Глава XIII 1 страница
Глава XI ТРЕВОГА КАК НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИМПТОМ: _________ТРЕВОЖНАЯ ИСТЕРИЯ Природа невротических симптомов Изменение состояния запруживания, обусловленного невротическим конфликтом, возможно либо путем прорыва первоначальных побуждений, либо посредством интенсификации защиты. Однако на самом деле существует третья возможность, которая на первый взгляд кажется парадоксальной: одновременная реализация обоих путей. Компромисс состоит в том, что неприемлемое побуждение находит замещающую разрядку, а замещающая разрядка способствует отвержению остатков первоначального побуждения. Отчасти запруженная энергия разряжается, но таким путем, что защита против нее усиливается. Типичный невротический симптом выражает влечение и защиту одновременно. Оговорки, описки, симптоматические действия — сравнительно простые примеры, на которых можно изучить формирование компромиссов такого рода в относительно изолированном виде (553). Мощный резервуар замещающих образований представляют грезы. Фантазии, в которых осуществляются желания, служат благостным убежищем от неприятной реальности и ее замещением (с. 75). Интенсифицируясь путем смещения катексиса отвергнутых побуждений, такие фантазии предлагают замещающую разрядку, но если они чрезмерно усиливаются или излишне приближаются к вытес- ненному материалу, то в свою очередь отвергаются. Невротические симптомы, следовательно, не всегда прямое (непосредственное) выражение вытесненных побуждений, скорее, они выражают эти побуждения не прямо и детерминируются в своей специфической форме производными фантазиями, которые интерполированы между первоначальными побуждениями и конечными симптомами (590).
Простейшим примером деривата, способного или неспособного найти разрядку, является преувеличенный или качественно измененный аффект. Если индивид реагирует на событие неадекватным аффектом, то произошло смещение: аффект на самом деле принадлежит другой ситуации, которой удалось избежать. Продуцирование дериватов и борьба этих дериватов за допуск к разрядке регулируются специальными механизмами формирования симптомов. Превалирующие механизмы формирования симптомов определяют симптоматику и клиническое течение невроза. Итак, в последующих главах наряду с механизмами формирования симптомов рассматриваются особенности отдельных психоневрозов. Следует, однако, подчеркнуть, что практически во всех неврозах представлены одновременно разнообразные механизмы формирования симптомов. Фрейд определенно утверждал, что в каждом компульсивном неврозе имеется ядро конверсионной истерии (599) и вообще любой невроз разворачивается на фоне тревожной истерии инфантильного периода (618). Современные расстройства характера, в которых само эго втянуто в болезнь, весьма разнообразны в отношении подлежащих механизмов. Поэтому правильнее диагностировать механизмы, а не неврозы. В любой области медицины диагностирование и частная патология имеют лишь относительную ценность. Ни один когда-либо представленный клинический случай не соответствовал нозологической единице, как она описана в учебнике. Тем не менее все признают теоретическую и практическую важность диагноза и частной патологии. Существуют, конечно, индивидуальные особенности, но сплошь и рядом типичное превалирует и служит основой для понимания нетипичного. Процедура психоаналитического исследования состоит в постижении сложных обыденных явлений посредством предварительного изучения необычных, но более прозрачных феноменов. В изучении неврозов наиболее доступны пониманию механизмы формирования симптомов. Они типичные компоненты, которые в разнообраз-
