Парная корреляция генотипов равна 1,0, у ДЗ близнецов — и среднем 0,5. Как у
МЗ, так и у ДЗ внутрипарная корреляция систематической среды составляет 1,0; Случайная (несистематическая) среда не скоррелирована. Сходные проблемы решались и в ряде других подобных исследова- ний. Так, голландские исследователи Д. Бумсма и К. Ван Баал [25] Приводят результаты лонгитюдного генетического исследования IQ у Близнецов 5-7 лет. Они ставили задачу проанализировать изменения Соотношения средовых и генетических факторов, влияющих на IQ, и Выделить компоненты фенотипической стабильности в указанном воз- Растном диапазоне. Для оценки интеллекта близнецов использовался Один и тот же тест RAKIT (обновленный амстердамский тест детского Интеллекта). Выборка испытуемых включала: в 5 лет 209 пар близне- Цов, в 7 лет повторно 192 пары. Генетико-статистический анализ про- Водился с привлечением генетической модели, которая в качестве Источников вариативности рассматривала генетические эффекты, си- стематическую среду, несистематическую среду (рис. 17.4). Сопоставление оценок наследуемости и их доверительных интер- Валов в 5 и 7 лет показало, что относительное влияние генетических Факторов действительно различается в двух возрастах. Несмотря на то что в 5 лет верхняя граница наследственной обусловленности — 42 %, а в 7 лет ее нижняя граница — 50%, непересекающийся доверитель- Ный интервал свидетельствует о значительно более высокой наследу- Емости в 7 лет. Соответственно относительное влияние систематичес- Кой среды ниже в 7 лет, чем в 5 лет. Корреляция между оценками Интеллекта в 5 и 7 лет составила 0,65. В генетической модели ковариа-
Ция показателей IQ между 5 и 7 годами разлагалась на генетическую и средовую составляющие, при этом большая часть ее — 64% объясня- ется стабильностью генетических факторов, а меньшая — 36% — ста- Бильностью систематической среды. Таким образом, исследование Д. Бумсмы и К. Ван Баал показало, Что, во-первых, наследуемость показателей IQ в возрастном интерва- Ле с 5 до 7 лет возрастает и, во-вторых, в основе межиндивидуальной Изменчивости показателей IQ в обоих возрастах лежат преимущественно Одни и те же генетические факторы. Следует указать, что данное близ- Нецовое исследование в некотором роде уникально, так как наряду с Оценкой когнитивных функций в нем проводился анализ межиндиви- Дуальной изменчивости большого числа психофизиологических пока- Зателей, характеризующих особенности созревания ЦНС (описание Этих данных см, в гл. XVIII). Перспективы подобного параллельного Изучения представляются очень интересными, поскольку можно бу- Дет, фактически впервые, проанализировать природу межуровневых И межвозрастных связей в структуре развивающейся индивидуальности. Изменения генотип-средовых соотношений в показателях интел- Лекта приблизительно в том же возрастном диапазоне изучались в Близнецовом лонгитюдном исследовании, проводившемся М.С. Его- ровой и ее коллегами [56]. Ставилась задача проследить динамику ге- Нотип-средовых соотношений в показателях интеллекта при переходе От дошкольного возраста к школьному. В исследовании приняли учас- Тие около 100 пар близнецов, Диагностика интеллекта проводилась по Тесту Векслера (WISC), адаптированному А. Панасюком. Показатели наследуемости для общего интеллекта (ОИ) составили _______28, 34 и 52% в И 10 лет соответственно; для вербального интеллекта (ВИ) — 22,
16 и 26%, для невербального (НИ) — 16, 84 и 70%. Эти данные инте- Ресны тем, что, с одной стороны, подтверждают тенденцию к возра- Станию наследуемости общего интеллекта с возрастом, а с другой — свидетельствуют о возможности иных вариантов возрастных измене- Ний наследуемости отдельных сторон интеллекта. В этом же исследовании анализировались межвозрастные генети- Ческие корреляции, позволявшие оценить генетический вклад в фе- нотипическую стабильность показателей интеллекта (табл. 17.2). Генетические корреляции между показателями вербального, не- Вербального и общего интеллекта в 6 и 7 лет, а также генетические Корреляции между этими показателями в 6 и 10 лет за небольшим Исключением достаточно высоки. В то же время генетические корре- Ляции между всеми показателями интеллекта в 7 и 10 лет намного Ниже. Таким образом, генетические факторы в изменчивости интел- Лекта в 6 лет достаточно тесно связаны с генетическими факторами, Обусловливающими индивидуальные различия в 7 и 10 лет. Авторы Обращают внимание на то, что «выпадение» из общей картины кор- Реляций между показателями в 7 и 10 лет может быть обусловлено Резкими изменениями средовых условий, связанных с началом обу- Чения в школе. В целом описанные близнецовые исследования убедительно сви- Детельствуют о весьма существенных возрастных изменениях в карти- Таблица 17.2 Генетические корреляции между суммарными показателями интеллекта [56] Возраст Показатели 6 лет 7 лет 10 лет Интеллекта ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ 61 95 56 43 54 46 12 37 НИ 84 40 77 61 24 68 42 Лет ОИ 56 62 63 42 37 43 ВИ 76 95 25 12 22 НИ 92 -12 46 08 Лет ОИ 11 30 19 ВИ 79 НИ — Лет ОИ 89 Примечание. Здесь и в табл. 17.3, 18.1 нули и запятые опущены. Не генотип-средовых соотношений в изменчивости показателей IQ. Более того, очевидны и дальнейшие перспективы близнецовых лон- Гитюдных исследований, связанные с более дробным дифференциро- Ванным анализом генетических и средовых влияний в показателях
Когнитивных характеристик разного уровня и содержания, оценкой Их стабильности и преемственности в онтогенезе. Наряду с близнецовыми проводятся лонгитюдные исследования Приемных детей. Среди них наиболее известным является Колорадс- Кое исследование приемных детей, которое было начато по инициа- тиве Р. Пломина и Дж. Дефриза в 1975 г. [361]. В исследовании принима- Ли участие 246 семей с детьми первого года жизни. По мере ежегодно- Го тестирования число семей уменьшалось, и к девятилетнему возрасту Детей оно составило 173. Предполагается продолжать исследование до Того времени, когда детям исполнится 16 лет. У детей, начиная с первого года жизни, ежегодно диагносциро- Вали показатели физического и умственного развития по шкалам Н. Бейли. На основании наблюдений и оценок родителей делались Выводы об особенностях темперамента ребенка, (О возрастной дина- Мике генотип-средовых соотношений в индивидуальных различиях тем- Перамента см. в гл. X.) В дальнейших обследованиях ежегодно тестиро- Вались особенности умственного развития ребенка, некоторые пока- Затели темперамента и личности, условия развития ребенка, Масштабы этого исследования весьма внушительны, результаты Еще полностью не опубликованы. Мы остановимся на некоторых Наиболее важных в данном контексте фрагментах. Речь в первую оче- Редь идет об изучении генетически опосредуемой стабильности ког- Нитивного развития. С целью определения роли генотипа в межвозра- Стной преемственности когнитивных характеристик анализировались Межвозрастные кросс-корреляции сиблингов, т.е. подсчитывались кор-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|