Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 4: Экономический механизм хозяйственных связей




1) Логика этапов хозяйственной связи

2) Этапы хозяйственной связи, формирующие товарные потоки

3) Этапы хозяйственной связи, формирующие финансовые потоки

4) Характеристика посреднических услуг в реализации отдельных этапов хозяйственной связи

 

1) Логика этапов хозяйственной связи

Все хозяйственные связи осуществляются по единой схеме, характеризующей этапность работ. Выделяются 8 основных этапов, каждый из которых обособляется в силу своей целевой направленности и подчиняется общей логике, обусловленной сущностью и содержание хозяйственных связей.

Логика этапов хозяйственных связей отражается принципиальной схемой.

Логика этапов хозяйственной связи

Анализ схемы показывает, что первые пять этапов формируют движение товарных потоков от поставщика к получателю, последующие три – встречно направленные финансовые потоки.

 
 

 


СХЕМА

2) Этапы хозяйственной связи, формирующие товарные потоки

Поиск и выбор субъектов хозяйственной связи обеспечивает встречу спроса и предложения посредством специальных организационных форм, взаимодействия получателей и поставщиков в рамках соответствующих коммерческих структур. Его содержание хар-cя сбором и анализом информации о потенциальных субъектах хозяйственной связи, выбором из их числа непосредственного контрагента.

На практике этот этап реализуется посредством использования любых существующих источников информации, например, различных банков информационных данных или наработанных деловых связей, а также с помощью различных рекламных коммуникаций.

Следует отметить, что приоритетный выбор предполагаемого контрагента зависит от характера и предмета обмена (купля-продажа), емкости исследуемого рынка и состояния конъюнктуры на нем, длительности деловых с тем или иным хозяйствующим субъектом и многих других факторов.

Конкретный механизм практической реализации первого этапа хозяйственной связи обусловливается тем, что инициатором ее установления может являться либо продавец, либо покупатель товара. Если инициатива исходит от продавца, то используются одни способы организации взаимодействия хозяйственных субъектов. В противном случае, когда инициатором выступает покупатель, применяются другие, отличающиеся от предыдущих, способы установления деловых контактов.

Например, выделяется восемь основных способов установления контактов между потенциальными контрагентами, когда инициатором торговой сделки выступает продавец. Так он может:

1) Направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным покупателям

2) Принять и подтвердить заказ покупателя

3) Направить покупателю предложение (деловое) в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта или проформой контракта

4) Принять участие в торгах (тендер) путем предоставления тендера или тендерной документации организаторам торгов

5) Принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках

6) Направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки

7) Направить проформу контракта уже известному покупателю как результат согласования условий контракта: по телефону, факсу, электронной почте, на основе предшествующих договоренностей

8) Поместить рекламное объявление в средствах информации, направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты с предлагаемыми товарами, организовать и провести рекламную кампанию на соответствующем товарном рынке.

По аналогии с этим различаются и применяемые в коммерческой практике способы установления контактов потенциальных партнеров в хозяйственных связях, устанавливаемых по инициативе покупателей. Покупатели в процессе подготовки сделки могут:

1) Направить потенциальному или уже известному продавцу заказ

2) Направить запрос производителю интересующих их товаров

3) Объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов

4) Направить возможному производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на его рекламу или информацию

5) Направить потенциальному поставщику коммерческое письмо о намерениях вступить в переговоры в ответ на его предложение

6) Направить продавцу безоговорочный акцепт (согласие) его предложения (оферты).

Следует отметить, что в целом 1 этап хоз.связи можно считать ключевым, т.к. на нем осуществляется не только поиск и выбор субъектов, но и обоснование эффективного способа их взаимодействия по поводу обмена товарно-материальных и нематериальных ценностей, определение канала товародвижения, делается предварительная проработка других вопросов, относящихся к содержанию последующих этапов.