ных комбинациях составляют большинство реальных неврозов. В этом смысле мы будем продвигаться от простого к сложному. Последующее описание механизмов не означает, что всегда или даже часто они встречаются в изолированном виде. Главное достоинство любой классификации — ее эвристическая ценность. Тревога при тревожной истерии Простейший компромисс между влечением и защитой состоит в тревоге, которая, мотивируя защиту, становится явной, тогда как причина тревоги вытесняется. В неврозе тревожности общее внутреннее напряжение проявляется как свободно плавающая тревога, или готовность к тревожным реакциям. В тревожной истерии тревога специфически связывается с особой ситуацией, которая репрезентирует невротический конфликт. Если эго усматривает опасность и считает, что инстинктивное действие или ситуация грозят кастрацией или утратой любви, то предпочитает остеречься, как нормальное эго остерегается реальной опасности. При тревожной истерии данное намерение терпит крах, само намерение предотвратить травматическое состояние фактически индуцирует его. На такое положение дел указывалось в связи с тройной стратификацией тревоги, когда отмечалось, что в подобных случаях тревога регрессирует к панике (с. 178). Неудача предостерегающей функции эго находит свое объяснение в том факте, что повышенное внутреннее напряжение (состояние запруживания) предрасполагает к тревожному реагированию, и сигнал об опасности со стороны эго действует наподобие спички, поднесенной к бочке с порохом. Напряженный индивид реагирует на опасную ситуацию по-другому, нежели нормальный. У нормального индивида возникает тревога, которую эго может использовать. Напряженный индивид латентно готов к приступу тревоги, что при ее притоке обусловливает парализацию. Вместо чувства тревоги и адекватной реакции нервный человек впадает в панику не только при реальной, но и при воображаемой опасности. Обычно некоторое время проявляется диффузная готовность к тревоге, типичная для невроза тревожности. Затем происходит нечто, бессознательно мобилизующее основной патогенный конфликт. Эго намеревается предо-
стеречь, но предостережение терпит неудачу, и случается первый приступ тревожной истерии. С тех пор готовность к тревожным реакциям связывается со специфической ситуацией, в которой возник первый приступ тревоги. Ограничение и спецификацию пугающей ситуации можно описать как вторичное связывание первичной диффузной тревоги со специфическим содержанием (392, 873, 875). Невротическая тревожность теперь контролируется, пока отсутствуют признаки специфической ситуации. При столкновении со специфическими ситуациями тревога приобретает явный характер. Вторично эго принимает защитные меры в попытке преодолеть и эту тревогу. Тревожная истерия, в которой страх, мотивирующий защиту, еще очевиден, представляет собой простейший вариант психоневроза. Таким образом, первые невротические реакции детей имеют, как правило, тревожно-истерическую природу. Во всех других неврозах тревога подвергается дальнейшей разработке. Смещение в тревожной истерии Чем определяется выбор специфического содержания? Какие ситуации или люди считаются опасными? В некоторых случаях смещение совсем незначительно. В ситуациях, где у нормального индивида возникло бы сексуальное возбуждение или гнев, испытывается просто тревога. В обсуждении состояния торможения отмечалось, что иногда торможение проявляется в форме некоего страха, возникающего при любом соприкосновении с запретной областью. Помимо импотенции и фригидности существует также сексофобия: некоторые индивиды, особенно женщины, пугаются сексуальных соблазнов и стараются их избежать. Существуют общие фобии, относящиеся к питанию, и более специфичные фобии особых видов пищи, которая через онтогенетические ассоциации или символическое значение оказывается связанной с бессознательными конфликтами. Существуют анальные фобии, при которых любой ценой стараются избежать анального возбуждения. Существуют фобии враждебных действий, когда пугает все указывающее на агрессивное поведение. В таких случаях справедлива формула, которая была бы чрезмерным упрощением в более сложных случаях: индивид опасается того, чего он бессознательно желает.
