Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII 3 страница




Психическое содержание вызванного возбуждения и его интенсивность варьируют в соответствии с возрастом ребенка и историей его жизни. Что именно воспринимается, Интерпретация воспринятого материала, установившиеся


ментальные связи, немедленное или отсроченное их установление — все это зависит от индивидуальных особенностей. Существенны, например, стадия либидной организации, превалирующая в то время, половая принадлежность родителя, с которым произошла идентификация, особая окраска эдипова комплекса. Но всегда представление о сексуальном удовлетворении связывается с опасностью, что предрасполагает к неврозу.

Уже упоминалось, что жутковатые эквилибристические и пространственные ощущения могут быть остаточными явлениями детской сексуальности. И в психоаналитической практике, когда у пациента возникают смутные ощущения вращения предметов, их ритмического приближения и удаления, мы обыкновенно убеждены в близости материала первичной сцены. Фактически, так и обстоит дело. Но, конечно, ощущения подобного рода не специфичны при восприятии сексуальных сцен в окружении, скорее, они специфичны при чрезмерном возбуждении.

Хорошо известно, что во время засыпания тормозящие силы оказывают меньшее сопротивление влечениям, поэтому соблазн мастурбировать усиливается. Перед утратой сознания эго регрессивно предается архаическому чувствованию, высокий процент при этом составляют эквилибристические и пространственные ощущения. В норме они не вызывают особого беспокойства и даже не осознаются, если не уделять им особого внимания (837). Все обстоит иначе, если эти ощущения репрезентируют инфантильную мастурбацию, и снова имеются в виду главным образом лица, пережившие первичную сцену. Некоторые из них наслаждаются такими ощущениями как своеобразным эквивалентом мастурбации; у большинства же, после вытеснения инфантильного опыта, эти ощущения вызывают страхи, которые в крайних случаях становятся причиной серьезных нарушений сна.

Отсюда понятна выраженная склонность к тревожным сновидениям и ночным кошмарам вслед за переживанием первичной сцены или ее эквивалента (7, 1166).

Психоаналитическая терапия

при тревожной истерии

Тревожная истерия хорошо поддается психоаналитическому лечению, и лишь при наличии особых противопоказаний психоаналитическую терапию рекомендовать не


следует. Случаи, осложненные компульсивными симптомами, в которых существенна роль конфликтов вокруг пре-генитальности и агрессивности, менее благоприятны для лечения. Фрейд подчеркивал, что психоанализ типичных фобий требует модификации традиционной техники. После достаточного ослабления с помощью психоанализа остова невроза необходимо настойчиво побуждать пациента преодолеть фобию. Аналитик должен убедить пациента предаться преисполненным страхом переживаниям, чтобы невротический конфликт проявился в полную силу (600).


Глава XII

КОНВЕРСИИ___________________

Что такое конверсия?

При конверсиях соматические симптомы бессознательно и в искаженной форме выражают вытесненные инстинктивные побуждения.

Любой невротический симптом замещает удовлетворение инстинкта. Поскольку возбуждение и удовлетворение представляют собой феномены, которые проявляются соматически, «скачок» в соматическую сферу, характерный для конверсии, в принципе не удивителен. Однако конверсионные симптомы не просто соматическое выражение аффектов, но очень специфическая репрезентация мыслей, которые можно ретранслировать с «соматического языка » на первоначальный словесный язык (543, 550).

Конверсионные симптомы можно рассматривать по аналогии с аффективными приступами. Эти приступы происходят, когда интенсивная стимуляция (или нормальная стимуляция в условиях «запруживания ») временно нарушает способность эго к управлению движениями и синдромы архаической разрядки замещают целенаправленные действия (такие синдромы впоследствии «приручаются » и используются восстановленным эго). Конверсионные симптомы тоже возникают при неожиданном нарушении способности эго управлять движениями и непроизвольной соматической разрядке. Различие, однако, в том, что при нормальных аффектах синдромы, которые замещают действия, у всех людей схожи (мы не знаем их происхождения и в попытках объяснения обращаемся к филогенезу). Синдромы конверсионных симптомов в каждом случае уникальны. Психоанализ показывает, что их происхождение обусловлено особенностями онтогенеза, переживаниями индивида, вытесненными в прошлом. Эти синдромы искаженно выражают вытесненные инстинктивные потребное-


ти, специфика искажения определяется событиями прошлого, которые вызвали вытеснение.

