Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Статистическая сводка и группировка данных.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

Макарова Н.Н.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению практических занятий и лабораторных практикумов

по дисциплине

 

СТАТИСТИКА

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

 

Профили подготовки: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»

 

Квалификация (степень) выпускника: 62 – бакалавр

 

Форма обучения – очная, заочная

 

Тула - 2015 г.

Разработала: к.т.н., доц. МАКАРОВА Н.Н.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Финансы и менеджмент»

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

 

Зав. кафедрой ____________ Е.А. Федорова

 

 


Цели и задачи

Целями выполнения практических занятий и лабораторных практикумов по дисциплине «Статистика» являются формирование современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области статистики; получение четкого представления об общей теории статистики, а также приобретение навыков исследования экономической конъюнктуры, рыночной инфраструктуры, деловой активности с использованием современных технологий.

Задачами выполнения практических занятий и лабораторных практикумов по дисциплине «Статистика» являются:

- освоение важнейших понятий и положений общей теории статистики в области статистической методологии сбора первичной статистической информации, сводки и группировки полученных первичных данных, и их последующей обработки методами статистического анализа;

- получение навыков сводки и группировки полученных первичных данных, и их последующей обработки методами статистического анализа с использованием программного пакета «Microsoft Excel».

 

Занятие 1. Статистическая сводка и группировка данных.

Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе.

При проведении группировки приходится решать ряд задач:
1) выделение группировочного признака;
2) определение числа групп и величины интервалов;
3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;
4) установление показателей, которыми должны характеризоваться группы, т.е. сказуемого группировки.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

Структурная группировка применяется для характеристики структуры совокупности и структуры сдвигов.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью технологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку. Например, группировка населения по размеру среднедушевого дохода.

Определение числа групп. Здесь необходимо учитывать несколько условий:
а) число групп детерминируется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация признака, тем больше при прочих равных условиях должно быть число групп;
б) число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;
в) не допускается выделение пустых групп;
г) группы должны быть взаимоисключающими;
д) группы должны быть исчерпывающими.

Для нахождения числа групп может быть использована формула Стерджесса:

где N – количество элементов совокупности.

В случае равных интервалов величина интервала может быть определена как

Показатель численности групп представлен либо частотой (количеством единиц в каждой группе), либо частотностью (удельным весом каждой группы).

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами.

Примером атрибутивных рядов могут служить распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии и т.д.

Пример атрибутивного ряда

Категория преподавателей Число преподавателей В % к итогу
Стажеры Ассистенты Старшие преподаватели Доценты Профессора    
Итого    

Примером вариационного ряда распределения могут служит распределения населения по возрасту, рабочих – по стажу работы, заработной плате и т.д.

Вариационные ряды распределения состоят их двух элементов вариантов и частот.

Вариантами называются числовые значения количественного признака в ряду распределения, они могут быть положительными и отрицательными, абсолютными и относительными.

Частоты – это численности отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот называется объемом совокупности и определяет число элементов всей совокупности.

Вариационные ряды в зависимости от характера вариации подразделяются на дискретные и интервальные.

Дискретные вариационные ряды. Пусть - возможные значения дискретного признака, при этом . Исследуемая статистическая совокупность содержит статистические единицы. В этой совокупности единиц имеют значение признака , единиц - ,..., единиц - . Числа называются абсолютными частотами.

Если - общее количество единиц совокупности, то

, .

Обычно при статистическом исследовании вместо абсолютных рассматриваются относительные частоты:

.

Для них выполняются соотношения:

, .

Рассмотрим пример группировки дискретного ряда.

На предприятии работает 25 человек, стаж работы которых представлен в таблице:

Порядковый номер рабочего Стаж работы на данном предприятии
   
   
   
   
   
   
б  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Данный ряд является дискретным, число групп определяется числом вариантов: от 1 до 5.

Для удобства определения абсолютных частот воспользуемся функцией Microsoft Excel Сортировка:

Получим:

Стаж работы Число рабочих в каждой группе (абсолютная частота), fa, чел Относительная частота (частость), fo Относительная частота, % Кумулятив-ная частота, чел. Кумулятив-ная частота, %
    0,12      
    0,32      
    0,2      
    0,12      
    0,24      
ИТОГО       - -

Абсолютная частота – число наблюдений в каждой группе.

Относительная частота может определяться в долях (частость) и в процентах:

Для нахождения относительных частот применим функцию АВТОЗАПОЛНЕНИЕ:

Естественно сумма относительных частот в долях составит 1.