В других фобиях, тоже относительно простых, пугающая ситуация репрезентирует не соблазн, а, скорее, угрозу, вынуждающую не поддаваться соблазну, т. е. ситуация потенциально чревата кастрацией или утратой любви. Существуют фобии ножа и ножниц, когда соприкосновение с этими предметами или даже их вид пробуждают страшную мысль о возможности кастрации (тогда же в большинстве случаев возникает бессознательный соблазн и для вытесненной враждебности). Некоторые избегают смотреть на калек или боятся стать свидетелями несчастных случаев, что означает: «Я не хочу упоминания о том, что может случиться со мной » (и снова страх, возникающий при таких зрелищах, порой символизирует бессознательный соблазн для враждебных желаний). Маленькие дети боятся оставаться в одиночестве, потому что одиночество для них означает лишение любви. Боязнь превратиться в камень при созерцании запретного зрелища означает не только страх смерти (и кастрации), но также страх перед собственной тревожностью. Идея окаменения символизирует парализацию страхом. Все эти случаи характеризуются недостатком смещения. Чаще, однако, при тревожной истерии защитные силы достигают большего эффекта, чем просто порождение тревоги и последующие фобические установки. Связь между пугающей ситуацией и первоначальным инстинктивным конфликтом становится более скрытой. Страх вызывают уже не сексуальные ситуации, а, скорее, сексуализирован-ные ситуации. Пугающая ситуация или некие люди систематически обретают для пациента специфическое бессознательное значение. Опять же они символизируют либо соблазн для отвергнутых побуждений, либо наказание за бессознательные побуждения, либо и то и другое, но уже более искаженным образом. Это остается справедливым, когда невротики ошибочно интерпретируют настоящее с позиций прошлого, даже при отсутствии явной сопутствующей тревоги. Отвергнутые побуждения ищут удовлетворения, но возобновление их активности мобилизует и прежние тревоги. При невротических повторах актуальные события бессознательно трактуются как соблазны или наказания, или в обоих смыслах. Примеры тревожных ситуаций, представляющих бессознательные соблазны. При агорафобии открытые пространства, как правило, бессознательно подразумевают возможность сексуальных приключений. Одиночество воспринимается в качестве соблазна мастурбировать. Примеры наказывающего характера тревожных ситуаций. Пугающая улица мыслится как место, где могут заметить и схватить. Одиночество означает беззащитность перед карающими силами. То, чего опасаются тревожные истерики, часто символически замещает представление о кастрации. Маленький Ганс боялся укуса лошади, что бессознательно означало страх перед кастрацией, получивший путем регрессии оральное выражение (566). Другой пациент, боявшийся укуса собаки, удивился, когда с помощью психоанализа выяснилось, что его опасения в действительности относились к гениталиям, об этом свидетельствовали сопутствующие соматические ощущения.
Многие ипохондрические страхи означают либо боязнь кастрации, либо опасение, что кастрация уже свершилась. Фобии заболевания встречаются у лиц, чей детский страх кастрации сместился на мысли о болезненном состоянии. Часто в таких случаях болезненное состояние означает «лихорадку», ощущение повышения температуры репрезентирует сексуальное возбуждение инфантильного периода, вызывавшее испуг. Случай человека-волка служит примером одновременности соблазна и наказания (599). У пациента сформировалось пассивно-женственное отношение к отцу, и он опасался, что удовлетворение женственных желаний повлечет кастрацию. Страх быть съеденным волком отражал одновременно регрессивное оральное желание подчиниться отцу и угрозу кастрации. Боязнь оказаться раздавленным или упасть с высоты — типичное выражение женственных мазохистских желаний и одновременно кастрационного страха (884). Страх перед падением с высоты дополнительно означает опасение быть убитым, чаще всего в качестве наказания за желание убивать. В то же время само падение одновременно репрезентирует сексуальное возбуждение, которое, будучи заблокировано в своем естественном течении, приобретает болезненный и устрашающий характер. Страх перед замкнутыми пространствами и узкими улицами означает опасение самой тревоги, которая переживается как стягивание и усиливается из-за болезненных вегетативных ощущений, замещающих заблокированное сексуальное