Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б Психическое • развитие 5 страница




Таким образом, понятно, что мастурбация у взрослых при некоторых обстоятельствах проявляется как симптом невроза, но не формирует невроза. Однако мастурбация может быть частью порочного круга. Если невротическая робость принуждает индивида к мастурбации вместо сексуального сближения с объектом, он так и остается в неведении, что объект действительно способен доставить высшее наслаждение. Замещение нормального сексуального акта мастурбацией представляет легкий путь, приводящий к «избалованности», т. е. субъект больше не желает преодолевать трудности в сближении с объектом, и, следовательно, робость увеличивается, что и было первопричиной мастурбации.

Мастурбация как таковая не приводит к неврозу. Это доказано клинически. Но безуспешная мастурбация, т. е. увеличивающая сексуальное напряжение и не способствующая его адекватной разрядке, способствует формированию актуально-невротических симптомов (76, 1268).


Поскольку гениталии у младенцев всего лишь первая среди равных эрогенная зона, аутоэротическая активность маленьких детей никоим образом не ограничивается ге-нитальной мастурбацией. Они аутоэротически стимулируют все эрогенные зоны. Когда же взрослый или старший ребенок предаются преимущественно анальным, оральным, уретральным, мышечным и другим эквивалентам мастурбации, психоанализ систематически обнаруживает, что эти действия представляют собой регрессивное замещение генитальной мастурбации после ее вытеснения (733).

Отношение мастурбации к неврастении, гиперсексуальности и компульсивному неврозу будет обсуждаться в соответствующих главах.

Существуют, конечно, и характерные различия между генитальностыо ребенка на фаллической стадии и полноценной генитальностью взрослого. Мальчикам этого возраста особенно свойственна мужская гордость, естественно ограниченная мыслями о своей недостаточной взрослости и меньшем размере пениса в сравнении с пенисом отца и других мужчин. Данный факт — тяжелый удар по нарциссизму. Дети в обиде на то, что они дети, и идея слишком маленького пениса может впоследствии выражать невротическое чувство неполноценности, на самом деле обусловленное впечатлением от проигрыша отцу в эдиповом соперничестве {ср. 566).

Мальчик в фаллической фазе идентифицируется со своим пенисом. Высокая нарциссическая оценка этого органа может объясняться тем, что именно в фаллический период пенис богат ощущениями и тенденция к активному проникновению отчетливо выступает на передний план.

До этого времени активные фаллические побуждения сосуществуют с пассивным желанием чувствовать пенис обласканным (1071). Пассивно-фаллические желания, которые впоследствии часто обнаруживаются в основе тяжелых случаев преждевременной эякуляции, систематически конденсируются с уретрально-эротическими устремлениями и, как правило, обусловливаются «простатической сексуальностью» (с. 118).

Страх перед возможными неприятностями с чувствительным и драгоценным органом называется «кастрацион-ной тревогой ». Этот страх, которому приписывается столь важная роль в целостном развитии мальчика, представляет


собой следствие, а не причину высокой нарциссической оценки (423). Действенность кастрационной тревоги объясняется только высоким катексисом пениса в фаллический период. Кастрационной тревоге свойственна динамическая сила, которой не хватало ее предтечам, оральной и анальной тревогам, соответственно об утрате груди и фекалий (36, 39, 1466).

Кастрационную тревогу мальчика в фаллический период можно сравнить со страхом оказаться съеденным в оральный период и страхом покушения на содержимое тела в анальный период, она представляет кульминационный пункт воображаемых страхов о повреждении тела.

В конечном анализе идея кастрации, возможно, основывается на следах древнего биологического рефлекса автотомии (1242), менее глубоким, но более достоверным ее основанием служит архаическая идея возмездия: согрешивший орган должен понести наказание.

