Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История формирования метода




Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы

«природа и воспитание» принадлежит, как уже говорилось, Ф. Гальто-

ну, который интуитивно предугадал то, что стало научной истиной и

серьезным методом исследования лишь спустя несколько десятилетий.

Увлечение близнецами было довольно характерным явлением в

науке конца XIX — начала XX в. Изучали их биологию, патологию,

происхождение и т.д. Близнецовые работы находим мы и у многих

известных психологов того времени; например, Э. Торндайк [426] ис-

следовал 15 пар близнецов и их одиночнорожденных братьев и сестер

по ряду тестов, включавших арифметические, словарные и т.д.; кор-

реляции сиблингов по этим тестам колебались в пределах 0,3-0,4, а

близнецов — 0,71-0,90. Результаты исследования привели Торндайка

к выводу о выраженной роли наследственности в психических осо-

бенностях. Однако в данном случае сопоставлялась группа близнецов

в целом с группой одиночнорожденных, т.е. близнецовый метод в его

современном виде еще не оформился (работа опубликована в 1905 г.).

Первой же, очевидно, психогенетической работой, выполненной

по близкой к современной схеме метода, было исследование С. Мер-

римана [338]. Он диагностировал интеллект тестом Стенфорд-Бине у

близнецов 5—9 и 10—16 лет, выделив среди них два типа: «дупликат-

ные» (duplicates) и «братские» (fraternals). Оказалось, что сходство

однополых близнецов существенно выше (0,87), чем разнополых, а у

последних оно такое же, как у сиблингов (около 0,50). Мерриман счи-

тал, что более высокое сходство однополых пар объясняется включе-

нием в эту группу «дупликатных» близнецов. Следовательно, было

необходимо разделить выборку однополых близнецов на два типа, для

чего ученый предложил использовать критерии физического сходства.

Выяснилось, что выделенная таким способом подгруппа близнецов,

т.е. однополые и похожие настолько, что их путали, имела внутрипар-

ную корреляцию по баллам IQ, равную 0,99!

Окончательное оформление метод близнецов получил благодаря,

главным образом, работам Г. Сименса [404]. Во-первых, он предложил

тот базовый вариант метода, который и стал одним из главных инстру-

ментов современной психогенетики, а именно сопоставление внутри-

парного сходства моно- и дизиготных близнецов (МЗ, ДЗ), и, во-вто-

рых, разработал надежный метод диагностики зиготности, предполага-

ющий одновременную оценку множества признаков, а не отдельных,

как делали раньше. Этот метод стал называться полисимптоматическим

методом (или методом полисимптоматического сходства).

В последующие годы уточнялась разрешающая способность метода

близнецов, в частности, были выявлены, экспериментально провере-

ны и обсуждены его ограничения и возможные источники ошибок;

появились различные статистические методы для обработки близне-

цового материала — и отдельно, и в совокупности с данными, полу-

ченными другими методами (см. гл. VIII); новые, в том числе и очень

сложные биохимические, и простые (вопросники) способы диагнос-

тики зиготности.

Современный метод близнецов выглядит следующим образом. Су-

ществуют два типа близнецов — монозиготные (МЗ) и дизиготные

(ДЗ). Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки, оп-

лодотворенной одним спермием, т.е. из одной зиготы. В норме из зиго-

ты у человека развивается один плод, но по каким-то причинам, до

сих пор науке не совсем ясным (точнее, их, очевидно, несколько),

иногда на ранних стадиях деления зигота дает начало двум эмбрио-

нальным структурам, из которых далее развиваются два полноценных

человеческих организма. При этом законы деления зиготы таковы,

что каждый эмбрион получает точную половину родительских генов;

МЗ близнецы — единственные люди на Земле, имеющие одинаковые

наборы генов. Дизиготные близнецы, с точки зрения генетической, —

сиблинги, родные братья и сестры. Они развиваются из двух оплодот-

воренных яйцеклеток, т.е. из двух зигот; отличие от обычной нормы

заключается только в одновременном развитии и рождении двух, а не

одного ребенка. ДЗ имеют в среднем, как и сиблинги, 50% общих

генов, причем, хотя это количество может сильно колебаться, подав-

ляющее большинство ДЗ пар имеют 45-55% таковых [363].

