Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче-




Ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако-

Номерности психического развития. Формирование индивидуальных

Различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза

Психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально-

Го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно-

Вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви-

Дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз-

Можно, и разные механизмы.

Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз-

Вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо-

Лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация

24-1432 369

Реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина-

Ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном

обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397].

Феноменологически исследование формирования индивидуальных

Различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного

Определения их устойчивости, или стабильности.

Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль-

Ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит

представление о непрерывности (континуальности_______) развития. Непре-

Рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен-

Ность процессов психического развития человека и формирования его

Индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур-

Но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто-

Генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте-

пени предопределяют более поздние эффекты развития [247].

О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче-

Редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи-

Ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко

и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста-

Бильность как временную устойчивость некоторой характеристики,

Т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при

Повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой-

Ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных

Значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста-

Бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес-

кая стабильность). При _______оценке непрерывности когнитивного развития

Предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует

Континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по-

Ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла-

Дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст-

Ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про-

явления у разных людей разные [205].

В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует

Онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие

Изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно-

Сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста-

Бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже-

Нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес-

Кой стабильности служит постоянство рангового места в группе,

Которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола-

Гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя

Типология индивидуального развития, одним из проявлений которой

Служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго-

Вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.

Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про-

Межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе-

Строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же

Стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д.

Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце-

Нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые

возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213].

Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер-

Сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические

Трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований,

Поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а

не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни-

Ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль-

Ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно,

Обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом»,

т.е. объединением разных техник [213].

Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и

В личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе

Развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи-

Востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и

Среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге-

Неза.

ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОГЕНЕТИКИ

Главным понятием психогенетики развития является «генетичес-

Кое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия

Генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта.

Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли ге-

Нетической вариативности в общей вариативности признака, что по-

Зволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтоге-

Неза, второй — насколько связаны между собой генетические компо-

ненты дисперсии признака в разных возрастах [355].

В первом случае проводится сопоставление показателей наследуе-

Мости у аналогичных групп родственников в разных возрастах, т.е.

используется вариант метода возрастных срезов, что обеспечивает

Выделение возрастных различий в наследуемости признаков. В силу

Того, что гены в развитии «включаются» и «выключаются», высокая

Наследуемость признака в разных возрастах ничего не говорит о том,

Разные или одни и те же гены обеспечивают этот эффект. Вот почему

Второй аспект предполагает лонгитюдное исследование, в котором

Определяется корреляция между генетическими компонентами дис-

Персии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах

На одной и той же группе испытуемых. Этот способ дает возможность

24* 371

Рис. 17.2. А, В, С — варианты моделей психогенетики развития.

Генетическая вариативность (обозначена кругами) и генетическая ковариация

между младенчеством и зрелостью (обозначены перекрытием кругов) [по; 355].

Оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных пре-

Образований, а также установить, насколько связаны между собой

Генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариатив-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...