Предпосылки развития конверсии

Существуют две предпосылки развития конверсии: соматическая и психическая. Соматическая предпосылка — это общая эрогенность человеческого тела, что делает возможным каждому органу и каждой функции выражать сексуальное возбуждение. Психическая предпосылка — это прежде всего возможность отворачиваться от реальности к фантазии, замещать реальные сексуальные объекты воображаемыми репрезентациями инфантильных объектов. Этот процесс называется «интроверсией ж

Напомним, что после закрепления за мышлением функции прогнозирования действий различаются два вида мышления, подготавливающий действия и замещающий действия. Первый вид мышления — логический и вербальный, его функции соответствуют принципу реальности; второй — архаический, образный, магический, его функции соответствуют принципу удовольствия. Фантазии репрезентируют второй вид мышления, они приятное замещение болезненной реальности, фантазии часто обнаруживают связь с вытесненными потребностями, они сверхкатектированы посредством перемещения энергии от вытесненного материала и таким образом становятся его дериватами (564).

В интроверсии истерики регрессируют от опостылевшей реальности к магическому мышлению в фантазиях. Этот процесс может осознаваться, пока фантазии достаточно далеки от содержания вытесненного материала, особенно предосудительного эдипова комплекса, но, если фантазии переходят запретную черту, они тоже вытесняются (с. 254-255). Затем они замаскированно возвращаются из вытеснения в форме конверсионных симптомов.

В соответствии с интроверсией истеричные индивиды обращены на свой внутренний мир. Их активность, вместо направленных вовне действий (аллопластической активности), представляет собой просто «внутренние иннервации» (аутопластическую активность). Другими словами, фантазии истеричных индивидов, будучи вытеснены, находят пластическое выражение в изменении соматических функций. В этой связи Ференци говорит о «истерической мате-


риализации » фантазий (486, 489). У истериков при «материализации » лишь преувеличивается то, что сходным образом проявляется при фантазировании в норме, а на самом деле во всем мышлении. Мышление, замещая действия, тем не менее, является их «крупицей»: в процессе мышления происходит иннервация действий, которые мыслятся, только в меньшей степени, чем при их реальном осуществлении (482). Этот «компонент действия», особенно заметный у интровертированных истериков, и формирует основу иннервации, составляющих конверсионные симптомы.

Истерические припадки

Вышеупомянутая возможность ретранслировать конверсионные симптомы с соматического языка на первоначальный словесный язык наиболее очевидна при больших истерических припадках, редко встречающихся в настоящее время. Эти припадки иногда представляют собой пантомимическое выражение довольно сложных фантазий (565, 1620) и могут анализироваться тем же путем, что и сновидения, в них используются те же механизмы искажения.

Стоит напомнить, что механизмы искажения включают сгущение, смещение, репрезентацию противоположным, преувеличение репрезентирующих целое деталей, полную перестановку последовательности событий, сочетанную идентификацию, символизм, пластическое представление (552).

Если проанализировать «скрытый смысл» припадка (как анализируют «латентные мысли сновидения», основываясь на его явном содержании), окажется, что припадки репрезентируют смешение элементов забытых событий и фантастических историй, построенных вокруг этих событий (550, 1620). В припадках находят искаженное выражение эдипов комплекс и его дериваты. Иногда припадки явно символизируют сексуальное удовлетворение и могут завершаться похожим на оргазм состоянием. Фрейд сравнивал утрату сознания на высоте припадка с мгновенной утратой сознания при оргазме (565). В других случаях истерические приступы не выражают фантазий, прямо относящихся к сексуальному акту или обольщению; взамен фантазии, скорее, вращаются вокруг некоторых аспектов беременности и деторождения. Классическим примером служат хо-


рошо известные случаи истерической псевдобеременности (150, 804), многие случаи истерической рвоты имеют такое же происхождение.

