Метод де Фриза и фулкера (дф-метод)
Дж. де Фриз и Д. Фулкер разработали две регрессионные модели: 1) классическую регрессионную модель, в которой частная регрессия значения со-близнеца на значение близнеца—условного пробанда и коэффициент родства представляет собой тест генетической этиоло- гии исследуемого признака, и 2) расширенную регрессионную мо- дель, предоставляющую прямое свидетельство того, насколько инди- видуальные различия внутри исследуемой группы объясняются гене- тическими и средовыми влияниями. Эти два регрессионных уравнения записываются следующим образом: , ; 3 4 5 1 2 C B P B R B PR A C B P B R A где С — значение со-близнеца по исследуемому признаку (данный метод подразумевает выделение в каждой паре одного близнеца — условного пробанда, тогда второй близнец называется со-близнецом); Р — значение близнеца-пробанда по тому же признаку; R — коэффи- циент родства (1 для МЗ и 0,5 для ДЗ близнецов); PR — произведение значения пробанда по исследуемому признаку на коэффициент род- ства; А _______— константа регрессионного уравнения. Решение этих уравнений позволяет оценить следующие парамет- ры: В1, представляет собой показатель среднего сходства между МЗ и ДЗ близнецами; В2 — оценку удвоенной разницы между средними в группах МЗ и ДЗ близнецов (с учетом ковариации между значениями МЗ и ДЗ пробандов); В3 оценивает долю дисперсии, объясняемую сре- довыми влияниями, общими для членов близнецовой пары (VС /VР или С2); В4, отражает разницу h2 g - h2, где h2 — коэффициент наследу- емости в широком смысле и h2 g — коэффициент наследуемости в оп- ределенной группе (например, коэффициенты наследуемости IQ в
группах здоровых людей и людей, страдающих ФКУ, отличаются друг от друга; В4 показывает разницу коэффициентов наследуемости, по- лученных в генеральной популяции и специфической выборке); и, наконец, В5 оценивает коэффициент наследуемости (h2), т. е. показа- тель того, насколько индивидуальные различия в исследуемой выбор- ке объясняются наследуемыми влияниями. Интересной особенностью ДФ-метода является то, что он позво- ляет тестировать гипотезу о сходстве или различии этиологии нор- мально распределенных и экстремальных значений. Сравнение рег- рессионных коэффициентов В2 и В5 позволяет проверить гипотезу о том, сходны ли этиологии девиантных и «средних» значений, напри- мер, по тесту на математические способности. Если этиология неспо- собности к математике отличается от этиологии средних математи- ческих способностей, то В2 и В5 должны статистически надежно отли- чаться друг от друга. Если же дети, которые имеют трудности в овладении математикой, представляют собой не отдельную группу, а край нормального распределения, то В2 и В5 статистически отличать- ся друг от друга не должны, Разные формулы для вычисления коэффициентов наследуемости характеризуются разного рода допущениями и ограничениями. В не- скольких исследованиях было продемонстрировано, что применение разных формул на одном и том же эмпирическом материале дает раз- ные результаты. Поэтому интерпретация данных, полученных одним методом близнецов, должна проводиться с учетом всех ограничений, свойственных этому методу. Ф. Фогель и А. Мотульски [159] отмечают, что даже при сильно упрощающих допущениях (например, отсутствия ассортативности, доминирования и т.д.) все равно остаются система- тические ошибки, которые невозможно полностью проконтролиро- вать. Они рекомендуют вычислять из одних и тех же эмпирических
данных альтернативные оценки и сравнивать, насколько хорошо они совпадают. Метод приемных детей. При допущении, что среда семей-усыно- вителей не коррелирует со средой тех биологических семей, из кото- рых данные дети усыновляются, корреляции детей с их биологичес- кими родителями представляют собой «чистые» генетические корре- ляции (т.е. прямую оценку h2 или VG /VP, а с родителями-усыновите- лями — «чистые» средовые корреляции (с2 или VС /VP). Однако в том случае, если среды биологических и приемных семей похожи, допу- щение о «чистоте» полученных оценок генетической и средовой со- ставляющих чаще всего неправомерно (по крайней мере в тех случа- ях, когда корреляция сред неизвестна). Методологически адекватным, хотя практически и не всегда возможным решением в подобной ситу- ации служит получение нескольких оценок генетического и средово- го компонентов при разных значениях корреляции сред. Таким образом, главной причиной беспокойства при использова- нии метода приемных детей является допущение об отсутствии кор- реляции между биологическими и приемными семьями. Кроме того, исследователи должны убедиться в том, что семьи-усыновители реп- резентативны общей популяции, т.е. не отличаются от среднепопуля- ционной семьи по уровню благосостояния, образования и т.