия, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности. Моделирование – один из методов теории познания, основанный на исследовании явлений, процессов путем создания их моделей.
Мотивация – побуждение, стимулирующие деятельность человека или коллектива, направленные на достижение индивидуальных потребностей или общих для организации целей. Неформальная организация – организация, в рамках которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера. Организационная культура – совокупность правил, норм поведения, традиций, символов, которые отличают организацию от других, способствует внутренней интеграции и внешней адаптации. Организационная структура управления (ОСУ) – совокупность подразделений между которыми установлена система взаимосвязей, призванная обеспечить реализацию различных видов работ, функций для достижения целей организации. Организационные коммуникации – социальное взаимодействие между двумя и более субъектами путем непосредственного общения и обмена информацией с использованием соответствующих средств. Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Прогнозирование – метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения о будущем с целью его определения. Процедура – описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Регламентация – контроль за соблюдением правил, регулирующих порядок и время проведения мероприятий и действий. Реорганизация – преобразование, переустройство организационной структуры управления предприятием, при сохранении основных средств и производственного потенциала предприятия. Синергия (с лат. содружество) - существенное усиление или ослабления потенциала какой либо материальной системы. Результат работы системы может быть существенно больше или меньше простой суммы составляющих ее частей. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, которые образуют единое целое. Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования предстоящих решений по сложным проблемам. Системный подход – методология научного познания и социальной практики, в составе которой лежит рассмотрение объектов как системы. Применительно к социальной организации системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности организации и обеспечивающих ее развитие факторов, выявление и учет многообразных связей организации с внешней и внутренней средой и сведение их единую структуру. Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Субординация – служебное подчинение младшего старшему, исполнение правил служебной дисциплины. Теория организации – наука, система принципов, идей, обобщающих практический опыт и закономерности развития социальных организационных систем различного уровня. Технология – средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Формализация – степень использования заранее установленных правил и процедур. Формальная организация - зарегистрированная в установленном порядке организация, в которой в полной мере используются установленные правила и процедуры. Хозяйственная организация – это организация, главной целью которой является извлечение прибыли. Цель организации – это планируемый и желаемый результат деятельности организации, на достижение которого направлены усилия сотрудников Ценности – это представления человека, общества, социальной группы о главных и важных целях жизни, а также об основных средствах их достижения. Централизация – процесс концентрации власти в одних руках, в одном месте. Библиографический список 1. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с. 2. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. – М.: Прогресс, 1985. 3. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989. 4. Беляев, А.А. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М.: ИНФРА, 2000. 5. Богданов, А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология / А.А. Богданов. – М.: Экономика, 1989. 6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с. 7. Воробьев, Л.А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. – Мн.: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. – 200 с. 8. Гвишиани, Д.М. Организация и управление. /3-е переработ. и допол. издание / Д.М. Гвишиане. – М., 1998. 9. Глущенко, В.В. Менеджмент: системные основы. – 2-е изд. доп. испр./ В.В. Глущенко. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. – 224 с. 10. Диев, В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция / В.С. Диев. – Новосибирск, 1998. 11. Иванова, Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004. 12. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кнорринг. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с. 13. Колокнева, М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.В. Колокнева. – М.: Проспект, 2004. – 280 с. 14. Краковская, М.Я. Основы менеджмента / М.Я. Краковская. – Новосибирск: СибАГС, 2006. – 140 с. 15. Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. – 232 с. 16. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с. 17. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Мескон, А. Хедуори, Альберт. – М.: Дело, 1999. – 800 с. 18. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 480с 19. Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. – М.: ВШ, 1989. 20. Пригожин, А.И. Социология организаций / А.И. Пригожин. – М.: Наука, 1980. 21. Проблемы теории и практики управления. Журнал. 22. Рогожин, С.В. Теория организации: учеб. пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: Экзамен, 2003. – 320 с. 23. Сапожникова, Т.И. Теория организации: методические указания по выполнению курсовой работы / Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2002. 24. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А.Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с. 25. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: учебник / А.М. Сиолкин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 248 с. 26. Соловьев, С.В. Эволюция теории организации / С.В. Соловеева, О.С. Симагина. – Новосибирск: НАГС, 1998. – 160 с. 27. Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168 с. 28. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Контролинг, 1991. 29. Теория организации. Антология / Сост. В.Л. Семикова. – М.: Проспект, 2005. – 960 с. 30. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиева. – М.: Экономика, 2005. – 431 с. 31. Теория организации: учебник / под ред. Г.В. Атамчука. - М.: Изд-во РАГС, 2007. – 456 с. 32. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвинского. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 608 с. 33. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 558 с. 34. Управление – это наука и искусство (А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тейлор, Г. Форд). – М.: Республика, 1992. 35. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с. 36. Фокина, Т.П. Теория организации и организационное проектирование / Т.П. Фокина. – Саратов, 1998. – 326 с. 37. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. / Г.Форд – М.: Финансы и Статистика, 1990. 38. Франчук, В.И. Основы современной теории организации / В.И. Франчук. – М., 1995. 39. Фролов, С.С. Социология организации: учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с. 40. Хлызов, П.Г. Теория организации: учеб. пособие / П.Г. Хлызов, Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2000. – 99 с. 41. Barnard Ch. Defenition of Authory. – N.Y., 1952. – P. 25 - 27 42. March J., Simon H. Organizations. – N.Y., 1958. – P. 19 43. Blau P., Scott W. Formal Organizations. – L., 1979. – P. 8 44. Etzioni A. The comparative analysis of complex Organizations. N.Y., 1961. – P. 45 - 46.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ Организация как объект представляет собой целостный комп-лекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функцио-нирования и развития. Каждая организация имеет свои границы и состоит из следующих основных элементов: – материалов (природные ресурсы); – техники (машины, станки, оборудование); – кадров (управленческий и рабочий персонал); – информации (о внутренней и внешней среде); – ОУД – организационные условия деятельности (здания, свет, тепло, канализация т.п.); – финансов – это денежные средства, которыми располагает организация или может привлечь для выполнения своей деятельности. Финансы поступают на каждый элемент организации, и в итоге образуется готовый продукт, реализация которого позволяет успешно развиваться организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ В 1980 1990 2000 2010 Революционные изменения в технологиях, организации и лидерстве (учебник Б.З. Мильнера Теория организации)
Татьяна Ильинична Сапожникова
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие
Лицензия ЛР 020525 от 02.06.97 г. Редактор В.В. Негодяева Сдано в производство 23.06.2008 г. Форм. Бум. 60 х 84 1/ 16 Бум. тип № 2 Печать офсетная Гарнитура литературная Уч.- изд. л. 8,6 Усл.-печ. л. 7,9 Тираж 300 экз. Заказ № ____________________________________________________________ Читинский государственный университет 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30 ____________________________________________________________
РИК ЧитГУ
1 СПб.: Питер, 2004. – 395 с.; Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 480 с.; Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.; Франчук, В.И. Основы современной теории организации / В.И. Франчук. – М., 1995.; Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 168 с.; Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.; Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. – 232 с.; Хлызов, П.Г. Теория организации: учебное пособие / П.Г. Хлызов, Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2001. – 99 с.
2 Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука / А.А. Богданов. – М., 1989. [1] Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – С. 21. [2] Беляев, А.А. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М.: ИНФРА-М, 2000.
[3] Barnard Ch. Defenition of Authory. – N.Y., 1952. – P. 25 - 27. [4] March J., Simon H. Organizations. – N.Y., 1958. – P. 19. [5] Blau P., Scott W. Formal Organizations. – L., 1979. – P. 8 [6] Etzioni A. The comparative analysis of complex Organizations. N.Y., 1961. – P. 45 – 46. [7] Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. [8] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – С. 291. [9] Социальный менеджмент: учебник / под ред. Валового. - М., 2000. – С. 55. [10] См. более подробно Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов.- М., 2001 С. 67 – 73; Акимова, Т.А. Теория организации: учебник / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 89 – 91; Основы социального управления: учеб. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Валового. - М.,2000. [11] См. более подробно Акимова, Т.А. Теория организации.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- С. 90 - 91 [12] Еще «отцы менеджмента» А. Файоль и Л. Урвик выступали за строгое соблюдение верхнего предела числа подчиненных у одного руководителя. Урвик утверждал, что «идеальное число подчиненных у всех высших руководителей … должно быть равно четырем…», хотя «на самом нижнем уровне организации, на который делегируется ответственность за выполнение конкретных задач, а не за руководство, это число может составить 8 или 12». Это положение приобрело известность как принцип диапазона контроля.
[13] Более подробно см. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 83 – 86. [14] Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – С. 128. [15] Закон – это зависимость, которая либо отражена в законодательных документах; либо является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; либо получила признание и поддержку большинства ученых. [16] Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002.- С. 168. [17] Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. – С. 201 – 204. [18] Впервые понятие «штаб» было применено в армии Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). Основная идея состояла в разделении офицеров на две группы: планирующих сражение и управляющих солдатами. Первая группа офицеров являлась помощниками старших офицеров, вторую группу составляли строевые офицеры. [19] Иванова, Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004. - С.161 - 179. [20] Воробьев, Л.А. Основы управления производством / Л.А. Воробьев. - Мн.: МПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. С..13. [21] Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 1999. [22] Мильнер, Б. З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА – М, 1999. С. 137. [23] Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 214 - 215. [24] Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. [25] Более подробно см. Удальцова Социология управления. С.33 [26] Кричевский Р.Л.Если вы руководитель… - М., 1993. – С.49. [27] Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М: Гардарики, 2000. - С. 443.
[28] Соловьев, В.С. Теория организации: учебно-методический комплекс / В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС, 2003. - С. 29 - 67 [29] Смирнов, Э. А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А. Смирнов – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – С. 29-58 [30] Более подробно см. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2002.- С.
[31] Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 248.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|