У пациентки на высоте припадка обычно судорожно подергивались руки. Психоанализ обнаружил, что подергивания символизируют спастическое сжатие пениса во время эякуляции. Сходное значение имели приступы чихания истерички, ее нос символизировал фантазии о пенисе.

Припадки могут также выражать прегенитальные действия, которые становятся замещением первоначальных эдиповых идей.

Не все истерические приступы происходят в форме специфических пантомимических действий или движений, прямо намекающих аналитику на прошлую ситуацию или фантазии пациента. Иногда приступы гораздо менее специфичны и случаются в форме конвульсий (см. «двигательные нарушения », с. 294-295), утрированных или явно немотивированных эмоциональных вспышек, таких как приступы плача, взрывы смеха, вскрикивания (1464).

Приступы такого рода тоже представляют собой эмоциональный пик сложных бессознательных фантазий. Крик, плач, смех тогда можно сравнить с эмоциями, переживаемыми при пробуждении ото сна, когда само сновидение не помнится. Манифестированные эмоции позволяют сделать несколько общих выводов об эмоциональной природе латентных мыслей, но ничего большего сказать нельзя, если не подвергнуть скрытые мысли анализу. Истерический крик, например, может выражать самые разные эмоции. Иногда намеком служит только характер крика. Это может быть инфантильный крик о помощи (1419), крик может выражать беспомощность (и радость) женщины, подвергшейся сексуальному насилию, или относиться к сновидениям о родах, выражать гнев, декларировать мужественность. Приступы смеха зачастую выражают триумф по поводу осуществления в фантазиях враждебных желаний (436), особенно мести как проявления мстительного варианта женского кастрационного комплекса (20). Но смех бывает и просто частью, замещающей целое (pars-pro-toto), маскировкой сексуального возбуждения. Дети часто выражают любой тип возбуждения навязчивым и утрированным смехом. Истерический крик нередко соответствует «смещению вверх» конфликтов вокруг сексуализированного мочеиспускания (428, 1055).


Имеют отношение к припадкам и те конверсионные симптомы, которые состоят в патологическом проявлении или исчезновении нормальных физических потребностей: приступы голода и жажды, учащение дефекации и мочеиспускания (759), неожиданная утрата аппетита и желания пить, запоры и задержка мочеиспускания (1577), затруднение дыхания. Все эти конверсионные симптомы коренятся во времени инфантильной сексуальности, когда несексуальные функции служили поиску наслаждения и, соответственно, выражали сексуальные фантазии. Голод, жажда, экскреторные потребности могут замещать сексуальные желания, анорексия, наоборот, репрезентирует отрицание сексуальных желаний. Запоры и олигурия могут выражать задерживающие тенденции, связанные с желанием забеременеть или фантазиями об инкорпорации (в соответствии с уравниванием: ребенок = пенис = фекалии) (832), рвота и диарея, наоборот, нередко выражают сопротивление желанию забеременеть и фантазиям об инкорпорации.

Моносимптомные конверсии

В единичных симптомах онтогенетическая основа кон-версий часто совершенно очевидна. Память о событии подменяется «иннервацией», которая действительно имела место в забытой ситуации. У пациентки Брейера, Анны О., возникал паралич руки, как только она бессознательно вспоминала о чувствах к своему отцу. Во время смерти отца она сидела у его изголовья, сдавливая рукой стул (188).

Неверно называть моносимптомную истерию органным неврозом, это понятие следует приберечь для другого типа неврозов (с. 309), тем не менее ошибки в названиях нередко допускаются. Например, так называемый кардионевроз на самом деле обычно представляет собой моносимптомную конверсионную истерию. Кардиосимптомы, выражающие сексуальное возбуждение или тревогу, а иногда и то и другое, связаны со специфическими бессознательными фантазиями.