 

Этап № 2: Соглашение субъектов об условиях обмена и заключение договора

Подробно: учебник Коммерческое (торговое) право под ред. Ю.Е. Белотецкого, В.Я. Язева

2ой этап представляет собой совершение сделки путем регламентации взаимоотношений, то есть установления прав и обязанностей поставщика и получателя.

Осуществление этого этапа происходит на основе использования системы нормативно-правовых актов, устанавливающих определенный порядок сделки.

Отсюда можно заключить, что сделки представляют собой правовую форму хозяйственных связей. Основным законодательным актом, регулирующим законодательные отношения в нашей стране, является ГК РФ.

Источником гражданско-правового регулирования внешнеторговых отношений являются: таможенный кодекс РФ, соответствующие ФЗ, указы президента РФ, постановления правительства.

Заключение договора в сущности своей означает установление содержания хозяйственной связи. Соглашение сторон об установлении договорных отношений считается достигнутым, а договор оформленным при соблюдении следующей процедуры:

одна из сторон хозяйственной связи направляет своему контрагенту оферту, которую другая сторона акцептует, договор считается заключенным в момент получения хозяйствующим субъектом, направившим оферту ее акцепта. Своевременное и надлежащее выполнение договорных отношений служит предпосылкой успешной реализации хоз.связи. Достижение же контрагентами этой связи конкретных целей обеспечивается исполнением договора при реализации всех последующих этапов.

Исполнение договора заключается в осуществлении контрагентами прав и обязанностей, возникших их каждого основанного на договоре обязательства. С виду договорного обязательства один контрагент или лицо, выступающее должником, обязано совершить в пользу другого лица, выступающего кредитором, определённые действия, либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств. Характер действий, которые должник совершает в пользу кредитора устанавливается содержанием конкретного договора. Исполнение договорных обязательств подчиняется общим принципам, важнейшими среди которых считаются:

1) Надлежащее исполнение – заключается в требовании точного соблюдения контрагентами его условий, касающихся объекта, сроков, способов, места исполнения обязательств, учитывая, что все эти условия взаимосвязаны, например, в договоре поставки выполнение поставщиком обязательств по количеству и ассортименту приурочивается к конкретных срокам поставки

2) Реальное исполнение – предполагает выполнение обязательств в натуральной форме, причем уплата неустойки (штрафа) за просрочку либо иное ненадлежащее исполнение обязательств и возмещение убытков, причиненных этими нарушениями, не освобождает должника от исполнения обязательств в натуральной форме, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Следует иметь в виду, что в общем случае требования реального и надлежащего исполнения совпадает, т.к. надлежащее исполнение охватывает и соблюдение условий об объекте, который должен быть передан в натуральной форме. При нарушении какого-либо из условий договора, исполнение признается ненадлежащим, однако при этом сохраняется обязанность исполнения в натуральной форме с соблюдением других, не потерявших для контрагентов значения условий договора.

3) Взаимное содействие – предусматривает оказание одним контрагентам всевозможные поддержки другого в исполнении им своих обязательств

4) Экономичность – состоит в предъявляемом каждому из контрагентов требований учитывать при заключении и исполнении договоров экономические интересы другого контрагента, исполнять свои обязанности наиболее экономичным образом, принимать необходимые меры к предотвращению и уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с ненадлежащим исполнением обязательств

 

Этап № 3: Передача товарно-материальных ценностей и организация товародвижения от поставщика к покупателю

В большей степени, чем любы другие этапа взаимодействия поставщика и потребителя, связан с выполнением логистических функций и операций по отношению к товарному потоку.

Подробно: учебнику Основы логистики под ред. В.В. Щербакова

На этом этапе осуществляется физическое перемещение товарно-материальных ценностей, включая операции по их грузовой обработке и хранению. Целью 3его этапа хозяйственной связи является обеспечение доставки товаров в назначенное место, нужное время и с минимально необходимыми для этого затратами.