возбуждение. Страх высоты может впослед- ствии замещаться конверсионными приступами головокружения при разглядывании с высоты. Этот симптом соматически выражает ментальное предвидение действительного падения. Одновременность наказания и соблазна составляет, как правило, также основу часто встречающегося страха сумасшествия. Относительно этого страха, следует иметь в виду, что он бывает оправдан. Постулат, что человек, боящийся сойти с ума, не впадет в безумие, ошибочен. Многие шизофреники в начальной стадии заболевания сознают нарастание отчуждения. Чаще, однако, боязнь сумасшествия не оправдана и представляет собой фобию. Но даже у фобии имеется объективная основа: в страхе перед безумием отражается активность бессознательных устремлений, особенно сексуальных и агрессивных побуждений, действующих изнутри (871). В этом смысле страх сумасшествия лишь частный случай страха перед собственным возбуждением. Поскольку возбуждение инфантильной сексуальности вызывает испуг в основном в связи с мастурбацией, предупреждение взрослых, что «мастурбация приводит к безумию», легко воспринимается ребенком в качестве замещения идеи кастрации. Иногда представление о сумасшествии бессознательно имеет более специфическое значение. Возможны, например, следующие равенства: голова=пенис и, следовательно, сумасшест6ие=кастрация. Ребенок связывает с сумасшествием разные идеи в зависимости от своего опыта. Идиотия иногда связывается с обладанием большой головой (гидроцефалия), которая как репрезентация через противоположность опять же может означать кастрацию. У младенцев большая голова, старшие дети часто ненавидят младших и поэтому боятся их поранить. «Я могу стать глупцом, подобно младенцу» или «Моя голова может сделаться большой, как у младенца» — эти сентенции выражают и пугающую зависть к младшим, и предвидение наказания за эту зависть. Боязнь оказаться уродливым или грязным может иметь то же значение, что и страх заболеть или сойти с ума. Уродство и отталкивающая наружность означают сексуальное возбуждение (или/и гнев), кастрацию (или/и беременность). Фобии такого рода в некоторых случаях представляют собой переход к бреду. Еще один пример одновременности соблазна и наказания — «воскресные неврозы», описанные Ференци (484). По выходным дням некоторые люди систематически страдают от тревоги (или депрессии). Вообще, воскресенье рассматривается как день наиболее вероятной сексуальной активности, но это также день, когда дети находятся под присмотром своих отцов. Что же тогда представляет собой отношение между явно тревожной ситуацией и ее бессознательным инстинктивным значением? Смещение, безусловно, прослеживается к защите, которая делает исходные идеи бессознательными, и поэтому возникает необходимость в замещениях. Замещение, согласно определению Фрейда, «должно ассоциироваться с отвергнутой идеей, но из-за отдаленности от этой идеи не подвергаться вытеснению» (590). Смещение в тревожной истерии свидетельствует, что защитные меры не ограничиваются тревогой или избежанием ситуаций, в которых тревога могла бы возникнуть. Формирование замещений доказывает, что используются также вытеснение и другие защитные механизмы. Тревога при тревожной истерии инициирует мощную репрессивную активность. Вследствие вытеснения фобии часто имеют неопределенное, туманное содержание, сравнимое с недостатком ясности в явном содержании сновидений. Нередко требуется большая аналитическая работа, чтобы окончательно разобраться в опасениях пациента. В некоторых случаях содержание страха, вначале ясное и определенное, в процессе развития невроза становится смутным и расплывчатым. Силы вытеснения продолжают борьбу с симптомом как ответвлением вытесненного. Таким образом, понимание запутанного, длительно существующего симптома нередко достигается путем выяснения обстоятельств его первоначального возникновения. Преимущество смещения состоит в том, что неприемлемая исходная идея не становится сознательной. Боязнь лошади вместо страха перед отцом, как в случае маленького Ганса (566), наверняка, имеет и другие преимущества. Тех, кого боятся, ненавидят. Если ребенок больше не опасается отца, а боится лошади, он может избежать ненависти к отцу. Искажение позволяет преодолеть амбивалентное отношение. Ненавистный и одновременно любимый отец становится только любимым, а ненависть смещается на «плохую » лошадь (616). Фрейд