Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче-
Ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако- Номерности психического развития. Формирование индивидуальных Различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза Психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально- Го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно- Вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви- Дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз- Можно, и разные механизмы. Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз- Вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо- Лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация 24-1432 369 Реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина- Ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397]. Феноменологически исследование формирования индивидуальных Различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного Определения их устойчивости, или стабильности. Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль- Ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности_______) развития. Непре- Рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен- Ность процессов психического развития человека и формирования его Индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур- Но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто-
Генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте- пени предопределяют более поздние эффекты развития [247]. О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче- Редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи- Ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста- Бильность как временную устойчивость некоторой характеристики, Т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при Повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой- Ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных Значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста- Бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес- кая стабильность). При _______оценке непрерывности когнитивного развития Предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует Континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по- Ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла- Дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст- Ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про- явления у разных людей разные [205]. В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует Онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие Изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно- Сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста- Бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже- Нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес- Кой стабильности служит постоянство рангового места в группе,
Которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола- Гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя Типология индивидуального развития, одним из проявлений которой Служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго- Вого места) в группе представителей своей возрастной когорты. Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про- Межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе- Строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же Стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце- Нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213]. Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер- Сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические Трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований, Поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни- Ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль- Ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно, Обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом», т.е. объединением разных техник [213]. Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и В личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе Развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи- Востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и Среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге- Неза. ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОГЕНЕТИКИ Главным понятием психогенетики развития является «генетичес- Кое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия Генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли ге-
Нетической вариативности в общей вариативности признака, что по- Зволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтоге- Неза, второй — насколько связаны между собой генетические компо- ненты дисперсии признака в разных возрастах [355]. В первом случае проводится сопоставление показателей наследуе- Мости у аналогичных групп родственников в разных возрастах, т.е. используется вариант метода возрастных срезов, что обеспечивает Выделение возрастных различий в наследуемости признаков. В силу Того, что гены в развитии «включаются» и «выключаются», высокая Наследуемость признака в разных возрастах ничего не говорит о том, Разные или одни и те же гены обеспечивают этот эффект. Вот почему Второй аспект предполагает лонгитюдное исследование, в котором Определяется корреляция между генетическими компонентами дис- Персии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах На одной и той же группе испытуемых. Этот способ дает возможность 24* 371 Рис. 17.2. А, В, С — варианты моделей психогенетики развития. Генетическая вариативность (обозначена кругами) и генетическая ковариация между младенчеством и зрелостью (обозначены перекрытием кругов) [по; 355]. Оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных пре- Образований, а также установить, насколько связаны между собой Генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариатив-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|