Одновременно постулируется равенство средовых воздействий в

парах МЗ и ДЗ: считается, что со-близнецы и МЗ, и ДЗ, будучи деть-

ми одной семьи, одного возраста и одного пола (разнополые пары в

исследования обычно не включаются), развиваются в одной и той же

среде, и, следовательно, ее влияние на формирование индивидуаль-

ных особенностей психики одинаково для членов и МЗ, и ДЗ пар.

В таком случае исследователь получает идеальную схему двухфак-

торного эксперимента: влияния одного фактора (среды) уравнены,

что и позволяет выделить и оценить влияние второго фактора (на-

следственности). Операционально это означает, что внутрипарное сход-

ство генетически идентичных МЗ близнецов должно быть выше тако-

вого у неидентичных ДЗ, если исследуемый признак детерминирован

наследственностью: одинаковая наследственность — похожие значе-

ния признака (МЗ); разная наследственность (ДЗ) — сходство близ-

нецов пары ниже. Это и есть базовый вариант близнецового метода.

Внутрипарное сходство оценивается главным образом с помощью

коэффициента внутриклассовой корреляции Р. Фишера (гл. VIII).

Заключение о наличии генетического компонента в вариативнос-

ти признака выносится в том случае, если корреляция МЗ надежно

выше корреляции ДЗ; их относительное равенство, независимо от

абсолютных величин, говорит о средовой обусловленности.

Понятно, что надежная диагностика зиготности имеет решающее

значение. Основаниями для диагноза служит ряд наследственно за-

данных признаков, не изменяющихся под влиянием средовых воздей-

ствий; к ним относятся: цвет глаз и волос, форма губ, ушей, носа и

ноздрей, дерматоглифический рисунок и т.д. Иногда проводится био-

химический анализ крови, но он дает результаты, высоко совпадаю-

щие (выше 90%) с оценкой по соматическим признакам, и ввиду

своей сложности нечасто включается в массовые исследования. Нако-

нец, при обследованиях больших контингентов близнецов можно ис-

пользовать опросник, адресованный к родителям или другим экспер-

там; он включает вопросы о сходстве внешних черт близнецов, о том,

например, путают ли их другие люди. Совпадение такого диагноза с

результатами иммунологического анализа тоже весьма высоко — 90%

и выше. По некоторым данным, на вопрос о том, путают ли близне-

цов чужие люди, «да» ответили 100% матерей МЗ близнецов (181 пара)

и только 8% — ДЗ (84 пары), даже родители путают близнецов; 70% МЗ,

1% ДЗ. Сходство по цвету глаз и волос — 100% МЗ, 30% и 10% ДЗ

соответственно и т.д.; наконец, 93% МЗ и только 1% ДЗ пользуются

иногда своим сходством, чтобы «разыграть» близких [363].

Конечно, всегда остается некоторая, хотя и небольшая, вероятность ошиб-

ки, поэтому, если требуется точный диагноз одной пары (например, при ре-

шении судебно-медицинских задач), необходимы иные методы. В 1948 г.

был описан случай, когда родившихся в одно время и в одном роддоме трех

мальчиков — пару МЗ Виктора и Эрика и (одиночнорожденного) Пьера пе-

репутали и они росли, как пара ДЗ — Виктор и Пьер, а Эрик — как одиночно-

рожденный. Поразительное сходство Виктора и Эрика было замечено, ког-

да им исполнилось 6 лет. Возникшую гипотезу о том, что в действительнос-

ти они — МЗ близнецы, пришлось проверять необычным способом:

пересадкой кусочков кожи каждому мальчику от двух других. Обычно на-

блюдаемая тканевая несовместимость проявилась в том, что близнец Вик-

тор и одиночнорожденный Пьер отторгли трансплантаты друг друга, а у ге-

нетически идентичных Виктора и Эрика они прижились благодаря тканевой

совместимости МЗ близнецов.

