Генотип-средовые соотношения
В ВАРИАТИВНОСТИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ Изучение причин, формирующих вариативность признаков, сталкивается с рядом трудностей, не все- гда отчетливо представленных в аналитических обзорах по психогенетике. О некоторых из них уже шла речь, поэтому здесь мы лишь коротко напомним о них. Первая трудность связана с комплексностью, мно- гозначностью психологических функций, процессов, явлений. Вследствие этого во многих случаях нет даже единого определения соответствующего понятия, ко- торое принималось бы большинством исследователей (примером может служить понятие «интеллект», речь о котором подробнее пойдет дальше). На языке психоди- агностики это означает, что реально в таких случаях отсутствует содержательная (теоретическая, конструк- тная) валидность теста, а это в свою очередь ставит вопрос о том, генетику какого же психологического признака мы изучаем. Иными словами, валидность зак- лючения о генетической или средовой детерминации любой психологической черты прямо зависит от ва- лидности использованного психодиагностического ин- струмента. Вторая трудность заключается в том, что психоло- гическая черта как объект генетического изучения имеет ряд существенных особенностей. Она есть особый при- знак — «событие, а не структура» [264], «операция, а не свойство» [82], Любая тестовая оценка есть результат некоторого процесса решения данной диагностической 14* 211 III задачи, обычно скрытого от глаз диагноста. Ясно, что к одному и тому же результату разные люди приходят разными путями (напри- мер, одинаково хорошее запоминание может опираться у одних на зрительное запечатление, у других — на логическую обработку мате-
риала). Это означает, что по своим психологическим механизмам фе- нотипически идентичные признаки (черты) могут быть совсем раз- ными. Изменение же механизмов реализации признака означает, что реально мы имеем дело с совсем иным психологическим «событием», вероятно, имеющим и иное нейрофизическое обеспечение, и, впол- не вероятно, иную этиологию. Эта мысль впервые была четко сформу- лирована А.Р. Лурия [99]; базой для нее служило выдвинутое Л.С. Вы- готским положение о смене в онтогенезе элементарных, «натураль- ных», близких к физиологической основе форм психологических функций высшими, социально опосредованными. Предполагалось, что первые теснее «связаны с генотипом», чем вторые. Современные пси- хогенетические данные говорят о том, что такой линейной, простой зависимости нет, но сама возможность изменения генотип-средовых соотношений в вариативности психологического признака при изме- нении внутренних механизмов его реализации безусловно существует. Такая смена может происходить в онтогенезе, в эксперименте, в ре- зультате обучающих воздействий. Возможно, именно это является при- чиной закономерных возрастных изменений в генотип-средовых со- отношениях, а также случайных несовпадений результатов разных исследований. Наконец, третья трудность определяется различиями в статисти- ческой надежности диагностических тестов. Как правило, вопросники имеют более низкую надежность, чем психометрические процедуры (например, тесты интеллекта). Как отмечалось во Введении, надеж- ность измерительного инструмента (вернее, та часть коэффициента, которая говорит о степени его ненадежности) включается в оценку индивидуальной (внутрисемейной, уникальной, неразделенной) среды. Это означает, что в исследовании можно получить завышенную оценку средовой дисперсии, которая будет отражать не реальную роль инди-
видуальной среды в формировании признака, а невысокую надеж- ность его измерения. Указанные трудности следует иметь в виду при знакомстве с пси- хогенетическими исследованиями. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвя- щено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Думает- ся, не будет большим преувеличением сказать, что эти работы зани- мают около 80% всего массива психогенетических публикаций. При- нято считать, что преобладание данной проблематики объясняется стремлением понять происхождение социально наиболее значимой пси- хологической переменной; именно с оценками интеллекта коррели- руют школьная и профессиональная успешность, социальная мобиль- ность и другие проявления социального благополучия или неблагопо- лучия. Как справедливо пишет М.А. Холодная, «в современных условиях интеллектуальный потенциал населения — наряду с демографичес- ким, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества — является важнейшим основанием его прогрес- сивного развития» [166]. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой введение наследуемости как вторичного критерия (т.е. после оценки валиднос- ти и надежности) в создание тестовых батарей повышает вероятность того, что измеряемая переменная относится к «исходному», «природ- ному», «первичному» психологическому _______качеству, и тем самым по- вышается прогностическая валидность теста. Однако как объект генетического исследования интеллект чрез- вычайно «неудобен», прежде всего из-за отсутствия четкого, приня- того если не всеми, то хотя бы большинством исследователей опреде- ления этого понятия. Один из ведущих психологов США, Р. Стерн- берг, по материалам двух симпозиумов, прошедших в 1921 и 1986 гг., сопоставил признаки, которые в эти годы считались существенными атрибутами интеллекта. Их — 21, среди которых 8 отсутствовали в 1921 г., но появились в 1986 г. и два, наоборот, ко времени второго симпозиума «исчезли». В наибольшем числе работ — по 50% всех ис-