Для успешного достижения этой цели требуется принятие решения по следующим основным вопросам:

· Как следует работать с хозяйственным партнером

· Где следует хранить товарно-материальные запасы

· Какова должна быть величина запасов

· Каким образом следует отгружать и транспортировать товары

Принципиальные аспекты этих решений определяются во многом содержанием хоз.связей, исходя из их объектной и субъектной части.

Ключевым моментом является организация товародвижения и выбор средства доставки, если но не осуществлен на втором этапе в процессе заключения договора. Обоснованный выбор определяет размер транспортных издержек (70 %), следовательно, цен товаров, своевременность доставки, состояние товаров в момент их прибытия к месту назначения, оказывает влияние на выполнение других условий договора.

В решении этого вопроса в качестве возможных видов транспорта рассмартираваются: ж/д, а/м и др.

При выборе средства доставки:

· Скорость или время доставки товара

· Плановая чистота отправки

· Надежность или соблюдение графика отправки

· Способность перевозить разные грузы (перевозочная способность)

· Доступность или число обслуживаемых географических точек

· Стоимость доставки

Сложившаяся практика свидетельствует, что если хоз.партнеров интересует скорость, им можно рекомендовать воздушный или а/м транспорт. Если же их цель определяет критерий минимума транспортных затрат, то это водный или трубопроводный транспорт. В современных условиях, когда широкое распространение получила контейнеризация грузов, все более целесообразных является одновременное использование двух и более видов транспорта. Однако при этом приходится учитывать последствия подобных компромиссов и их влияние на другие виды деятельности в организации товародвижения, в частности, такие как образование и поддержка оптимального уровня запасов товарно-материальных ценностей.

 

Этап № 4: Контроль за осуществлением передачи

Сущность этого этапа состоит в организации контроля за соблюдение соответствующих условий договора и выполнением договорных обязательств, обусловливающих перемещение потока товарно-материальных ценностей от поставщика к получателю. Его целевая направленность – выявить и устранить ошибки, просчеты, допущенные при организации товародвижения, своевременно обнаружить и ликвидировать причины, способствующие нарушению обязательств, принять меры по возмещению убытков и предъявлению штрафных санкций. Для успешного выполнения контроля на уровне производственных и торгово-посреднических фирм, считается целесообразным наличие специально предусмотренных процедур, предусматривающих:

 

· Порядок и форму доведения, содержание (условий договоров) до всех заинтересованных подразделений и служб

· Проведение анализа содержания договоров

· Обеспечение внутрифирменного планирования с учетом принятых договорных обязательств

· Проведение анализа документов, содержащих данные о выполнении условий договоров, сроков их оформления и порядок передачи в подразделения и службы

· Порядок выявления нарушений условий договоров и применение экономических, организационных, правовых и других мер

· Другие вопросы, отвечающие назначению процедур, а также обязанности подразделений и служб по ведение учета и контроля за выполнением договорных обязательств

Опыт применения эти процедур свидетельствует о том, что наиболее приемлемые результаты достигаются при ведении оперативного и сводного учета.

Оперативный учет отражает итоги выполнения договорных обязательств за каждый отчетный период отдельно по каждому заключенному договору.

Сводный учет осуществляется путем дополнительной обработки (группировка, выборка и суммирование) данных оперативного учета за тот или иной отчетный период и предоставляет обобщенные данные о выполнении договорных обязательств.

Построенная таким образом система контроля обнаруживает и ряд недостатков. Это объясняется тем, что она носит не превентивный, а последующий характер, т.к. меры, предпринимаемые для укрепления договорной дисциплины имеют значение не столько для устранения причин, фактически тормозящих ход выполнения договора, сколько для предотвращения их в последующем.

