Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ярмарочная и аукционная торговля




Ярмарки – периодически организуемые в установленном месте торги или рынки товаров. Они проводятся с целью самостоятельного установления их участниками хозяйственных связей и заключения изготовителями, потребителями, торговыми фирмами договоров, формирование изготовителями планов производства продукции, расширение и обновление ее ассортимента, увеличение выпуска высококачественных изделий с учетом спроса потребителя, принятие согласованных решений по производству и реализации продукции, реклама предприятиями новых видов продукции и формирование спроса на эту продукцию.

В зависимости от масштабов проведения различаются международные, национальные, межрегиональные и региональные ярмарки.

основными элементами организации ярмарок являются:

Образование ярмарочного комитета из представителей организаторов ярмарки,промышленности д

Заблаговременное помещение потенциальных участников ярмарки о месте и сроках ее проведения, товарном профиле, услугах и т.д.

Подготовка помещений для ярмарки, оснащение помещений оборудований, организация экспозиций, выставки образцов изделий

Создание информационно-коммерческой группы, обеспечивающей участникам ярмарки нормативно-справочными материалами

Организация учета неудовлетворенного спроса: информационно-коммерческая группа обобщает объемы и структуру неудовлетворенной потребности, проводит поиск реальных поставщиков и выдает адреса, куда можно обратиться за приобретением продукции.

В рыночной экономике ярмарки становятся механизмом саморегулирования хозяйственных связей, как правило, они носят специализированных характер и ориентируются на работников отраслей промышленности и торговли. Экспозиции собирают, как правило, ведущих производителей в своих отраслях.

Участники представляют передовое оборудование и новейшие технологии. Как правило. В рамках ярмарок организуются семинары для специалистов с выступлением ведущих экспертов в соответствующих областях. Это делает ярмарки, помимо всего прочего, еще и важными центрами обмена научно-технической информацией.

Развитие ярмарочного и выставочного движения привело к появлению такого направления бизнеса, как «продажа контрактов».

Основными центрами ярмарочного и выставочного движения в России является Москва и Санкт-Петербург (выставочный комплекс на Красной Пресне, ВДНХ, ЛенЭкспо).

В организации российских ярмарок имеются определенные недостатки:

1) Неудовлетворительное выполнение комплекса подготовительных работ, связанных с определением номенклатуры и объемом товаров, предлагаемых к реализации на ярмарках, подготовка товарных образцов, сопровождение их информационным и рекламным материалом

2) Отсутствие на отдельных ярмарках организации учета реализованного и неудовлетворенного спроса, а также оценки объемов и структуры товарного предложения, анализа конъюнктуры и цен

3) Слабая оснащенность рабочих мест, предназначенных для заключения и оформления договоров.

Анализ зарубежного опыта проведения ярмарок показывает, что на долю только пяти стран (Германия, Великобритания, США, Франция и Италия) приходится около 67% всех проводимых международных ярмарок.

Два основных вида сделок на ярмарках осуществляется: сделки по выставленных образцам с последующей поставкой товара и сделки по продаже самих экспонатов.

При заключении второго вида сделок оговаривается, что покупатель забирает купленный товар после закрытия ярмарки. Эти сделки заключаются обычно на условиях франко – ярмарках.

Анализ дальнейшего развития ярмарочного движения показывает, что ярмарки будут функционировать преимущественно как открытые рынки образцов товаров, создаваемые для заключения договоров. Часть из них трансформируется в выставки продукции, организуемые в целях рекламы. По наиболее качественных и конкурентоспособным товарам ярмарки и выставки будут проводиться в форме межрегиональных и международных салонов, например, по опыту известных ныне салонов авиационной. Автомобильной техники.

Другим, относительно новым способом организации оптовой торговли в России является аукцион.

Аукцион – продажа товаров с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном месте. Для него свойственно совершение разовых торговых сделок при ограниченном количестве продавцов данного конкретного вида продукции.

Продажа на аукционах осуществляется сформированными партиями или единичными экземплярами по свободным ценам, сложившимся на основе состязательности между покупателями и отражающим соотношение спроса и предложения.

Товары, предназначенные для аукциона, заранее выставляются для осмотра. Аукционный торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и начальной цены. Покупатель – лицо, предложившее наивысшую цену.

На некоторых аукционах, получивших название голландских, аукционист объявляет в качестве начальной наивысшую цену с последующим снижением ее до тех пор, пока один из покупателей не выразит свое согласие купить товар по этой цене.

