Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мены элементарных форм деятельности сложноорганизованными




Функциональными системами, которые происходят в процессе пси-

Хического развития, предположил, что по мере изменения структуры

Высших психических функций, возрастания степени их опосредова-

Ния зависимость той или иной деятельности от генотипа будет зако-

Номерно уменьшаться. Действительно, исследования некоторых осо-

Бенностей памяти и внимания выявили именно такой характер изме-

Нений. Было установлено, что от дошкольного к подростковому

Возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловлен-

Ность образной зрительной памяти и устойчивости внимания. В то же

Время наблюдается фактическая смена детерминации, т.е. переход от

Генотипической к средовой обусловленности у опосредованных форм

Памяти и у более сложных форм внимания, таких, как его распреде-

ление [2, 97]. Наряду с этим исследования генотип-средовых отноше-

Ний в показателях интеллекта в ходе развития дают другую картину.

Возрастная стабильность и изменчивость генетических и средовых

Влияний, лежащих в основе межиндивидуальных различий по интел-

Лекту, в последнее время являются предметом многих исследований

[25, 56, 106, 355].

В большинстве исследований делается вывод о том, что в младен-

Честве наследственная обусловленность показателей интеллекта отно-

Сительно низка, а влияние систематической семейной среды сравни-

Тельно велико. Начиная с шести лет и далее, а также у подростков и

Взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта возрастает до

50-70%, влияние же общей семейной среды существенно снижается

(подробнее об этом см. гл. VI).

Эти выводы представляют обобщение результатов целого ряда

Исследований, выполненных на близнецах и приемных детях. Рассмот-

Рим сначала результаты некоторых близнецовых исследований.

Наиболее известным из них является Луисвиллское близнецовое

Исследование, посвященное изучению природы межиндивидуальной

Изменчивости показателей интеллекта. Оно было начато в 1957 г.

Ф. Фолкнером и к середине 80-х годов охватывало около 500 пар близ-

Нецов, чье развитие было прослежено от рождения до 15-летнего воз-

Раста. Близнецы, участвовавшие в этом исследовании, тестировались

По интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три

Месяца на протяжении первого года жизни, дважды в год — до 3 лет,

Ежегодно до 9 лет и последний раз — в 15 лет). При этом использова-

Лась шкала психического развития Бейли в младенческом периоде,

Шкалы Векслера — WPPSI в возрасте 4,5 и 6 лет и WISC в более

Старшем возрасте.

Анализ полученных оценок IQ в парах МЗ и ДЗ близнецов отчет-

Ливо демонстрирует увеличение показателя наследуемости с возрас-

Том. Показатели наследуемости у детей в возрасте 1, 2, 3 лет составля-

ют 10, 17, 18% соответственно. С 3 лет внутрипарное сходство МЗ

Близнецов сохраняется на очень высоком уровне, коэффициенты кор-

Реляции не ниже 0,83. У ДЗ близнецов внутрипарное сходство по по-

Казателю интеллекта уменьшается с 0,79 в 3 года до 0,54 в 15 лет.

Показатели наследуемости у детей в 4 года составляют 26% и далее

увеличиваются до 55%.

Интересно, что значимые различия в сходстве МЗ и ДЗ близнецов

Начали обнаруживаться до того, как была установлена их зиготность.

Тип близнецовых пар, т.е. отнесение их к МЗ или ДЗ близнецам,

Был определен только в 3 года. По мнению исследователей, получен-

Ные данные показывают, что процессы развития инициируются и в

Значительной степени управляются генотипом. Это предположение

Было подтверждено при изучении внутрипарного сходства индивиду-

Альных траекторий, или профилей, развития МЗ и ДЗ близнецов,

Профиль индивидуального развития характеризует не только на-

Правление развития психологических характеристик, но и индивиду-

Альные особенности движения в этом направлении, которые могут

Включать периоды ускорения и замедления, спада и подъема. В Луис-

Виллском близнецовом исследовании по результатам многолетнего

Прослеживания изменений в уровне интеллекта МЗ и ДЗ близнецов

Оказалось возможным провести внутрипарное сравнение профилей

индивидуального развития по показателям интеллекта [452, 453].

Внутрипарное сравнение профилей показало, что в парах МЗ близ-

Нецов наблюдается значительно большее совпадение значений интел-

Лекта по каждому году, т.е. наблюдается больше сходства по ходу раз-

Вития в целом. В парах ДЗ близнецов совпадения были выражены зна-

чительно меньше (рис. 17,3). Мерой количественной оценки

Внутрипарного сходства профилей показателей IQ служат коэффици-

Енты корреляции, которые составляют 0,87 для МЗ близнецов и 0,65

Для ДЗ в возрастном диапазоне от 3 до б лет и 0,81 и 0,66 соответ-

Ственно в диапазоне от 6 до 8 лет. Коэффициенты наследуемости рав-

Ны соответственно 0,44 для первого возрастного отрезка и 0,30 — для

Второго. Таким образом, индивидуальные особенности профилей раз-

Вития по показателям интеллекта испытывают на себе существенное

Влияние генотипа, однако вполне возможно, что степень этого влия-

Ния на разных отрезках онтогенеза также будет варьировать.

Как уже отмечалось, основным достоинством лонгитюдного ис-

Следования близнецов является то, что только оно может ответить на

Вопрос: обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением но-

Вых дополнительных генетических факторов, начинающих функцио-

Нировать по мере взросления ребенка, или происходит усиление уже

Действующих генетических факторов?

Л. Ивс с коллегами [245] подошел к анализу генотип-средовых

Соотношений в развитии интеллекта именно с этих позиций, исполь-

Зуя для анализа материалы лонгитюдного Луисвиллского близнецово-

Го исследования. Анализ полученных у близнецов в разные годы оце-

Нок IQ выявил изначально небольшое, но устойчивое и возрастаю-

Щее влияние одних и тех же генетических факторов. Было установлено

И существенное влияние систематической семейной среды, причем

Эффекты систематической среды также сохраняли преемственность,

Хотя по мере взросления к стабильным присоединялись и новые. Не-

Систематические средовые влияния были менее устойчивы по сравне-

Нию с генетическими и систематическими средовыми эффектами. В це-

Лом эти данные свидетельствуют в пользу амплификационной модели

Наследуемости показателей IQ.

Рис. 17.3. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов [453].

А — МЗ близнецы; б — ДЗ близнецы.

Рис. 17.4. Диаграмма путей двумерной генетической модели для одного

признака (IQ) в 5 и 7 лет [25].

□ — измеряемые переменные; О—латентные, не наблюдаемые впрямую факторы.

G1, и G2 — генетические влияния на IQ u 5 и 7 лет, С1 и С2 — систематическая

(общая) среда, E1 и Е2 — индивидуальные средовые факторы. Коэффициенты

Путей h1, с1, e1 и h2, с2, е2 представляют влияние латентных факторов на IQ во

Временные периоды 1 и 2 соответственно; коэффициенты путей h12, с12 и е12 пред-

Ставляют относительное влияние G1, С1 и E1, на IQ в 7 лет. У МЗ близнецов внутри-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...