Специальными исследованиями доказывается, что предупреждающую функцию система контроля сможет выполнять лишь в том случае, если будет сориентирована не на конечные показатели деятельности фирм, включая и выполнение договорных обязательств, а на факторы, создающие соответствующие предпосылки. Для этого рекомендуется разработка и использование на практике организационных моделей управления производством, распределением и обращением продукции, учитывающих требования, обусловленные необходимостью выполнения договорных обязательств. Наиболее полно такая задача решается в рамках маркетингового контроля, основными типами которого являются:

· Контроль за выполнением годовых планов

· Контроль прибыльности

· Стратегический контроль

 

1. Контроль за выполнением годовых планов - предполагает сопоставление текущих показателей с показателями годового плана и принятие при необходимости мер к исправлению положения. Основными средствами такого контроля являются анализ возможности сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и масштабами сбыта, наблюдение за отношением хозяйственных партнеров.

2. Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности предприятия по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, каналам товародвижения и заказам разного объема.

3. Стратегический контроль преследует цель убедиться в том, что маркетинговые задачи, стратегии и программы предприятия оптимально соответствуют требованиям существующим и прогнозируемой маркетинговой среды. Он осуществляется посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач стратегии и оперативной деятельности предприятия. Назначение ревизии маркетинга заключается в выявлении открывающихся производственных и сбытовых возможностей, возникающих проблем и выдаче рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Более подробно см. Ф.Котлер «Основы маркетинга», Маркетинг-менеджмент»

Краткое описание типов маркетингового контроля свидетельствует о том, что их цели и задачи имеют достаточно общий характер и не ограничиваются контролем исполнения договорных обязательств. Однако реальностью является тот факт, что осуществление указанных функций предусматривается в них в качестве неотъемлемой составной части.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики применение контролирующих функций является прерогативой поставщика, что лишний раз указывает на приоритет получателя, поэтому именно при существующей проблеме сбыта именно поставщик более всего заинтересован в ликвидации причин, препятствующих исполнению договорных обязательств.

К этим мерам относятся:

· Возмещение убытков

· Взыскание неустойки

· Потеря задатка

· Обращение к обязательствам других юр лиц – поручителей и гарантов

· И т.д.

Два самых основных – первые два.

При этом основной формой ответственности хоз субъектов за неисполнение договорных обязательств является возмещение убытков.

Убыток (ст 15 ГК РФ) – понесенные расходы, утрата или повреждение имущества, неполученные доходы.

Первые два вида убытков выражаются в ухудшении потребительских свойств товарно-материальных ценностей, а также в уменьшении их количества и именуются прямым или положительным ущербом. Третий вид убытков – неполученные доходы – характеризует несостоявшееся улучшение результатов предпринимательской деятельности и называется упущенная выгода. Размер убытка определяется исходя из характера последствий нарушения договорных обязательств одним из контрагентов, а не содержание самого нарушения. Как правило, к прямым расходам потерпевшей стороны относятся ее фактические затраты, понесенные ко дню предъявления претензии. В то время, как расходы будущих периодов в сумму прямого ущерба не включаются и могут быть предъявлены к взысканию только после их реального осуществления стороной, потерпевшей убытки. В процессе передачи товарно-материальных ценностей от поставщика к получателю прямые убытки могут образовываться:

Вследствие неоплаты поставленной продукции

От порчи товаров, если покупатель не получил их в срок

В виде штрафов, выплаченным транспортным организациям за простой незагруженных в срок поставщиком или неразгруженных в срок получателем вагонов, судов, контейнеров и т.д.