Основными предметами торга являются пушнина, чай, табак, рыба, цветы, ценные породы дерева, антиквариат, произведения искусства, немытая шерсть.

Претензии о качеству аукционного товара не принимаются.

Основные аукционные центра: Лондон, Ливерпуль, Мельбурн, Сидней, Веллингтон, Калькутта, Коломбо, Кения.

В проведении аукциона различают 4 основные стадии: подготовка аукциона, осмотр товара, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.

На 1ой стадии происходит подготовка товара к аукционным торгам (сортировка товара и разбивка его на лоты). Создается каталог по товарам, там есть стринг-ряда. Указывается дата открытия, продолжительность, место проведения, время для осмотра товара, последний день платежа на приобретение товара.

Осмотр товара обычно начинается за 7-10 дней до начала аукциона.

Аукционный торг – торг с понижением.

Оформление аукционной сделки происходит с помощью типового контракта. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется по частям (30-35% вносятся при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки).

 

3) Понятие и значение торгов, их виды

Торги – состязательная форма купли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими параметрами. В зависимости от способа организации различаются торги трех видов:

1. Открытые торги (публичные), в которых могут принимать участие все желающие виды

2. Закрытые торги, которые организуются с участием определенного круга фирм, наиболее известные среди поставщиков

3. Полузакрытые, которые проводятся в 2 этапа: 1 – в виде открытых торгов – происходит отбор фирм для участия во 2 этапе – в виде закрытых торгов

Наибольшее распространение торги получили в системе государственных закупок, а также при продаже недвижимости, в частности, земли. А также на рынках развивающихся стран, примерно около 80% закупок для государственных нужд.

В проведении торгов можно выделить следующие этапы: подготовка торгов, представление предложений участников торгов, выбор поставщика, подписание контракта.

В подготовку торгов входит разработка технических и коммерческих условий торгов. Данные условия именуются тендерной документацией. Также на первом этапе происходит ознакомление потенциальных участников торгов – оференты с тендерной документацией.

Представление предложения подается в письменном виде. Участники торгов в своих предложениях обязательно указывают свои цены, кроме этого указываются общие сведения о фирме, в частности, опты работы на рынке, а также обязательно указывается, что по своим техническим, организационным и экономическим возможностям фирма может выполнить данный заказ.

Выбор поставщика: учитывается цена. А также технические параметры.

Подписание контракта торгов не отличается от обычного контракта купли-продажи.

 

4) Сущность биржевой торговли

Свое самостоятельное значение биржевая торговля приобретает, вырастая из ярмарочной, и отличается от нее большей регулярностью. Кроме того, она предусматривает существенно иной порядок ведения торгового процесса, метод сведения покупателя с продавцом. В случае ярмарочной торговли спрос ищет предложение.

В условия, когда объемы предложения и, следовательно, поток покупателей значительно возрастают, требуется иной способ торговли, чем ярмарочный (не обход покупателей торговых рядов).

Спрос и предложение «в идеале» должны моментально находить друг друга, а покупатели и продавцы оперативно входить в контакт и быстро меняться ролями, заключая противоположные сделки или несколько сделок подряд. Так появляется биржевая торговля, основанная на интенсификации рынка, где спрос и предложение находятся в непосредственной близости и произвольно меняются местами.

В идеале в условиях биржевой торговли покупатель и продавец не остаются без сделок. Приобретая товар, они могут тут же его продать. Или продать другой товар, приобретая противоположный.

Несмотря на свои достоинства, биржевая торговля не подменяет и не исключает ярмарочную. Напротив, она обретает ряд особенностей, которые связаны с главным ее отличием – большей регулярностью и заключается в следующем:

1. Специфичность продаваемых товаров;

2. Официальная котировка цен, отражающая движение спроса и предложения и дающая ориентиры поведения покупателей и продавцов при заключении соглашений.

Все биржевые сделки заключаются на биржах. Есть товарные биржи, торгующие товарами в материально-вещественной форме, и фондовые, торгующие ценными бумагами.

Мировая практика знает несколько типов бирж. Основу любой классификации бирж определяют два признака: степень вмешательства государства в сферу биржевого оборота и форма организации бирж как открытых и замкнутых рынков.

Тип биржи как всесторонняя регламентируемая корпорация, там действует жесткий административный контроль. Этот тип бирж уходит из практики.