Моносимптомные конверсии часто иллюстрируют концепцию Ференци об истерической «материализации и «ге-нитализации »(489). Вытесненные мысли находят материальное замещение, нарушая соматические функции, и поврежденный орган обычно бессознательно используется в качестве заместителя гениталий. Генитализация может состоять в объективных изменениях тканей, репрезенти-


рующих эрекцию, например, в гиперемии и набухании, или ограничиться необычными ощущениями, имитирующими генитальные ощущения. Так называемые стигмы принадлежат к той же категории (487, 1162).

Пациент, страдавший кардионеврозом, рассказал о постоянном сердцебиении, которое сопровождалось ощущением увеличения сердца и нарастанием стесненности в груди до почти невыносимой боли. Затем процесс приостанавливался, сердцебиение прекращалось, и сердце снова «съеживалось». Эти ощущения репрезентировали нарастание эрекции, заканчивавшееся, наконец, оргазмом.

По прошествии нескольких дней после интерпретации пациент сообщил о появлении нового симптома. Теперь он ощущал «отверстие в сердце», словно сердце хочет что-то в себя вобрать. Таким образом, в этом случае ге-нитализация сердца имела бисексуальное значение: репрезентировала как женские, так и мужские гениталии.

Истерические боли

и истерическая идентификация

Конверсионные симптомы представляют собой периодические или непрерывные процессы разрядки вместо заторможенных сексуальных побуждений инфантильного периода, с которыми эти симптомы связаны бессознательными ассоциациями. Первый тип истерических болей, согласно утверждению Фрейда, — это «воспроизведение реальных болей из той ситуации, когда произошло вытеснение» (618). Если пациент некогда переживал физическую боль, повторение страдания в конверсионном симптоме замещает связанное с болевой ситуацией приятное возбуждение. Боль теперь одновременно служит предупреждающим сигналом о невозможности былого наслаждения.

Пациентка страдала от боли в нижней области живота. Боль повторяла ощущения, которые она испытывала в детстве во время приступа аппендицита. В период болезни отец обращался с ней с необыкновенной нежностью. Боль в животе одновременно выражала желание отцовской нежности и страх, что за осуществлением желания последует еще более болезненная операция.

Детские заболевания — зачастую впечатляющие эпизоды в формировании инстинктивных конфликтов ребенка,


иногда относящихся к удовлетворению (получению большей любви или иного вида любви от родителей, новизне в переживании собственного тела), но чаще касающихся угроз (болезнь может восприниматься как кастрация или вообще наказание за прежнюю мастурбацию и другие проявления инстинктов). Лихорадка очень подходит для обозначения опасного сексуального возбуждения, приятного до некоторого предела, но болезненного и пугающего при запредельной интенсивности. В других случаях ассоциативная связь между инстинктивным конфликтом и возникшим заболеванием поверхностна: особая форма конверсионного симптома, который имитирует прошлое заболевание, не более чем хронологический сигнал, намекающий на побуждения того времени, когда возникло это заболевание.

В общем, определение таково: всякий раз, когда функциональное расстройство ассоциируется с эмоциональным конфликтом и этот конфликт вытесняется, любой последующий намек на функциональное расстройство или эмоциональный конфликт легко мобилизует оба компонента целостного синдрома. Функциональные расстройства становятся сознательной манифестацией конверсионных симптомов, а эмоциональный конфликт их бессознательной движущей силой (313, 316).

Во втором типе истерических болей исходные переживания, которые имитируются в конверсионном симптоме, могут принадлежать не пациенту, а другому человеку, избранному объектом подражания. Истерия, как хорошо известно, способна скрываться под маской любого заболевания. Поэтому клиническая картина конверсионной истерии очень разнообразна. «Истерическая идентификация», выражающая желание быть на месте другого человека, требует дальнейших комментариев.