В виде сумм, потраченных на командировки, телеграммы, переговоры и другие нужды, с целью стимулировать контрагента исполнить взятые на себя обязательства по поставке товаров

В виде гос. пошлины за подачу искового заявления в арбитражный суд по взысканию понесенных убытков

Гражданским законодательством предусматривается, как правило, полное возмещение убытков, то есть компенсация как прямого ущерба, акт и неполученного дохода (упущенной выгоды). Однако, для взыскания в суде суммы неполученного дохода, потерпевшей стороне необходимо доказать, каков был бы его размер в случае надлежащего исполнения контрагентом его обязательств по договору. В соответствии со ст. 393 ГК РФ при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. При взыскании убытков действует презумпция виновности, так что лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность, если не докажет, что соблюдение условий договора оказалось невозможным вследствие чрезвычайных необратимых обстоятельств (форс-мажор). К таким обстоятельствам не относятся нарушения обязанностей со стороны партнеров по другим хоз связям или отсутствие на рынке нужных для исполнения договора товаров. В случае, если ненадлежащему исполнению обязательств содействовало поведение потерпевшего, арбитражному или третейскому суду предоставляется право уменьшить размер ответственности виновного лица. При формулировке в договоре вопроса о применении мер экономической ответственности в первую очередь необходимо обращать внимание на 2 основных аспекта:

Применение экономических санкций должно наносить виновному контрагенту ощутимый материальный ущерб для того, чтобы сделать невыгодным недобросовестное отношение к исполнению обязательств по договору

Для повышения эффективности экономических санкций следует при возмещении убытков предусмотреть наиболее простые способы получения денег. С этой целью в бизнес-практике по взаимному соглашению сторон договора или специальному указанию закона применяются особые дополнительные к возмещению убытков меры материальной ответственности контрагентов хоз. связи. Наиболее распространенной из этих мер является взыскание неустойки.

Согласно ст. 330 ГК РФ Неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Неустойка имеет универсальный характер, т.к. может обеспечивает любое обязательство, действительное по закону. Ее особое стимулирующее воздействие объясняется тем, что неустойка заранее определяет размер ответственности в случае нарушения обязательства и взыскивается независимо от наступления убытков. Гражданское законодательство и арбитражная практика наряду с термином неустойка употребляет термины штраф и пеня, которые в сущности являются разновидностью неустойки и в совокупности с ней именуются штрафными санкциями, однако каждая из указанных разновидностей имеет свои особенности.

Штраф – определенная законом сумма, которую один контрагент обязан уплатить другому в заранее установленном размере или в % отношении к сумме сделки.

Пеня – определенная законом или договором денежная сумма, которую один контрагент должен уплатить другому в % отношении к сумме просроченного платежа или невыполненного обязательства за каждый день просрочки.

Необходимо отметить, что в зависимости от источника установления неустойка может быть законной или договорной. Взыскание законной неустойки предусматривается законом (НПА), в котором также указываются условия, размер и порядок ее уплаты.

Договорной считается неустойка, устанавливаемая контрагентами в договоре.

Принципиальное значение имеет тот факт, что уплата неустойки не освобождает виновного контрагента хоз. связи от точного исполнения обязательств по договору, если только в нем не предусмотрено иное.

 

3. Этапы хоз. связи, формирующие финансовые потоки.

Шестой, седьмой и восьмой этапы хоз. связи формируют движение встречно направленных финансовых потоков от получателей товарно-материальных ресурсов к поставщику или их аналогов.

Шестой этап. Расчеты за переданные товарно-материальные ценности. Осуществляется с целью реализации в процессе обмена принципа возмездности на основе использования одной из трех форм взаиморасчетов: денежной, натуральной (бартерной) и денежно-натуральной.

Отличия форм определяется спецификой применяемого в расчетах эквивалента – соотв денег, товарно-материальных и нематериальных ценностей, а также денег и указанных ценностей в совокупности. При этом натуральная и денежно-натуральная формы, как правило, действуют только в условиях кризисной экономики (при снижении покупательной способности денег).

При бартере удобно уйти от налогов и плюс нет денежных средств, они в обороте.

