Процент пар МЗ и ДЗ с разными формами доминирования
Доминирование МЗ ДЗ Отчетливое и постоянное 75,6 80,0 Меняющееся 13,5 8,5 Отсутствие 11,0 11,5 Правда, в других работах обнаружено, что разделение ролей чаще встречается все-таки в парах МЗ [200] и что выраженность феномена близнецовости связана и со школьными успехами, и с личностными чертами [300]. Таким образом, социальная ситуация развития близнецов много- значна: в ней существуют и такие факторы, которые одинаковы в парах МЗ и ДЗ; и такие, которые чаще встречаются у МЗ близнецов. В.В. Семе- нов отмечает, что при изучении психологии близнецов обычно анали- зируют три фактора: сходство, создаваемое у МЗ близнецов идентично- стью их генотипов; сходство, придаваемое им средой в широком смыс- ле слова; несходство, порождаемое распределением ролей в паре. С точки зрения автора, работы Р. Заззо добавляют к ним еще одну средовую переменную, а именно специфическую близнецовую ситуацию, кото- рая существенно влияет на психическое развитие близнецов [132]. Согласно Р. Заззо, специфика ситуации заключается в том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельны- ми личностями; формирующийся в результате эффект «близнецовос- ти» может оказать существенное влияние на психологические особен- ности близнецов (например, именно этим влиянием объясняется, по Заззо, формирование робости как личностной черты). «Парность» де- тей-близнецов может проявляться уже в раннем детстве; иногда в речи детей-близнецов, в отличие от одиночнорожденных, сначала появля- ется местоимение «мы» и лишь позже — «я»; это означает, что они прежде всего выделяют себя из внешнего мира как пару и только затем — как отдельных людей. Р. Заззо описывает случаи, когда близ-
нец воспринимал даже собственное отражение в зеркале как образ своего со-близнеца. Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компроме- тирующие метод. Однако для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить по крайней мере два вопроса. Во-первых, боль- шее сходство среды (в частности, родительского Боепитания) в парах МЗ — это фактор, создающий их психологическое сходство или, на- оборот, отражающий их генетическую идентичность? Иначе говоря, средовое сходство — причина или следствие? Во-вторых, отражается ли степень средового сходства/различия на степени психологического сходства партнеров близнецовых пар? Сведения по поводу первого вопроса содержатся в работах С. Скарр [395J, X. Литтона [328], Дж. Лоэлина и Р. Никольса [322]. Во всех случа- ях был использован остроумный прием: выясняли, как обращаются со своими детьми-близнецами родители, имеющие неверное пред- ставление об их зиготности — в соответствии с их истинной генети- ческой общностью или с собственной субъективной установкой (Р. Пломин и соавторы называют это «эффектом наименования» [363]). Если мнение родителей о генетическом сходстве/несходстве детей является продуктивной средовой детерминантой, то мнимые МЗ (т.е. реальные ДЗ) пары должны иметь большее сходство, чем ДЗ, у которых родительский и объективный диагнозы совпадают, а с ре- альными МЗ близнецами, принимаемыми за ДЗ, должны обращать- ся, наоборот, менее одинаково. Таких пар, родители которых имеют ложное представление о зи- готности своих детей-близнецов, немного, поэтому во всех работах выборки невелики. Однако результаты поразительно однообразны: родители обращаются с детьми в соответствии с их истинной зиготностью, а не со своим ложным мнением. В работе X. Литтона различия в оценках материнского обращения с близнецами в парах с
ошибочной диагностикой были следующими: для МЗ близнецов, счи- тавшихся ДЗ (4 пары), средняя внутрипарная разность таких оценок составила 3,5 балла; в противоположном случае, т.е. для ДЗ близнецов, принимаемых за МЗ близнецов, — 10,5 балла [328] (аналогичные дан- ные из исследования С. Скарр, в котором средний возраст близнецов был около 8 лет, приведены в табл. 7.3). В работе Дж. Лоэлина и Р. Никольса корреляция между ошибоч- ным родительским диагнозом зиготности детей и шестью характерис- тиками стиля воспитания — практически нулевая у мнимых ДЗ близ- нецов (от -0,04 до +0,04) и низкая — у мнимых МЗ близнецов (от +0,02 до +0,14). Таким образом, согласно работам названных авторов, оценка, даваемая родителями своим детям-близнецам (и, следовательно, сход- ство или различие их воспитательских тактик) отражает истинную зиготность, а не их (родителей) субъективные представления о гене- тическом сходстве/несходстве детей. Иначе говоря, более похожее обращение родителей с детьми-монозиготами есть следствие, реак- ция на их генетическую идентичность, а не внешняя причина, форми- рующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку наследуемости. Таблица 7.3 Процент верно и неверно классифицированных пар, оцененных Матерями как похожие и непохожие по разным характеристикам Характеристики Верно Hеверно МЗ (n=19) ДЗ (n=22) МЗ* (n=4) ДЗ* (n=7) Матери оценивают их как похожих 79 9 75 43 Матери ожидают сходной социальной зрелости 95 67 75 43 Похоже одеваются 74 45 75 57 Сходные трудности поведения в раннем детстве 79 59 100 57 Сходное развитие в раннем возрасте 79 54 50 71 * Здесь указан правильный диагноз: МЗ и ДЗ близнецы, принимаемые матеря- ми за ДЗ и МЗ соответственно. В работе X. Литтона этот вывод подтверждается и другими форма- ми анализа: например, учетом родительских (и матери, и отца) дей- ствий по отношению к детям, инициированных самими родителями. Только по одной переменной из восьми обнаружена разница в дей- ствиях_______, обращенных к детям — МЗ и ДЗ близнецам. Второй вопрос — насколько имеющиеся различия в средовом опыте между МЗ и ДЗ близнецами сказываются на их психологических чер-
тах? В упоминавшейся работе Дж. Лоэлина и Р. Никольса на большой выборке (276 пар МЗ и 193 пар ДЗ близнецов) показано, что корреля- ции между оценками по тестам школьной успеваемости и различиями в параметрах среды практически нулевые, одного и того же порядка у МЗ и ДЗ близнецов; по суммарным оценкам среды они колеблются у первых от 0,00 до -0,11, у вторых — от -0,08 до +0,07 (хотя, как мы помним, в табл. 7.1 средовой опыт у МЗ близнецов все-таки более сходен, чем у ДЗ). То же справедливо и для личностных особеннос- тей, интересов, межличностных отношений. В целом эти данные говорят о том, что даже различающийся сре- довой опыт МЗ и ДЗ близнецов не влияет решающим образом на их внутрипарное сходство и, следовательно, не может компрометиро- вать метод. Именно к такому выводу пришли в результате тщательного анализа многие исследователи [363]. Таблица 7.4 Внутриклассовая корреляция по оценкам эмоциональности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|