Взаимосвязь коммерции, маркетинга и логистики
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Сущность и основные направления развития современной коммерции Дальнейшее проведение рыночных преобразований в России, развитие инновационной экономики выдвигает соответствующие требования к подготовке высококвалифицированных специалистов-коммерсантов (менеджеров по закупкам и продажам), способных работать в новой экономической среде. Судя по опросам руководителей отечественных и иностранных фирм, развивающих свой бизнес на российском рынке в настоящее время, наибольшим спросом (30-35% всех заказов в кадровых агентствах) пользуются коммерсанты, которые владеют современной теорией и практикой предпринимательства, маркетинга, логистики, ценообразования, финансов их источников. (+ информатика) Все эти понятия, известные из теории рыночной экономики, находят все большее применение в экономической жизни страны. Причем, если некоторые из них (маркетинг и логистика) оказались востребованными сравнительно недавно в России, то другие были всегда «на слуху», даже в советский период – период административно-командной экономики. В условиях административно-командной экономики истинное содержание коммерции было искажено, так же как было искажено содержание самого механизма коммерции, т.к. не было рыночных методов хозяйствования. В условиях рыночной экономики возродить прежние идеи (воспользоваться терминологией дореволюционной России, когда коммерция=торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы) не представлялось возможным, т.к. они устарели. В этой связи возникает вопрос: что следует понимать под коммерцией как сферой практической деятельности. При обосновании сущности и содержания коммерции в современной литературе встречается 2 подхода:
1) Коммерция = торговля (учебник Панкратова и Серегина) 2) Коммерция = любая предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли Термин «торговля» имеет двоякое значение: · Самостоятельная отрасль национальной экономики · Торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – с осуществлением актов купли-продажи. Развитие рыночной экономики показывает, что 1 определение (коммерция=торговля) слишком узко, а 2 – наоборот, очень широко, причем настолько, что охватывает сферу производства и потому вряд ли может быть признано. Причина разночтений – активизация рыночных процессов втягивает в сферу торговых операций все новые виды товаров, которые, на первый взгляд, таковыми не являются. Основные объекты коммерции в настоящее время – две группы товаров: 1) Товарно-материальные ценности 2) Нематериальные ценности (услуги) К объектам также некоторые относят капитал или финансовые ресурсы, что неверно, т.к. финансовые ресурсы – необходимое условие совершения коммерческих операций и как таковые остаются объектом изучения других наук. Значительное расширение двух основных объектов коммерции в международном и национальном оборотах за последние 20-30 лет привело к появлению новых черт и видов коммерции, обобщая которые, можно различать следующие виды коммерческой деятельности: 1) Торговля на товарных рынках во всем ее многообразии, включая прямые хозяйственные связи производственных предприятий, оптовую торговлю через посредников, биржевую, ярмарочную, аукционную, розничную торговлю и другие виды. 2) Торговля «невидимым» товаром, т.е. продуктами интеллектуального труда – знания и опыт, воплощенные в форму изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков и других охраняемых законом объектов промышленной собственности; знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого характера, применяемые в процессе научно-исследовательских разработок (НИР) при изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, незащищенной охранными документами, не патентуемые или непатентоспособные, но подлежащие охране как предметы производственных и коммерческих секретов (коммерческая тайна).
3) Торговля инженерными (инжиниринг) и консультационными (консалтинг) услугами, строительство промышленных объектов с поставкой «под ключ». 4) Лизинговые (арендные) операции. По этому виду деятельности, как и по некоторым другим, новые возможности для расширения сферы приложения предоставляется вторая часть Гражданского Кодекса РФ. Арендные операции получили мощную правовую базу в виде комплекса договоров (договор аренды, договор проката, договор аренды транспортного средства с экипажем и без, договор аренды зданий и сооружений, договор аренды предприятия, договор финансовой аренды и т.д.) 5) Производственное и научно-производственное кооперирование, в том числе – совместная организация и сбыт конечной продукции, разработка и выполнение совместных производственных программ, формирование внутрифирменных производственных связей и др. 6) Продажа или предоставление рекреационных услуг, включая гостиничный и туристический бизнес, игорный бизнес и т.д. 7) Электронная коммерция – в составе двух видов: В2В – купля-продажа товаров между юр. лицами и В2С – продажа товаров на розничном рынке. Даже краткая характеристика основных видов коммерческой деятельности доказывает, что отождествление коммерции и торговли сегодня является вряд ли оправданным, т.к. обедняет современное понятие коммерции, которое можно сформулировать следующим образом: КОММЕРЦИЯ – особый вид деятельности в сфере товарного обмена, направленный на совершение коммерческой сделки и обеспечивающий взаимную выгодность условий, от выполнения которых зависят конечные результаты хозяйственной деятельности ее участников. Взаимосвязь коммерции, маркетинга и логистики Коммерческая деятельность осуществляется не только в рамках основных ее видов, но и активно проникает в такие сферы предпринимательства как производство продукции, маркетинг, логистика и др. Становится важным установление взаимосвязи коммерции, маркетинга и логистики как наиболее близких по содержанию научно-практических направлений. В качестве доказательства этой близости приведем наиболее близкие определения маркетинга и логистики.
