Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Психологический смысл . Конструктивного подхода




§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 

КОНСТРУКТИВНОГО ПОДХОДА

Изложение и осмысление философских вопросов для практиче­ского психолога, вероятно, не самое увлекательное занятие. Но как отмечает В. Франкл («Смысл жизни», с. 125): «... Страдание перестает быть страданием... в тот момент, когда обнаруживается его смысл... ». Попытаемся вскрыть психологический смысл опи­санного выше конструктивного подхода как способа конструктив­ного поиска истины жизнеутверждающего взаимодействия, осо­бенно при восхождении от абстрактного к конкретному. При этом подчеркнем, что наше понимание конструктивного отличается, как это видно из текста, от логико-математического, отвлеченного, по сути, от самой идеи взаимодействия. Для психолога эта идея предполагает категории «внутреннего» и «внешнего», «натураль­ного» и «культурного», образы «Мы» и «не-Мы» («Они»). То или иное понимание сущности диадического взаимодействия становит­ся отправным пунктом психологических теорий. Для логико-мате­матического конструктивного направления, отрицающего принцип Аристотеля «тертиум нон датур» (третьего не дано), важен сам процесс построения новых конструктивных объектов с выходом к искусственному интеллекту. Подобно и К. Левин отстаивал идею конструктивного этапа в развитии всех наук, когда они кон­струируют собою новую мета-науку. Для психологов более акту­альна проблема конструирования человеческого личностного смыс­ла и развития субъективного начала в конструктивном направле­нии современной науки. При этом, разумеется, необходимо знание ответов на вопросы типа «что? » и «почему? », но подлинно психо­логическим является вопрос «как? », каким образом во взаимодей­ствии, взаимоотношении и взаимоотражении личность конструи­рует себя. Конструктивность поведения человека неотделима от его субъективной активности, иначе он становится несвободным. Свобода воли человека не исчерпывается понятием осознанной ис­торической необходимости и выражается в самой возможности конструктивной активности, благодаря которой человек реализует себя как личность.

Объяснение этой активности, поиск ответа на вопрос «как? », — достаточно сложная психологическая проблема. Ее решение часто подменяется описанием активности человека и процесса взаимо­действия, то есть ответами скорее внепсихологического типа, об­щими ответами типа «что наблюдается». Причины активности, на­ших неудач или успехов, отыскиваются при этом либо внутри ор­ганизма человека (например, в высшей нервной деятельности или в верховном «Я» (гумункулусе), располагающемся на почти уже строго установленных территориях мозга). Либо источник актив­ности располагается вовне человека, в ритмах и в созвездиях Все­ленной, — так сказать, «у роковой звезды».

По этому поводу Б. М. Величковский замечает: «Ярким приме­ром является проблема субъекта активности — проблема Юма. Попытки очертить круг функций, выполняемых гумункулусом, предпринятые, в частности, такими крупными авторами, как Ф. Эттнив (1961), У. Найссер (1967), Д. Деннет (1979) и М. Познер (1978) вызывают в памяти замечание Л. С. Выготского: «Одно из двух, или бог есть, или его нет... Ответы вроде того, что бог есть, но очень маленький... анекдотичны». («Совр. когн. психология», с 294).

На самом деле для всего живого источником активности явля­ются потребности, которые в идеале свободно реализуются. Они реализуются и при наличии тех или иных препятствий, которыми могут, например, стать обстоятельства жизни или эксперимента. Так, для животных, по Н. Бишофу, действует так называемый «Гарвардский закон научения» (цит. по Б. М. Величковскому, 1982, с. 39): «При наиболее строго контролируемых условиях (ла­бораторного эксперимента, — О. Е. ) проклятое животное делает то, что ему хочется».