привлек внимание к тому факту, что мальчик, вынужденный ежедневно встречаться с отцом, способен избежать встречи с лошадью, просто не выходя во двор. Страх перед волком вместо страха перед отцом имеет дополнительные преимущества (599): во времена Ганса лошади часто встречались на городских улицах, тогда как волков можно было увидеть только на картинках в книгах или в зоопарке, однако отрывать книги и ходить в зоопарк не обязательно (618). Если не выходить на улицу, можно избежать опасной ситуации, но нельзя избежать собственного тела и его ощущений. Отсюда преимущество проекции, восприятия внутренней инстинктивной опасности как угрозы извне. Проекция такого рода, т. е. попытка избежать опасных побуждений путем избежания внешних обстоятельств, репрезентирующих эти побуждения, наиболее частый тип смещения при тревожной истерии. Верно, что первоначально опасность исходила извне, поскольку страх вызывает не инстинкт, а последствия его проявления (кастрация, утрата любви). Но хотя индивид, страдающий фобией, первоначально бежал от угрожающих родителей, он все-таки спасается от собственных побуждений, ведь опасность кастрации обусловлена его поведением. Проекция наиболее очевидна в случаях, когда тревога относительно внешнего объекта замещает чувство вины. Страх перед объектом из внешнего мира замещает тогда муки совести. В некоторых фобиях животных проекция собственных пугающих побуждений еще более выражена, чем у маленького Ганса. Элен Дойч описала простой по структуре случай. Молодой человек с бессознательной пассивно-женственной ориентацией боялся кур, потому что они напоминали о его бессознательных либидных желаниях и угрозе кастрации, с которой эти желания ассоциировались. Пациент проецировал внутренний инстинктивный конфликт вовне на объект избежания (327). Часто на внешний объект проецируется не только цель побуждений, но и собственные ощущения, связанные с возбуждением. Однако в детских неврозах при замещении одного объекта другим проекция, по-видимому, отсутствует: например, при замещении отца «страшным» животным. Траектории смещения определяются разными факторами. В значительной степени они определяются особенностями развития самого индивида. Поэтому значение фобий нельзя понять без учета анамнеза пациента. Отчасти траектория смещения зависит от природы отвергнутых влечений. Страх быть съеденным нередко соответствует орально-садистским вожделениям, страх быть убитым — желанию чьей-то смерти. Уже упоминалось, что опасение быть съеденным или покусанным может представлять искажение кастрационной тревоги. В таком случае страх кастрации искажается путем регрессии, т. е. в качестве замещения избирается архаичный автономный страх. Регрессия бывает частичной, и опасение быть съеденным часто замещает кастрацион-ную тревогу не полностью. К явлениям этого рода относятся фантазии о зубастом влагалище и внутриматочной кастрации (414). Фобии инфекции и прикосновения к предметам выражают склонность избегать загрязнения и свидетельствуют, что пациент защищается от анально-эротических соблазнов. Вероятно, здесь тоже генитальные эдиповы желания замещаются анальными побуждениями, и таким путем ка-страционная тревога регрессивно замещается анальными страхами. У детей и компульсивных невротиков часто наблюдаются фобии ванной комнаты и туалета, например: страх провалиться в унитаз, страх быть съеденным появившимся оттуда монстром, рационализированные страхи загрязнения. В этих страхах, как правило, обнаруживаются признаки конденсации представлений о загрязнении и кастрации. Страх открытых пространств часто представляет собой защиту от эксгибиционизма или скопофилии. Роль этих двух частных инстинктов еще заметнее в фобиях, связанных с появлением на публике, будь то появление, подразумевающее особые условия, типа становления объектом разглядывания (сценический страх), или просто страх от пребывания в толпе. У пациентки с агорафобией приступы тревоги и фобия толпы имели определенную бессознательную цель: предстать слабой и беспомощной перед прохожими. Психоанализ показал, что бессознательным мотивом эксгибиционизма была глубинная враждебность, первоначально к матери, затем к самой себе. «Смотрите все, — словно провозглашала ее тревожность. — Мать выпустила меня в мир в беспомощном состоянии, без пениса». Сначала приступы репрезентировали стремление выставить во- ображаемый пенис. Однако