Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процент пар МЗ и ДЗ с разными формами доминирования




Доминирование МЗ ДЗ

Отчетливое и постоянное 75,6 80,0

Меняющееся 13,5 8,5

Отсутствие 11,0 11,5

Правда, в других работах обнаружено, что разделение ролей чаще

встречается все-таки в парах МЗ [200] и что выраженность феномена

близнецовости связана и со школьными успехами, и с личностными

чертами [300].

Таким образом, социальная ситуация развития близнецов много-

значна: в ней существуют и такие факторы, которые одинаковы в парах

МЗ и ДЗ; и такие, которые чаще встречаются у МЗ близнецов. В.В. Семе-

нов отмечает, что при изучении психологии близнецов обычно анали-

зируют три фактора: сходство, создаваемое у МЗ близнецов идентично-

стью их генотипов; сходство, придаваемое им средой в широком смыс-

ле слова; несходство, порождаемое распределением ролей в паре. С точки

зрения автора, работы Р. Заззо добавляют к ним еще одну средовую

переменную, а именно специфическую близнецовую ситуацию, кото-

рая существенно влияет на психическое развитие близнецов [132].

Согласно Р. Заззо, специфика ситуации заключается в том, что

близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельны-

ми личностями; формирующийся в результате эффект «близнецовос-

ти» может оказать существенное влияние на психологические особен-

ности близнецов (например, именно этим влиянием объясняется, по

Заззо, формирование робости как личностной черты). «Парность» де-

тей-близнецов может проявляться уже в раннем детстве; иногда в речи

детей-близнецов, в отличие от одиночнорожденных, сначала появля-

ется местоимение «мы» и лишь позже — «я»; это означает, что они

прежде всего выделяют себя из внешнего мира как пару и только

затем — как отдельных людей. Р. Заззо описывает случаи, когда близ-

нец воспринимал даже собственное отражение в зеркале как образ

своего со-близнеца.

Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компроме-

тирующие метод. Однако для того, чтобы принять такое заключение,

необходимо решить по крайней мере два вопроса. Во-первых, боль-

шее сходство среды (в частности, родительского Боепитания) в парах

МЗ — это фактор, создающий их психологическое сходство или, на-

оборот, отражающий их генетическую идентичность? Иначе говоря,

средовое сходство — причина или следствие? Во-вторых, отражается

ли степень средового сходства/различия на степени психологического

сходства партнеров близнецовых пар?

Сведения по поводу первого вопроса содержатся в работах С. Скарр

[395J, X. Литтона [328], Дж. Лоэлина и Р. Никольса [322]. Во всех случа-

ях был использован остроумный прием: выясняли, как обращаются

со своими детьми-близнецами родители, имеющие неверное пред-

ставление об их зиготности — в соответствии с их истинной генети-

ческой общностью или с собственной субъективной установкой

(Р. Пломин и соавторы называют это «эффектом наименования» [363]).

Если мнение родителей о генетическом сходстве/несходстве детей

является продуктивной средовой детерминантой, то мнимые МЗ

(т.е. реальные ДЗ) пары должны иметь большее сходство, чем ДЗ, у

которых родительский и объективный диагнозы совпадают, а с ре-

альными МЗ близнецами, принимаемыми за ДЗ, должны обращать-

ся, наоборот, менее одинаково.

Таких пар, родители которых имеют ложное представление о зи-

готности своих детей-близнецов, немного, поэтому во всех работах

выборки невелики. Однако результаты поразительно однообразны:

родители обращаются с детьми в соответствии с их истинной

зиготностью, а не со своим ложным мнением. В работе X. Литтона

различия в оценках материнского обращения с близнецами в парах с

ошибочной диагностикой были следующими: для МЗ близнецов, счи-

тавшихся ДЗ (4 пары), средняя внутрипарная разность таких оценок

составила 3,5 балла; в противоположном случае, т.е. для ДЗ близнецов,

принимаемых за МЗ близнецов, — 10,5 балла [328] (аналогичные дан-

ные из исследования С. Скарр, в котором средний возраст близнецов

был около 8 лет, приведены в табл. 7.3).

В работе Дж. Лоэлина и Р. Никольса корреляция между ошибоч-

ным родительским диагнозом зиготности детей и шестью характерис-

тиками стиля воспитания — практически нулевая у мнимых ДЗ близ-

нецов (от -0,04 до +0,04) и низкая — у мнимых МЗ близнецов (от

+0,02 до +0,14).

Таким образом, согласно работам названных авторов, оценка,

даваемая родителями своим детям-близнецам (и, следовательно, сход-

ство или различие их воспитательских тактик) отражает истинную

зиготность, а не их (родителей) субъективные представления о гене-

тическом сходстве/несходстве детей. Иначе говоря, более похожее

обращение родителей с детьми-монозиготами есть следствие, реак-

ция на их генетическую идентичность, а не внешняя причина, форми-

рующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем

самым завышающая оценку наследуемости.

Таблица 7.3

Процент верно и неверно классифицированных пар, оцененных

Матерями как похожие и непохожие по разным характеристикам

Характеристики Верно Hеверно

МЗ

(n=19)

ДЗ

(n=22)

МЗ*

(n=4)

ДЗ*

(n=7)

Матери оценивают их

как похожих

79 9 75 43

Матери ожидают

сходной социальной

зрелости

95 67 75 43

Похоже одеваются 74 45 75 57

Сходные трудности

поведения в раннем

детстве

79 59 100 57

Сходное развитие

в раннем возрасте

79 54 50 71

* Здесь указан правильный диагноз: МЗ и ДЗ близнецы, принимаемые матеря-

ми за ДЗ и МЗ соответственно.

В работе X. Литтона этот вывод подтверждается и другими форма-

ми анализа: например, учетом родительских (и матери, и отца) дей-

ствий по отношению к детям, инициированных самими родителями.

Только по одной переменной из восьми обнаружена разница в дей-

ствиях_______, обращенных к детям — МЗ и ДЗ близнецам.

Второй вопрос — насколько имеющиеся различия в средовом опыте

между МЗ и ДЗ близнецами сказываются на их психологических чер-

тах? В упоминавшейся работе Дж. Лоэлина и Р. Никольса на большой

выборке (276 пар МЗ и 193 пар ДЗ близнецов) показано, что корреля-

ции между оценками по тестам школьной успеваемости и различиями

в параметрах среды практически нулевые, одного и того же порядка у

МЗ и ДЗ близнецов; по суммарным оценкам среды они колеблются у

первых от 0,00 до -0,11, у вторых — от -0,08 до +0,07 (хотя, как мы

помним, в табл. 7.1 средовой опыт у МЗ близнецов все-таки более

сходен, чем у ДЗ). То же справедливо и для личностных особеннос-

тей, интересов, межличностных отношений.

В целом эти данные говорят о том, что даже различающийся сре-

довой опыт МЗ и ДЗ близнецов не влияет решающим образом на их

внутрипарное сходство и, следовательно, не может компрометиро-

вать метод. Именно к такому выводу пришли в результате тщательного

анализа многие исследователи [363].

Таблица 7.4

Внутриклассовая корреляция по оценкам эмоциональности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...