Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В пяти исследованиях разлученных МЗ близнецов




Исследования Количество пар Усредненная

корреляция

Ньюмен, Фримен, Холзинер;

США; 1937

19 0,71

Шилдс; Великобритания; 1962 38 (37)* 0,75

Жуел-Нильсен; Дания; 1980 12 0,69

Бушар, Ликкен, Макги, Сегал,

Теллеген; США; 1990

48 (42, 43) 0,75

Педерсен, Пломин, Нессельроде,

Макклин; Швеция; 1992

45 0,78

Взвешенная средняя корреляция 0,75

* Две или три цифры даны в тех случаях, когда использовались несколько

тестов интеллекта и выборки различались по объему.

таких исследований, они охватывают от 12 до 45 пар разлученных МЗ

близнецов. Интеллект диагностировался разнообразными тестами IQ.

В сокращенном виде их результаты приведены в табл. 9.2, взятой из

этой работы.

Однако в данных исследованиях неизбежно возникают два взаи-

мосвязанных вопроса: во-первых, что реально означает «разлучение»

близнецов вообще и, во-вторых, насколько различными были средо-

вые условия, релевантные исследуемой психологической черте.

Еще в 1958 г. А. Анастази [181] детально проанализировала первую

работу по разлученным МЗ близнецам, имевшую довольно большую

выборку — 19 пар [344]. Оказалось, что внутрипарная разность бал-

лов IQ тем больше, чем больше разница в полученном близнецами

образовании: в парах с большой разницей (от 4 до 14 лет) в образо-

вании средняя разность IQ составила 16 пунктов (в пользу лучше

образованного близнеца); в подгруппе с одинаковой продолжитель-

ностью образования эта разность существенно ниже — 4,5 пункта.

Если разница в социальных условиях, оцененных экспериментатора-

ми по 50-балльной шкале, больше 25 баллов, то средние различия по

IQ равны 12,5 пункта; при небольшой разнице условий (в 7-15 бал-

лов) интеллект различается меньше — на 6,2 пункта. В целом по груп-

пе различия в баллах IQ коррелируют: с различиями в образовании

r = 0,79 (р<0,01); с различиями в социальных условиях r = 0,51

(р < 0,05); с разницей в физических характеристиках среды r = 0,30

(незначимо).

В целом А. Анастази заключает, что различий по IQ, порожденных

случайными факторами, в этой группе разлученных МЗ нет, но _______отчет-

ливо прослеживается положительное влияние образования. Иными

словами, разлучение само по себе не приводит к возникновению раз-

личий; «психологически разлучение — не география» [181; с. 298].

Позже, в 1974 г., вышла нашумевшая и обсуждаемая до сих пор

работа Л. Кэмина «Наука и политика IQ» [303]. Она может служить

хорошим примером анализа первого из указанных выше вопросов.

Л. Кэмин заново обработал данные, полученные Дж. Шилдсом на 40 парах

английских разлученных близнецов 8-59 лет. Оказалось, что 27 из них воспи-

тывались в родственных семьях, причем чаще всего один близнец оставался

у матери, а второй воспитывался либо у бабушки по матери, либо у тети.

Только 13 пар попали в семьи, не связанные родством. Внутрипарные корре-

ляции по IQ: 0,83 в первом случае и 0,54 — во втором, причем оказалось, что

во второй из этих подгрупп один близнец часто оставался у матери, а второй

был отдан в семью близких друзей.

У 7 пар были особо сходные условия; здесь корреляция неправдоподоб-

но высока: r = 0,99, что значительно выше надежности теста; у остальных

33 пар г = 0,66. Более того, оказалось, что определенную роль играет и то, у

чьих родственников воспитывался близнец— матери или отца; в первом слу-

чае r = 0,94, во втором r = 0,56.

Только 10 пар были разлучены так, что не воспитывались в родственных

семьях и не посещали одну школу, хотя 8 пар из них достаточно часто встре-

чались. Для этих 10 пар r =0,47.

Конечно, 0,47 — корреляция для данных условий достаточно вы-

сокая, она существенно выше, чем сходство приемных сиблингов, т.е.

детей, воспитывающихся в одной семье и, следовательно, разделяю-

щих одну общесемейную среду, но не являющихся генетическими

родственниками. Кроме того, благодаря отсутствию одних и тех же

общесемейных влияний, она может служить прямой оценкой насле-

дуемости и в таком случае примерно совпадает с коэффициентом

наследуемости интеллекта, получаемым на основе метаанализа и рав-

ным примерно 0,50.

Эта работа Л. Кэмина (она касалась и других исследований разлу-

ченных МЗ близнецов) вызвала интенсивную и длительную дискус-

сию [254, 206 и др.]; обсуждаются и детали статистических процедур,

и реальный уровень разлученности, возрастные и половые различия

выборок и т.д. При этом некоторые различия в оценках внутрипарного

сходства разлученных МЗ близнецов, конечно, констатируются, но

оно (сходство) никогда не снижается до уровня корреляций, получа-

емых, например, в парах, объединенных общей средой, но не имею-

щих общих генов (приемные сиблинги, усыновитель и приемный ре-

бенок). В группе МЗ близнецов, оценивающих степень своей разлу-

ченности как высокую, Т. Бушар получил средние оценки IQ, соот-

ветствующие общей близнецовой популяции; стандартные отклоне-

ния — на уровне нормативной популяции; а внутриклассовую корре-

ляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов каждой пары,

равную 0,76 [206], Обратим особое внимание на то, что это — практи-

чески то же сходство, которое констатируется во всех исследованиях

разлученных МЗ близнецов и совпадает с усредненным по этим рабо-

там коэффициентом корреляции (табл. 9.2). Поэтому такого рода ана-

лиз не опровергает утверждений о наличии генетического компонен-

та в изменчивости оценок интеллекта, но он очень информативен,

так как показывает, насколько важно знать, что реально означает

«разлучение» близнецов.