п. Если семьи-усыновители нерепрезентативны, закономерности, полученные в результате их анализа, не могут считаться справедливыми для гене- ральной популяции. АНАЛИЗ ПУТЕЙ Приведенная выше логика разложения фенотипической диспер- сии на ее составляющие, реализованная в нескольких эмпирических методах, представляет собой один из способов определения коэффи- циента наследуемости того или иного признака. Но понятие наследу- емости можно также проанализировать при помощи «анализа путей». Анализ путей в последние десятилетия широко используется и в психогенетике, и в науках о поведении вообще. Он был предложен генетиком С, Райтом еще в 30-х годах и затем им же и другими иссле- дователями детально разработан. Четкое изложение его основ и пра- вил использования содержится в упоминавшемся труде М. Нила и Л. Кардона [342], которые характеризуют этот метод следующим
образом. Диаграмма путей — эвристичный способ наглядного графическо- го представления причинных и корреляционных связей (путей) меж- ду переменными, позволяющий дать полное математическое описа- ние линейной модели, которую применяют исследователи. Тем са- мым диаграмма путей способствует ее пониманию, верификации или представлению результатов. В целом путевые модели — «экстремально обобщенный» способ анализа, один из многих мультивариативных методов (к ним же относятся методы множественной регрессии, фак- торный и дискриминантный анализы и т.д.). Существуют определенные правила построения диаграмм пу- тей (рис. 8.4). Прямоугольники (или квадраты) обозначают наблюда- Рис. 8.4. Диаграмма путей, объединяющая три латентных (А, В, С) и две наблюдаемых (D и Е) переменных. р и q — корреляции; r, s, w, х, у, z — путевые коэффициенты. Рис. 8.5. Диаграмма путей для корреляций совместно живущих пар МЗ и ДЗ близнецов. Т1, Т2 — близнецы одной пары. G — генотип; С— общая среда; U — индивидуаль- ная (уникальная) среда; I— эпистаз. Пути h, с — влияния G, С на исследуемую черту. емые переменные; круги (или эллипсы) — латентные, неизмеряе- мые переменные (на рис. 8.4. D и Е; А, В, С соответственно). Связи между переменными обозначаются стрелками: постулиро- ванные исследователем причинно-следственные — направленной в одну сторону («путь» от причины к следствию); наблюдаемые ассо- циации — двусторонней. На рис. 8.4 первые — w, x, у, z, r, s (путевые коэффициенты); вторые — р и q (коэффициенты корреляции). Ина- че говоря, модель выделяет зависимые переменные (D и Е), подле- жащие объяснению или прогнозированию, и независимые (А, В, С), действие которых должно объяснить или предсказать зависимые пе- ременные и их связи. Есть и другие, более детальные, правила офор- мления и чтения путевых диаграмм, но мы их рассматривать не будем. На рис. 8.5 даны модели путей для корреляций совместно живу- щих пар МЗ и ДЗ близнецов по экстраверсии, из которых следует, что корреляция МЗ близнецов T1 и Т2 может быть выражена через сумму
путей, связывающих их, т.е. hh и сс; иначе говоря, rМЗ = h2 +с2. Для ДЗ это будут пути h х 1/2 х h и cc, т.е. rДЗ = 1/2 h2 + с2. Вычитая, получим rМЗ — rДЗ = h2 + с2 — 1/2 h2 — с2 = 1/2 h2; чтобы получить полную генетичес- кую дисперсию (а не половину ее), удваиваем разность корреляций h2 = 2(rMЗ — rДЗ) и получаем описанный выше коэффициент наследу- емости, справедливый для близнецовых исследований. Аналогичным образом могут быть построены путевые диаграммы для семейных и любых других данных. Единицы измерения, используемые в анализе путей, отличаются от тех, которыми мы оперировали тогда, когда рассматривали по- нятие наследуемости на примере разложения фенотипической дис- персии. Если при разложении дисперсии мы пользовались квадратич- ными единицами (например, h2, VG), то в данном случае наследуе- мость описывается на языке стандартных отклонений. Тогда путевые коэффициенты являются коэффициентами регрессии, полученными для переменных не в исходных единицах, а для стандартизованных переменных. Несмотря на широкое использование этого метода и его достоин- ства, которые заключаются прежде всего в наглядной демонстрации представлений о компонентах, влияющих на исследуемый признак, он имеет и своих критиков. Так, Ф. Фогель и А. Мотульски «не уверены в том, что этот метод биометрического анализа внесет существенный вклад в наше понимание генетических факторов» [159]. Одно из глав- ных сомнений вызывает тот факт, что в диаграмму путей и, следова- тельно, в дальнейший математический анализ закладываются уже имеющиеся у исследователя предположения о влияющих на признак факторах, их причинно-следственных отношениях и т.д., и результат анализа зависит, таким образом, от корректности заранее имеющих- ся исходных позиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|