Тип биржи как свободная корпорация. Основывается без какого-либо вмешательства государства. Как правило, такие биржи являются либо частными корпорациями, либо акционерными обществами. Регулирует их деятельность специальное биржевое законодательство. Биржевой комитет располагает широкими полномочиями и избирается общим собранием членов биржи. Государство может вмешаться в деятельность биржи только в случае нарушения биржевого законодательства.

Основные функции товарной биржи состоят в предоставлении места для заключения сделок (как правило, это место платное), установления правил и организации торговли, участия в подготовке стандартов на продукцию, реализуемую через биржу, разработке типовых контрактов купли-продажи, котировке цен, урегулировании возникающих споров, осуществлении информационной деятельности.

В заключении сделок от своего имени биржа не участвует. Поэтому товарная биржа не является торговым посредником. Последнее относится к функциям профессиональных посредников, работающих на бирже – брокеров.

Три крупнейших биржевых центра – США, Великобритания, Япония. На долю этих стран приходится примерно 98% оборота биржевой торговли. В этих странах сосредоточены важнейшие международные товарные биржи, которые в зависимости от товаров по совершаемым сделкам делятся на универсальные и специализированные. Чикаго и Ню-Йорк – 2 крупнейшие. В Великобритании в Лондоне биржа цветных металлов и биржа шерсти. В Японии в Токийская биржа. Гонконг. В России Москва и Санкт-Петербург. Товарно-фондовая биржа Санкт-Петербург, нефтяная биржа, в Москве Российская товарно-сырьевая биржа.

 

5) Объекты биржевой торговли и виды сделок

Объектами купли-продажи на бирже выступают так называемые биржевые товары, то есть товары массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью потребительских свойств и взаимозаменяемостью партий, что позволяет вести торговлю по каталогам или по образцам.

Количество и ассортимент биржевых товаров постоянно изменяется. Общая тенденция – это сокращение биржевых товаров.

Будучи представителем того или иного вида продукции, товары являются биржевыми, если обладают определенным набором характеристик: они должны соответствовать известным стандартам по количеству и качеству, цена на товары должны быть изменчивой, подверженной различным колебаниям (рыночной конъюнктуре, погодным условиям и т.д.). Биржевая торговля, как правило, ведется товарами с относительно невысокой монополизацией производства. Для высокомонополизированных рынков она характерна лишь в том случае, если на них сохраняется устойчивый спрос, где цены могут формироваться свободно под влиянием факторов спроса и предложения. Товары должны дробиться, быть транспортабельными и не должны морально стареть.

 

Биржевые товары, обращающиеся на рынках, условно подразделяются на 2 примерно равные по стоимости заключения сделок группы:

1) Товары с/х производства (семена различных культур и растительные масла, жмых; зерновые – пшеница, кукуруза; рис; пище-вкусовые товары (сахар, кофе и какао); текстильное сырье; пиломатериалы (натуральный каучук));

2) Промышленное сырье и продукция ее переработки (энергоносители (сырая нефть, газ, бензин, дизель); драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий); цветные металлы (медь, алюминий, свинец, никель и олово)).

Следующая особенность биржевой торговли – официальная котировка цен. Она проявляется в том, что фактические цены товаров, согласованные покупателем и продавцов, обязательно фиксируются и по ним выводятся типичная или средняя цена биржевых сделок за определенный период времени, как правило, день. Через эту процедуру происходит обратное влияние биржевой торговли на конъюнктуру рынка и обоснование мировых цен. В процессе биржевой котировки соблюдаются следующие основные правила:

· Товары котируются в соответствии со стандартами, поэтому они могут рассматриваться либо индивидуально, либо выступать в виде групп. В отсутствие стандарта каждый товар относится к той или иной группе стандартных товаров или выделяется самостоятельно котируемую единицу.

· Котируются только те товары, сделки по которым совершаются систематически.

· При котировке исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня. Например, при снижении предложения цена сделки оказалась меньше типичной цены прошлого биржевого дня, когда имелось достаточное предложение, она в расчетах не учитывается.

· Для повышения качества котировки при необходимости в ней находят отражение цены небиржевых сделок.

· При котировке выделяется минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчет.

· При котировке учитываются условия расчетов по сделкам с наличным и реальным товаром.

Виды биржевых сделок:

1) По срочности сделки они делятся на кассовые и сделки на срок.