Идентификация — самый первый тип реакции на объект. Все последующие объектные отношения при определенных обстоятельствах регрессируют к идентификации. Истерическая идентификация характеризуется тем, что не вовлекает весь доступный катексис (408). Существует несколько видов идентификации этого рода:

1. Простейший случай — истерическая идентификация с удачливым соперником, т. е. человеком, кому пациент завидует и чье место изначально хотел занять. Дора, пациентка Фрейда, начала кашлять, подобно миссис К., в которой она бессознательно видела соперницу. Дора завидовала сексуальному опыту К., но из-за чувства вины по поводу со-


перничества не могла поставить себя на ее место. Взамен 0на выбрала в качестве пункта идентификации страдание миссис К. (557). Эта идентификация заместила желанную идентификацию в сексуальных переживаниях. Произош-ло то же самое, что с королем Мидасом, жадность к золоту погубила его.

Механизм наказания Мидаса наблюдается во всех видах неврозов, в компульсивных неврозах даже чаще, чем при истерии. Навязчивости могут выражать идею: «Вы получите желанное, но таким способом, в то время или в том количестве, что это погубит вас». В симптомах подобного рода разные наслоения влечения и защиты конденсируются друг с другом, и не легко различить между инстинктивным побуждением, вернувшимся из вытеснения, и склонностью суперэго карикатурить его в целях наказания.

2. Иногда женщина с истерией, обусловленной эдиповым комплексом, идентифицируется не с соперницей-матерью, а с любимым отцом. Это более сложная ситуация. Когда человек силится отказаться от объекта, он склонен компенсировать утрату посредством идентификации с ним (608). Истеричка перенимает болезнь отца и тем самым демонстрирует тщетность своих усилий отказаться от него.

Пациентка-истеричка имитировала туберкулез. Ее отец в молодости страдал этой болезнью. В дальнейшем она освоила отцовскую профессию, проявляла выраженные гомосексуальные тенденции.

Идентификация такого рода обеспечивает удовлетворение негативного эдипова комплекса (562).

3. Чаще всего истерическая идентификация осуществляется с объектом, с которым отсутствуют подлинные объектные отношения. Эта идентификация формируется на основе сходства потребностей. Фрейд приводил в пример истерические эпидемии в женских учебных заведениях. Девушка реагирует обмороком на любовное письмо, и тогда с другой девушкой тоже случается обморок со следующим бессознательным значением: «Мне тоже хотелось бы получать любовные письма» (606). Выбор объекта идентификации в данном случае обусловлен только тем, что объект получает желанное индивидом удовлетворение. И снова очевиден тот факт, что возникшие болезненные переживания выражают вытесненные силы по принципу осуществления желания в истории с королем Мидасом: «Ты 10*


хотела быть счастливой, подобно X? Ладно, но именно за это получай такое же наказание! »

Идентификация на основе сходства потребностей по сути временная и осуществляется с объектом при отсутствии с ним других объектных отношений, что дает повод обсудить соотношение между идентификацией и имитацией. Данный механизм напоминает простую имитацию, но остается бессознательным. Любая имитация, будь то сознательная или бессознательная, предполагает некую идентификацию, т. е. изменение эго по образцу объекта. Однако идентификация на основе имитации, в противоположность другим видам идентификации, поверхностна, ограниченна, капризна и используется только для одной определенной цели. Эта цель может и не осознаваться. Бессознательно тот, кто служит прототипом имитации, по-видимому, сулит некоторые либидно-эко-номические преимущества, некую возможность облегчения внутренних конфликтов. Родственным феноменом является заразительность промахов и ошибок (1285, 1524).

4. Существуют также «множественные идентификации », особенно во время припадков. Истеричная пациентка может одновременно или последовательно играть роль разных особ, с кем она идентифицируется, в соответствии с любым из описанных видов идентификации. Припадки таких пациентов очень часто репрезентируют эпизоды целой драмы.

Классическим примером служит пациентка Фрейда, пытавшаяся сорвать с себя одежду правой рукой и одновременно препятствующая этому левой рукой. Она одновременно идентифицировала себя с насильником и жертвой насилия (562; ср. 471).

Знаменитый случай «множественнойличности» —апофеоз множественной идентификации (1065, 1586).

