Введение в конструктивную типологию
При этом общечеловеческое не является образцом, идеалом или идолом, наоборот, оно индивидуально-своеобразно возникает как нравственно-положительный результат конструктивной деятельности конкретного человека. Нет абсолютной нормы конструктивного, ибо только человек является «мерой всех вещей». Относительное представление о конструктивности поведения человека в психологии выражается интернальностью («самостью»), сознанием и чувством ответственности «Я» по отношению к «не-Я». Таким образом, вопрос жизни и смерти человека, то есть его «Я», предстает вопросом нравственности, нравственно-положительной конструктивной деятельности человека, воплощающей его «Я». В историческом плане конструктивная ментальность возникла в греческих полисах, ориентированных на внутреннее, духовное самосовершенствование, и в христианстве Византии, — в отличие от вовне направленного имперского сознания древнего Рима. Российская духовность, конструктивность мировосприятия продолжает византийскую традицию, начиная с VI—VIII вв. н. э., когда славяне и варяги населяют ослабевшую Византию и укрепляются в своем единстве благодаря ее культуре и религии. Из общего понимания конструктивного сознания и поведения не следует, что его жизнеутверждающий смысл всегда отвечает мажорной эмоциональности или тактичности человека. Американские психологи, в том числе Р. В. Рескин, отмечают, что творческие способности и богатая внутренняя жизнь могут сопровождаться склонностью к самолюбованию (нарциссизму). Это выражается не только в поглощенности собой, ориентации па самого себя, но и в импульсивности, независимости, способности и потребности в господстве и отсутствии эмпатии, напористости и агрессивности, потребности в признании окружающими. Возможны непостоянство вотношениях между людьми, от их идеализации до опорочивания, стремление использовать других людей дли собственного возвеличивания без принятия на себя обязательств взаимности. На критические замечания и советы реакции непредсказуемы: от холодного равнодушия до ярости, стыда или глубокой признательности. По сути здесь, разумеется, приводятся самые крайние выражения американского индивидуализма в творчестве ученого. У. Фолкнер говорит: «... Мы — нация, основанная на принципе ответственности каждого как самостоятельной личности». Подчеркивая необходимость принимать на себя ответственность, если человек желает оставаться свободным, Фолкнер продолжает: «Враг нашей свободы теперь изменил обличье... Его артиллерия— презренная звонкая монета, которая подорвала наше стремление к независимости... » И, наконец, заостряя проблему конструирования человеком себя, Фолкнер говорит о творчестве писателей и художников так: «Никто никого ничему научить не может, писатель все узнает сам... » и далее: «Хорошим художником никто не сможет управлять, потому что он и сам не способен контролировать себя. Второразрядный художник может быть превращен в машину, в пропагандиста, но первоклассным не дано управлять, даже ему самому» (У. Фолкнер. Статьи, речи, интервью, письма. С. 35, 36, 38, 257, 381. Цит. по кн. «Американский характер» под ред. О. Э. Туганова. — М., Наука, 1991).
Таким образом, проблема конструктивного творчества личности в самоактуализации человека является относящейся не только к мировоззрению психологов, философов, писателей или художников. Это проблема свободы и ответственности человека перед собой и обществом, коренящаяся в каждом национальном характере, несмотря на внешнее благополучие страны и народа. Поэтому постановка задачи исследования конструктивного подхода в известных критических условиях развития России не является абсурдной. Наоборот, эта задача именно сейчас является наиболее актуальной. Тем более, что еще В. О. Ключевский указывал: «В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого» (Курс русской истории, ч. 1, с. 321. М., 1937).
Как автор, сознавая критический склад ума практического психолога, я, по мере возможности, построил содержание книги в форме не столько руководства к действию, сколько методического руководства, с логическим ударением на первом слове. Я считаю необходимым рассказать прежде всего о том, каким образом общее знание о принципах и методах конструктивного подхода позволяет на основе практической работы сформулировать сущность конструктивной типологии личности. В свою очередь такая типология позволила создать вполне работающую модель психодиагностики свойств личности, в том числе и ее способностей. Понятно, что такая модель не является всеобъемлющей, но ока в своем постепенном построении вскрывает анатомию конструктивного поиска и по-новому высвечивает относительную ценность известных или менее известных психодиагностических средств. Отдельные методики в нашем контексте вообще интерпретируются более основательно, чем обычно. По собственному наблюдению, в новом прочтении относительного смысла взаимосвязанных между собою методик, субъективная ценность и значимость каждой из них очень изменилась в лучшую сторону. Нет необходимости разыскивать все новые методики, если удается оригинально использовать хорошо известные. Тем не менее, чтобы расширить возможности практического психолога, лишенного широкого выбора методик по специальным компендиумам, число этих методик несколько увеличено. Вследствие этого объем материала значительно возрос, а его структура стала следующей: после введения и рассмотрения основ конструктивной типологии на примере построения интегральной модели личности отдельным разделом идет изложение содержания методик, взаимодополняющих друг друга и требующих авторского контекста, вскрывающего смысл использования тестов и содержащего нормы и стандарты интерпретации. В отдельное приложение вынесены методики, дополнительные к основным или используемые без специальных комментариев к ним.
Гл а в а 1 ВВЕДЕНИЕ В КОНСТРУКТИВНУЮ ТИПОЛОГИЮ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|