Сейчас в такой сложной процедуре нужды нет, поскольку появилась воз-

можность оценивать так называемые ДНК-«фингерпринты» — индивидуаль-

ные последовательности оснований ДНК, уникальные у каждого человека.

Это абсолютное доказательство генетической идентичности обследуемых.

Ограничения метода близнецов связаны с двумя группами факто-

ров: пре- и постнатальными. Первые — пренатальные — факторы зак-

лючаются в следующем. В зависимости от того, как рано зигота начала

делиться на две эмбриональные структуры, МЗ близнецы могут иметь

разные сочетания околоплодных оболочек: раздельные амнионы, но

один хорион; обе оболочки могут быть раздельными и т.д. В некоторых

случаях, а именно когда пара МЗ близнецов развивается в одном «ком-

плекте» оболочек, может сложиться ситуация, в которой один близ-

нец будет иметь лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к

большей зрелости и большему весу при рождении, а потом — к луч-

шему развитию этого близнеца в начальном периоде онтогенеза.

Б. Прайс [370], детально исследовавший данный феномен, говорит о

«первичных искажениях» в близнецовых исследованиях. Основаниями для

этого послужили, главным образом, клинические данные. Так, из 22 пар МЗ

близнецов, направленных в клинику из-за низкой успеваемости в школе, 13 —

монохорионные. Более тяжелый близнец имел более высокие баллы. Поз-

же на дополнительных 14 парах был получен тот же результат, как и в другой

работе на 9 парах МЗ близнецов, в которых разница в весе составляла не

менее 25%.

Это означает, в свою очередь, что внутрипарное сходство МЗ близнецов

снижается за счет физиологических, а не генетических различий — один из

случаев, когда можно говорить о врожденных, но не наследственных особен-

ностях. В исследовании это снизит внутрипарную корреляцию МЗ и, соответ-

ственно, неоправданно уменьшит коэффициент наследуемости (гл. VIII).

Правда, в некоторых работах связь между психологическими переменны-

ми и весом при рождении либо отсутствует, либо констатируется только при

большой разнице в весе — порядка 2-3 кг. Так, в исследовании С. Скарр

[393], проведенном на 24 парах здоровых МЗ близнецов, корреляция веса с

психологическими переменными равна всего 0,20. В большом исследовании

Р. Рекорд с коллегами [374], охватившем всех близнецов, родившихся в Бир-

менгеме в 1950-1954 гг. (1242 пары), значимыми для психического развития

оказались только различия в 2-3 кг. Правда, зиготность не диагностировали,

но раздельная оценка одно- и разнополых пар различий между ними не вы-

явила.

Интересный подход к решению этой проблемы дается в работе Н. Бре-

ланд [211]. Время деления зиготы устанавливалось по эффекту зеркальнос-

ти: если близнецы зеркальны, например, правша и левша, то это означает, что

оно произошло поздно, после установления латеральной доминантное™. Тогда

пара близнецов должна иметь наиболее неблагоприятные условия — один

«комплект» всех трех околоплодных оболочек. Полученные у 365 пар близне-

цов, конкордантных по доминирующей руке, и у 116 пар дискордантных (зер-

кальных) оценки по тесту школьной успешности (6 субтестов, относящихся к

разным дисциплинам) существенных различий между этими группами не

обнаружили. Вывод автора таков: хотя использованный метод оценки внут-

риутробных факторов приблизителен, все же можно считать, что искажающих

влияний на результаты близнецового исследования пренатальная среда не

оказывает.

По-видимому, этот вывод следует принять. Возможность прена-

тальных влияний, уменьшающих внутрипарное сходство МЗ и тем са-

мым занижающих оценку наследуемости, надо иметь в виду (особен-

но, когда речь идет о близнецах раннего возраста), но решающего

значения они не имеют.

