Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 3: Хозяйственные связи и их роль в осуществлении коммерческой детятельности





1) Понятие хозяйственных связей и их классификация

2) Объекты хозяйственных связей

3) Субъекты хозяйственных связей

 

1) Понятие хозяйственных связей и их классификация

 

Будучи выражением объективной необходимости обмена, обусловленного ОРТ, хозяйственные связи представляют собой совокупность организационных, экономических и правовых отношений сторон. Иначе они рассматриваются как способы взаимодействия производителей и потребителей (в общем случае – поставщиков и получателей) по поводу обмена товаров.

На развитие хозяйственных связей влияют масштабы общественного производства (например, по расчетам специалистов, при возрастании числа фирм на n количество хозяйственных связей возрастает на n в третьей степени). Сложность общественного производства, процесс углубления специализации и кооперирования предприятий, количество и качество производимой и потребляемой продукции и другие факторы, учет которых позволяет выработать ряд обязательных требований к их формированию.

Согласно этим требованиям, под рациональной и эффективной системой хозяйственных связей между производителями и потребителями понимается такая система, которая обеспечивает: соответствие ассортимента и качества получаемой продукции действительным потребностям потребителя, наименьшие издержки обращения, в частности, издержки на транспортировку (логистика), наименьшие совокупные (как в сфере производства, так и в сфере обращения) запасы материальных ресурсов, своевременность и непрерывность поступления товарно-материальных ценностей от поставщиков к получателю, минимальный документооборот и возможно более быструю систему договорных отношений, наибольшая выгодность поставок как для производителя (поставщика), так и для потребителя (покупателя), то есть наиболее экономичное обеспечение потребностей с одной стороны, и наиболее полную и рентабельную организацию, с другой.

С позиции формирования хозяйственных связей принципиально важным является деление и группировка их по масштабам обслуживания (иначе - с учетом отраслевого и территориального охвата предприятий), степени участия в них посреднических структур, формам товародвижения, продолжительности действия и др.



Применительно к отраслевой структуре все возникающие между производителями и потребителями хозяйственные связи подразделяются на 2 основных типа:

1) Связи между предприятиями, относящимися к разным отраслям экономики (межотраслевые)

2) Связи между предприятиями, относящимся к одной и той же отрасли (внутриотраслевые)

Указанная дифференциация обнаруживает как следствие развития специализации производства, организационного расчленения технологического процесса и перехода от внутрипроизводственного взаимодействия участков и цехов к взаимодействию кооперирующихся предприятий

И межотраслевые, и внутриотраслевые связи основываются на совместном участии производителей в изготовлении конечной продукции (автомобилестроение). Они служат проявлением производственной соподчинённости и сотрудничества между предприятиями, объединенными совместным изготовлением технологически сложной продукции, а потому носят характер прямого участия производителя в процессе производства предприятия-потребителя.

Учет территориальной разобщенности предприятий проявляется в подразделении хоз.связей на внутрирегиональные и межрегиональные. По аналогии с предыдущей группировкой:

1) Это связи, устанавливаемые между предприятиями, находящимися в одном экономическом районе

2) Связи между предприятиями, находящимися в разных районах

Вопреки формальному смыслу, они являются следствием не территориального разделения труда, а все той же специализации производства, рассматриваемой на уровне предприятий.

Вместе с тем вести речь и межотраслевых и внутриотраслевых связях, с одной стороны, а также внутрирегиональных и межрегиональных связях, с другой стороны, лишь только как о кооперированных связях производственных предприятий представляется не вполне правомерно. Это становится более очевидным, если учитывать другой характерный признак, степень участия хоз.связей посреднических структур.

В соответствии с ним все хоз. связи подразделяются на прямые и опосредованные (в иной терминологии – косвенные).

Конкретным признаком отличия прямых и опосредованных хоз.связей чаще всего признается неучастие или участие торгово-посреднических структур в согласовании отдельных условий поставок (ассортимента, качества, комплектности продукции, сроков поставки и т.д.).