Для определения относительных частот в процентах можно найденные частоты задать формате «Процентный»:

Получим:

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее число сотрудников предприятия (32%, т.е. почти треть) имеет стаж работы 2 года.

Кумулятивная (накопленная, интегральная) частота характеризует число наблюдений, накопленное до уровня соответствующей группы, и определяется суммированием абсолютных или относительных частот нарастающим итогом:

Применив функцию АВТОЗАПОЛНЕНИЕ, получим:

Кумулятивная частота в %:

Таким образом можно сделать вывод о том, что больше половины сотрудников (64%) работают на предприятии не более 3-х лет, при этом не более 2 лет 44%.

Интервальные вариационные ряды. Пусть исследуемый признак может принимать значения из непрерывного промежутка . Произведем группировку данных. Выберем интервалы . Обычно заранее решают, к какой именно группе относить границы интервалов (например, пусть интервал включает свою верхнюю границу, тогда получаем интервалы ). Подсчитывается число объектов, попавших в каждый из интервалов, и рассчитываются относительные частоты.

Интервалы группировок выделяют из логических соображений. Иногда используются "принцип равных интервалов", о котором говорилось выше, и "принцип равных частот", по которому интервалы выбираются таким образом, чтобы относительные частоты были примерно одинаковы.

Рассмотрим пример группировки интервального ряда.

Возраст сотрудников рассмотренного выше предприятия представлен в таблице:

Порядковый номер рабочего Возраст (в годах)
   
   
   
   
   
   
б  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Здесь для определения числа групп применим формулу Стерджесса:

В данном случае n=1+3.322lg(25)=5.65

Так как невозможно создать такое число групп, округлим до 6, тогда длина интервалов будет равна:

i=(40-19)/6=3,5.

Получим группировку:

Возраст рабочих Число рабочих в каждой группе (абсолютная частота), fa, чел Относительная частота (частость), fo Относительная частота, % Кумулятив-ная частота, чел. Кумулятив-ная частота, %
19-22,5   0,36 36%    
22,5-26   0,28 28%    
26-29,5   0,16 16%    
29,5-33   0,08 8%    
33-36,5   0,04 4%    
36,5-40   0,08 8%    
ИТОГО     100% - -

Нижние и верхние границы интервалов можно определить, используя функцию АВТОЗАПОЛНЕНИЕ:

Далее аналогично группировке дискретного ряда. Интерпретация кумулятивной частоты несколько отличается в интервальных группировках: соответствующая частота показывает, сколько наблюдений накоплено до верхней границы данного интервала, например в изучаемой совокупности 80% сотрудников не старше 29,5 лет.

 

Решить задачи:

Задача 1.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или количественным – относятся:

а) возраст человека;

б) национальность;

в) балл успеваемости;

г) доход сотрудника фирмы;

д) форма собственности?

 

Задача 1.2.

Какие из указанных ниже группировок являются типологическими:

 

а) группировка населения по полу;

б) группировка населения по занятости в отраслях народного хозяйства;

в) группировка капитальных сложений в строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;

г) группировка предприятий общественного питания по формам собственности.

 

Задача 1.3. Пользуясь формулой Стерджесса, определить интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников фирмы составляет 200 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равны 5000 р. и 100000 р.

 

Задача 1.4. В таблице ниже указано количество баллов, набранных студентами группы по дисциплине «Статистика» на контрольной работе к 1-ой текущей аттестации:

18, 16, 19, 17, 18, 20, 15, 13, 5, 15, 16, 8, 9, 20, 4, 11, 12, 18, 15, 9, 13, 4, 5.

1) Сгруппировать данные.

2) Построить:

а) ряд распределения абсолютных частот;

б) ряд распределения относительных частот;

в) ряд распределения интегральных частот.

 

Задача 1.5.

За отчетный период работа предприятий торговли района характеризуется данными:

 

Предприятия Розничный товарооборот, тыс. руб. Издержки обращения, тыс. руб.
    30,0
    34,0
    46,0
    30,9
    15,9
    25,2
    42,0
    27,0
    16,4
    34,8
    37,0
    28,6
    18,7
    39,0
    36,0
    36,0
    25,0
    38,5
    44,0
    37,0
    27,0
    35,0

1) Для изучения зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения провести группировку предприятий торговли по объему товарооборота. Каждую группу предприятий и совокупность в целом охарактеризовать – числом предприятий, объемом товарооборота, издержками обращения.

2) Построить:

а) ряд распределения абсолютных частот;

б) ряд распределения относительных частот;

в) ряд распределения интегральных частот.

 

Примечание: при выполнении данного задания воспользоваться программным пакетом «Microsoft Excel».

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...