Значительно важнее второй источник возможных искажений при

использовании близнецового метода — особенности постнатальной

среды близнецов, и прежде всего вопрос о правомерности базового

постулата о равенстве средовых воздействий на внутрипарное сход-

ство МЗ и ДЗ. Если он ошибочен, то метод просто не работает. Напри-

мер, если бы выяснилось, что МЗ близнецы имеют более сходную

среду, чем ДЗ, то более высокие внутрипарные корреляции первых

по психологическим чертам могли бы объясняться не только иден-

тичностью генотипов, но и равенством средовых влияний, т.е. «разве-

сти» действие этих факторов было бы невозможно, а коэффициент

наследуемости оказался бы завышенным.

Есть ли основания для сомнений в правильности данного посту-

лата? В общем, есть: как показали многие исследования, МЗ близне-

цы чаще, чем ДЗ, бывают вместе, имеют один круг друзей, одинако-

вые хобби и т.д., с _______ними более сходно обращаются родители [394].

В табл. 7.1 даны некоторые сведения о средовом опыте МЗ и ДЗ

близнецов, полученные на большой выборке близнецов-старшекласс-

ников: 354 пары МЗ и 496 однополых пар ДЗ [322]. Как следует из этой

таблицы, МЗ близнецы действительно имеют несколько меньшие внут-

рипарные различия в опыте. Это совпадает и со многими более ранни-

ми наблюдениями, констатировавшими, как правило, более похо-

жую среду у членов МЗ пар, и с более поздними. Например, по дан-

Таблица 7.1

Характеристика среды Оценки МЗ ДЗ

*

М Ж М Ж

Одинаково одевают 1-3 1,60 1,54 2,01 1,82

Вместе играли

(6- 12 лет)

1-4 1,28 1,33 1,60 1,55

Вместе проводили

время (12-18 лет)

1-4 1,81 1,68 2,23 1,95

Одни и те же учителя

в школе

1-3 1,70 1,65 1,80 1,83

Спят 11 одной комнате 1-4 1,36 1,44 1,66 1,45

Родители стараются

воспитывать одина-

ково

1-5 1,94 1,95 2,31 2,24

Общая оценка 6-23 9,73 9,56 11,60 10,84

* Оценка I (в общей оценке — 6) — максимум сходства; М., Ж. — мужские и

женские пары. Стандартные ошибки оценок варьируют в пределах 0,03-0,05. Бисе-

риальные коэффициенты корреляции различий в опыте и зиготности равны 0,33

для мужских пар и 0,23 — для женских [по: 322].

ным В. Фридриха, МЗ близнецы чаще, чем ДЗ, совместно проводят

свободное время (МЗ: 37% — юноши, 61% — девушки; ДЗ: 21% и 37%

соответственно); предпочитают _______одинаковую одежду (МЗ: 50% и 87%;

ДЗ; 42% и 46%); испытывают полное взаимное доверие (МЗ: 55% и

86%; ДЗ: 38% и 57%); не помогают друг другу в выполнении школьных

заданий чаще ДЗ близнецы, чем МЗ (ДЗ: 43% и 15%; МЗ: 9% и 4%).

Было показано также большее сходство МЗ близнецов в выборе

друзей и занятиях спортом; женщины-МЗ чаще, чем женщины-ДЗ,

одинаково одевались и предпочитали одну и ту же пищу [407], Матери

оценивают своих детей-МЗ как более похожих, чем детей-ДЗ, и по

трудностям в раннем детстве, и по другим особенностям раннего раз-

вития, по социальной зрелости [395].

Такого рода данные заставляют предполагать, что, во-первых, среда

у МЗ близнецов все-таки более похожа, чем у ДЗ, и, во-вторых, что

родители более сходно обращаются со своими детьми — МЗ близне-

цами, чем с ДЗ. Но одновременно существуют данные, говорящие об

отсутствии серьезных различий в парах МЗ и ДЗ близнецов по особен-

ностям их внутрипарных взаимодействий, значимых для формирова-

ния психологических признаков. Так, в работе Р. Заззо [459] обнару-

жено примерно одинаковое количество пар МЗ и ДЗ близнецов с на-

личием или отсутствием доминирования одного близнеца над другим.

Их распределение среди ответивших на вопросник МЗ близнецов (295

пар из 340) и однополых ДЗ (177 пар из 210) показано и таблице 7.2.

Таблица 7.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...