Окружающие весьма благосклонны к подобным фантазиям детей о наказании. Многие взрослые, увидев, что мальчик мастурбирует, угрожают «отсечь это. Обычно угроза высказывается не вполне прямо, в шутку и всерьез предлагаются другие наказания, которые ребенок интерпретирует как угрозу кастрации (1051). Даже обстоятельства, объективно не содержащие угрозы, мальчик из-за чувства вины может интерпретировать в известном смысле. Вид женских гениталий, например, убеждает его в существовании особ без пениса. Иногда наблюдения такого рода придают серьезность бывшим угрозам, воспринятым легкомысленно (566). В других случаях собственно достижения фаллической стадии достаточно, чтобы активировались прежние угрозы, не произведшие сильного впечатления в прегенитальный период.

Кастрационная тревога порождает у маленького мальчика множество идей, особая форма которых становится понятна при знании его анамнеза. Существует бесконечное количество вариантов, упомянем здесь лишь некоторые. *

Страх кастрации может сместиться в прооперированную область, например, после удаления гланд. Ребенок, наблюдавший обезглавливание курицы или впечатленный рассказами об обезглавливании, может заместить идею кастрации навязчивыми мыслями об обезглавливании. Сознательный и бессознательный страх слепоты или повреждения глаз, а также страх перед оцепенением указывают на конфликты вокруг скопофилии. Нередко со-


сание большого пальца свидетельствует о «локализации в нем страха.

Мальчики по-разному понимают природу опасности, угрожающей их пенису. Усматривает ли ребенок угрозу со стороны мужественного противника с проникающим остроконечным орудием или женственного противника с вбирающим орудием зависит от того, кого он считает более враждебным, отца или мать, и от специфичности его фантазий относительно сексуального акта. Индивиды с оральными фиксациями могут бояться, что их пенис будет откушен, и это выливается в смешение идей, состоящих из оральных и генитальных элементов.

Иногда специфические обстоятельства формируют довольно гротескные формы страха кастрации.

Мальчик, сексуально возбуждавшийся от нарушения равновесия при кружении, потом опасался, что улетел его пенис.

Орально ориентированный пациент, бессознательно мысливший сексуальное удовлетворение как принятие пищи и сделавший своего отца главным сексуальным объектом, прослышал о заболевании раком и микробах. Когда в детстве он увидел женские гениталии, у него возникла фантастическая идея: «Если я посмею съесть пенис отца (или выделения его пениса), маленькие насекомые, источник будущих детей, будут пожирать мой пенис изнутри».

Иногда мальчики обеспокоены не столько причинением ущерба пенису в будущем, сколько тем, что мастурбация уже повредила их пенис и это когда-нибудь обнаружится. Подобная направленность переживаний называется «женским типом комплекса кастрации». Обрезание или медицинское вмешательство в области гениталий, как и наличие большого пениса у взрослых и старших детей, облегчает формирование такого типа комплекса. Мужчины с женским типом комплекса кастрации часто страдают навязчивым страхом, что у них недостаточна величина пениса. Это убеждение — плод детских впечатлений от размеров чьего-то пениса, когда собственный орган был действительно еще мал. Женственность мальчиков не всегда означает: «Думаю, что меня кастрировали ». Напротив, поворот к женственности (отказ от активного использования пениса) часто происходит в целях страховки от кастрации в будущем: «Если я веду себя, словно кастрат, никто не будет покушаться на мой пенис ». Или даже: «Если кастрации ни-


как нельзя избежать, лучше активно предварить события, по крайней мере, подольститься к угрожающей особе ».

Тот факт, что взрослые столь легко и страстно грозят кастрацией и шутят о ней, конечно, отражает их собственный комплекс кастрации. Запугивание других — отличный способ успокоить собственный страх. Таким путем комплекс кастрации передается из поколения в поколение. Неизвестно, каким образом изначально возник этот комплекс, но его история весьма длительна.

Во многих примитивных и цивилизованных обществах старшее поколение налагает ограничения на сексуальную свободу младшего поколения. Ритуалы посвящения, в которых сексуальность связывается с болезненным опытом, служаттому примером (1284). Возможно, в некоторых культурах бунтарям действительно повреждают гениталии.