знание о фиктивности собственного органа трансформировало перверсию в тревожную истерию. Вышеупомянутые страхи перед своей уродливостью и другими отталкивающими особенностями (например, дурным запахом) обнаруживают боязнь собственного эксгибиционизма. Люди с такими страхами бессознательно хотят показать свое сексуальное возбуждение, но боятся отвержения или наказания. Кроме того, этот эксгибиционизм часто имеет агрессивное, принудительное значение. Пациенты могут чувствовать свое право на компенсацию и пытаться магическими средствами заставить других на них смотреть. Страх состоит в том, что это намерение потерпит неудачу. Некрасивость может репрезентировать беременность или состояние кастрации, а их демонстрация означать магический жест, так как эксгибиционизм часто тесно связан с равным образом сильной скопофилией. Если страх перед своим уродством или «зловоньем » замещается убеждением, что это болезнь, тогда речь идет о состоянии, переходном к бреду. Так, эритрофобикам вообще свойственны параноидные склонности. Основное подлежащее чувство — это вина. Убежденность женщин в своей отврати-тельности (уродливости, физической несостоятельности, неспособности вынашивать здоровых детей) базируется на осознании отсутствия пениса, что связывается с виновностью вследствие мастурбации и инцеста. Сходным образом юноши испытывают тревогу из-за возможности обнаружения «ужасных» последствий мастурбации. Чрезмерное пристрастие к духам может прослеживаться к предшествующему страху испускания дурного запаха. Пациентка была зафиксирована на анальном представлении о сексуальности. Она не только опасалась обнаружения ее прежней анальной мастурбации, но также боялась дать выход своим сексуальным вожделениям, окрашенным садистской кастрационной установкой к молодым людям и испытываемым ею в форме испускания запаха в их сторону. Сценический страх и эритрофобия обычно не просто отвергают повышенный эксгибиционизм и скопофилию. Усиление эксгибиционизма, как правило, результат целого ряда предшествующих инстинктивных конфликтов. Эксгибиционизм не только служит сексуальному наслаждению, но также предназначен для успокоения тревог, чув- ства вины и компенсации неполноценности. При тревожной истерии его охранительная функция терпит крах. Идея заключается в принуждении зрителей подтвердить отсутствие кастрации или в получении от них необходимого одобрения, противоречащего чувству вины, для чего используются магические действия. Если зрители не выполняют заданного требования немедленно и адекватно, то в отношении к ним могут проявиться сильные (оральные) садистские побуждения. Таким образом, бессознательное содержание эритрофобии и сценического страха (и чувства стыда) не только в идее, что эксгибиционизм может спровоцировать кастрацию или повлечь утрату любви, но и в более специфичной идее о том, что защита самоуважения от опасности может привести к противоположному результату и обернуться полной аннигиляцией. И снова здесь возможно разное толкование. В одних случаях пациенты считают, что они уже кастрированы, и боятся, что их попытки отрицать это потерпят неудачу: намерение заставить людей полюбить и поддержать их обернется людской неприязнью и лишением всякой поддержки. В других случаях пациенты опасаются собственной чарующей силы: они боятся, что их вид ранит и кастрирует зрителей и люди ничего больше не смогут дать, пациенты боятся собственной неукротимой агрессивности, часто редуцированной к «агрессивной наружности» (96, 118, 356, 405, 446, 501, 522, 1085, 1568). Страх перед экзаменами тесно связан с эритрофобией и сценическим страхом. Однако некоторые из вышеупомянутых особенностей здесь еще более выражены. Авторитет, внешний представитель суперэго, должен принять решение о допуске к неким привилегиям, т. е. возможно как удовлетворение нарциссизма претендента, так и приговор к изоляции с обречением на нарциссический голод. Правильно подчеркивается родственность современных экзаменов и примитивных обрядов посвящения (523, 1481). Реакция на экзаменационную ситуацию зависит от чувственного отношения к авторитетам (отцу) и нарциссичес-ких потребностей. Тревожная истерия проявляется всякий раз, когда индивид сексуализирует экзаменационную ситуацию в надежде тем самым преодолеть чувство неполноценности и кастрационный страх, но тогда возникает опасность, что его усилия возымеют противоположный