С этим связан и второй вопрос — о релевантности оцениваемых

параметров сред, в которых живут разлученные близнецы, той психо-

логической черте, которая подлежит изучению. Т. Бушар [206] отмеча-

ет, что в экстремально разные условия МЗ близнецы попадают редко

и оценка их среды чаще идет в континууме одного измерения (напри-

мер, хорошая — плохая). Кроме того, регистрировались такие явные

индикаторы среды, как образование родителей, социоэкономичес-

кий статус, размер семьи, физические характеристики среды, а также

подверженный ошибкам самоотчет родителей о стиле воспитательс-

кой практики. Все это необходимо, но может оказаться не столь важ-

ным для исследуемой психологической черты. Значительно важнее знать

различия по релевантным этой черте параметрам среды. Например,

близнецы могут попасть в среды, похожие по уровню образования,

количеству книг и т.д., но один может быть окружен любовью, а

другой — обделен ею, подвергаться насмешкам и т.д.

К сожалению, как отмечает Т. Бушар, несмотря на годы совмест-

ных усилий психологов, мы сегодня мало знаем о среде, релевантной

интеллектуальному развитию и формированию личностных черт. Что

же касается давно известных связей социально-экономической ситуа-

ции в семье и интеллекта детей, то в них есть существенный генети-

ческий компонент, равный, по результатам метаанализа, 0,33 [206].

Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлучен-

ных близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личнос-

тным чертам; объяснение этому обычно находят в особенностях взаи-

модействия в близнецовой диаде; например, упоминавшиеся в главе VII

ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности.

По-видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные призна-

ку-объекту исследования психологические факторы, Права А. Анаста-

зи: разлучение — не география.

Дополнительно к изложенному скажем о некоторых деталях,

На первый взгляд, сходство разлученных близнецов должно зависеть и от

возраста разлучения: чем дольше они жили вместе, тем выше должно быть их

сходство. В работе Шилдса средняя внутрипарная разность баллов IQ у 19 пар,

разлученных до 9 месяцев жизни, равна 8,81; у 12 пар, разлученных после

1 года — 9,76. То же установлено в упоминавшемся исследовании Ньюмена

с соавторами: в 4 парах, разлученных в возрасте 1 месяца жизни, средняя

внутрипарная разность IQ равна 2,7 балла, у разлученных после 1,5 лет

(8 пар) — 10,5 балла. Возможно, играет роль и возраст тестирования: в этой

работе у 5 пар в возрасте до 15 лет средняя разность составляла 2,6 балла, а

у 5 пар старше 30 лет — 9,2 балла (в обеих подгруппах возраст разлучения

был очень разным: в первой — от 1 месяца до 2 лет, во второй — от 6 месяцев

до 6 лет).

Некоторую критику вызывает в целом хорошо спланированное Минне-

сотское исследование 48 пар разлученных МЗ близнецов [208]. Она вызвана

следующим обстоятельством: близнецы были разлучены в среднем в возра-

сте 5 месяцев жизни, вновь объединились в среднем в 30 лет, но тестирование

производилось более 10 лет спустя. Авторы считают, что это не вносит иска-

жающих влияний, так как значимые для формирования интеллекта годы к это-

му времени уже прошли, а опыт взрослого возраста на оценки интеллекта не

влияет. Однако с этой точкой зрения не согласны некоторые исследователи,

считающие (исходя в основном из результатов, полученных в работе с жи-

вотными), что изменения в мозговых структурах и, следовательно, в интеллек-

туальных функциях происходят и во взрослом возрасте [см., напр., 443].

Принимая для собственного обсуждения эти соображения, обра-

тим, тем не менее, внимание на то, что все имеющиеся исследования

разлученных МЗ близнецов, каждое из которых, естественно, имеет

те или иные источники искажений (поскольку это эксперимент, ко-

торый не планируется, его ставит сама жизнь), дает удивительно од-

нотипные результаты; сходство разлученных МЗ близнецов по ин-

теллекту всегда достаточно высоко.

Второй «критический эксперимент», как уже отмечалось, может

быть реализован методом приемных детей (гл. VII). Рассмотрим более

детально, какие результаты в исследовании генетики интеллекта по-

лучены с его помощью.

Первая работа, проведенная по полной схеме метода, принадле-

жит М. Скодак и Г. Скилзу [405]. Они прослеживали развитие 100 де-

тей, усыновленных в возрасте до б месяцев жизни; интеллект диагно-

стировался в 2; 4; 7 и 13 лет. Результаты наблюдений отражены в

табл. 9.3. Более поздняя и полная сводка содержится в уже упоминав-

шейся работе Т. Бушара и М. Макги [207; см. также 132]. Ее данные

приведены в табл. 9.4, объединившей все исследования приемных де-

тей до 1980 г.

Генетические родственники (родные родители и их отданные в

другие семьи дети, а также разлученные сиблинги) даже при отсут-

ствии общей среды имеют корреляции по баллам IQ, равные 0,22 и

0,24 соответственно. Они несколько ниже, чем в работе М. Скодак и

Г. Скилза, но все же говорят о некотором сходстве.

Таким образом, интеллект приемных детей выше 100 баллов, т.е.

выше среднего, и есть не очень высокие, но надежные корреляции с

IQ родных матерей.

15-1432 225

Таблица 9.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...