Ности признака в разные периоды. Иначе говоря, для того чтобы су-
Дить о преемственности или стабильности генетических и средовых Влияний, необходимо лонгитюдное исследование близнецов или сиб- Сов, которое позволит установить степень связи между генетическими Компонентами (межвозрастная генетическая корреляция) и средовы- Ми компонентами (межвозрастная средовая корреляция) фенотипи- Ческой дисперсии признака. Таким образом, полная схема исследования в психогенетике раз- Вития с необходимостью включает эмпирическое исследование и на- Следуемости, и генетических корреляций. Сама по себе высокая на- Следуемость признака, полученная в разных возрастах, ни в коей мере Не свидетельствует о стабильности генетических влияний. По представлениям Р. Пломина, эти две переменные — наследуе- Мость и степень генетической общности, определяемая величиной Генетической корреляции, — относительно независимы и могут обра- зовывать разные варианты сочетаний (рис, 17.2), Модель А, например, Предполагает, что наследуемость признака с возрастом может оста- Ваться без изменений (левый столбик) или возрастать (правый), но Независимо от этого генетической преемственности при этом не об- Наруживается, т.е. генетические эффекты в раннем возрасте и зрелос- Ти абсолютно не связаны между собой. В моделях В и С, напротив, допускаются варианты частичной (В) или (С) полной генетически Опосредованной преемственности в формировании признака. После- дний вариант (с точки зрения Р. Пломина, наиболее вероятный) по- Лучил название амплификационной модели. Амплификационная мо- Дель реализации генетических влияний в онтогенезе предполагает, что
С возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуаль- Но устойчивых способов переработки информации, возрастает наследу- Емость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генети- Ческая корреляция, т.е. генетические эффекты, действовавшие в мла- Денчестве, высоко коррелируют с генетическими эффектами в зрелости. Более детализованную модель предлагает Л. Ивс с соавторами [245]. В зависимости от времени начала экспрессии генов они выделяют две Альтернативы в генотипической детерминации развития. Первая пред- Полагает, что все гены находятся в действенном состоянии с момента Рождения и развитие есть модификация фенотипа средовыми влия- ниями_______. В этом случае наследуемость признака в онтогенезе будет умень- Шаться, приближаясь к некой асимптотической величине, которая Есть функция исходной наследуемости и «условной памяти», ответ- Ственной за фиксацию средового опыта. Вторая исходит из того, что Гены постоянно синтезируют продукты, требуемые для информаци- Онной обработки. В таком случае наследуемость будет возрастать от Небольшой величины в момент рождения до высокой асимптотической Величины, которая является функцией исходной или первоначальной Наследуемости и постоянства экспрессии генов во время развития. При анализе данных лонгитюдного исследования близнецов мо- Дель Ивса предполагает, что фенотип каждого индивида во времени О, 1, 2...t выступает как функция аддитивных генетических эффектов И уникального средового опыта. В каждый момент времени имеются Новые генетические эффекты и новые специфические средовые вли- Яния. Если принять, что все средовые эффекты являются случайно-
Специфическими, а генетические эффекты действуют через интер- Венцию генного продукта, который может сохраняться в течение вре- Мени, то генетические эффекты на фенотип в данный момент времени Есть результат генов, экспрессирующихся вновь вместе с эффектами Генов, которые экспрессировались на всех предшествующих стадиях Развития в той степени, в какой они сохраняются во времени. По мере Развития признака генетические эффекты будут накапливаться, при- Водя к увеличению генотипической и фенотипической вариативности. Таким образом, модель Ивса в простейшем случае (когда генети- Ческие эффекты постоянны во времени, средовые — случайно специ- Фичны, а пути распространения влияний постоянны), как и ампли- Фикационная модель Пломина, предсказывает увеличение генотипи- Ческого компонента фенотипической вариативности в онтогенезе. Однако, анализируя межвозрастные связи между генетическими со- Ставляющими вариативности, Ивс прогнозирует уменьшение генети- Ческого компонента ковариации между двумя фенотипами одного и Того же индивида в разные моменты времени u и t, причем генетичес- Кий компонент ковариации будет уменьшаться как экспоненциаль- Ная функция интервала времени u — t. В моделях Пломина и Ивса в центре анализа находится структура Фенотипической дисперсии и рассматривается онтогенетическая ди- Намика в формировании индивидуальных особенностей, при этом Генетический анализ динамики средних значений изучаемых характе- Ристик, как таковых, остается за пределами внимания авторов. Однако существует модель, в которой органически сочетается генети- Ческий анализ лонгитюдных средних и ковариационной структуры. Она бази- руется на использовании авторегрессионной симплексной модели [202, 258], Не вдаваясь в детали математического аппарата, отметим, что эта модель Позволяет экспериментально выяснить, одни и те же или разные генетичес- Кие и средовые факторы объясняют фенотипическую вариативность и фено-
Типические средние. Фактически данная модель впервые на эксперименталь- Ном уровне ставит проблему взаимосвязи генотип-средовой детерминации Нормативных характеристик и их индивидуальных различий. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГЕНЕТИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Представления о том, что в онтогенезе меняется соотношение Генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-пси- Хологические особенности, родились в контексте самой психогенети- Ки, тем не менее они хорошо согласуются с представлениями возра- Стной психологии, касающимися изменения механизмов реализации Психических функций в онтогенезе. Выдающийся отечественный психолог А,Р. Лурия писал: «Мы имеем Все основания думать, что природа каждой психической функции (иначе говоря, ее отношение к генотипу) так же меняется в процессе Психического развития человека, как и ее структура, и что поэтому Ошибочными являются попытки раз и навсегда решить вопрос «о сте- Пени наследственной обусловленности» той или иной психической «функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она пре- терпевает в своем развитии» [99]. На основе теоретических представлений, существующих в отече- Ственной возрастной психологии, делались попытки определить на- Правление этих изменений. Так, А. Р. Лурия, исходя из фактов каче- Ственной перестройки всей психической деятельности человека и за-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|