Для человека тем более было бы психологически совершенно неверно искусственно направлять его активность так, чтобы она извне определилась как творческая и конструктивная. Можно соз­дать только обстоятельства, благодаря или вопреки которым че­ловек принимает решение действовать активно, самостоятельно, творчески наконец. В деятельности человека, где он действитель­но обнаруживает себя, по своему собственному решению, как субъ­ект в полном смысле этого слова), — только в такой деятельности обнаруживается, что конструктивность является органически при­сущим свойством человеческой активности. Конструктивность, на­правленность на нравственно-положительный результат всей человеческой деятельности, является условием сохранения, продол­жения и развития человеческого рода. Поэтому человека совер­шенно бессмысленно заставлять действовать творчески и конст­руктивно. Не нужно демонстрировать благие намерения, якобы направленные на всестороннее развитие и рост его личности. Вос­питатель или руководитель сам должен воспитывать только себя. Его функции в данном случае сводятся к тому, чтобы создать ус­ловия, при которых люди не мешают себе и окружающим добро­совестно работать, воплощая самих себя в себе и в продуктах своей совместной деятельности. Подобно, и психолог в своей ра­боте не должен оказывать человеку интеллектуальную, мораль­ную, материальную или даже сексуальную («лечение любовью») помощь: функции психолога заключаются не в проявлении себя более умным, более нравственным, более богатый или сильным, более «жертвенным» на алтаре психологии. Оставляя самому себе свои проблемы, достоинства и недостатки, психолог создает в сво­ей работе максимально возможные условия для самодеятельно­сти человека, в которой он сам оказывает себе помощь, обнару­живая в себе резервы, о которых " можно было бы судить только на основе специального изучения способностей. В этих специаль­ных вопросах, когда человек действительно направлен на само­познание, на самоисцеление или самовоспитание, психолог при­глашается человеком именно как специалист, психологически обеспечиващий технологию конструирования личности.

В народной мудрости эти специальные вопросы разрешаются тем, что в ее содержании чаще всего представлены утверждения, показывающие, каким человек вообще бывает, а не рекомендации, указывающие, каким он должен быть. Так утверждается не жест­кая, а достаточно свободная система воспитания поведения, поли­вариативная воспитательная система народа, конструктивная по своему смыслу, предполагающая необходимость субъективной творческой активности. Вариативность поведения, таким образом, не противоречит его конструктивности, — эта вариативность реаль­но обеспечивает человеку свободу его осознанной индивидуально-своеобразной и целесообразной конструктивной деятельности.

Формирование свойства конструктивности в активности чело­века обеспечивается не только в социальном наследовании, осу­ществляемом как поливариативное социальное взаимодействие людей. Это свойство конструктивности активность человека при­обретает и в его индивидуальном психическом развитии, — в то» плане, где социальное взаимодействие непосредственно уже не влияет. Для начала заметим, что все живое, в том числе и чело­век, существует и развивается не благодаря антагонизмам, а во­преки им. Неантагонистичность, проявляющаяся в положительном отрицании феномена жизни, и конструктивность в человеческой активности имеют не только психологическую, но и, еще ранее, физиологическую природу. Их глубина при этом не меньшая, чем глубина природы самой активности. И если потребности и моти­вация человека невозможны вне процессов ощущения и восприя­тия, то, по крайней мере, уже на уровне этих процессов, конструк­тивность должна обнаруживаться как свойство и активности, и восприятия.

Действительно, свойство конструктивности как раз и находите» там, где психолог-аналитик разобщает в исследовании восприятия два взаимодополняющих его свойства: избирательность и целост­ность. Это взаимодополнение на уровне объекта восприятия со­стоит в наличии постоянной возможности получать информацию не только о самом этом объекте, но и обо всем том, что в данный момент является лишь фоном данного объекта. Конструктивность восприятия объединяет в нем актуальную и потенциальную ин­формацию о его предмете, — в силу не абсолютного, «мертвого», но положительного отрицания предметом его фона. Практически это означает, что конструктивность восприятия вариативно прояв­ляется то как его избирательность, то как его целостность. Тако­ва логика эволюции восприятия, которая по своему предназначе­нию не может не быть оптимально отвечающим содержанию жиз­ненно важной информации. В организации содержания этой ин­формации восприятие является конструктивным.

Свойством конструктивности отражения, осуществляемого на уровне ощущений, объяснима необходимость раздвоения первич­ной чувствительности и парной деятельности важнейших анализа­торов (зрения, слуха, обоняния), а также явления функциональной ассимметрии в их эволюции к человеку. Асимметричность чело­веческого восприятия выступает положительным отрицанием сиимметрии внешнего мира и в то же время, — конструктивным про­образом асимметрии взаимодействия внутреннего и внешнего, субъекта и объекта.

То, что восприятие (а, следовательно, и активность как тако­вая в целом) конструктивны, становится предметом согласия и в зарубежной психологии. Известный американский психолог У. Найссер в книге «Познание и реальность» (с. 42) подчеркивает: «Восприятие, действительно, — конструктивный процесс... В каж­дый момент воспринимающим конструируются предвосхищения не­которой информации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной».