Возможна даже истерическая идентификация со страданием, которое приписывается модели идентификации в фантазии.

Однажды пациентка почувствовала боль в пальце. Она утверждала, что ощущение такое, будто палец порезан ножом. Эта девушка была влюблена в кузена, студента-медика, жившего в другом городе. Она воображала, что именно в момент ее боли возлюбленный порезался, препарируя труп. Эта фантазия доставляла ей удовольствие магической связью с возлюбленным и была сознательной


грезой. Бессознательное продолжение грезы представляли символические уравнивания нож = пенис и резание= коитус. Психоанализ также определенно выявил, что кузен замещал отца, в то же время ее идентификация с трупом восходила к сексуальным теориям инфантильного периода.

В некотором смысле возможно даже говорить об «истерической идентификации с самим собой», а именно с прошлым состоянием эго (387). Многие конверсионные симптомы имеют значение регрессии к периоду детства, когда произошло вытеснение, которое теперь трудно поддерживать.

В некоторых истерических болях повторение прошлых (действительных или воображаемых) страданий менее выражено, чем предвосхищение желаемых событий или наказания за них. Боли могут быть составной сексуальных бессознательных фантазий. Они могут выражать идею изнасилования, некоторые абдоминальные и даже головные боли выражают идею беременности. Такие нездоровые фантазии вовсе не обязательно противоречат истерическим страданиям, описанным до сих пор. Они иллюстрируют пугающее и обнадеживающее будущее посредством мобилизации родственных переживаний прошлого.

Истерические галлюцинации

Истерические галлюцинации «построены на событиях, которые действительно воспринимались во время вытеснения» (618).

Пациентка страдала от мучительного привкуса металла во рту. Оказалось, что в детстве она привыкла пить воду, прикладывая рот прямо к крану. Что впоследствии стало галлюцинациями, некогда воспринималось в реальности. Детская привычка прикрывала бессознательное желание совершить феллацию.

Обонятельные галлюцинации тоже иногда коренятся в событиях прошлого, имевших инстинктивное значение. Это, конечно, не противоречит тому факту, что подобные галлюцинации могут выражать беспокойство о запахе тела. Существуют также переходные состояния от истерических галлюцинаций к галлюцинациям при психозе (как и промежуточные состояния между истерическими страхами и бредом) (с. 574-575).


Двигательные нарушения при истерии

Двигательный паралич — это защита от действий (618), а именно от проявления предосудительной инфантильной сексуальности.

Истерический паралич обычно сопровождается увеличением тонуса. Тем самым осуществляется страховка от предосудительных сексуальных действий и одновременно искаженное их замещение. В этом облике часто выступают истерические «эквивалентымастурбации». Локализация паралича определяется обстоятельствами жизни и соматической предрасположенностью (с. 299). Подобные симптомы чаще левосторонние, чем правосторонние. Согласно Ференци, левая сторона тела сильнее подвержена бессознательным влияниям, чем правая, поскольку правши меньше на ней сосредоточены (489). Кроме того, следует учитывать символическое значение правого и левого: правое означает правильное, левое ошибочное (1479). Иногда, в частности, правое — это гетеросексуальное, а левое гомосексуальное (1469).

Истерический мутизм представляет собой особый случай истерического паралича. Если симптом возникает в присутствии определенных лиц, он может выражать враждебность к ним, страх перед ними (пугающий сексуальный соблазн), наконец, полное отсутствие интереса к предстоящей беседе. (Дора теряла речь в отсутствии любимого мужчины [557]). В некоторых случаях мутизм означает смерть или кастрацию.

Спазм является средством, обеспечивающим подавление действий и одновременно тоническое их замещение.

Спазм ограниченной области тела может репрезентировать эрекцию. Это, однако, не обязательно. Иногда мышечный спазм — просто соматическое выражение вытеснения. Повышенный тонус репрезентирует общую установку: «Я нечто подавил».