В случае опосредованных хоз.связей предусматривается также возможность участия посреднических структур в договорных обязательствах производителя и потребителя, в том числе, в организации поставок продукции. Уместно заметить, что последняя служит основанием для подразделения хоз.связей на устанавливаемые по транзитным поставкам и по складским поставкам.

При транзитной форме поставок продвижение продукции происходит непосредственно от предприятия-производителя к потребителю. При складской форме продукции поступает от производителя на склад и отпускается потребителю со склада посреднической структуры.

Данные, характеризующие структуру прямых и опосредованных связей в РФ, свидетельствуют о том, что на долю прямых хоз.связей приходится примерно 70-75% поставок товарно-материальных ценностей, соответственно на долю опосредованных – 25-30%. Эти данные соответствуют стандартам, принятых в странах с развитой рыночной экономикой (за исключением стран азиатского региона), и это во многом объясняется тем, что в России сформировалась современная рыночная инфраструктура.

Это деление на прямые и опосредованные связи для коммерсантов является самым главным.

У опосредованных связей есть недостатки: дорого (посреднику надо платить) и более медленные, с точки зрения товародвижения, имеют более сложный документооборот. Несмотря на то, что они имеют экономические недостатки, они одно громадное преимуществ – они позволяют наиболее эффективно обслуживать малый и средний бизнес. Малые и средние предприятия, как правило, не имеют специализированных отделов по закупкам и продажам. Здесь появляется посредник, который предлагает свои услуги. Малый и средний бизнес не могут работать напрямую с крупными производителями. Здесь снова появляется торговый посредник, который аккумулирует заказы малого и среднего бизнеса, является связующим звеном. Более того иногда и крупный бизнес прибегает к услугам посредников.

С учетом продолжительности действия все хозяйственной связи подразделяются на: длительные и краткосрочные.

Длительные – связи, при которых взаимодействие поставщика и потребителя осуществляется, как правило, в течение 5летнего срока или, во всяком, случае, выходит за рамки годового плана (2-3 года).

Краткосрочные – связи, устанавливаемые сроком до 1 года и меняющиеся по кварталам и полугодиям.

По общему мнению, длительный характер хоз.связей, их устойчивость имеют для бизнеса исключительно важное значение: позволяют поставщикам и получателям глубже изучать взаимные интересы, увязывать сроки производства, поставок и потребления продукции, детальнее согласовывать ее ассортимент, качество и комплектность, что способствует улучшению конечных результатов деятельности. Основным условием установления длительных связей является стабильность производства и потребления, отсюда следует, что при массовом производстве и потреблении продукции система рациональных хозяйственный связей всегда предполагает их длительность в то время, как при мелкосерийном и единичном производстве, сменяющейся программы выпуска продукции, хозяйственные связи предприятия чаще всего носят краткосрочный характер вплоть до разовых поставок.

 

2) Объекты хозяйственных связей

С точки зрения ОЭТ, в условиях рынка объектами хоз.связей могут выступать в равной степени и материальные ценности, и нематериальные ценности, деньги. Однако, такая высокая степень обобщения в данном случае выглядит нецелесообразной, и поэтому традиционно объектами хоз.связей считаются 2 основные группы товаров:

· Товарно-материальные ценности

· Товарно-нематериальные ценности

В первой группе, исходя из специфики, их назначение и особенности формирования каналов распределения выделяются 2 категории товаров:

· Инвестиционные товары или продукция производственно-технического назначения

· Товары народного потребления

Инвестиционные и потребительские товары имеют следующие основные различия:

1) В количестве потенциальных потребителей и в объеме покупок. Несомненно, что число покупателей инвестиционных товаров оп сравнению с числом покупателей потребительских товаров значительно меньше в то время, как их покупательная способность гораздо выше. Многие производители инвестиционных товаров знают количество своих покупателей и основное внимание уделяют тем из них, для которых в общем сбыте фирмы является преобладающей

2) В использовании продукции (конечная и промежуточная). Инвестиционные товары используются в основном производителями других товаров. Покупателями их выступают промышленные и строительные организации, предприятия сферы услуг, то есть юридические лица. Что касается потребительских товаров, то они, как правило, предназначены для удовлетворения бытовых нужд и не подвергаются промышленной переработке.