Интенсивность кастрационной тревоги соответствует высокой оценке пениса на фаллической стадии. Эта оценка побуждает мальчика отказаться от генитальных функций, когда он принимает решение, стоит ли подвергать пенис опасности. Взрослый мог бы спросить: «Что хорошего в органе, который запрещено использовать? ». Однако в фаллический период нарциссические факторы перевешивают сексуальные факторы, и поэтому собственно обладание пенисом составляет основную цель (612).

Проблемы такого рода обусловлены еще одной характеристикой фаллической стадии. Мальчик в этом возрасте, согласно Фрейду (609), обладает пенисом не в смысле половой детерминации и проводит дифференциацию не в понятиях мужского и женского, а в понятиях наличия пениса и кастрации. Силясь представить существ без пениса, мальчик полагает, что некогда эти существа обладали пенисом, но затем утратили его. Аналитики подтверждают такие данные, тем не менее задаваясь вопросом, не является ли подобный способ мышления результатом предшествующего вытеснения. Может быть, имеется более глубокая причина бояться женских гениталий, чем страх кастрации (оральные тревоги относительно зубастого влагалища как страх перед возмездием за орально-садистские побуждения), и поэтому происходит отрицание изначальности их существования. Идея о том, что девочки обладали пенисом и были кастрированы, как бы репрезентирует попытку такого отрицания. Правда, данная идея привносит и тревогу: «Это могло бы случиться со мной», но все-таки благоприятствует отрицанию первичности устрашающих женских генита-


лий (898). Однако создается впечатление, что мальчик, узнав о лишившихся пениса существах, очень пугается, а не успокаивается. Ведь он естественно полагает, пока не научится мыслить иначе, что все существа устроены подобно ему. Таким образом, допущение ребенка не обязательно основано на страхе, скорее озарение об ошибочности подобного допущения порождает страх.

Фаллическая стадия у девочек

и зависть к пенису

Фаллический период обычно выделяется и у девочек (146, 609). Что под этим подразумевается? Во-первых, клитор в это время — часть генитального аппарата, наиболее богатая ощущениями, и привлекает к разрядке все сексуальное возбуждение. Во-вторых, девочки тоже разделяют людей на «фаллических» и «кастрированных», т. е. типичная реакция на существ с пенисом выражается не только установкой: «Мне тоже хотелось бы иметь такой орган », но и представлением: «Я некогда обладала пенисом, но утратила его» (20, 555, 617, 626).

Возражения против полученных Фрейдом данных не представляются убедительными. Сексуальность клитора, несомненно, играет огромную роль в сексуальном возбуждении девочек. Правда, не только в клиторе сосредоточена генитальная сексуальность в фаллический период. Несколько авторов показали, что существует также ранняя влагалищная сексуальность(360, 1079). Некоторые исследователи заходят настолько далеко, что причину выраженной эрогенности клитора усматривают в сверхкомпенсаторном замещении вытесненной влагалищной организации либидо (744, 815, 1161). Конечно, следует допустить, что генитальная возбудимость девочек не ограничивается клитором, несомненна высокая эрогенная чувствительность малых половых губ, вульвы и преддверия влагалища. (Однако стимуляция этих областей в данный период, как правило, приводит к клиторной разрядке. ) Трудно судить о том, играет ли влагалище за пределами преддверия существенную роль в фаллической стадии. Обнаружение инородных тел во влагалище и даже уретре свидетельствует в пользу такого допущения (360). Тем не менее создается впечатление, что инфантильную сексуальность влагалища нельзя отграничить от эрогенности вульвы и половых губ. На самом деле


не существует доказательств, позволяющих считать высокую сексуальность клитора реакцией на вытесненную влагалищную сексуальность (419, 421).

