Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями
И подростками, полученные методами наблюдения Инициатор взаимодействий Респондент Характер взаимодействий Коэффициент наследуемости Подросток Мать + 0,59 — 0,48 Подросток Отец + 0,64 — 0,52 Мать Подросток + 0,18 — 0,38 Отец Подросток + 0,18 0,24 Примечание. Здесь и далее (в табл. 6.4, 6.5) коэффициенты наследуемости по- лучены методом перебора моделей. «+» — положительное взаимодействие; «—» — негативное. Таблица 6.4 Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями И подростками, полученные методом опроса Оценивающий Оцениваемый Характер взаимодействий Коэффициент наследуемости Подросток Мать + 0,30 - 0,40 Подросток Отец + 0,56 - 0,23 Мать Мать + 0,38 — 0,53 Отец Отец + 0,22 — 0,30 «+» положительное взаимодействие; «—» отрицательное взаимодействие. В психогенетике средовые опросники впервые были использованы при исследовании восприятия подростками их семейных средовых ус- ловий [382, 383]. Результаты этих исследований указали на существен- ную генетическую составляющую в восприятии подростками приятия/ неприятия их родителями и отсутствие генетических влияний на вос- приятие степени родительского контроля и его особенностей (напри- мер, его направленности). В проекте УСРП одной из исходных задач было исследование вклада индивидуального генотипа в изменчивость характеристик среды. Ге- нетическая составляющая была обнаружена в каждой из суммарных измерений характеристик среды (табл. 6.4). Среди 12 индивидуальных шкал, которые вошли в состав суммарных показателей, наиболее вы- сокий вклад наследственности был получен для шкалы близости (ин- тимности, эмоциональной поддержки), который составил примерно
0,50 для близости и с матерью, и с отцом. Влияние генотипа на вос- приятие подростками степени и специфического характера родитель- ского контроля здесь оказалось невысоким. В рамках данного проекта оценивались также родительские представления об их собственных стилях общения с подростками (эти корреляции приведены в нижней половине табл. 6.4). Коэффициенты наследуемости, которые опреде- лены на основе оценок, данных родителями их собственному поведе- нию, оказались аналогичными тем, которые были получены по отче- там подростков. В нескольких психогенетических исследованиях были получены результаты, свидетельствующие _______о наличии генетической составляю- щей в вариативности оценок общесемейной среды. Среди них — ис- следование близнецов, разлученных при рождении. Их просили отве- тить на вопросы, касающиеся характеристик среды той семьи, в ко- торой каждый из них воспитывался. Как показано в табл. 6.5, несмотря на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при рож- Таблица 6.5 Близнецовые корреляции и оценки наследуемости в субъективных представлениях близнецов о средовых условиях их воспитания [по: 362] Разлученные близнецы Близнецы, выросшие вместе Коэффициент наследуемости Характеристика семейных отно- шений МЗ ДЗ МЗ ДЗ Теплота 0,37 0,29 0,66 0,42 0,38* Контроль 0,00 0,17 0,60 0,31 0,11 Стимуляция личностного развития 0,42 0,26 0,53 0,45 0,19* * — статистически значимые коэффициенты. дении, ответили на вопросы, касающиеся таких характеристик се- мьи, как теплота (сплоченность, открытость) и установка на лично- стный рост (достижения в работе и учебе), более сходным образом, чем ДЗ близнецы, тоже выросшие в разных семьях. Каким же образом проявляются генетические влияния в тех слу- чаях, когда близнецы, воспитанные в разных семьях, оценивают их среды? Отвечая на этот вопрос, можно высказать две разные гипоте-
зы: (1) в наблюдаемом сходстве по характеристикам среды обнару- живалось сходство по другим психологическим признакам (напри- мер, характеристикам личности), развитие и проявление которых кон- тролируется генотипом; эти «другие» признаки и сыграли решающую роль в процессе выставления субъективных оценок; (2) члены раз- ных приемных семей реагировали более или менее одинаково в ответ на проявления в поведении МЗ близнецов генетически контролируе- мых признаков (т.