Реляции между показателями одного сиблинга — младшего возраста
И второго — более старшего возраста. Сравнение корреляций у био- Логических сиблингов, т.е. имеющих и общие гены и общую среду, а Также приемных сиблингов, т.е. имеющих только общие средовые ус- Ловия, позволили авторам определить вклад генотипа в межвозраст- ную стабильность и изменчивость когнитивных показателей (табл. 17.3). Анализ позволил выявить увеличение год от года роли генетических Влияний в межвозрастной стабильности таких признаков, как общий Интеллект и вербальные способности. Что же касается другого при- Знака — пространственных способностей, то генетические влияния Определяют его межвозрастную преемственность в более младших Возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые Условия. Таблица 17.3 Межвозрастные корреляции показателей интеллекта [по: 355] Коэффициенты корреляции Родные сиблинги Возраст (годы) Приемные сиблинги Возраст (годы) Показатели 1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4 Общий интеллект 15 25 37 14 06 22 Способности: Вербальные 02 18 34 09 -03 13 Пространственные 21 18 20 -11 -03 20 Сравнение IQ родителей и детей проводилось по трем вариантам: Дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены Очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические ро- Дители, с которыми они живут вместе, Результаты сравнения подтвер- Дили значительную роль генетических факторов в опосредовании воз- Растной стабильности IQ. В итоге можно констатировать, что вклад генотипа в индивиду- Альные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем
Генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно Связаны. * * * Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова- Нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) Является предметом многочисленных экспериментальных исследова- Ний в русле возрастной психогенетики (или психогенетики развития) — Науки, изучающей природу межиндивидуальной изменчивости пси- Хологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Генети- Ческие изменения в онтогенезе имеют два аспекта: изменения в срав- Нительной величине генетических и средовых компонентов межинди- видуальной изменчивости признака, т.е. изменения наследуемости; Изменение генетической ковариации в ходе онтогенеза. В первом слу- чае используется вариант метода возрастных срезов; во втором — лон- Гитюдное исследование, в котором определяется корреляция между Генетическими компонентами дисперсии изучаемой характеристики, Полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуе- Мых. Этот способ дает возможность оценить вклад генетических фак- Торов в изменчивость возрастных преобразований, Лонгитюдные исследования близнецов и приемных детей свидетель- Ствуют о том, что вклад генотипа в индивидуальные различия IQ с Возрастом увеличивается, причем генетические составляющие диспер- Сии интеллекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррели- Руют между собой. Это значит, что, несмотря на сравнительно низкий Уровень наследуемости интеллекта в младенчестве, генетические эф- Фекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать Влияние на интеллект человека и на более поздних этапах развития. Методы психогенетики развития позволяют оценить возрастную
Динамику средовых эффектов. В детском возрасте средовая вариатив- Ность IQ определяется в основном действием факторов систематичес- Кой семейной среды, т.е. общих для всех членов семьи, По мере взрос- Ления влияние систематической среды на IQ существенно снижается, Но весьма ощутимо возрастает влияние уникальной, индивидуальной Среды. Г л а в а XVI I I ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ При анализе роли генотипа в формировании биоэлектрической Активности мозга отмечалось, что в целом ряде случаев в исследова- Ниях принимали участие близнецы разного возраста, причем возраст- Ной разброс иногда оказывался весьма значительным. На первых по- Pax возрастным различиям не придавалось особого значения. Априори Подразумевалось, что «генетическое» значит стабильное, неизменяю- Щееся, поэтому возраст не является переменной, которую надо учи- Тывать при оценке генетической детерминации психофизиологичес- Ких признаков. В настоящее время эта позиция уступила место другой: поскольку Генетическая программа развития реализуется непрерывно, постоль- Ку признак, изменяясь в ходе развития, испытывает на себе влияния Генотипа и среды, соотношения которых могут существенно менять- Ся при переходе с одной стадии развития на другую. Такая логика Хорошо согласуется с существующими в настоящее время представ- Лениями о возрастной динамике созревания ЭЭГ и ВП. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ (ЭЭГ) И ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ (ВП) ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭЭГ И ВП Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охва- Тывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского Возраста. На основании многих наблюдений выделены признаки, по Которым можно судить о зрелости биоэлектрической активности го- Ловного мозга. В их число входят: 1) особенности частотно-амплитуд- ного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности;
Средняя частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в раз- Ных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной Вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно- временной организации биопотенциалов мозга [173]. Наиболее _______изучены в этом плане возрастные изменения частотно- Амплитудного спектра ЭЭГ в разных областях коры мозга. Для ново- Рожденных характерна неритмичная активность с амплитудой около МкВ и частотой 1-6 Гц. Первые признаки ритмической упорядочен- Ности появляются в центральных зонах начиная с третьего месяца Жизни. В течение первого года жизни наблюдается нарастание частоты И стабилизации основного ритма ЭЭГ ребенка. Тенденция к нараста- Нию доминирующей частоты сохраняется и на дальнейших стадиях Развития. К 3 годам это уже ритм с частотой 7-8 Гц, к 6 годам — 9-10 Гц и т.д. [143]. Одно время считалось, что каждая частотная поло- Са ЭЭГ доминирует в онтогенезе последовательно одна за другой. По Этой логике в формировании биоэлектрической активности мозга вы- Делялись 4 периода: 1-й период (до 18 мес.) — доминирование дельта- активности, преимущественно в центрально-теменных отведениях; 2-й период (1,5 года — 5 лет) — доминирование тэта-активности; Й период (6—10 лет) — доминирование альфа-активности (лабиль- Ная фаза); 4-й период (после 10 лет жизни) — доминирование альфа- активности (стабильная _______фаза). В двух последних периодах максимум Активности приходится на затылочные области. Исходя из этого, было Предложено рассматривать соотношение альфа и тэта-активности как показатель (индекс) зрелости мозга [430].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|