У пациентки, испытывавшей во время сексуального акта спазм мышц тазового дна, этот симптом прежде всего представлял собой генерализированный вагинизм, обеспечивающий сопротивление сексуальным переживаниям. Спазм также репрезентировал ее неприязнь к сексуальному партнеру и склонность «высовывать» воображаемый скрытый пенис. Ференци показал, каким образом возникает общий «спазм подавления» при смещении


функции анальных сфинктеров к мышечной системе в целом (505).

функция некоторых истерических спазмов состоит в обеспечении специфического торможения. Они возникают, если намеченная деятельность возбраняется суперэго в силу ее скрытого сексуального значения, а у моральных мазохистов при близости запретного успеха. Сюда относятся профессиональные спазмы писателей и скрипачей (867).

Знаменитая истерическая дуга, редко встречающаяся в наше время, по иннервации, согласно Фрейду, антагонистична коитусу, репрезентация противоположным выражает одновременно вытесненное желание и вытесняющие силы (565). Другие авторы утверждают, что этот симптом выражает также мужеподобное устремление — попытку высунуть скрытый пенис (1564), и женское устремление — идею деторождения (1025).

Конвульсии тоже представляют собой аффективные эквиваленты, или пантомимическое выражение, сексуальных, агрессивных или сексуально-агрессивных фантазий. Иногда истерические конвульсии имитируют органические конвульсии, свидетелем которых пациент оказался. Так называемая истероэпилепсия будет обсуждаться ниже (с. 349).

Сновидные состояния

и нарушения сознания при истерии

Сновидные состояния при истерии тесно связаны с припадками. Как и при припадках, фантазии, которые репрезентируют дериваты вытесненного материала, помимо воли овладевают личностью, но здесь отсутствует пантомимическая разрядка. Фантазия, построенная на эдиповых идеях, прорывается как таковая, отстраняя пациента от реальности (3, 196). Иногда сексуальное значение абсанса совершенно явно, поскольку пациент испытывает наслаждение от этого состояния. Чаще аффект тоже вытесняется, и вновь усилившееся вытеснение удерживает мобилизованные дериваты настолько далеко от сознания, что пациент вспоминает только сам факт помрачения сознания (1015).

Конверсионный симптом снохождения представляет собой своеобразное смешение истерического припадка и истерического сновидного состояния.


Сновидное состояние здесь функционально, снохож-дение происходит во время ночного сна и служит пантомимической разрядке. Иногда разрядка выражается только неспецифической суетливостью, обусловленной внутренним напряжением, однако, как правило, разрядка высоко специфична. Активность сомнамбула соответствует явному содержанию сновидения, или латентным конфликтам, лежащим в основе сновидения. В некоторых случаях на первый план выступает бегство с кровати, которая представляется местом соблазна, но чаще снохождение имеет позитивную цель: пациент устремляется либо к месту потенциального удовлетворения бессознательных побуждений, либо к месту их гарантированного успокоения, либо одновременно осуществляет оба намерения (711, 717, 1286, 1341, 1343).

Типичная цель инфантильного снохождения — участие в ночной жизни взрослых. Родительская кровать означает место, где можно раскрыть сексуальные секреты или найти защиту от ночных кошмаров и соблазнов, но обычно осуществляются оба намерения. Если снохождение сочетается с нарушением контроля над мочеиспусканием, это не обязательно доказывает органическую природу припадка, но может быть признаком сексуального бессознательного возбуждения. Иногда снохождение выражает склонность убегать из дома. Старинное поверье о связи снохождения с лунным светом отчасти обусловлено эмоциональной ценностью лунного света, который одновременно и «свет» и «тьма», поэтому подходит для выражения инфантильных смутных представлений о сексуальности и сексуального подсматривания. Отчасти суеверие обусловлено символическим значением луны: луна=матъ (430, 1322, 1579).

Неизвестно, какие соматические и ментальные факторы позволяют использовать во время сна моторную сферу. Это противоречит общему правилу, что в норме при засыпании сначала парализуется подвижность (595), но соответствует тому факту, что в гипнотическом сне двигательная сфера легко доступна командам гипнотизера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...