Направления и перспективы развития социальной инфраструктуры и социальных программ предприятия
Направления и перспективы развития социальной инфраструктуры и социальных программ предприятий требуют поиска оптимального равновесия между стратегическими и тактическими задачами управления производством. С точки зрения стратегического курса реформ для построения эффективно функционирующего механизма рыночной экономики социально ориентированного типа необходимо социальную инфраструктуру предприятий, передаваемую на баланс органов местного самоуправления, дополнительно финансировать из бюджета, а также структурно перестроить, чтобы более активно использовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом на предприятии оказывается нецелесообразным развитие таких объектов социальной инфраструктуры, которые непосредственно не влияют на эффективность производства, увеличивают непроизводственные затраты. Мировая практика свидетельствует о ярко выраженной сегментации рынка труда на микроуровне. Что касается кадровых работников, то предприятия заинтересованы в стабильности их состава и с этой целью применяются системы социальных льгот и компенсаций, отражающие интересы и запросы базового кадрового потенциала. Если подходить к развитию социальной сферы предприятий с тактических позиций, то возможности финансирования программ их социального развития определяются текущими финансовыми результатами и социальной ответственностью работодателей применительно к конкретным отраслям экономики и сферам деятельности. В современных кризисных условиях сокращение социальной сферы предприятий при низкой заработной плате и недостаточной ресурсной базе местных бюджетов происходит существенный разрыв между финансовыми потребностями социальной сферы общества и реальными возможностями ее финансирования из всех источников. Это неминуемо означает деградацию человеческого потенциала [22, с. 117].
Государственные органы власти и местного самоуправления для содержания переданных им объектов социального назначения вынуждены вводить дополнительные налоги и социальные сборы. Неслучайно при сокращении социальной сферы предприятий необходимость содержания региональной и местной социально-культурной инфраструктуры потребовала введения транспортного налога, налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, образовательного налога и т. п. В настоящее время идет активный процесс введения налога с продаж, поступления от которого значительно увеличивают ресурсный потенциал региональных и местных бюджетов и одновременно приводят к повышению налогового бремени на потребителей, сужая их финансовые возможности. С другой стороны, недопустим и такой подход к решению проблем финансирования социальной инфраструктуры предприятий, который состоит, в переводе всех объектов социального назначения на коммерческие условия с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. При этом неизбежна потеря налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере, и ориентация при непропорционально высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождается массовым перепрофилированием организаций социально-культурного назначения. Наиболее приемлемым в современных условиях является так называемый ситуационно-адресный подход, основанный на социальном партнерстве работодателей, государственных и муниципальных органов власти и потребителей социальных благ и услуг. Он предполагает применение оптимизационной модели финансирования социальной сферы при реальном распределении ресурсного потенциала между предприятием, муниципалитетом и работниками, комплексный учет факторов при принятии решения по источникам финансирования конкретного объекта социального назначения. В таком случае при решении социальных вопросов на предприятии центр тяжести должен переноситься с финансирования объекта на финансирование субъекта как потребителя социальных благ и услуг. Речь идет о частичной компенсации предприятием в соответствии с коллективным договором тарифным соглашением персонально каждому из своих работников затрат на оплату стоимости коммунально-бытовых услуг, питания, лечения и другие социальные расходы.
Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ: негосударственных пенсионных, социального и медицинского страхования, подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программ поощрительного туризма с использованием средств фонда социального развития предприятий, программ по улучшению условий труда и охраны здоровья. Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, финансовой основы социальной защиты [31, с. 47]. Итак, экономическая и социальная составляющие предприятия взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита первая, тем эффективнее развивается вторая. Здесь действует «маятниковый эффект». Содержание социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, роль которых должна повышаться. В частности, формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми, медицинское обслуживание, физическая культура; личное страхование, помимо взносов в государственную систему социального страхования; денежные субсидии на покупку жилья; подготовка и переподготовка кадров и др. На основе этого должен составляться социальный план предприятия, включающий в себя названные социальные программы.
Только комплексный подход к решению социальных проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов как домашних хозяйств, так общества, и предприятия позволит выработать устойчивую тенденцию к повышению жизненного уровня широких слоев населения [23, с. 42]. Выводы. Осуществление социальных проектов расширяет партнерские связи в бизнес-среде - поставщики, страховые компании, рекламодатели, банки и т.д., с органами государственного управления - соответствующие направления программ министерств и департаментов местных администраций, с неправительственными организациями, осуществляющими аналогичные социальные проекты и выполняющими программы компании, средствами массовой информации. Именно такие связи и перманентная социальная политика превращают бизнес предприятия в социально ответственный. Таким образом, к основным преимуществам социально ответственной политики предприятия можно отнести следующие три важнейших признака: укрепление репутации и имиджа предприятия, повышение качества управления бизнесом, повышение инвестиционной привлекательности. Тем самым осуществление социальных программ ведет к позитивным изменениям в деятельности предприятия и создает преимущества в конкурентной среде. Очевидно, что на уровне предприятий социальные программы должны проявляться в комплексе мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, которые обеспечивают эффективное решение внутренних корпоративных социальных задач - внутренняя социальная программа предприятия, или внешних социальных проблем территории пребывания - внешняя социальная программа предприятия, связанным непосредственно по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Основными направлениями социальных программ предприятия могут выступать: развитие персонала; охрана здоровья и безопасные условия труда; социально ответственная структуризация;
природоохранная деятельность и ресурсосбережение; развитие местного сообщества; добросовестная деловая практика. К примеру, развитие персонала связано с развитием - повышением уровня квалификации и опережающим обучением, стимулированием, закреплением персонала и созданием условий для эффективного, инициативного и качественного труда, включая: обучение и профессиональное развитие; применение мотивационных схем оплаты труда; предоставление сотрудникам социального пакета; создание условий для отдыха и досуга; поддержание внутренних коммуникаций в организации; участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п. Каждый из указанных типов социальных программ предприятия оценивается по совокупности количественных и качественных показателей. Наиболее общими и часто используемыми на предприятиях показателями, направленными на развитие персонала, являются: объем средств, выделенных организацией на обучение персонала; объем средств, выделенных организацией на предоставление социального пакета и премиальные выплаты персоналу; средний уровень заработной платы персонала; количество сотрудников, прошедших обучение; количество часов обучения в расчете на одного сотрудника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|