е. реакция приемных семей разлученных МЗ близ- нецов была примерно одинакова, поскольку поведение близнецов было похоже). Тот факт, что корреляции разлученных близнецов ниже корреля- ций близнецов, выросших в одной семье, не удивителен. Тем не ме- нее разница корреляций МЗ и ДЗ близнецов (разлученных и выросших вместе) свидетельствует о наличии существенных генетических влия- ний по таким характеристикам семьи, как теплота и стимуляция лич- ностного развития. Заметьте, что, как и в обсуждавшихся ранее при- мерах, оценки степени и типа родительского контроля показали наи- меньшую зависимость от генотипа. Наследуемость составляет примерно 40% для теплоты отношений, 20% для личностного развития и только 10% для типа и интенсивности родительского контроля. Интересно, что генетические влияния были получены не только для общесемейной среды, но и для других типов сред. Например, они были обнаружены при изучении сходства родственников по таким характеристикам, как круг друзей, характеристики школ, в которых родственники обучаются или обучались, переживаемые жизненные события и т.п. [364]. О чем говорит этот массив данных? Ведь не может реально суще- ствовать «наследуемость», скажем, типа диадических взаимодействий или выбора школ. Как правильно понять изложенные результаты? Для этого надо вернуться к помеченному в скобках названию данной час- ти текста — «природа среды», т.е. то, по каким закономерностям фор- мируется, например, индивидуальная среда. Оказывается, оценивают свои среды как более сходные МЗ близнецы по сравнению с ДЗ; био- логические сиблинги — по сравнению с приемными и т.д. Это означа- ет, что у генетически более похожих людей более сходны и отноше-
ние к окружающей их среде, и реакции на нее, и переживания жиз- ненных событий и т.д. В целом они, очевидно, имеют более близкие субъективные образы мира, которые, вероятно, складываются под существенным влиянием генетически заданной индивидуальности. Соответственно и организация среды — отвержение одних ее пара- метров и принятие других — несет печать индивидуального генотипа. Иначе говоря, наследственность выступает «дирижером» средового «оркестра», организуя (скорее, стараясь организовать) индивидуаль- ную мелодию для индивидуального генотипа. В этом (и только в этом) смысле надо понимать все, сказанное здесь. Таким образом, результаты исследования множества различных характеристик среды, проведенного в рамках разных психогенетичес- ких методов, позволяют утверждать, что генетические факторы весь- ма существенно влияют на то, как мы накапливаем, выбираем и ищем среду, в которой наиболее адекватно сможет проявляться наш гено- тип. Вероятно, именно она и оказывается актуальной для формирова- ния индивидуальности. ГС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Как уже упоминалось, механизм ГС-взаимодействия коренным образом отличается от механизма ГС-корреляции. Последняя описы- вает совпадение «направлений», в которых действуют генотип и сре- да, формируя ту или иную черту, причем их влияния всегда аддитив- ны; это — мера «выражаемости» генотипа в определенных средовых условиях. ГС-взаимодействие описывает чувствительность генотипа к разного рода средам; это — механизм формирования одним и тем же генотипом разных фенотипов в разных средах. Например, индивидуумы, генетически предрасположенные к раз- витию того или иного заболевания, фенотипически не будут прояв- лять никаких признаков болезни только до тех пор, пока среда, в которой они находятся, не содержит патогенный фактор; индивидуу- мы же, генетически не предрасположенные к развитию данного забо- левания, не будут его обнаруживать даже при наличии патогенного
триггера в среде. Иными словами, патогенный фактор будет по-раз- ному влиять на носителей гена заболевания и на тех, в чьем генотипе этот патогенный ген не представлен. Фенилкетонурия может служить одной из наиболее хорошо известных иллюстраций механизма работы ГС-взаимодействия. Присутствие фенил- аланина в пище ребенка оказывает принципиально разное влияние на его организм в зависимости от того, является он гетеро- или гомозиготой по ФКУ-аллелю (мутантному гену Phe), Ребенок, генотип которого гомозиготен по этому аллелю, не способен усваивать аминокислоту фенилаланин, потому и компоненты несостоявшегося метаболизма накапливаются в организме ребенка, вредно влияя на его развивающийся мозг. Оказывается, что если ФКУ диагностирована очень рано (это возможно даже пренатально), то ре- бенку можно назначить строгую диету, полностью исключающую фенилала- нин-содержащие продукты из его рациона и тем самым предотвращающую развитие умственной отсталости. Иначе говоря, если ген-носитель патоло- гического признака не получает необходимой для него «среды», то форми- руется иной, в данном случае здоровый фенотип. Но диета, содержащая чрезвычайно низкое количество фенилаланина, не играет никакой роли (т.