Таким образом, свойство конструктивности для всей активно­сти человека и в его предыстории является весьма существенным, хотя и относительно мало исследованным. Это связано скорее всего с его «очевидностью» и явной близостью к человеческой практике, от которой академическая общая психология обычно дистанцировалась. В практической психологии конструктивность так или иначе рассматривается и свойством психики в целом, и личностным свойством. Поэтому, затрагивая вопрос о конструк­тивности как свойстве активности Человека, свойстве его Лично­сти, необходимо обратиться к известному положению Б. Г. Анань­ева («О проблемах современного человекознания». — М., 1977, с. 264): «... структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1. СУБОРДИНАЦИОННОМУ или ИЕРАРХИЧЕСКОМУ... и 2. КООРДИНАЦИОННОМУ... ». Причем, координация с взрослением человека все более преобладает, то есть усиливается относительная самостоятельность свойств лич­ности, требующая координационных связей, обеспечивающих не только единство личности, но и все более глубокую по своему смыслу конструктивную активность личности.

Жесткость, иерархичность связей свойств личности является для нее предельным, линейным случаем развитой координации этих связей. Не иерархия свойств личности является настоящей прочной основой ее единства, а, наоборот, координация их обес­печивает и единство личности, и целостность человека, я его ва­риативное конструктивное поведение

В силу важности этого положения для психодиагностики и для всей практической психология, подтвердим его психофизиологи­чески. На этом уровне рассмотрения человека также доминирует координация нервных связей. В развитие выводов П. К. Анохина, современный известный ученый Ю. И. Александров {«Психофи­зиологическое значение активности... ». — М., 1989, с. 33—36) под­черкивает: «... все функциональные системы независимо от иерар­хического уровня имеют одну и ту же функциональную архитек­туру, в которой результат является доминирующим фактором». При этом понятие иерархии также (пересматривается в плане под­чинения его более широкому понятию гетерархии. Принципом гетерархии является координационный принцип, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие всех элементов соответствующей системы: «Под иерархией будет пониматься многоуровневая коа­лиционная иерархия взаимодействия, а не доминирования -и уп­равления», (с. 37).

Для человека, как предмета познания, необходимо признать, что конструктивная активность его личности физиологически в психологически основывается на координационных связях, в ре­зультате этой же активности и формируемых. Смыслом всей сис­темы конструктивной активности человека является не столько поддержание физического и душевного равновесия, сколько дости­жение конкретных результатов деятельности. Физиологически и психологически, как это показано выше, результат, воплощенный в адекватной реакции или в нравственно-положительном поступ­ке, действительно является доминирующим фактором в поведе­нии человека.

Мотивация достижения или мотивация отношения, при всем их различии, одинаково ориентированы на формирование личност­ного смысла жизни, утверждаемого в идеальных и материальных результатах конструктивной деятельности человека. Созидание я творчество при далеко не полном удовлетворении" насущных по­требностей оказываются жизненно более важными, чем стабиль­ное, гомеостатическое состояние души и тела. Даже восстановле­ние утраченных физических и душевных сил находится на втором плане, уступая необходимости конструктивного, опережающего отражения действительности и обеспечения будущего существова­ния человека и, в целом, человечества. По мнению Л. Н. Гумиле­ва, выраженная таким образом конструктивная активность может быть специально определена как «пассионарность».

Обобщим содержание этого раздела, посвященного психологи­ческому смыслу конструктивного подхода, в следующих выводах:

1. Конструктивный подход в психологии отличается от содер­жания конструктивного направления в других науках тем, что прежде всего ориентирован на выяснение природы конструктивной активности человека, субъектом которой он является.

2. Источником активности являются потребности человека. Его поведение изменяется не сообразно искусственным или естествен­ным обстоятельствам, а по собственным закономерностям разви­тия личности и в силу ее изменяющихся потребностей.

3. Конструктивное поведение человека субъективно и относи­тельно, оно не имеет внешнего, абсолютного масштаба. Условием конструктивного поведения является возможность его вариатив­ности.

4. Свойство конструктивности формируется как в социальной, так и в индивидуально-ориентированной активности человека. Психические процессы человека и вся его активность в целом эволюционно и онтогенетически опосредованы свойством конструк­тивности.

5. Из двух основных принципов построения личности принцип координации является доминирующим как физиологически, так № психологически. Координационный принцип теоретически и прак­тически обеспечивает конструктивную активность человека, на­правленную на его самовоспроизводство в индивидуальном и об­щечеловеческом развитии.

6. Психологическое изучение человека требует осознанной кон­структивной активности практического психолога, направленной на построение модели структуры личности по принципу взаимной координации и совместности всех свойств этой личности. Модель личности должна служить самопознанию человека, объясняя лич­ностный смысл конструктивной активности и в общем виде опре­деляя индивидуально-своеобразные способности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...