В пяти исследованиях разлученных МЗ близнецов
Исследования Количество пар Усредненная корреляция Ньюмен, Фримен, Холзинер; США; 1937 19 0,71 Шилдс; Великобритания; 1962 38 (37)* 0,75 Жуел-Нильсен; Дания; 1980 12 0,69 Бушар, Ликкен, Макги, Сегал, Теллеген; США; 1990 48 (42, 43) 0,75 Педерсен, Пломин, Нессельроде, Макклин; Швеция; 1992 45 0,78 Взвешенная средняя корреляция 0,75 * Две или три цифры даны в тех случаях, когда использовались несколько тестов интеллекта и выборки различались по объему. таких исследований, они охватывают от 12 до 45 пар разлученных МЗ близнецов. Интеллект диагностировался разнообразными тестами IQ. В сокращенном виде их результаты приведены в табл. 9.2, взятой из этой работы. Однако в данных исследованиях неизбежно возникают два взаи- мосвязанных вопроса: во-первых, что реально означает «разлучение» близнецов вообще и, во-вторых, насколько различными были средо- вые условия, релевантные исследуемой психологической черте. Еще в 1958 г. А. Анастази [181] детально проанализировала первую работу по разлученным МЗ близнецам, имевшую довольно большую выборку — 19 пар [344]. Оказалось, что внутрипарная разность бал- лов IQ тем больше, чем больше разница в полученном близнецами образовании: в парах с большой разницей (от 4 до 14 лет) в образо- вании средняя разность IQ составила 16 пунктов (в пользу лучше образованного близнеца); в подгруппе с одинаковой продолжитель- ностью образования эта разность существенно ниже — 4,5 пункта. Если разница в социальных условиях, оцененных экспериментатора- ми по 50-балльной шкале, больше 25 баллов, то средние различия по IQ равны 12,5 пункта; при небольшой разнице условий (в 7-15 бал- лов) интеллект различается меньше — на 6,2 пункта. В целом по груп-
пе различия в баллах IQ коррелируют: с различиями в образовании r = 0,79 (р<0,01); с различиями в социальных условиях r = 0,51 (р < 0,05); с разницей в физических характеристиках среды r = 0,30 (незначимо). В целом А. Анастази заключает, что различий по IQ, порожденных случайными факторами, в этой группе разлученных МЗ нет, но _______отчет- ливо прослеживается положительное влияние образования. Иными словами, разлучение само по себе не приводит к возникновению раз- личий; «психологически разлучение — не география» [181; с. 298]. Позже, в 1974 г., вышла нашумевшая и обсуждаемая до сих пор работа Л. Кэмина «Наука и политика IQ» [303]. Она может служить хорошим примером анализа первого из указанных выше вопросов. Л. Кэмин заново обработал данные, полученные Дж. Шилдсом на 40 парах английских разлученных близнецов 8-59 лет. Оказалось, что 27 из них воспи- тывались в родственных семьях, причем чаще всего один близнец оставался у матери, а второй воспитывался либо у бабушки по матери, либо у тети. Только 13 пар попали в семьи, не связанные родством. Внутрипарные корре- ляции по IQ: 0,83 в первом случае и 0,54 — во втором, причем оказалось, что во второй из этих подгрупп один близнец часто оставался у матери, а второй был отдан в семью близких друзей. У 7 пар были особо сходные условия; здесь корреляция неправдоподоб- но высока: r = 0,99, что значительно выше надежности теста; у остальных 33 пар г = 0,66. Более того, оказалось, что определенную роль играет и то, у чьих родственников воспитывался близнец— матери или отца; в первом слу- чае r = 0,94, во втором r = 0,56. Только 10 пар были разлучены так, что не воспитывались в родственных семьях и не посещали одну школу, хотя 8 пар из них достаточно часто встре- чались. Для этих 10 пар r =0,47. Конечно, 0,47 — корреляция для данных условий достаточно вы- сокая, она существенно выше, чем сходство приемных сиблингов, т.е.