е. ничего не меняет) в развитии тех детей, которые не являются гомози- готами по аллелю ФКУ. Фенилаланин, однако, не представляет собой ника- кой угрозы для детей-носителей по крайней мере одного нормального (здо- рового) аллеля гена Phe. Одна из главных задач генетики поведения — об- наружение путей, а также причин и следствий подобного ГС-взаимодействия. Аналогично этому если бы было обнаружено, что генетическая предрасположенность к высоким показателям по IQ актуализируется по-разному в разных средах, то было бы основание говорить о ГС-взаимодействии по признаку интеллекта. Несмотря на то что биология и медицина располагают множе- ством примеров значимости ГС-взаимодействия при формировании индивидуальных различий по самым разным медицинским призна- кам, до сих пор имеется относительно немного свидетельств того, что подобные взаимодействия существенным образом влияют на раз- витие психологических качеств. Например, в недавно опубликован- ном сообщении о новых результатах, полученных в рамках Колорад- ского исследования приемных детей, указывается, что количество ГС-взаимодействий, обнаруженных в этой работе, не превышало величины, ожидаемой просто в соответствии с законом случайных чисел [362]. Такое состояние дел можно объяснить, во-первых, тем, что для сложных мультифакторных признаков (признаков, которые находят-
ся под влиянием многих генов и многих средовых факторов) задача нахождения ГС-взаимодействия намного более сложна, чем обнару- жение ГС-взаимодействия в рамках системы, включающей один (глав- ный) ген, который сегрегирует (расщепляется) согласно законам Менделя. Во-вторых, для изучения ГС-взаимодействий, как и для ГС-корреляций, необходимы большие выборки, что сильно затруд- няет задачу их обнаружения [442]. В-третьих, было высказано пред- положение о том, что ГС-взаимодействия для психологических при- знаков представляют собой нелинейные эффекты: их роль существенна только на краях распределения и относительно незначительна для его большей части [429]. Причем эта гипотеза может быть адекватна как для экстремальных значений генотипа, так и для экстремальных значений среды. Например, ГС-взаимодействия могут ярко проявить себя в чрезвычайно обедненных средовых условиях (голод, война, нищета), но остаться незамеченными (т.е. не проявить себя) при изу- чении признака в «нормальных» средовых условиях. Наконец, стати- стически задача определения ГС-взаимодействий является нетриви- альной, и возможно, что адекватные статистические инструменты, позволяющие выявлять и измерять эти взаимодействия, еще просто не разработаны. Приведем несколько примеров исследований, результаты которых сви- детельствуют в пользу значимости ГС-взаимодействия в развитии и прояв- лении межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам. В двух исследованиях, выполненных методом приемных детей [197, 212], было установлено, что частота встречаемости асоциального поведения среди под- ростков особенно высока в тех случаях, когда родители в обеих семьях (биологической и приемной) имели асоциальные эпизоды в жизни. Иными словами, предрасположенность к асоциальному типу поведения, унаследо- ванная этими подростками от их биологических родителей, проявилась ярче в результате того, что среда их приемных семей тоже была криминогенной. Еще один подобный пример — результат исследования клинического рас- стройства поведения у подростков, также выполненного с использованием метода приемных детей [223]. Генетический риск подростков в этом иссле- довании обозначался наличием диагноза асоциальной личности или нарко- мании у биологических родителей, а средовый риск — наличием у приемных родителей психиатрических проблем, нарушением ими правопорядка или фактом развода. Те приемные дети, которые унаследовали неблагополучную генетическую предрасположенность от своих родителей, оказались более чув- ствительными к средовым факторам риска, чем дети, рожденные в неотяго- щенных семьях. Исследования ГС-взаимодействий проводились и с использова- нием близнецового метода. Так, в исследовании факторов риска для развития депрессии было обнаружено, что близнецы- члены генети- чески отягощенных пар более чувствительны к средовым факторам риска, чем члены неотягощенных пар [307]. Одним из методических приемов, применяемых для