Возражение против утверждения о зависти женщин к пенису основывается на следующих доводах. Психоанализ таких женщин выявляет у них страх перед собственной женственностью и «бегство от женственности» (812), отсюда якобы и зависть к пенису. Эти клинические данные, безусловно, достоверны, но они не противоречат первичной зависти к пенису. В психоанализе компульсивных невротиков, например, сначала выявляется множество вытесненных анальных и садистских влечений, затем обнаруживается, что более глубокие уровни содержат бессознательные генитальные устремления, которые отвращаются регрессией к анально-садистским побуждениям. Но ведь тогда мы не говорим, что реактивная природа анально-са-дистских побуждений противоречит изначальности аналь-но-садистского периода в либидном развитии ребенка, а полагаем, что реактивные побуждения используют регрессивные пути. Сходным образом избежание своей женственности может сформировать у женщин вторичную зависть к пенису посредством реактивного усиления первичной зависти. Часто это подтверждается клинически (421, 899, 1007, 1313).

Конечно, маленькая девочка, подобно мальчику, пока она не приобрела соответствующий опыт, считает, что все устроены на ее манер. Когда она вынуждена признать свою неправоту, возникает сильный дискомфорт. Часто задаются вопросом, чем вызвана реакция удивления: действительно ли только выводом об анатомическом различии между полами (617) или, скорее, социальным опытом, оставившим впечатление о неполноценности девочек (814, 1538)?

Наверняка каждая девочка чувствует, что обладание пенисом непосредственно обеспечивает преимущество в мастурбации и мочеиспускании. В глазах девочки облада: тель пениса более независим и менее подвержен фрустрации (811). Такое чувство, вероятно, обусловлено концентрацией в это время всех сексуальных ощущений на клиторе, который воспринимается как «низший» орган в сравнении с пенисом. Зависть обычно конденсируется с идеей об отсутствии пениса как наказании, заслуженном или несправедливом. В этом отношении представление девочки об утрате пениса аналогично идее мальчика о воз-


можности такой утраты. Девочке тоже свойственно анимистическое миропонимание в аспекте воздающего наказания. Тот факт, что девочка считает наказание свершившимся, тогда как мальчик боится возможного наказания, обусловливает заметные различия в дальнейшем развитии (612, 617).

У старших девочек и взрослых женщин все усложняется. В нашей культуре существует много причин для зависти женщин мужчинам. Мужеподобные устремления любого рода могут добавиться к первичной зависти, особенно после неприятностей, фрустраций и вытеснения женских мотивов. Понимание мужской и женской сферы в разных культурах сильно варьируют. Культурные паттерны и конфликты вокруг них осложняют «психологические последствия анатомических различий» (617). Фромм сделал в этом отношении совершенно правильное заключение: «Определенные биологические различия приводят к различию характеров; такие различия сочетаются с различиями, прямо обусловленными социальными факторами; последние намного сильнее по своему влиянию и могут усиливать, уменьшать или реверсировать биологически укорененные различия» (655).

Постулат Фрейда о фаллическом периоде у девочек находит достаточные основания, если под ним подразумевается физиологическое доминирование сексуальности клитора и психологический конфликт вокруг зависти к пенису. Постулат, однако, представляется проблематичным, когда допускается, что сексуальность клитора всегда выступает наряду с явно мужеподобными фантазиями и цель такой сексуальности проникнуть в полый орган, как правило, в тело матери, с бессознательным намерением зачать ребенка (1006). Эта позиция просто подразумевает, что девочки до наступления латентного периода являются своеобразными мальчиками. Наверняка в некоторых случаях пред-эдиповой фиксации на матери сопутствуют мужеподобные генитальные желания (626, 628), но далеко не всегда. Мастурбация клитора, несомненно, может сопровождаться чисто женскими фантазиями. Правда, маленькие девочки систематически испытывают побуждение «войти в тело матери », тем не менее такие действия обычно мыслятся вне активности клитора и часто имеют основание в фантазиях самого раннего периода жизни. Подобные фантазии строятся в понятиях проникновения в тело матери с помощью зубов и съедания содержимого ее тела (958). Эти орально-


садистские фантазии порой вводят в заблуждение, некоторые авторы пишут о ранней фаллической фазе, якобы предшествующей фаллической стадии по Фрейду (761). В бессознательном девочек и в самом деле часто возникают фантазии о совместном с матерью ребенке, однако в такого рода фантазиях мать обычно выступает производителем, а девочка вынашивает ребенка (421).