3) В разветвленности торгово-распределительной сети. Реализация инвестиционных товаров осуществляется через менее разветвленную торговую сеть, чем потребительских. Чаще всего производители инвестиционных товаров вступают в контакт со своими клиентами сами или через высококвалифицированных торговых посредников. Для инвестиционных товаров, как правило, отсутствует розничное звено торговли. А для товаров народного потребления – оно обязательно.

4) В критерии выбора товара. При покупке…

5) Спрос на инвестиционные товары более неустойчив. На колебания спроса влияют подъемы и спады общеэкономической конъюнктуры. В то же время спрос на инвестиционные товары в определенной мере зависит и от спроса на потребительские товары.

6) В знании своей клиентуры. Принимая решения о производстве инвестиционных товаров, производитель учитывает уровень своих деловых связей среди будущей клиентуры для того, чтобы обеспечить и облегчить в будущем задачу размещения заказов. Что касается поставщиков потребительских товаров, то они имеют дело с розничным или оптовым звеном.

Объектом нашего изучения в основном будут инвестиционные товары. Такая предметная специализация вызвана тем, что традиционно на факультете коммерции и маркетинга готовят коммерсантов для производственной сферы, где обращаются инвестиционные товары.

Многообразие видов инвестиционных товаров определяется главным образом основными функциями и направления использования. Наиболее полный их перечень содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции и услуг. Будучи наиболее полным перечнем инвестиционных товаров, ОКДП может быть принят за основу для выполнения специальных классификаций путем перегруппировки выделенных элементов состава по признаку, соответствующему содержанию решаемых задач. В целях конкретизации объектного аспекта понятие хозяйственной связи в качестве такого признака, например, для специалистов сферы товарного обращения можно учитывать характер использования товаров. На основании его все многообразие видов инвестиционных товаров делится на 2 класса:

· Расходуемые при использовании

· Расходующие свой ресурс

В составе 1ого класса различают 3 группы:

v Сырье и природное топливо

v Материалы (искусственное топливо, различные смазочные материалы, химические продукты, лесоматериалы)

v Расходные изделия (топливо для автомобилей, то есть продукция, готовая к потреблению)

При использовании продукции 1ого класса имеет место, как правило, необратимый процесс переработки, а в отдельных случаях обратимый процесс(регенерация растворителей).

В составе 2ого класса 2 группы:

v Неремонтируемые изделия (различные электровакуумные приборы)

v Ремонтируемые изделия (технологическое оборудование)

При использовании продукции 2ого класса имеет место и физический, и моральный износ.

На первый взгляд, такая классификация объектов хозяйственный связей представляется излишней, но она позволяет установить соответствие объектов вариантам хозяйственных связей, наиболее часто используемых в коммерции, или по сути видам коммерческих операций.

Соответствие вариантов хозяйственных связей классификационным группам объектов

Объекты хозяйственных связей Содержательная интерпретация (предмет хозяйственный связей)
Купля-продажа (поставка) Аренда (арендные операции) Кооперирование производства (совместная деятельность) ….
Инвестиционные товары, в том числе: Расходуемые при использовании:          
Сырье и природное топливо + - +  
Материалы + - +  
Расходные изделия + - +  
Второй класс заполнить сами        
         
         
               

 

Вторая основная категория объектов хозяйственных связей: товарно-нематериальные ценности.

Товарно-нематериальные ценности, подлежащие обмену в коммерческой деятельности, разделяются на 2 основные группы:

1) Продукты интеллектуального труда

2) Услуги

Обмен продуктами интеллектуального труда представляют особую сферу. Это обуславливается спецификой обмениваемого товара.

Продукты интеллектуального труда в первую очередь влияют на эффективность производства, там они наиболее востребованы. Наиболее распространенный и технологически отработанный аспект применения новых знаний в производстве – инновации относительно потребительских свойств и конструкторско-технологических параметров продукции, которая определяется понятием новой техники или конкурентоспособной продукции на товарных рынках.