определения значимости ГС-взаимодей- ствия в рамках метода близнецов, служит подсчет коэффициентов наследуемости в разных группах близнецов, отличающихся по како- му-то признаку. Например, было показано, что наследуемость алко- голизма выше у незамужних женщин, чем у замужних [285]. Очевид- но, это свидетельствует о том, что предрасположенность к алкоголиз- му ярче проявляется у одиноких женщин. * * * Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по пси- хологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в та- кой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в фор- мировании межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Осо- бенно высока ее роль для личностных и психопатологических призна- ков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на необходимости изучения генотип-средовых эффектов (ГС-корре- ляции и ГС-взаимодействия). В процессе индивидуального развития последовательно реализуются разные варианты ГС-корреляции: для ранних этапов развития типична, в _______основном, пассивная ГС-корре- ляция, затем, когда индивидуальные черты ребенка начинают прояв- ляться, она становится в основном реактивной, и, наконец, на более поздних этапах развития все большую роль играет активная ГС-корре- ляция. Предполагается также, что ГС-взаимодействие, отражающее чувствительность данного генотипа к конкретным средовым услови- ям, имеет весьма существенное значение в развитии индивидуально- сти человека, особенно для групп людей, значения которых по иссле- дуемым признакам находятся на краях распределений значений этих признаков в популяциях. МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ Г л а в а V I I МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД Как уже упоминалось, первая работа по генетике психологических признаков «Наследственный гений» (1869) Ф. Гальтона посвящена анализу родословных вы- дающихся людей. Иначе говоря, в ней использован ге- неалогический метод, т.е. метод исследования семей. Он основан на простой логике: если какой-либо признак кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем боль- ше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди. Вот почему обязательное условие использования генеало- гического метода — наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нукле- арную («ядерную») семью; к ним относятся пары ро- дитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они — и только они — имеют в среднем 50% общих генов. Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля об- щих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сход- ство людей, Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственни- ков, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты. Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы (рис. 7.1). Человек, ради которого собирается родословная (например, об- ладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследствен- ным заболеванием), называется пробандом. Члены ро- II дословной располагаются но поколениям-строкам, которые, в случае необходимости, обозначаются слева римскими цифрами: от предыду- щих поколений — к более поздним; дети в каждой семье — слева направо по порядку рождения, они обозначаются либо номерами, либо годами жизни. Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родствен- ных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений; тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение некото- рые исследователи предлагают называть генограммой. «Генограмма — это формат для изображения семейного древа, которое регистрирует информа- цию о членах семьи и их связях по крайней мере в пределах трех поколений. Генограмма изображает семейную информацию графически таким спосо- бом, который дает образ комплексного семейного паттерна и является до- полнительным источником для предположения о том, как клиническая про- блема может быть связана с семейным контекстом и с динамикой одного и другого по времени» [333]. Такая генограмма фиксирует и структуру семьи, и взаимоотношения внутри нее. Предлагая для обозначения последних графи- ческие символы (рис. 7.2), М. Макголдрик и Р. Герсон пишут, что, несмотря на неопределенность многих дескрипторов внутрисемейных отношений (напри- мер, что считать «конфликтными» отношениями?) и даже на разное понимание одного и того же психологического феномена медиками, принадлежащими к разным традициям врачевания, эти символы в клинической