Мены элементарных форм деятельности сложноорганизованными
Функциональными системами, которые происходят в процессе пси- Хического развития, предположил, что по мере изменения структуры Высших психических функций, возрастания степени их опосредова- Ния зависимость той или иной деятельности от генотипа будет зако- Номерно уменьшаться. Действительно, исследования некоторых осо- Бенностей памяти и внимания выявили именно такой характер изме- Нений. Было установлено, что от дошкольного к подростковому Возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловлен- Ность образной зрительной памяти и устойчивости внимания. В то же Время наблюдается фактическая смена детерминации, т.е. переход от Генотипической к средовой обусловленности у опосредованных форм Памяти и у более сложных форм внимания, таких, как его распреде- ление [2, 97]. Наряду с этим исследования генотип-средовых отноше- Ний в показателях интеллекта в ходе развития дают другую картину. Возрастная стабильность и изменчивость генетических и средовых Влияний, лежащих в основе межиндивидуальных различий по интел- Лекту, в последнее время являются предметом многих исследований [25, 56, 106, 355]. В большинстве исследований делается вывод о том, что в младен- Честве наследственная обусловленность показателей интеллекта отно- Сительно низка, а влияние систематической семейной среды сравни- Тельно велико. Начиная с шести лет и далее, а также у подростков и Взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта возрастает до 50-70%, влияние же общей семейной среды существенно снижается
(подробнее об этом см. гл. VI). Эти выводы представляют обобщение результатов целого ряда Исследований, выполненных на близнецах и приемных детях. Рассмот- Рим сначала результаты некоторых близнецовых исследований. Наиболее известным из них является Луисвиллское близнецовое Исследование, посвященное изучению природы межиндивидуальной Изменчивости показателей интеллекта. Оно было начато в 1957 г. Ф. Фолкнером и к середине 80-х годов охватывало около 500 пар близ- Нецов, чье развитие было прослежено от рождения до 15-летнего воз- Раста. Близнецы, участвовавшие в этом исследовании, тестировались По интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три Месяца на протяжении первого года жизни, дважды в год — до 3 лет, Ежегодно до 9 лет и последний раз — в 15 лет). При этом использова- Лась шкала психического развития Бейли в младенческом периоде, Шкалы Векслера — WPPSI в возрасте 4,5 и 6 лет и WISC в более Старшем возрасте. Анализ полученных оценок IQ в парах МЗ и ДЗ близнецов отчет- Ливо демонстрирует увеличение показателя наследуемости с возрас- Том. Показатели наследуемости у детей в возрасте 1, 2, 3 лет составля- ют 10, 17, 18% соответственно. С 3 лет внутрипарное сходство МЗ Близнецов сохраняется на очень высоком уровне, коэффициенты кор- Реляции не ниже 0,83. У ДЗ близнецов внутрипарное сходство по по- Казателю интеллекта уменьшается с 0,79 в 3 года до 0,54 в 15 лет. Показатели наследуемости у детей в 4 года составляют 26% и далее увеличиваются до 55%. Интересно, что значимые различия в сходстве МЗ и ДЗ близнецов Начали обнаруживаться до того, как была установлена их зиготность. Тип близнецовых пар, т.е. отнесение их к МЗ или ДЗ близнецам, Был определен только в 3 года. По мнению исследователей, получен-
Ные данные показывают, что процессы развития инициируются и в Значительной степени управляются генотипом. Это предположение Было подтверждено при изучении внутрипарного сходства индивиду- Альных траекторий, или профилей, развития МЗ и ДЗ близнецов, Профиль индивидуального развития характеризует не только на- Правление развития психологических характеристик, но и индивиду- Альные особенности движения в этом направлении, которые могут Включать периоды ускорения и замедления, спада и подъема. В Луис- Виллском близнецовом исследовании по результатам многолетнего Прослеживания изменений в уровне интеллекта МЗ и ДЗ близнецов Оказалось возможным провести внутрипарное сравнение профилей индивидуального развития по показателям интеллекта [452, 453]. Внутрипарное сравнение профилей показало, что в парах МЗ близ- Нецов наблюдается значительно большее совпадение значений интел- Лекта по каждому году, т.е. наблюдается больше сходства по ходу раз- Вития в целом. В парах ДЗ близнецов совпадения были выражены зна- чительно меньше (рис. 17,3). Мерой количественной оценки Внутрипарного сходства профилей показателей IQ служат коэффици- Енты корреляции, которые составляют 0,87 для МЗ близнецов и 0,65 Для ДЗ в возрастном диапазоне от 3 до б лет и 0,81 и 0,66 соответ- Ственно в диапазоне от 6 до 8 лет. Коэффициенты наследуемости рав- Ны соответственно 0,44 для первого возрастного отрезка и 0,30 — для Второго. Таким образом, индивидуальные особенности профилей раз- Вития по показателям интеллекта испытывают на себе существенное Влияние генотипа, однако вполне возможно, что степень этого влия- Ния на разных отрезках онтогенеза также будет варьировать. Как уже отмечалось, основным достоинством лонгитюдного ис- Следования близнецов является то, что только оно может ответить на Вопрос: обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением но- Вых дополнительных генетических факторов, начинающих функцио- Нировать по мере взросления ребенка, или происходит усиление уже
Действующих генетических факторов? Л. Ивс с коллегами [245] подошел к анализу генотип-средовых Соотношений в развитии интеллекта именно с этих позиций, исполь- Зуя для анализа материалы лонгитюдного Луисвиллского близнецово- Го исследования. Анализ полученных у близнецов в разные годы оце- Нок IQ выявил изначально небольшое, но устойчивое и возрастаю- Щее влияние одних и тех же генетических факторов. Было установлено И существенное влияние систематической семейной среды, причем Эффекты систематической среды также сохраняли преемственность, Хотя по мере взросления к стабильным присоединялись и новые. Не- Систематические средовые влияния были менее устойчивы по сравне- Нию с генетическими и систематическими средовыми эффектами. В це- Лом эти данные свидетельствуют в пользу амплификационной модели Наследуемости показателей IQ. Рис. 17.3. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов [453]. А — МЗ близнецы; б — ДЗ близнецы. Рис. 17.4. Диаграмма путей двумерной генетической модели для одного признака (IQ) в 5 и 7 лет [25]. □ — измеряемые переменные; О—латентные, не наблюдаемые впрямую факторы. G1, и G2 — генетические влияния на IQ u 5 и 7 лет, С1 и С2 — систематическая (общая) среда, E1 и Е2 — индивидуальные средовые факторы. Коэффициенты Путей h1, с1, e1 и h2, с2, е2 представляют влияние латентных факторов на IQ во Временные периоды 1 и 2 соответственно; коэффициенты путей h12, с12 и е12 пред- Ставляют относительное влияние G1, С1 и E1, на IQ в 7 лет. У МЗ близнецов внутри-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|