Рассматривается денежная, при которой передача товарно-материальных и нематериальных ценностей сопровождается передачей денег. Расчеты между хоз субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью, осуществляются, как правило, безналичным расчетом. Основные формы безналичного расчета: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты электронные и в иных формах, предусмотренных законом. Выбор той или иной формы безналичных расчетов зависит от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков –контрагентов хоз связи. Так, например, при иногородних расчетах рекомендуется использовать инкассо и аккредитив, а при внутригородских – платежные поручения и еще что-то. Инкассо- платеж в банке покупателя признается наиболее естественной формой безналичных иногородних расчетов. А аккредитив – платеж в банке продавца применяется как санкция и выражает недоверие к плательщику. По мнению ведущих специалистов в области финансового менеджмента механизм безналичных расчетов должен отвечать следующим основным требованиям:

В основе его организации должен быть заложен принцип максимального сближения моментов оплаты товаров и их поступление покупателям, что обеспечивает оптимизацию оборотных средств субъектов хоз. связи (!)

Он должен обеспечивать своевременность поступления денежных средств за товарно-материальные и нематериальные ценности и применение действенных санкций к нарушителям правил расчета

Платеж должен производиться под контролем покупателя, а его полнота и своевременность должны находиться под контролем поставщика

Механизм должен предусматривать оплату товаров не только в момент их поступления, но и на основе коммерческого кредитования, то есть путем предоставления поставщиком покупателю отсрочки платежа

Предварительная оплата товаров должна быть на минимальном уровне, т.к. она имеет ряд негативных сторон

Должна быть гарантирована своевременность и приоритетность кредитных расчетов с финансово-кредитной системой

Фирмы должны иметь право распоряжаться средствами на их счетах; ограничения этих прав могут вводиться лишь в минимальном объеме при недостаточности средств

Специфика различных форм расчетов обусловливает содержание рассматриваемого этапа хоз связи. При этом очевидным становится тот факт, что если эквивалентом в обмене выступают товарно-материальные и нематериальные ценности, то оно (содержание 6 этапа) совпадает с содержанием третьего этапа «Передача товарно-материальных ценностей и организация товародвижения от поставщика к получателю» при условии, что контрагенты меняются местами. Если же товарно-материальные и нематериальные ценности используются в качестве эквивалента совокупно с деньгами, то содержание 6 этапа совпадает с содержанием третьего этапа частично, в меру того, как денежно-натуральная форма дублирует натуральную, а в остальном обусловливается спецификой денежной формы расчетов в ее разновидностях.

 

7 этап: «Контроль за выполнением расчетов»

По аналогии с 4 этапом предусматривает контроль за соблюдением соответствующих условий договора и выполнением договорных обязательств, обеспечивающих осуществление взаиморасчетов между хоз субъектами. При использовании денежной формы расчетов контроль за их осуществлением организуется на основе изучения сложившегося в процессе взаимодействия субъектов хоз связи документооборота, анализа состава неоплаченных в срок расчетных документов, выявление соответствующих причин и имеет своей целью укрепление платежной дисциплины. Важная роль в контроле за безналичными денежными расчетами отводится банкам. Она заключается в проверке соблюдения предприятиями установленных требований, касающихся правильности и своевременности представления в банк расчетных документов, правильности оформления выписываемых платежных поручений, чеков и т.д., правильности оформления реестров счетов и т.д. При использовании натуральной и денежно-натуральной формы расчетов, как следует предположить, сохраняют свою действенность процедуры контроля за осуществлением передачи товарно-материальных ценностей, определяющие содержание 4 этапа хоз связи.

 

8 этап: Применение мер эк ответственности за несоблюдение условий расчета.