практике полезны. В дифференциальной психологии и психогенетике таких работ, по-видимому, нет, но эта графическая методика может быть безус- ловно полезна для анализа специфической внутрисемейной среды (например, среды сиблингов и других семейных диад), которая выде- ляется в психогенетическом исследовании. Однако разрешающая способность генеалогического метода как способа выделения генетического и средового компонентов феноти- пической дисперсии психологического признака очень невелика. Рас- смотрим, например, генеалогию семьи Бернулли, давшей миру не- скольких выдающихся математиков (рис. 7.3). Конечно, такая «плотность» математиков в одной семье наводит на мысль о том, что существует какая-то «материальная» передача задатков математи- ческих способностей из поколения в поколение, Однако есть и другие обсто- ятельства: Якоб I был учителем младшего брата— Иоганна I и племянника — Николаса I; Иоганн I регулярно проводил «приватные коллегии» — читал лек- ции у себя дома, и среди постоянных слушателей были его сыновья Николас II, Даниил I, Иоганн II; одна из книг Николаса I в значительной мере базируется на идеях его дяди и учителя Якоба I; Николас II обучал математике младшего брата Даниила I; последний активно привлекал к своей работе племянников Даниила II и Якоба II; Иоганн II! учился математике у своего отца Иоганна II (как и его младший брат Якоб II) и дяди Даниила I. Кроме того, многие члены этой семьи имели общий круг друзей — известных математиков; супруги некоторых из них тоже принадлежали к этому кругу. В такой ситуации, веро- ятно, вполне обоснованно предположение, что математикой была насыщена вся атмосфера этой семьи. Иначе говоря, имела место не только биологичес- 11-1432 161 Рис. 7.3. Математики семьи Бернулли. В родословной изображены только члены семьи, занимавшиеся математикой, за исключением Николаса, основателя рода, не бывшего математиком, и двух не-математиков (пун- ктир). Поскольку в семье много повторяющихся имен, они снабжены номерами [по: 121]. кая, но и отчетливая культурная преемственность («социальная наследствен- ность», по Н.П. Дубинину). Еще труднее «развести» в семейном исследовании влияния двух этих факторов, когда речь идет не о специальной способности, ска- жем, музыкальной, математической и т.д., а об особенностях интел- лекта, памяти, внимания и о других непрерывно распределенных пси- хологических признаках. Коэффициенты корреляции по IQ в парах родитель-ребенок колеблются в работах разных авторов в очень ши- роких пределах — от 0,20 до 0,80, со средней величиной около 0,50 [248,130, 132]. Эта величина, с одной стороны, соответствует просто- му генетическому ожиданию; исходя из того, что родители и дети имеют в среднем 50% общих генов, наследуемость должна прибли- жаться к 0,5. Однако многократно показана чрезвычайная важность и раннего опыта ребенка, и количества и качества общения его с мате- рью и другими членами семьи, и семейных традиций, т.е. широкого спектра внешних средовых условий развития ребенка. Хорошо извест- на связь социоэкономического уровня семьи или продолжительности школьного обучения с результатами тестирования интеллекта детей. И даже такие формальные характеристики, как параметры семейной конфигурации (количество детей, порядковый номер рождения, ин- тервал между рождениями), оказываются небезразличными для ин- дивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в личностной сфере. Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов нуклеарной семьи по психологическим признакам может иметь и ге- нетическое, и средовое происхождение. То же можно сказать и о сни- жении сходства при снижении степени родства: как правило, в таком случае мы имеем дело с разными семьями, т.е. речь идет об уменьше- нии не только количества общих генов, но и о разной семейной среде. Это означает, что снижение сходства в парах людей, связанных более далеким родством, тоже не является доказательством генетической детерминации исследуемого признака; в таких парах ниже генетичес- кая общность, но одновременно выше средовые различия. Все это приводит к выводу о том, что семейное исследование само по себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую разрешающую способность и не позволяет надежно «развести» гене- тический и средовый компоненты дисперсии психологического при- знака. Хотя, будучи объединены с другими методами, например с близнецовым, семейные