Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод де Фриза и фулкера (дф-метод)




Дж. де Фриз и Д. Фулкер разработали две регрессионные модели:

1) классическую регрессионную модель, в которой частная регрессия

значения со-близнеца на значение близнеца—условного пробанда и

коэффициент родства представляет собой тест генетической этиоло-

гии исследуемого признака, и 2) расширенную регрессионную мо-

дель, предоставляющую прямое свидетельство того, насколько инди-

видуальные различия внутри исследуемой группы объясняются гене-

тическими и средовыми влияниями. Эти два регрессионных уравнения

записываются следующим образом:

,

;

3 4 5

1 2

C B P B R B PR A

C B P B R A





где С — значение со-близнеца по исследуемому признаку (данный

метод подразумевает выделение в каждой паре одного близнеца —

условного пробанда, тогда второй близнец называется со-близнецом);

Р — значение близнеца-пробанда по тому же признаку; R — коэффи-

циент родства (1 для МЗ и 0,5 для ДЗ близнецов); PR — произведение

значения пробанда по исследуемому признаку на коэффициент род-

ства; А _______— константа регрессионного уравнения.

Решение этих уравнений позволяет оценить следующие парамет-

ры: В1, представляет собой показатель среднего сходства между МЗ и

ДЗ близнецами; В2 — оценку удвоенной разницы между средними в

группах МЗ и ДЗ близнецов (с учетом ковариации между значениями

МЗ и ДЗ пробандов); В3 оценивает долю дисперсии, объясняемую сре-

довыми влияниями, общими для членов близнецовой пары (VС /VР

или С2); В4, отражает разницу h2

g - h2, где h2 — коэффициент наследу-

емости в широком смысле и h2

g — коэффициент наследуемости в оп-

ределенной группе (например, коэффициенты наследуемости IQ в

группах здоровых людей и людей, страдающих ФКУ, отличаются друг

от друга; В4 показывает разницу коэффициентов наследуемости, по-

лученных в генеральной популяции и специфической выборке); и,

наконец, В5 оценивает коэффициент наследуемости (h2), т. е. показа-

тель того, насколько индивидуальные различия в исследуемой выбор-

ке объясняются наследуемыми влияниями.

Интересной особенностью ДФ-метода является то, что он позво-

ляет тестировать гипотезу о сходстве или различии этиологии нор-

мально распределенных и экстремальных значений. Сравнение рег-

рессионных коэффициентов В2 и В5 позволяет проверить гипотезу о

том, сходны ли этиологии девиантных и «средних» значений, напри-

мер, по тесту на математические способности. Если этиология неспо-

собности к математике отличается от этиологии средних математи-

ческих способностей, то В2 и В5 должны статистически надежно отли-

чаться друг от друга. Если же дети, которые имеют трудности в

овладении математикой, представляют собой не отдельную группу, а

край нормального распределения, то В2 и В5 статистически отличать-

ся друг от друга не должны,

Разные формулы для вычисления коэффициентов наследуемости

характеризуются разного рода допущениями и ограничениями. В не-

скольких исследованиях было продемонстрировано, что применение

разных формул на одном и том же эмпирическом материале дает раз-

ные результаты. Поэтому интерпретация данных, полученных одним

методом близнецов, должна проводиться с учетом всех ограничений,

свойственных этому методу. Ф. Фогель и А. Мотульски [159] отмечают,

что даже при сильно упрощающих допущениях (например, отсутствия

ассортативности, доминирования и т.д.) все равно остаются система-

тические ошибки, которые невозможно полностью проконтролиро-

вать. Они рекомендуют вычислять из одних и тех же эмпирических

данных альтернативные оценки и сравнивать, насколько хорошо они

совпадают.

Метод приемных детей. При допущении, что среда семей-усыно-

вителей не коррелирует со средой тех биологических семей, из кото-

рых данные дети усыновляются, корреляции детей с их биологичес-

кими родителями представляют собой «чистые» генетические корре-

ляции (т.е. прямую оценку h2 или VG /VP, а с родителями-усыновите-

лями — «чистые» средовые корреляции (с2 или VС /VP). Однако в том

случае, если среды биологических и приемных семей похожи, допу-

щение о «чистоте» полученных оценок генетической и средовой со-

ставляющих чаще всего неправомерно (по крайней мере в тех случа-

ях, когда корреляция сред неизвестна). Методологически адекватным,

хотя практически и не всегда возможным решением в подобной ситу-

ации служит получение нескольких оценок генетического и средово-

го компонентов при разных значениях корреляции сред.

Таким образом, главной причиной беспокойства при использова-

нии метода приемных детей является допущение об отсутствии кор-

реляции между биологическими и приемными семьями. Кроме того,

исследователи должны убедиться в том, что семьи-усыновители реп-

резентативны общей популяции, т.е. не отличаются от среднепопуля-

ционной семьи по уровню благосостояния, образования и т.п. Если

семьи-усыновители нерепрезентативны, закономерности, полученные

в результате их анализа, не могут считаться справедливыми для гене-

ральной популяции.