Также как и 5 этап имеет место лишь в случае нарушения условий договора. Его назначение заключается в обеспечении контрагентами хоз связи договорных обязательств в области финансовых расчетов. Содержание конкретных мер экономической ответственности определяется в зависимости от принятой формы расчетов. Например, при выполнении расчетов на основе натуральной и денежно-натуральной форм остаются в силе меры эк ответственности, которые установлены за несоблюдение условий передачи товарно-материальных ценностей и используются на пятом этапе хоз связи. При выполнении денежных расчетов чаще всего предъявляются штрафные санкции. Согласно ст 395 ГК РФ при просрочке платежа начисляются и взыскиваются проценты от суммы неуплаченных в срок денежных средств в пользу получателя денег. Процент устанавливается исходя из учетной ставки банковского процента. Это правило применяется, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

 

Естественно, что в практической деятельности субъектов рынка приведенная стандартная схема этапов формирования хоз связи видоизменяется в зависимости от специфики проводимых коммерческих операций. Так, например, при осуществлении предварительной оплаты товаров 3,4 и 5 этапы хоз связи меняются местами с 6, 7 и 8 этапами соответственно. Ее ценность заключается в том, что на этой стандартной основе возможно моделирование других конкретных схем этапов хоз связи для соответствующих видов товарного обмена.

 

4. Характеристика посреднических услуг в реализации отдельных этапов хоз связи.

Как известно, в зависимости от участия посредника в обмене хоз связи подразделяются на прямые и опосредованные. Это различие между ними в теории и практике коммерческой деятельности связывается с участием или неучастием торгово-посреднических фирм в организации третьего этапа – передаче товарно-материальных ценностей или организации товародвижения от поставщика к получателю. Фактически же хоз связи предполагают участие различных «посреднических» структур на каждом из 8 рассмотренных этапов при любых вариантах их комбинации. Однако, с содержательной точки зрения целесообразность привлечения посредника на 4 и 7 этапах представляется неочевидной, т.к. функции контроля за осуществлением передачи и выполнением расчетов производятся в худшем случае противоположной стороной, а в лучшем - самим субъектом, заботящимся о приобретении либо сохранении своей репутации как подлинно делового партнера. Учитывая изложенные связи из 8 этапов хоз связей реальными для участия посредников представляется необходимым рассмотреть 6: 1, 2, 3, 5, 6, 8.

Виды специализированных организаций, способных выступать посредниками в осуществлении приведенных этапов:

Характеристика посреднических услуг в реализации этапов хоз связи.

№ и название этапа Хоз субъекты - посредники Содержание посреднических услуг
1. Поиск и выбор субъектов хоз связи Консультационные фирмы; Аудиторские фирмы и банковские структуры Предоставление информации о потенциальных и приоритетных партнерах; Анализ и оценка платежеспособности клиента
2. Соглашение субъектов об условиях обмена товарно-материальных ценностей; заключение договора Юридические фирмы или юристы-эксперты как физические лица Оценка соответствия договора правовым нормам
3. Передача товарно-материальных ценностей или организация товародвижения от поставщика к получателю Транспортные организации; Страховые фирмы; Оптово-посреднические предприятия и фирмы; Логистические посредники (провайдеры) Организация перемещения грузов; Страхование грузов в пути; Организация хранения, обработки и передачи товарно-материальных ценностей; Перемещение грузов с минимально возможными затратами, разработка оптимальных маршрутов движения грузов
5. Применение мер эк ответственности за несоблюдение условий передачи Арбитражные суды и третейские суды; банки Рассмотрение исков и разрешение хозяйственных споров; Перечисление денег в порядке взыскания убытков и предъявление штрафных санкций
6. Расчеты за переданные товарно-материальные ценности Банки; факторинговые фирмы или коллекторские агентства Перечисление денег за переданные товарно-материальные ценности
8. Применение мер эк ответственности за несоблюдение условий расчетов Арбитражные суды и третейские суды; банки Рассмотрение исков и разрешение хозяйственных споров; Перечисление денег в порядке взыскания убытков и предъявление штрафных санкций

 

Данные таблицы свидетельствуют о наличии специализированных организаций по оказанию посреднических услуг на каждом из 6 этапов, что позволяет выявить неформальное, обоснованное с практической точки зрения многообразие вариантов хоз связей, осуществляемых с участием посредников.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...