Существует несколько видов кассовых сделок: кэш с немедленным завершением сделки и расчетом продавца с покупателем; спот с быстрым завершением сделки, то есть расчетом продавца и покупателя в 2-3-дневный срок.

Сделки на срок или срочные сделки отличаются тем, что момент исполнения сделки (оплата и передача товара) отдален от момента заключения сделки на значительное время (до 24 месяцев максимум). Цена устанавливается в момент заключения сделки. Сделки на срок расширили возможность биржевой спекуляции, то есть игры на разнице цен. На кассовом рынке была возможная игра только на повышение цены, когда брокеры – быки приобретали товар в надежде ее продажи по более высокой цене. На срочном рынке появилась возможность игры на понижение, не имея товара и надеясь, что к моменту исполнения сделки им удастся купить товар по более низкой цене, чем установлено в контракте, чтобы извлечь выгоду. Виды срочных сделок: сделки с реальным товаром, форвардные, фьючерские, опционы.

Сделки с реальным товаром предусматривают поставку товара покупателю. Для этого вида сделок биржи имеют складские помещения. Поставки реально не превышают 5-1%.

Форвардные – срочные сделки с реальным товаром с отсроченной уплатой по ценам, как правило, установленным на момент заключения сделки. Эта сделка допускает игру на разнице цен.

Фьючерская – срочная сделка, которая не предусматривает фактической поставки товара и представляет собой торговлю контрактом на покупку или продажу товара. Их цель – получение разницы между ценой товара на дату заключения контракта и ценой на дату исполнения контракта.

Опционы – срочная сделки с условием на основании договора в соответствии с которым один из участников приобретает право покупки или продажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени, выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения при необходимости реализации этого права. Владелец опционного контракта может или исполнить, или не исполнить, или передать его другому лицу.

6) Характеристика организационной структуры торгового посредника в отечественной практике

Необходимость торгово-посреднических предприятий как в России, так и за рубежом обусловлено следующими факторами:

1. Значительными различиями среди клиентов по номенклатуре и объемам потребляемой продукции (есть крупный, малый, средний бизнес);

2. Рассредоточенность клиентуры по всей территории (за исключением отраслей с явно выраженной географической концентрацией), в силу больших затрат экономически невозможные для изготовителя.

3. Единичным характером и незначительным объемом некоторых заказов, что приводит к экономической нецелесообразности для изготовителя;

4. Увеличением потребности в дополнительных услугах, которые экономически целесообразнее оказывать в оптовом звене. Оптовый посредник в зависимости от товарной номенклатуры может осуществлять торговлю: замкнутым ассортиментом (товары только одного производителя), насыщенным ассортиментом (несколько видов аналогичных товаров многих производителей), широким ассортиментом (различные виды и группы связанных между собой товаров), смешанным ассортиментом (различные виды и группы несвязанных между собой товаров).

В современных условиях имеет место рос числа разнообразных торгово-посреднических предприятия при одновременном сокращении в среднем объемов деятельности каждого из них.

Эта тенденция приводит к увеличению многозвенности в процессе закупок и реализации товаров, а соответственно, и повторных перевалок, что примерно 25-50% повышает затраты потребителя инвестиционных товаров (затраты на доставку продукции).

Следующее обстоятельство усиливает экономические преимущества использования услуг оптовых предприятий: рост количества производителей, уменьшение среднего размера заказа, сокращение времени выполнения заказа, увеличение количества потребителей, рост расстояния между производителями и потребителями.

Предприятия-производители распространяют свои товары по нескольким каналам распределения, добиваясь оптимального сочетания между каналами и уменьшения зависимости от отдельных посредников.

Многоканальная стратегия позволяет изготовителю лучше удовлетворять потребности отдельных сегментов рынка.

Основными функциями оптовых посредников являются:

· Изучение конъюнктуры товарных и региональных рынков;

· Организация хозяйственных связей между изготовителями и потребителями продукции;

· Закупка товаров и формирование торгового ассортимента

· Складирование и хранение сырья и материалов, потребляемых производственными предприятиями и выпускаемые ими готовой продукции;

· Дробление крупных партий товаров на мелкие в соответствии с потребностями потребителей;

· Транспортно-экспедиционное обслуживание при обеспечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции;

· Разработка форм и методов активизации предложения продукции потребителям;

· Изучение возможностей применения и само применение логистических методов для рационализации товарных потоков;

· Оказание содействия обслуживаемым предприятиям в организации складского хозяйства;

· Финансирование своих клиентов и поставщиков;

· Продажа товаров;

· Оказание потребителям других разнообразных услуг (информационных, производственных, коммерческих) на всех стадиях процесса продажи, принятие риска.