АНАЛИЗ ПУТЕЙ

Приведенная выше логика разложения фенотипической диспер-

сии на ее составляющие, реализованная в нескольких эмпирических

методах, представляет собой один из способов определения коэффи-

циента наследуемости того или иного признака. Но понятие наследу-

емости можно также проанализировать при помощи «анализа путей».

Анализ путей в последние десятилетия широко используется и в

психогенетике, и в науках о поведении вообще. Он был предложен

генетиком С, Райтом еще в 30-х годах и затем им же и другими иссле-

дователями детально разработан. Четкое изложение его основ и пра-

вил использования содержится в упоминавшемся труде М. Нила и

Л. Кардона [342], которые характеризуют этот метод следующим

образом.

Диаграмма путей — эвристичный способ наглядного графическо-

го представления причинных и корреляционных связей (путей) меж-

ду переменными, позволяющий дать полное математическое описа-

ние линейной модели, которую применяют исследователи. Тем са-

мым диаграмма путей способствует ее пониманию, верификации или

представлению результатов. В целом путевые модели — «экстремально

обобщенный» способ анализа, один из многих мультивариативных

методов (к ним же относятся методы множественной регрессии, фак-

торный и дискриминантный анализы и т.д.).

Существуют определенные правила построения диаграмм пу-

тей (рис. 8.4). Прямоугольники (или квадраты) обозначают наблюда-

Рис. 8.4. Диаграмма путей, объединяющая три латентных (А, В, С) и две

наблюдаемых (D и Е) переменных.

р и q — корреляции; r, s, w, х, у, z — путевые коэффициенты.

Рис. 8.5. Диаграмма путей для корреляций совместно живущих пар МЗ и

ДЗ близнецов.

Т1, Т2 — близнецы одной пары. G — генотип; С— общая среда; U — индивидуаль-

ная (уникальная) среда; I— эпистаз. Пути h, с — влияния G, С на исследуемую

черту.

емые переменные; круги (или эллипсы) — латентные, неизмеряе-

мые переменные (на рис. 8.4. D и Е; А, В, С соответственно).

Связи между переменными обозначаются стрелками: постулиро-

ванные исследователем причинно-следственные — направленной в

одну сторону («путь» от причины к следствию); наблюдаемые ассо-

циации — двусторонней. На рис. 8.4 первые — w, x, у, z, r, s (путевые

коэффициенты); вторые — р и q (коэффициенты корреляции). Ина-

че говоря, модель выделяет зависимые переменные (D и Е), подле-

жащие объяснению или прогнозированию, и независимые (А, В, С),

действие которых должно объяснить или предсказать зависимые пе-

ременные и их связи. Есть и другие, более детальные, правила офор-

мления и чтения путевых диаграмм, но мы их рассматривать не будем.

На рис. 8.5 даны модели путей для корреляций совместно живу-

щих пар МЗ и ДЗ близнецов по экстраверсии, из которых следует, что

корреляция МЗ близнецов T1 и Т2 может быть выражена через сумму

путей, связывающих их, т.е. hh и сс; иначе говоря, rМЗ = h2 +с2. Для ДЗ

это будут пути h х 1/2 х h и cc, т.е. rДЗ = 1/2 h2 + с2. Вычитая, получим

rМЗ — rДЗ = h2 + с2 — 1/2 h2 — с2 = 1/2 h2; чтобы получить полную генетичес-

кую дисперсию (а не половину ее), удваиваем разность корреляций

h2 = 2(rMЗ — rДЗ) и получаем описанный выше коэффициент наследу-

емости, справедливый для близнецовых исследований. Аналогичным

образом могут быть построены путевые диаграммы для семейных и

любых других данных.

Единицы измерения, используемые в анализе путей, отличаются

от тех, которыми мы оперировали тогда, когда рассматривали по-

нятие наследуемости на примере разложения фенотипической дис-

персии. Если при разложении дисперсии мы пользовались квадратич-

ными единицами (например, h2, VG), то в данном случае наследуе-

мость описывается на языке стандартных отклонений. Тогда путевые

коэффициенты являются коэффициентами регрессии, полученными

для переменных не в исходных единицах, а для стандартизованных

переменных.

Несмотря на широкое использование этого метода и его достоин-

ства, которые заключаются прежде всего в наглядной демонстрации

представлений о компонентах, влияющих на исследуемый признак,

он имеет и своих критиков. Так, Ф. Фогель и А. Мотульски «не уверены

в том, что этот метод биометрического анализа внесет существенный

вклад в наше понимание генетических факторов» [159]. Одно из глав-

ных сомнений вызывает тот факт, что в диаграмму путей и, следова-

тельно, в дальнейший математический анализ закладываются уже

имеющиеся у исследователя предположения о влияющих на признак

факторах, их причинно-следственных отношениях и т.д., и результат

анализа зависит, таким образом, от корректности заранее имеющих-

ся исходных позиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...