детей, воспитывающихся в одной семье и, следовательно, разделяю- щих одну общесемейную среду, но не являющихся генетическими родственниками. Кроме того, благодаря отсутствию одних и тех же общесемейных влияний, она может служить прямой оценкой насле- дуемости и в таком случае примерно совпадает с коэффициентом наследуемости интеллекта, получаемым на основе метаанализа и рав- ным примерно 0,50. Эта работа Л. Кэмина (она касалась и других исследований разлу- ченных МЗ близнецов) вызвала интенсивную и длительную дискус- сию [254, 206 и др.]; обсуждаются и детали статистических процедур, и реальный уровень разлученности, возрастные и половые различия выборок и т.д. При этом некоторые различия в оценках внутрипарного сходства разлученных МЗ близнецов, конечно, констатируются, но оно (сходство) никогда не снижается до уровня корреляций, получа- емых, например, в парах, объединенных общей средой, но не имею- щих общих генов (приемные сиблинги, усыновитель и приемный ре- бенок). В группе МЗ близнецов, оценивающих степень своей разлу- ченности как высокую, Т. Бушар получил средние оценки IQ, соот- ветствующие общей близнецовой популяции; стандартные отклоне- ния — на уровне нормативной популяции; а внутриклассовую корре- ляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов каждой пары, равную 0,76 [206], Обратим особое внимание на то, что это — практи- чески то же сходство, которое констатируется во всех исследованиях разлученных МЗ близнецов и совпадает с усредненным по этим рабо- там коэффициентом корреляции (табл. 9.2). Поэтому такого рода ана- лиз не опровергает утверждений о наличии генетического компонен- та в изменчивости оценок интеллекта, но он очень информативен, так как показывает, насколько важно знать, что реально означает «разлучение» близнецов. С этим связан и второй вопрос — о релевантности оцениваемых параметров сред, в которых живут разлученные близнецы, той психо- логической черте, которая подлежит изучению. Т. Бушар [206] отмеча- ет, что в экстремально разные условия МЗ близнецы попадают редко и оценка их среды чаще идет в континууме одного измерения (напри- мер, хорошая — плохая). Кроме того, регистрировались такие явные
индикаторы среды, как образование родителей, социоэкономичес- кий статус, размер семьи, физические характеристики среды, а также подверженный ошибкам самоотчет родителей о стиле воспитательс- кой практики. Все это необходимо, но может оказаться не столь важ- ным для исследуемой психологической черты. Значительно важнее знать различия по релевантным этой черте параметрам среды. Например, близнецы могут попасть в среды, похожие по уровню образования, количеству книг и т.д., но один может быть окружен любовью, а другой — обделен ею, подвергаться насмешкам и т.д. К сожалению, как отмечает Т. Бушар, несмотря на годы совмест- ных усилий психологов, мы сегодня мало знаем о среде, релевантной интеллектуальному развитию и формированию личностных черт. Что же касается давно известных связей социально-экономической ситуа- ции в семье и интеллекта детей, то в них есть существенный генети- ческий компонент, равный, по результатам метаанализа, 0,33 [206]. Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлучен- ных близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личнос- тным чертам; объяснение этому обычно находят в особенностях взаи- модействия в близнецовой диаде; например, упоминавшиеся в главе VII ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности. По-видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные призна- ку-объекту исследования психологические факторы, Права А. Анаста- зи: разлучение — не география. Дополнительно к изложенному скажем о некоторых деталях, На первый взгляд, сходство разлученных близнецов должно зависеть и от возраста разлучения: чем дольше они жили вместе, тем выше должно быть их сходство. В работе Шилдса средняя внутрипарная разность баллов IQ у 19 пар, разлученных до 9 месяцев жизни, равна 8,81; у 12 пар, разлученных после 1 года — 9,76. То же установлено в упоминавшемся исследовании Ньюмена с соавторами: в 4 парах, разлученных в возрасте 1 месяца жизни, средняя внутрипарная разность IQ равна 2,7 балла, у разлученных после 1,5 лет
(8 пар) — 10,5 балла. Возможно, играет роль и возраст тестирования: в этой работе у 5 пар в возрасте до 15 лет средняя разность составляла 2,6 балла, а у 5 пар старше 30 лет — 9,2 балла (в обеих подгруппах возраст разлучения был очень разным: в первой — от 1 месяца до 2 лет, во второй — от 6 месяцев до 6 лет). Некоторую критику вызывает в целом хорошо спланированное Минне- сотское исследование 48 пар разлученных МЗ близнецов [208]. Она вызвана следующим обстоятельством: близнецы были разлучены в среднем в возра- сте 5 месяцев жизни, вновь объединились в среднем в 30 лет, но тестирование производилось более 10 лет спустя. Авторы считают, что это не вносит иска- жающих влияний, так как значимые для формирования интеллекта годы к это- му времени уже прошли, а опыт взрослого возраста на оценки интеллекта не влияет. Однако с этой точкой зрения не согласны некоторые исследователи, считающие (исходя в основном из результатов, полученных в работе с жи- вотными), что изменения в мозговых структурах и, следовательно, в интеллек- туальных функциях происходят и во взрослом возрасте [см., напр., 443]. Принимая для собственного обсуждения эти соображения, обра- тим, тем не менее, внимание на то, что все имеющиеся исследования разлученных МЗ близнецов, каждое из которых, естественно, имеет те или иные источники искажений (поскольку это эксперимент, ко- торый не планируется, его ставит сама жизнь), дает удивительно од- нотипные результаты; сходство разлученных МЗ близнецов по ин- теллекту всегда достаточно высоко. Второй «критический эксперимент», как уже отмечалось, может быть реализован методом приемных детей (гл. VII). Рассмотрим более детально, какие результаты в исследовании генетики интеллекта по- лучены с его помощью. Первая работа, проведенная по полной схеме метода, принадле- жит М. Скодак и Г. Скилзу [405]. Они прослеживали развитие 100 де- тей, усыновленных в возрасте до б месяцев жизни; интеллект диагно- стировался в 2; 4; 7 и 13 лет. Результаты наблюдений отражены в табл. 9.3. Более поздняя и полная сводка содержится в уже упоминав- шейся работе Т. Бушара и М. Макги [207; см. также 132]. Ее данные приведены в табл. 9.4, объединившей все исследования приемных де- тей до 1980 г. Генетические родственники (родные родители и их отданные в другие семьи дети, а также разлученные сиблинги) даже при отсут- ствии общей среды имеют корреляции по баллам IQ, равные 0,22 и 0,24 соответственно. Они несколько ниже, чем в работе М. Скодак и Г. Скилза, но все же говорят о некотором сходстве. Таким образом, интеллект приемных детей выше 100 баллов, т.е. выше среднего, и есть не очень высокие, но надежные корреляции с IQ родных матерей. 15-1432 225 Таблица 9.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|