следований в обоих случаях — в качестве основной характеристики интеллекта рассматривались «компоненты высшего уровня» — поня- тийное мышление, решение проблем, принятие решения, но одно- временно к ним относили и «элементарные процессы» — перцепцию, внимание, а также скорость обработки информации, способность к обучению, внешние поведенческие проявления — эффективность, успешность реакции, адаптацию к среде. В целом корреляция частот атрибутов интеллекта, использованных с 65-летним интервалом, рав- нялась 0,50, т.е. довольно большое количество их было в поле зрения исследователей и в 20-х, и в 80-х годах. Повторялись и некоторые темы дискуссий, например, сколько существует интеллектов — один или множество? — и ни в том, ни в другом случае согласие достигну- то не было. В связи с этим обсуждался и объем понятия, и сама дефи- ниция. В 80-х годах предметом изучения стало взаимодействие между знанием и мыслительными процессами и т.д. Общую тенденцию Р. Стернберг описывает как переход от психометрических вопросов в 1921 г. к изучению информационных процессов, культурного контек- ста и их взаимодействия — в 1986 г. [415]. Известно, что два основных подхода к оценке структуры интел- лекта, а через нее и к содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмена и Л. Терстона. Согласно первому подходу, существует некоторый общий фактор, определяющий успешное ре- шение отдельных тестовых задач — фактор общего интеллекта, обо- значаемый буквой «g» (от «general factor»). Аргументом «за» его суще- ствование служит обычно констатируемая корреляция между оценка- ми, получаемыми по разным тестовым задачам; предполагается, что успешность решения отдельных субтестов может совпадать только в том случае, если за ними стоит одна и та же латентная переменная, в данном случае — общий интеллект. Однако наряду с общим фактором «g» в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный только для него частный фактор «s». Поэтому теория Спирмена и названа
двухфакторной теорией интеллекта. Автор второго подхода Л. Терстон утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых способностей. Основанием такого утверждения служило выделение нескольких групповых факторов, которые и были обозначены как «первичные умственные способнос- ти». Их — 7: пространственная способность, перцептивная, вербаль- ная, вычислительная, мнемическая, беглость речи и логическое рас- суждение. Согласно этой концепции, описание индивидуального ин- теллекта — профиль, а не единственная оценка в столько-то баллов IQ. Дополнительными аргументами «за» эту точку зрения являются факты чрезвычайного развития какой-либо одной способности (на- пример_______, описаны случаи необычных мнемических и вычислительных способностей), а также, наоборот, резкого снижения одной конкрет- ной способности при некоторых хромосомных аномалиях. Подробно эти подходы анализируются в упоминавшейся книге М.А. Холодной [166]. Она отмечает (и вполне справедливо), что реально и в результа- тах Спирмена кроме общего присутствуют частные факторы, т.е. от- дельные способности, а выделенные Терстоном факторы коррелиру- ют между собой, т.е. имеют некоторую общую основу. Поэтому речь идет скорее об одной теории, в рамках которой подчеркивается либо общий (Спирмен), либо частные (Терстон) факторы. Эта дилемма, возникшая еще в 20—30-х годах, существует поны- не, хотя и в иных формах. До сих пор одни исследователи отрицают существование общего фактора «g», считая его химерой, другие пола- гают, что работы последних лет также подтверждают его существова- ние, хотя никто из них не утверждает, что «проблема интеллекта» решена [182, 206]. Как будет показано дальше, эта ситуация нашла отражение и в психогенетических исследованиях. В более поздние годы возникли новые проблемы, например ин- терпретация интеллектуальных тестов как оценки обучаемости [68], скорости обработки информации [251] и т.д. М.А. Холодная предлагает принципиально новое определение ин- теллекта: «интеллект — это форма организации индивидуального мен- тального (умственного) опыта», а индивидуальные оценки его «сле- дует искать в особенностях индивидуального умозрения (в том, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее)» [166; с. 352—353]. Она полагает, что такое понимание интеллекта больше, чем тестовые задачи, «соответствует естественной стихии человеческо- го познания» и более органично встраивается в проблему индивидуаль- ности, поскольку индивидуализированные субъективные средства ов- ладения действительностью «выступают в качестве одного из важней-
ших условий индивидуализации... жизнедеятельности» человека [там же; с. 354]. Таким образом, здесь речь идет не о психометрике, а скорее об оценке проявлений интеллекта в реальном поведении в реальной среде*. Посмотрим, наконец, определение интеллекта в отечественных психологических словарях последних лет — они_______, как всякий справоч- ник, должны давать наиболее устоявшиеся сведения. В словаре 1983 г.: интеллект в широком смысле есть совокупность всех познавательных функций человека (ощущения, восприятия и др.); в узком — мышле- ние. Отмечаются три понимания функции интеллекта: как способности к обучению, как оперирование символами, как способность к актив- ному овладению закономерностями окружающей действительности. В словаре 1985 г.: интеллект — «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [85; с. 119]. И наконец, в словаре 1996 г.: интеллект — «1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных спо- собностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок, "в уме". Понятие И. как общей умственной способности при- меняется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связан- ных с успешной адаптацией к новым жизненным задачей» [129; с. 138]. Общее в этих определениях одно: понимание _______интеллекта как со- вокупности всех когнитивных способностей, близкое к схеме Спир- мена. Другие аспекты различаются, что и отражает сложность той ре- альности, которая скрывается за понятием «интеллект». Нельзя не согласиться с А. Дженсеном, когда он говорит, что неопределенный термин — не лучший фенотип для психогенетического анализа [296]. Все это важно иметь в виду, когда идет речь о происхождении индивидуальных различий по интеллекту. Учитывая, что в психогене- тике используются психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить континуум индивидуальных оценок (тесты Векслера, Стенфорд-Бине, Бейли и т.д. — в зависимости от возраста), все выводы касаются только того «интеллекта», который диагности- руется этим инструментарием. * Желающие более детально ознакомиться с историей и современным состо- янием исследований интеллекта могут обратиться к упомянутой книге М.А. Хо- лодной [166] и соответствующей главе в книге М.С. Егоровой [58]. Отсутствие какой-либо теории интеллекта, стоящей за ним, от- мечалось многократно. Не случайно иногда исследователи специально оговаривают, что именно будет пониматься под термином «интел- лект» в конкретной работе. Например, видная американская исследо- вательница С. Скарр в одной из своих последних работ пишет: «Для целей данной главы интеллект определяется как оценки (scores) ког- нитивных тестов, включая стандартные тесты интеллекта и факторы, извлекаемые из тестов специфических когнитивных способностей; чаще всего интеллект будет означать общий интеллект, или "g". Принимает- ся, что интеллект развивается через овладение культурно значимыми знаниями и навыками в человеческой "социальной среде"» [398; с. 4]. По мнению Дженсена, необходимо, очевидно, вообще «разли- чать фенотип, подлежащий изучению, и некоторый частный индекс этого фенотипа. Интеллект как психологический конструкт и IQ как стандартизованная оценка данного ментального теста — примеры фенотипа и его индекса. Не обязательно существует идеальная корреля- ция между реальным фенотипом (если он поддается измерению) и не- которым его индексом» [296; с. 55], Поэтому и причины формирования изменчивости того и другого, как считает Дженсен, могут не совпадать. Иными словами, — повторим еще раз, поскольку это принципи- ально важно, — интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменной, на диагностику которой направлена исполь- зуемая методика. С пониманием этой стороны дела перейдем к изло- жению эмпирических данных в психогенетике интеллекта. Учитывая, что любой метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет спои ограничения, наиболее убеди- тельные сведения мы можем добыть, объединяя и сопоставляя ре- зультаты, полученные разными методами. Одно из первых таких обобщений появилось в 1963 г. [248; см. так- же 130]. В нем были обобщены результаты 52 работ, включавших 30 000 пар — 99 групп людей разных степеней родства, В обобщение были включены только те исследования, которые имели достаточно большие выборки, не вызывавшие сомнений психодиагностические методики, в близнецовой части — надежную диагностику зиготности. Более двух третей всех корреляций относится к баллам IQ, осталь- ные — к специальным тестам. На рис. 9.1, отражающем эти общие результаты, отчетливо виден параллелизм степени родства, т.е. коли- чества общих генов, и сходства по интеллекту: чем выше первое, тем выше и второе. Даже врозь воспитанные МЗ близнецы имеют более высокое в среднем сходство, чем ДЗ и сиблинги, выросшие вместе, Это позволило авторам сделать вывод о генетической обусловленнос- ти вариативности оценок интеллекта: средние значения корреляций близки к тем, которые могут быть получены теоретически, с учетом только меры генетической общности. Рис. 9.1. Сходство по когнитивным характеристикам у людей разной сте- пени родства и средовой общности [248]. Горизонтальные линии — порядок величии коэффициентов корреляций. Точки — отдельные коэффициенты. Вертикальные штрихи — медианы. Следующее обобщение содержится в работе Р. Пломина и Ф. де Фриза [360; см. также 132]. Она интересна и тем, что в ней сопоставляются результаты, усредненные дважды — по работам, произведенным до 1963 г. и с 1976 по 1980 г. Это позволяет оценить воспроизводимость результа- тов — очень важный показатель их надежности (табл. 9.1). Обе колонки корреляций, независимо от колебаний величины коэффициентов, обнаруживают одну и ту же закономерность: одина- ковые гены дают высокое сходство по интеллекту даже в том случае, если среда была разной; одна и та же среда, при отсутствии общих генов, дает несопоставимо меньшее сходство по баллам IQ. В самом деле: сходство вместе выросших МЗ близнецов равно надежности тес- та, т.е. результатам повторного тестирования одних и тех же людей (r = 0,86 и r = 0,87 соответственно); у разлученных МЗ близнецов сходство несколько ниже, однако оно все же выше, чем у родствен- ников, живущих вместе, но имеющих только 50% общих генов (у пер- вых оно равно 0,75, у вторых корреляции колеблются от 0,34 до 0,62); наконец, у последней группы людей, воспитанных в одной семье, но не являющихся родственниками, т.е. не имеющих общих генов, сход- Таблица 9.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|