Значение фаллического периода для женского пола ассоциируется с тем фактом, что женские гениталии имеют две ведущие эрогенные зоны: клитор и влагалище. В инфантильный генитальный период на передний план выступает клитор, в зрелом возрасте — влагалище. Переход от клитора как ведущей зоны к влагалищу определенно происходит во время полового созревания или впоследствии, хотя предваряется этот переход сдвигом к пассивности, когда девочки освобождаются от фиксации на матери и обращаются к отцу. Перемены предполагают новые нарушения в развитии, когда слишком сильная фиксация на сексуальности клитора или отвращающий страх перед сексуальностью влагалища, или то и другое препятствуют утверждению первичности влагалища. Эти осложнения имеют аналог у мужского пола. Странно, что в психоаналитической литературе обращается мало внимания на бисексуальную природу мужского генитального аппарата (216, 1243), тоже обладающего двумя центрами сексуальности. Если у пассивных мужчин, отличающихся преобладанием пассивно-анальных и уретральных тенденций над фаллической активностью, спросить о локализации наиболее сильных ощущений, они равновероятно ответят: у основания пениса, в промежности, в прямой кишке. Фактически они указывают на место, недоступное извне и равноудаленное от основания пениса, промежности и прямой кишки. Эта область находится в простатической части уретры и соответствует семенным пузырькам. Многое из того, что у мужчин приписывается анальной и уретральной сексуальности, в действительности составляет пузырьковую сексуальность (798, 942). Пузырьковая сексуальность, тем не менее, играет меньшую роль в жизни мужчин, чем клитор в жизни женщин.

Утверждается, что мальчик завидует способности женщины вынашивать детей столь же сильно, как девочка наличию пениса (162). Выдвинутые доводы, однако, неубедительны. Действительно, дети могут иметь страстное желание родить ребенка, которое обречено на фрустра-


цию. Подобное разочарование постигает и девочек и мальчиков, ведь маленькая девочка тоже не способна к деторождению. Но мальчик способен к реальному наслаждению пенисом.

Архаические типы объектных отношений

Второй подход к изучению развития инфантильной сек-: уальности состоит в анализе изменения объектных отношений. Поскольку два аспекта развития сексуальности переплетаются, эта тема уже затрагивалась. Вообще развитие происходит от безобъектного состояния к нацеленности на инкорпорацию (сначала тотальную, впоследствии парциальную), затем преследуются другие амбивалентные цели, в которых объект просто средство удовлетворения, наконец возникает способность к реальной любви.

Безобъектное состояние — это просто первичный нарциссизм, когда сексуальные цели полностью аутоэротич-ны. Самые первые типы объектных отношений уже обсуждались в связи с развитием эго. То, что было названо идентификацией, с позиции инстинктов тождественно инкорпорации. Первое позитивно-инстинктивное поведение в отношении желанного объекта состоит в приближении к нему и, наконец, в заглатывании (позднее ограничивающимся взятием в рот). Первое негативно-инстинктивное поведение в отношении отталкивающего объекта состоит в от-а, алении и выплевывании (позднее конденсирующимся с устранением объекта по паттерну дефекации). Первая инкорпорация связана с реальной деструкцией объекта, наподобие того, как исчезает образ объекта, когда достигается удовлетворение. В этом общий корень ненависти и любви. Впоследствии объект сохраняется, по крайней мере, в целях повторного использования при возобновлении потребности. Несомненно, оральный модус — общая модель инкорпорации, схожие цели можно вообразить во всех эрогенных зонах. Особо упоминалась интроекция через кожу (1050) и органы зрения (430). Описана респираторная (420) и слуховая интроекция (838). Личность объекта инкорпорации имеет, по-видимому, совсем несущественное значение. Как индивидуальность объект безразличен, °н должен доставить удовлетворение и может исчезнуть. Образ матери обладает этим потенциалом, тогда как образ незнакомца не обнадеживает удовлетворением и увеличивает напряжение (73).