Маркетинг: 1)социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания предложения и обмена товаров. (Котлер Филипп «Маркетинг-менеджмент» стр. 37) 2)вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. (Котлер «Основы маркетинга» стр. 47) ! 3)процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидуумов и организаций. (американская ассоциация маркетологов «Маркетинг. Учебник-практикум» Н.П.Вощекин стр. 11) Логистика: 1) процесс планирования, осуществления, контроля и складирования сырьевого потока при достижении оптимальной стоимости, создания запаса готовой продукции, относящейся к этому информации с удовлетворения потребностей клиента от пункта происхождения до пункта потребления. (американский совет по управлению логистикой. Линдерс, Фирон «Управление снабжением и запасами. Логистика») 2) логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ними целей. (Сергеев «Менеджмент в бизнес-логистике») ! 3) логистика – наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов. («Основы логистики» ред. Щербаков В.В. наша кафедра)
Мы так подробно остановились на этих определениях, чтобы показать разнообразие точек зрения на эти два направления. ! 3) и! 3) определения в наибольшей степени соответствуют идее: не отрицая значения маркетинга и логистики можно утверждать, что в контексте рассмотренной проблемы они выполняют роль функциональных стратегий в осуществлении эффективной коммерческой деятельности. Результаты маркетинговых исследований находят завершение в ходе выполнения коммерческих операций. Сама технология коммерческой деятельности не охватывается маркетингом. Маркетинг подготавливает необходимые условия для ее осуществления, прежде всего, отрабатывает условия заключения сделки. То же можно сказать и о логистике, которая является инструментом эффективного управления товародвижением в ходе осуществления коммерческой операции. Анализ современных тенденций развития экономики свидетельствует о дальнейшем взаимопроникновении (диверсификации) коммерции, маркетинга, логистики. Наряду с традиционными функциями торговли, такими как организация товарного обмена, распределение товарно-материальных и нематериальных ценностей, преобразующих промышленный ассортимент в торговый. Коммерция включает: 1) изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги (диверсификация коммерции в сферу маркетинга) 2) организация загрузки не использующихся производственных мощностей у предприятий-производителей и оказание производственных услуг предприятиям-потребителям (диверсификация коммерции в производственную сферу) 3) определение наиболее эффективных методов доставки продукции и выбор рационального способа транспортировки, организации хранения товарных запасов (диверсификация коммерции в сферу логистики) 4) выполнение различного рода финансовых услуг (делькредере – обязательство торгового посредника за кредитоспособность покупателя; коммерческий кредит; финансовый лизинг) по ускорению продвижения товарных потоков между предприятием-производителем и предприятиями-потребителями и адекватных денежных потоков (диверсификация коммерции в финансовую сферу) Реальные возможности диверсификации, отражающие потребности бизнес-практики проявляются в создании новых ассоциированных структур типа финансово-торговых групп, где оптимизация движения финансовых, материальных и информационных потоков становится основной целью с точки зрения снижения затрат на совершение каждой коммерческой сделки и получение наилучших конечных результатов (объемы продаж, прибыль, рентабельность=прибыль/затраты, обеспечение ликвидности активов). С другой стороны, возможности диверсификации соответствуют тенденциям развития науки (создание комплекса дисциплин - коммерческая логистика, финансовая логистика, информационная логистика, электронная коммерция и др.)
Конкретные действия в коммерческой деятельности направлены всегда в конечном итоге на совершение товарного обмена. Чтобы этот обмен совершился, необходимо: 1 – найти покупателя 2 – заключить с ним сделку (договор, в котором оговариваются все существенные условия (наименование товара, количество, качество, цена, срок поставки)) 3 – исполнить договор (подготовить товар к поставке, доставить его покупателю, произвести расчеты за поставленный товар) Смысл управления обменом в процессе коммерческой деятельности состоит в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные действия сотрудников, осуществляющих процесс обмена товарно-материальными и нематериальными ценностями. Это составляет содержание коммерческой деятельности, осуществляемой на уровне предприятия и других хозяйствующих организаций, т.е. на микроуровне. Через коммерческую деятельность практически реализуется связь фирмы с внешней средой – поставщиками материально-технических ресурсов и покупателями готовой продукции. Как правило, эта связь имеет форму хозяйственной связи во всем многообразии ее сущностных характеристик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|