Неотъемлемым признаком современной коммерции является предоставление или продажа услуг (по объему продаж услуг ведущие мировые экономики практически услуги сравнялись по объему продаж с товарами материально-вещественной формы). Из всего многообразия услуг выделим два основных типа:

v Услуги производственного (материального характера)

v Организационно-коммерческие (нематериальные)

Услуги производственного характера подпадают под общее понятие услуг. Услугами производственного характера считаются различные виды работ, направленные на повышение степени готовности, средств и предметов труда производственному потреблению. Их назначение заключается в том, чтобы наилучшим образом реализовать целевую направленность процесса коммерческой деятельности и обусловливается характером использования инвестиционных товаров промышленного производства. В состав услуг производственного характера включается основные виды:

1) Подготовка материалов к производственному потреблению

2) Услуги по проверке качества товарно-материальных ценностей

3) Услуги по специальной упаковке

4) Специальная подсортировка или подбор комплектов продукции, например, для участников кооперированных хозяйственных связей

5) Услуги по ремонту и монтажу оборудования

Основное предназначение услуг – это влияние на виды потребительских свойств товарас точки зрения повышения качества этих свойств. Услуги, в первую очередь, вляяют на следующие потребительские свойства:

ü Назначение

ü Надежность

ü Безотказность

ü Долговечность

ü Ремонтопригодность

ü Эргономичность

ü Транспортабельность

ü Унификация

ü Патенто-правовая чистота

ü Экологичность

ü Безопасность использования

Организационно-коммерческие услуги включают виды деятельности, способствующие товарному обращению. В состав организационно-коммерческих услуг включаются следующие основные виды:

· Услуги, сопровождающие куплю-продажу (поставку товаров): выполнение срочных заказов (срочная продажа)

· Информационные услуги: информация о новых видах товаров или информация о товарах, снятых с производства

· Консультационные услуги: консультации о возможной замене материалов в случае срыва поставки

Целесообразность предоставления услуг в сфере производства по заказам конкретных потребителей не вызывает сомнений. В то время, как целесообразность предоставления их в сфере товарного обращения является менее очевидной и требует выполнения специальных обоснования по критерию экономической эффективности затрат, в том числе единовременных и текущих. По результатам таких обоснований могут приниматься решения о перераспределении общего объема работ между сферой производства и сферой товарного обращения.

 

3) Субъекты хозяйственных связей

Обмен товарно-материальных и нематериальных ценностей, совершаемых в процессе коммерческой деятельности, предопределяет наличие поставщика и получателя. Оба они должны действовать как экономически обособленные хозяйственные субъекты и проявлять взаимную заинтересованность в силу своего мета в ОРТ.

Основная задача поставщика заключается в том, чтобы реализовать инвестиционный товар, предоставить услуги, возместив при этом собственные затраты на сбыт и обеспечив себе прибыль в размерах, достаточных для удовлетворения научно-технических и производственных нужд.

Задача получателя – приобрести продукции с таким набором свойств, которые при ее рациональном производственном потреблении предопределяет результат, способный возместить затраты на приобретение и обеспечить достаточную прибыль.

Решая эти задачи, каждый из них преследует свой интерес и лишь через него удовлетворяет интерес противостоящего ему в обмене субъекта.

Согласно законодательству, основными субъектами хозяйственных связей рассматриваются предприятия (в строгом юридическом смысле они именуются организациями), пользующиеся правами юридического лица. Исходя из этого и учитывая содержание, а также целевую направленность задач поставщика и получателя, их типичными представителями следует, соответственно, признать производственное предприятие – изготовитель и производственное предприятие – потребитель инвестиционного товара. Необходимость и возможность участия этих предприятий в товарном обмене обуславливается степенью ОРТ и формами организации производства, в частности, его специализации. В зависимости от этого признака, в составе субъектов хозяйственных связей различаются:

1) Специализированные предприятия (объединяют однородные производства, направленные на изготовление ограниченного числа наименований продукции, общей по назначению и/или конструктивно-технологическим характеристикам)

Специализированные предприятия всегда более конкурентоспособны на рынке.

2) Неспециализированные предприятия (в том числе комбинированные, объединяющие разнородные производства, обеспечивающие последовательное выполнение технологического процесса, комплексную переработку сырья, использование побочных продуктов и отходов, а также универсальные, объединяющие разнородные, автономные и мало связанные между собой производства)

Пример неспециализированных предприятий: вертикальные интегрированные нефтяные компании – Лукойл, например.