Объектное отношение можно назвать амбивалентным, если побуждения разрушить и сохранить объект сосуществуют. Первая агрессивная реакция представляет собой желание выплюнуть. Впоследствии агрессивные реакции репрезентируются также интроекцией. Абрахам показал, каким образом разрешаются конфликты амбивалентного отношения благодаря нацеленности на парциальную инкорпорацию (26). Часть объекта становится постоянным достоянием инкорпорации, в то время как другая часть сохраняется во внешнем мире.

Ранние отношения к объектам осложняются за счет того, что непосредственные эротические цели не четко отграничиваются от нарциссической цели участвовать во всемогуществе. Интересы объектов начинают учитываться в анальный период (26). Но на первых порах отношение к объектам еще амбивалентное и пронизано нарциссически-ми целями. Чтобы добиться необходимого удовлетворения, на объект оказывается влияние всеми доступными средствами. Если результат положителен, объект вновь сливается с эго. Некоторые невротичные особы остаются фиксированными на этой фазе, они руководствуются пассивными целями и не способны активно относиться к любимому объекту. Поведение такого рода тоже называется нарциссическим, хотя полностью отличается от безобъектного первичного нарциссизма.

Любовь и ненависть

До преодоления эгоистического отношения к объектам и связанной с ним амбивалентности дети в основном любят самих себя (вторичный нарциссизм). Они способны различать и любить объекты, пока объекты доставляют им удовлетворение. Если удовлетворения не происходит, ребенок идентифицируется с объектом и вместо объекта любит себя (608). О подлинной любви к объекту можно говорить только тогда, когда его интересы учитываются настолько, что собственное удовлетворение невозможно без удовлетворения объекта. Такого рода чувственное единство с объектом наверняка как-то связано с идентификацией. С другой стороны, мы различаем объектное отношение и идентификацию. Предполагается, что с наступлением идентификации пониманию реального объекта приходит конец. В любви частичная и временная идентификация с эмпатическими целя-


ми сосуществует с объектным отношением или чередуется с ним в короткие интервалы. О природе этой специфической идентификации ничего неизвестно. Можно только сказать, что опыт полноценного и высоко интегрированного удовлетворения облегчает ее, а предпосылкой служит первичность гениталий (способность к адекватному оргазму) (81, 1270, 1272).

Индивиды с отсутствием первичности гениталий, т. е. оргазмические импотенты (1260), не способны и к любви. Подлинная способность к любви изменяет не только отношение к другим людям, но и отношение к собственному эго. Контраст между объектной любовью и любовью к себе опять же относительный: при первичном нарциссизме любовь к себе подменяет любовь к объекту; при вторичном нарциссизме потребность в любви к себе (в самоуважении) заслоняет любовь к объекту. Вместе со способностью любить другого человека достигается более высокий, постнарциссический, тип отношения к себе (652).

На пике полноценного генитального удовлетворения идентификация возвращается на более высоком уровне: ощущение совместного полета, утрата индивидуальности, достижение желанного воссоединения эго с чем-то большим, выходящим за его границы, — все это существенные составляющие генитального удовлетворения.

Уважение интересов объекта в качестве условия полного развития объектных отношений Ференци (505) назвал «эротическим чувством реальности ». Он указал на недостаточное понимание реальности теми, кто зафиксировался на предварительных стадиях любви.

В формировании уважения к объектам решающую роль играет нежность. Но что такое нежность? Фрейд описал нежность как результат торможения чувственных порывов (555). Другие авторы сомневаются в таком ее происхождении, подчеркивая, что нежность и чувственность в отношении к объекту не исключают друг друга и что реальная любовь обязательно содержит и нежные и чувственные устремления. Если нежность и чувственность часто находятся в конфликте, то скорее вторично, вследствие защитной изоляции, а не в силу противоположности их природы. Шульц-Хенке попытался редуцировать эти переживания к разным источникам, предположив, что чувственность может корениться в генитальном эротизме, а нежность в кожном эротизме (1412). Существует, однако,


генитальная нежность и кожная чувственность. Таким образом, объяснять развитием нежности «высшую идентификацию », определяющую в любви уважение объекта, неправдоподобно. Правильнее, наоборот, считать, что становление нежности происходит, когда объектные устремления (вероятно, при торможении цели) соответствуют высшей идентификации.