По мнению зарубежных исследователей, оптовые посредники выполняют 2 основные функции: функцию торгового обращения (то есть занимаются деятельностью, объединяющей спрос и предложение) и функцию материального обращения. Последняя включает деятельность торговых посредников, связанную с перевозками сырья и материалов, разгрузкой, упаковкой, хранением. Регулированием запаса, то есть по существу логистической деятельностью.

В целом, к оптовым посредникам на рынках инвестиционных товаров относятся организации и предприятия, обеспечивающие взаимодействие предприятий, изготовителей и потребителей этих товаров по поводу их купли-продажи и призванные оказывать указанным предприятиям связанные с товарным обращением многочисленные услуги, в том числе по организации товародвижения (логистические услуги).

Несмотря на наличие общих для них признаков (содействие в закупках и реализации товаров, осуществление посреднических операций, обеспечение товародвижения и обслуживание производства) оптовые посредники в РФ различаются по характеру обслуживания потребителей, товарной специализации, особенностям выполняемых функций, по своему статусу, отраслевой принадлежности.

С учетом таких различий могут быть выделены следующие группы оптовых посредников в РФ:

1) Межотраслевые коммерческо-посреднические организации (посреднические организации созданы на основе бывшей системы государственного комитета по материально-техническому снабжению и сбыту – ГОССНАБА СССР). Они осуществляют в соответствии со своей товарной специализацией преимущественно реализацию различных видов инвестиционных товаров, в том числе товаров для государственных нужд. В эту же группу входят оптово-посреднические предприятия (бывшей системы ГОССНАБА РСФСР), реализующие товары для предприятия и организаций социальной сферы.

2) Отраслевые и межпроизводственные структуры (отраслевые коммерческо-посреднические предприятия, имеющие, как правило, свои базовые склады и реализующие в основном товары для предприятий своей отрасли. А также предприятия и организации системы нефтепродуктообеспечения: коммерческо-посреднические предприятия, реализующие товары для с/х, отраслевые коммерческие центры, осуществляющие посреднические, информационные и консультационные услуги логистического характера предприятиями изготовителям и потребителям в отраслевом разрезе, предприятия крупных производственных подразделений и промышленных групп.

3) Организации, специализирующиеся на закупке, реализации и хранении товаров для государственных нужд. В составе этой группы функционируют дочерние предприятия, федеральной контрактной корпорации Росконтракт и предприятия и организации системы государственного резерва Росрезерв.

4) Структуры, которые сочетают посреднические операции с оказанием дополнительных услуг, например, транспортно-экспедиционных. К ним относятся различные логистические посредники, организации по обеспечению информацией и консультациями коммерческого характера и оказанию маркетинговых услуг, предприятия по оказанию производственных услуг, лизинговые компании.

5) Организованные товарные рынки: ярмарки, выставки, аукционы, товарные биржи.

 

7) Организационные формы торгового посредничества

Наиболее распространенное мнение состоит в том, что организационные формы торгового посредничества выделяются в зависимости от того, обособляются ли они от производственных предприятия экономически и приобретают ли они право собственности на товар при выполнение посреднической деятельности. В зависимости от первого признака все оптовые посредники подразделяются на 2 группы: представители производственных предприятий и независимые посредники. В соответствии со сторым признаком различаются три группы посредников:

Приобретающие полное право собственности на товар;

Приобретающие частичное право собственности на товар;

Не приобретающие право собственности на товар.

Совместное действие обоих принципов проявляется в соответствующих организационных формах, перечень которых приведен в таблице:

Допишем потом.

 

Тема: Розничные операции в коммерческой деятельности

1) Логистическая стратегия операторов в рознице

2) Специфика интеграции современного розничного рынка

3) Формы горизонтальной интеграции сетевых розничных операторов

4) Пути повышения эффективности сетевого розничного оператора

5) Критерии выбора контрагентов

6) Организация партнерских отношений с поставщиками

7) Информационные технологии как факторы повышения конкурентоспособности розничной торговой сети

8) Собственные торговые марки (СТМ) как факторы повышения «уникальности» сети

Вопрос № 1: Логистическая стратегия операторов в рознице

К наиболее популярным стратегиям в секторе розниц принято относить:

1. Экономичная стратегия, целью которой является выполнение операций при минимизации всех типов ресурсов. В данном случае розничный оператор сокращает объемы запасов и сроки исполнения заказов. Характерна для федеральных сетей дискаунтеров.