данные позволяют решать вопросы, которые без них решать невозможно (например, уточнять тип наследственной передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать сре- довые переменные (к примеру, общесемейную и индивидуальную среду, эффект близнецовости). (Об этом — в гл. VIII.) МЕТОД ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ Первая работа, выполненная с помощью этого метода, вышла в свет в 1924 г. Результаты, с точки зрения автора, говорят о том, что интеллект приемных детей больше зависит от социального статуса биологических родителей, чем приемных. Однако, как отмечают Р. Пло- мин и соавторы [363], эта работа имела ряд дефектов: только 35% из обследованных 910 детей были усыновлены в возрасте до 5 лет; изме- рение умственных способностей проводилось по достаточно грубой (всего трехбалльной) шкале. Наличие таких изъянов затрудняет со- держательный анализ исследования. Через 25 лет, в 1949 г., появилась первая работа, сделанная по полной схеме метода [405]. За ней последовали другие, наиболее круп- ные _______из которых — две современные программы: Техасский и Коло- радский проекты исследования приемных детей. Сейчас, несмотря на некоторую критику (речь о ней пойдет да- лее), метод приемных детей является теоретически наиболее чистым методом психогенетики, обладающим максимальной разрешающей 11* 163 способностью. Логика его проста: в исследование включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям-усыновите- лям, их биологические и приемные родители. С первыми дети имеют, как родственники I степени, в среднем 50% общих генов, но не име- ют никакой общей среды; со вторыми, наоборот, имеют общую сре- ду, но не имеют общих генов. Тогда, при оценке сходства исследуемо- го признака в парах ребенок Х биологический родитель и ребенок Х Х усыновитель, мы должны получить следующую картину: больший удельный вес генетических детерминант проявится в большем сход- стве ребенка со своим биологическим родителем; если же превалиру- ют средовые воздействия, то, напротив, ребенок будет больше похож на родителя-усыновителя. Таков базовый вариант метода. Сходство биологических родителей с их отданными на воспитание детьми дает достаточно надежную оцен- ку наследуемости; сходство же усыновленных детей с приемными родителями оценивает средовый компонент дисперсии. Для контроля желательно включить в исследование обычные семьи — родных роди- телей и детей, живущих вместе. Один из очень интересных и инфор- мативных вариантов метода — исследование так называемых прием- ных (сводных) сиблингов, т.е. нескольких детей-неродственников, усы- новленных одной семьей. Учитывая, что такие дети не имеют общих генов, их сходство (если оно обнаруживается) может быть результа- том только действия общесемейной среды. Выделяют две схемы этого метода: полную и частичную. Первая предполагает объединение данных, полученных на двух группах: раз- лученных родственников (биологические родители и их отданные усы- новителям дети; разлученные сиблинги) и приемных сиблингов; вто- рая — либо одну, либо другую группу данных. В первом случае, как пишут Р. Пломин и его соавторы, есть «генетические» родители (био- логические родители и их отданные дети), «средовые» родители (усы- новители со своими приемными детьми) и в качестве контроля до- полнительная группа «генетические плюс средовые» родители (обыч- ная биологическая семья). Сопоставление этих трех групп позволяет надежно «развести» факторы, формирующие семейное сходство. Необходимым условием использования метода приемных детей является широкий диапазон (желательно — репрезентативный попу- ляционному) средовых условий в семьях-усыновительницах либо, наоборот, уравнивание этих семей по тем или иным характеристикам (например, по высокому интеллекту приемных родителей или по их воспитательским стилям) с последующим сопоставлением индиви- дуальных особенностей усыновленных ими детей от биологических родителей, имевших полярные значения исследуемого признака. На- пример, показано, что, во-первых, дети биологических родителей с низким интеллектом, попавшие в хорошую среду, имеют интеллект значительно выше того, который мог быть предсказан по IQ родите- лей, но, во-вторых, в одинаково хорошей среде семей-усыновитель- ниц распределение оценок интеллекта приемных детей существенно зависит от интеллекта биологических родителей; если они имели вы- сокие (>120) баллы IQ, 