Специализация обуславливает отраслевую принадлежность предприятий и, как признак классификации, действует в сочетании с целым рядом других признаков.

С точки зрения субъектного аспекта хозяйственных связей, представляется необходимым, учесть особо в их числе размер предприятия. Размер предприятия является признаком концентрации производства и определяется главным образом объемом изготавливаемой продукции (в стоимостном выражении). В зависимости от размера различаются:

· Крупные

· Средние

· Малые

В форме крупных, средних и малых предприятий принципиально могут действовать как специализированные, так и неспециализированные хозяйственные субъекты. При этом каждый из вариантов сочетания обусловливает тот или иной тип производства.

Типы производства:

· Массовое

· Серийное

· Единичное

Тип производства рассматривается как относительно самостоятельный классификационный признак, сформированный с учетом наименований и регулярности объемов изготавливаемой продукции во времени. В соответствии с ним производственные предприятия подразделяются на 3 группы:

Предприятия массового производства, характеризующиеся узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых в течение продолжительного времени (Входные сырьевые потоки – сырье и материалы, выходные потоки – готовая продукция)

Предприятия серийного производства, характеризующиеся ограниченной номенклатурой изделий, изготавливаемых периодически повторяющимися партиями и сравнительно большим объемом выпуска.

Предприятия единичного производства, хар-ся широкой номенклатурой изготавливаемых изделий, неповторяющихся в производстве или повторяющихся нерегулярно и малым объемом выпуска.

Будучи агрегированным признаком, тип производства позволяет судить о стабильности участия каждого предприятия в товарном обмене с точки зрения постоянства обмениваемых, в том числе предлагаемых, и испрашиваемых их товарных ценностей по числу наименований и объемным характеристикам.

Существуют и другие классификационные признаки или группы субъектов хозяйственный связей, действующих как в сфере производства, так и в других сферам общественного воспроизводства. Например, согласно ГК РФ, все предприятия по их правовому положению делятся на следующие группы:

· Хозяйственные товарищества и общества

· Производственные кооперативы

· Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Наибольшим разнообразием характеризуются хозяйственные товарищества и общества.

Классификация организаций по их правому статусу изучается самостоятельно, согласно ГК РФ.

Приведенная классификация в большей мере характеризует разнообразие организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и не оказывает существенного влияния на качественные и количественные характеристики хозяйственных связей.

Наряду с хозяйственными субъектами, действующими в сфере производства, поставщиками и получателями могут выступать субъекты, действующие в сфере товарного обращения. В национальной экономике таковыми, в частности, являются торгово-посреднические предприятия и фирмы. Это оптовые и розничные торгово-посреднические предприятия. В частности, оптово-посреднические предприятия и обеспечивают движение товарно-материальных ценностей от предприятий-изготовителей к предприятиям-потребителям и по отношению к ним, как типичным субъектам хозяйственных связей, являются посредниками.

Среди посредников традиционно выделяются оптово-посреднические предприятия, участвующие в обмене ограниченного числа наименований продукции и более широкого их перечня – специализированные по товарному признаку и неспециализированные (универсальные).

По аналогии с производственными торгово-посреднические фирмы подразделяются в зависимости от размеров:

· Крупные

· Средние

· Малые

При этом основным признаком классификации является объемная характеристика – оборот товарно-материальных и нематериальных ценностей.

Грузооборот – в натуральных единицах, товарооборот – в стоимостном выражении.

По своему отношению к объекту хозяйственных связей различают три группы субъектов:

· Располагающие полным правом собственности на товар в составе трех правомочий собственника (владение, распоряжение, пользование)

· Располагающие частичным правом собственности на товар в составе двух или одного правомочия

· Нерасполагающие правом собственности на товар (брокер)

Объектные и субъектные аспекты хозяйственных связей в процессе коммерческой деятельности, исследованные нами как сущностные, позволяют обосновать различные их варианты с точки зрения содержания, а также организационно-экономических и правовых особенностей реализации.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.