2. Динамичная стратегия, нацелена на обеспечение высокого качества обслуживания, способна быстро реагировать на изменение покупательских предпочтений. Характерна для супермаркета.

3. Стратегия кооперации, нацелена на создание оптимальной цепи поставок для вовлечения всех участников в долгосрочное сотрудничество с целью достижения высокого экономического эффекта

4. Стратегия повышенной производительности, нацелена на максимально возможное использование ресурсов, обеспечивающих функционирование розничного предприятия

5. Стратегия с добавленной ценностью, в этом случае компания повышает стоимость продукта за счет предоставления дополнительной ценности покупателю

6. Стратегия роста, она актуальна тем, что логистический эффект масштаба возникает при расширении предприятия до определенных параметров

Большинство предприятий сочетает использование нескольких логистических стратегий по причине широкого ассортимента представленной продукции. На основе категорийного менеджмента происходит выделение классов товаров, для которых осуществляется моделирование определенной цепи поставок на базе выбранной логистической стратегии.

Вопрос № 2: Специфика интеграции современного розничного рынка

К современным тенденциям рынка товаров повседневного спроса относятся:

1. Развитие сетевой розницы как единственной конкурентоспособной модели в современных экономических условиях;

2. Повышение уровня конкуренции на рынке товаров;

3. Возрастающие требования покупателей к качеству обслуживания и ассортименту магазина;

4. Развитие интернациональной торговли как результат политики глобализации;

5. Изменение требований покупателя, влияющих на решение о покупке товара (снижение ценностей бренда, повышение значимости ценового фактора, дисконтные программы, программы кооперации участников рынка, например, карточка РИВ ГОШ).

Розничные операторы стремятся к разработке новых концепций, нацеленных на сохранение рыночной доли и повышения уровня привлекательности для потребителей. Данные концепции включают:

· Кастомизацию товаров

· Снижение себестоимости за счет развития технологий

· Переход от отношения «власти в цепи поставок» к маркетингу взаимодействия с поставщиками

· Изменение философии бизнеса путем перехода от оптимизации единичных операций к интегрированному управлению бизнес-процессами

· Динамичное и масштабное совершенствование коммуникаций (электронный обмен данными, радиочастотная идентификация RFID)

· Аутсорсинг

· Осуществление вертикальной интеграции выражается в создании союзов и объединений.

Тенденции последних лет отражают стремление розничных компаний к сотрудничеству с конкурентами. Достаточно часто это выражается в системе взаимоотношений «поставщик-сеть». Соконкуренция в секторе розничной торговли выражается в создании партнерских объединений мелких сете при лоббировании свих интересов во взаимоотношениях с контрагентами и государственными структурами (союз малых сетей России). Несмотря на соконкуренцию, компании продолжают конкурировать в рамках традиционного маркетинга.

Горизонтальная интеграция – это слияние и поглощение компаний (X5 Retail group). Она сейчас непопулярна, так как ограничивается новых законом «О государственном регулировании деятельности РФ».

Внутренняя интеграция подразумевает высокий уровень согласованности в деятельности всех подразделений. В российской практике есть какой-то пример.

С учетом тенденций рынка предприятия розничной торговли стремятся к внешней или гибкой вертикальной интеграции. Строгая вертикальная интеграция осуществляется достаточно редко (розничная торговая сеть приобретает хлебопекарное оборудование).

Базисом стратегической интеграции является свободный обмен информации между участниками цепи поставок как внутри предприятия, так и с поставщиками и потребителями.

Внутренняя стратегическая интеграция требует, чтобы всем работникам обеспечивался доступ к интегрированной информационной системе, охватывающей множество функций и физических распределений.

Внутренняя стратегическая интеграция часто достигается с помощью ERP (эффективное планирование ресурсов), то есть одна информационная система связывает поставщиков, провайдеров.

Внешняя стратегическая интеграция относится к системам, связывающим внешних поставщиков и потребителей рассматриваемой компании.

Внешняя стратегическая интеграция дает возможность всем участникам цепи поставок совместно пользоваться важной информацией: прогнозируемый спрос, наличие заказов, уровень товарно-материальных запасов.