44% детей имеют столь же высокий интел- лект и никто не имеет оценку ниже 95 баллов; если же родные роди- тели имели IQ < 95, то у 15% детей IQ тоже ниже 95 баллов и никто не имеет > 120 баллов. Иначе говоря, в одинаково хорошей среде распределение оценок IQ приемных детей сдвинуто в сторону высо- ких значений, если биологические родители имели высокий интел- лект, и в сторону низких — если они имели сниженный интеллект. (Подобного рода результаты вызвали остроумную реплику одного из психогенетиков: «Лучше всего считать, что интеллект на 100% зави- сит от генов и на 100% — от среды».) Возможные ограничения метода связаны с несколькими пробле- мами. Во-первых, насколько репрезентативна популяции та группа женщин, которая отдает детей? Но это поддается контролю. Напри- мер, в самой большой программе — Колорадском исследовании при- емных детей — все участники (245 биологических родителей, их от- данных детей и усыновителей, а также 245 контрольных семей, имев- ших биологических и приемных сиблингов) оказались _______репрезентативны генеральной популяции по когнитивным характеристикам, личност- ным особенностям, семейной среде, образовательному и социально- экономическому статусу [363]. Авторы отмечают, что даже если по каким-либо параметрам выборки окажутся отклоняющимися от по- пуляционных распределений, это должно быть учтено при интерпре- тации результатов, но не дает повода считать метод невалидным. Во-вторых, возникает более специфичный вопрос о селективнос- ти размещения детей в приемные семьи: нет ли сходства между род- ными и приемными родителями по каким-либо чертам? Понятно, что такое сходство завысит корреляцию в парах ребенок Х усынови- тель, если исследуемая черта детерминирована наследственностью, и в парах ребенок Х биологический родитель, если она в большей мере определяется средой. В любом случае оценки генетического или средо- вого компонента изменчивости данной черты будут искажены. В-третьих, существует проблема пренатальных влияний материн- ского организма на особенности будущего ребенка, которые должны повышать сходство матери и отданного ребенка за счет внутриутроб- ных, но средовых, а не генетических факторов. Как считают некото- рые исследователи, к моменту рождения человеческий плод уже име- ет некоторый «опыт», ибо его нейроанатомические особенности, кор- тикальный субстрат и структура внутриутробной среды допускают возможность некоторого «обучения». Если это так, то сходство биоло- гической матери с отданным ребенком может иметь негенетическое происхождение. Вследствие этого некоторые исследователи считают даже, что метод приемных детей весьма информативен для изучения различных постнатальных средовых влияний, но не для решения про- блемы генотип-среда [см., напр., 443]. Однако, по мнению Р. Пломи- на и его соавторов, хорошим контролем может служить сопоставле- ние корреляций в парах отданный ребенок Х биологическая мать и он же Х биологический отец [363]. Понятно, что в последнем случае внут- риутробные негенетические влияния исключены. Есть и более тонкие обстоятельства, важные для оценки метода. Например, возможность формирования субъективных легенд о род- ных родителях в ситуации, когда ребенок знает, что он в данной се- мье — не родной. В экспериментальной работе это создает неконтро- лируемую помеху, поскольку такая легенда может оказаться доста- точно серьезным воспитательным фактором. В некоторых работах показано, что в одной и той же семье у приемных сиблингов чаще констатируется внешний локус контроля, а у биологических детей — внутренний, что свидетельствует, очевидно, о различиях в процессах их социализации и приводит к формированию различающихся пат- тернов личностных черт. В нашей стране использовать данный метод невозможно, поскольку у нас существует гарантированная законом тайна усыновления. Это — гуман- ное, педагогически абсолютно верное, на наш взгляд, решение, но оно означа- ет, что исследователь не вправе добиваться сведений ни о приемных детях, ни, тем более, об их биологических родителях. Таким образом, имеющиеся сегодня представления об ограниче- ниях и условиях использования метода приемных детей описаны, ар- гументированы и в большинстве своем поддаются либо контролю, либо учету при интерпретации получаемых результатов. Поэтому он и является одним из основных методов современной психогенетики. МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|