Тот факт, что в высшей идентификации тоже имеется регрессивный элемент, более очевиден в любовной жизни женщин, чем мужчин. Пассивная цель женской сексуальности ближе к исходным целям инкорпорации, чем активная цель мужской сексуальности. Поэтому в пассивной сексуальности больше архаических черт, чем в активной сексуальности. У женщин более выражена цель — быть любимой в сравнении с целью любить. Нарциссическая потребность и зависимость от объекта у женщин сильнее (585).

Регрессивные элементы появляются не только в женской любви. В процессе влюбленности они выступают на передний план и у мужчин. Понятно, что в этом состоянии снова возвращается архаический тип самоуважения в форме океанического чувства утраты границ собственного эго (или даже всемогущества) (622). Акцентуация смещается от собственного эго к партнеру: «Я ничто, партнер — все », и далее: «Я снова стану всем при позволении участвовать в величии партнера » (606). Эта идея даже фальсифицирует «эротическоечувство реальности» (505): влюбленныйче-ловек обычно оценивает достоинства партнера не очень реалистично, он проецирует на личность партнера свои идеалы, тем самым воссоединение становится еще приятнее (850). Фрейд охарактеризовал состояние влюбленности как «группу двоих »(606). Возможен постепенный переход от состояния влюбленности к перверсии, состоящей в крайней покорности (с. 459).

Природа идентификации высшего уровня, которая составляет любовь, все еще не понятна, больше известно 6 периоде, когда в норме предпринимается решающий шаг. Согласно Абрахаму (26), это происходит в анальной стадии. Высшая идентификация зарождается, как только «удовольствие от задерживания » превышает «удовольствие от элиминации ». Своеобразная бережность в обращении с собственными фекалиями (которые однажды принадлежали эго, но потом стали объектами) обычно возникает как предтеча нежности, на манер чувств к материнской груди, бу-


тылочке и самой матери, тоже некогда составлявшим эго, но затем ставшим объектами.

Не только любовь, но и ненависть предполагает полное осознание объекта, к чему маленький ребенок еще не способен. Маленькие дети действительно разрушают объекты, помыкают другими детьми и обижают их, но, вероятно, не потому, что они изначально устремлены к деструкции, а просто в силу безразличия. Объектные интересы у них ограничены потенциальными источниками удовлетворения и угроз, их «агрессивная » цель найти выход из дискомфортной ситуации, а не наслаждение деструктивной деятельностью как таковой. Склонность к деструкции в качестве цели зарождается позднее. Сначала, вероятно, агрессивность служит средством, навязанным другими целями (особенностями преследования цели в случае трудностей или фрустраций), и только затем выступает как самостоятельная цель. Уже объяснялось, почему прегенитально ориентированный организм особенно склонен включать деструктивные элементы в свои эротические цели. В норме при генитальной ориентации агрессивность представляет собой средство достижения целей в случае неблагоприятных обстоятельств, вытеснение же агрессивности создает столь же много проблем в жизни, как и вытеснение способности любить.

Социальные чувства

Объектные отношения зрелого индивида состоят не только в любви и ненависти. Существуют и другие виды отношений. Во-первых, объектные чувства меньшей интенсивности, симпатия и антипатия, варьирующие по степени. Они не существенно отличаются от любви и ненависти, экономические изменения либидо могут превратить их в любовь и ненависть, что доказывает их либидную природу и происхождение путем торможения целей. Во-вторых, в психическом развитии предыдущие фазы никогда не исчезают полностью, у нормальных индивидов тоже в некоторой мере проявляются амбивалентность и нацеленность на инкорпорацию. В силу этих феноменов во многие объектные отношения все еще вплетается идентификация. В-третьих, среди отношений по типу идентификации особенно важно использование объектов в качестве моделей-идеалов для имитации или как дурных примеров, заслуживаю-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...