 

Вопрос № 3: Формы горизонтальной интеграции сетевых розничных операторов

· Независимые отношения: автономная стратегия и взаимное наблюдение.

· Сетевые связи: горизонтальная кооперация и жесткая горизонтальная интеграция.

При экстенсивном росте сетей отмечаются централизованные и децентрализованные модели развития.

Централизованная модель товародвижения выражена в стратегии франчайзинга. Он характерен в большей степени для эконом-класса.

 

Вопрос № 4: Пути повышения эффективности сетевого розничного оператора

Типология конкуренции сетевой розничной торговли

Тип конкуренции Характеристика Способы повышения конкурентоспособности предприятия в данной ситуации Пример
1. Внутриформатный тип конкуренции Возникает между однотипными компаниями, предлагающими сходный ассортимент товаров и услуг Дифференциация торгового предложения, изменение технологий торговли Дикси (выпечка, увеличение торговой площади, курица жареная)
2. Межформатный тип конкуренции Возникает между различными типами торговых предприятий, предлагающих близкий по товарным позициям ассортимент, но применяющих различные технологии торговли Минимизация совокупных удельных затрат предприятия, предложение низких цен или дифференциация товара Различные маркетинговые акции, низкие цены в cash and carry
3. Ассортиментный тип Возникает между торговыми предприятиями различной специализации Расширение ассортимента специализированного магазина путем дополнительных товарных категорий ранее для него нехарактерных Фасовка продукта при присутствии покупателя
4. Перехватывающий тип Возникает в случае приобретения товаров покупателем в магазинах другой сети по причине географического положения Максимальный охват территорий данной сетью Дикси, которая занимает все центральные районы СПб
       

 

С точки зрения управления, выделяют контролируемый и неконтролируемый факторы конкуренции в рознице. К неконтролируемым факторам относят макрофакторы (государственное регулирование, законодательная база и уровень развития субъектов РФ). Один из возможных способов влияния на макросреду – это горизонтальная интеграция предприятия розничной торговли путем создания некоммерческих объединений с целью поддержки экономических интересов. Высокая степень контроля возможна над факторами микросреды, куда можно отнести:

· Существующие и потенциальные конкуренты;

· Инвесторы;

· Поставщики.

С учетом глобализации и активной экспансии розничных сетей необходима четкая координация логистики. На сегодняшний день лидер в области розничной логистики компания ТЕСКА.

Всего существует 4 модели поставок:

1) Модель транзитных поставок

2) Модель централизации

3) Модель сложного распределения

4) Модель вертикального сотрудничества

Первый этап – это транзитные поставки производителями в розничный магазин. Основной недостаток данной модели – это отсутствие контроля центральным офисом и невозможность однородности качества товаров в магазинах сети. В данной модели формирование ассортимента производилось каждым из магазинов без учета общей концепции всей сети. Данный вид распределения может быть экономически эффективен для сотрудничества мелких сетей и мелких производителей, а также для товаров, наличие которых не является необходимым для всех магазинов.

Второй этап – централизация поставок. Инфраструктура данной модели – это система оптовых баз, постоянно поддерживающая связи с магазинами и управляемая центральным офисом. К недостаткам данной модели можно отнести: разобщенность системы заказов, регламент частоты поставок для всех магазинов в независимости от их площади и проходимости, нечетко отработанная маршрутизация, что ведет к высоким издержкам на доставку, значительные временные и финансовые затраты на оформление документации.

Третий этап – сложное распределение поставок. Поставка продукции осуществляется со склада компании (распределительного центра компании), где происходит хранение одного вида товара при определенном температурном режиме. Одним из преимуществ системы сложного распределения можно считать разработку системы поставки продукции разных температурных режимов через мультимодальную систему складских комплексов и собственного автопарка. В данном случае перевозка грузов происходит в мультитемпературном режиме. Преимущества: повышение уровня запасов в магазинах, возможность расширения площади торгового зала, высокое качество продукции, снижение потерь по причине неправильной транспортировки, ведение системы учета на основе продаж.

Четвертый этап – вертикальное сотрудничество. В данном случае розничный оператор разрабатывает программу сокращения убытков на этапе первичного распределения, то есть на этапе от производителя до распределительного центра. Преимущества: возможность минимизации затрат и, как следствие, установление низких цен на продукцию.

 

Факторы, влияющие на формирование структуры рынка розничной торговли

Фактор Условия, снижающие доходность <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...