результат. Обычно конфликты вокруг пассивно-женственных устремлений усложняют экзаменационные фобии (105, 158, 405, 866, 1256, 1344, 1520). Другие типичные фобии направлены против остальных частных инстинктов. Страх высоты часто встречается в связи с бессознательными идеями относительно эрекции. Клаустрофобия и страх удушья нередко специально направлены против фантазий о пребывании в материнской матке (1056). Страхи перед падением, высотой, автомагистралями и железной дорогой возникают, по-видимому, в попытке преодолеть приятные ощущения, связанные со стимуляцией чувства равновесия. Борьба против сексуального возбуждения от приятного чувства равновесия играет особую роль во многих случаях тревожной истерии. Абрахам показал, что в агорафобии отвергаются не только эксгибиционизм и скопофилия. В случаях боязни выходить на улицу сама функция ходьбы приобретает явно сексуальное значение, обусловленное усилением равновесного эротизма вследствие фиксации во время обучения ходьбе (6, 9; ср. 1282, 1402). Пациент страдал агорафобией, которая сопровождалась ощущениями дерганья за ноги и самопроизвольного убегания ног. Психоанализ показал, что в данном случае запрет на мастурбацию совпал по времени с обучением ходьбе. Будучи маленьким мальчиком, пациент испытывал огромное удовольствие от ходьбы и нарциссически гордился умением ходить. Его ноги и их функции узурпировали запретные функции пениса. Впоследствии при интенсификации старых конфликтов мобилизовался страх кастрации, который проявлялся в новой области как боязнь потерять ноги (410). С чувством равновесия непосредственно связаны многие фобии. У детей и взрослых это чувство играет важную роль в качестве источника сексуального возбуждения. Поскольку чувство равновесия также существенный компонент переживания тревоги, связь между сексуальным возбуждением и тревогой теснее в случае «равновесного эротизма », чем при других частных инстинктах. Конфликты вокруг эротического чувства равновесия приводят к эквилибристическим фобиям, да и вообще развитие фобий, т. е. установление тесной связи между тревогой и сексуальным возбуждением, мобилизует инфантильный равновесный эротизм. Часто чувство равновесия становится представителем инфантильной сексуальности в целом. Многие люди, не помнящие о мастурбации в детстве, вспоминают разные игры и фантазии, относящиеся к положению их тела в пространстве, изменению размеров тела и некоторых его частей, всплывают также впечатления от вращения кроватки и смутные впечатления от «вращения чего-то». Другие не сохраняют приятных впечатлений подобного рода, но вспоминают тревоги относительно отчуждения тела и органов, пространственные страхи в результате вытеснения бывшего наслаждения. Такие тревоги часто формируют стержень тревожной истерии (444). Проекция собственного возбуждения при тревожной истерии Вышеприведенные факты необходимо теперь связать с ролью проекции в тревожной истерии. Во многих фобиях состояние сексуального или агрессивного возбуждения (часто выраженное в ощущениях равновесия и пространства) проецируется и репрезентируется посредством пугающей внешней ситуации (526, 1384, 1386, 1391). Лица, боящиеся засыпания, анестезии, лихорадки, в основном испытывают страх перед болезненным затоплением ощущениями равновесия и пространства. Часто пациенты боятся монотонных звуков, типа тиканья часов, и других ритмических явлений. Фактически они опасаются биения собственного сердца (или генитальных ощущений), репрезентированных феноменами, которые наблюдаются во внешнем мире. При клаустрофобиях ограничение пространства не переживается столь тяжело, когда существует возможность бегства. Тревога беспредельно усиливается при мысли о невозможности покинуть помещение, если в этом возникнет необходимость. Обыкновенно думается о неожиданном удушье и пути к бегству. Те, кто боится поездов, пароходов, самолетов, утверждают, что наибольший страх возникает, когда невозможно выйти наружу, и во время поездки на транспорте приходится сидеть, затаив дыхание, До следующей станции. Это означает, что возбуждение проецируется на средство передвижения, которое провоцирует возбуждение. Потребность внезапного бегства из «тесного» помещения представляет собой потребность бегства от собственного пугающего возбуждения, пока оно не достигло некоей интенсивности (444).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|