Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII 4 страница




Нарушения сознания обычно соответствуют вытеснению насущных дериватов инфантильной сексуальности (1015, 1336). Мимолетное отключение сознания — это, так сказать, генерализированное вытеснение и, вероятно, архаический образец любого вытеснения (410). Содержание побуждений, входящих в сновидные состояния и наруша-


ющих сознание, варьирует, как и фантазии, продуцирующие истерические симптомы вообще. Временное помрачение сознания в сновидном состоянии может выражать не только вытеснение, но и иметь бессознательное значение само по себе. Оно может символизировать оргазм, означать, что пожелание смерти другим людям обернулось на собственное эго, служить блокированию (и искаженному выражению) любых враждебных побуждений. Это особенно справедливо для истерических приступов неожиданной усталости и пониженного тонуса, которые иногда составляют переходное состояние к нарколепсии. Нарушения сознания впечатляют окружающих, что подразумевает всяческие вторичные выгоды. Сновидные состояния и нарушения сознания при истерии всегда следует дифференцировать с эквивалентами эпилепсии.

Истерические расстройства

специальных чувств

Истерические нарушения зрения, слуха, обоняния и других чувств представляют собой выборочное нарушение сознания, и то, что было сказано о нарушениях сознания вообще, остается справедливым и в данном случае. Нарушения специальных чувств репрезентируют отвержение огорчающих аспектов сексуальности. Торможения этого рода могут распространяться от слепоты, глухоты до отрицательных галлюцинаций и ограничений в использовании чувств (с. 233). Подобные симптомы иногда возникают после травмы в качестве посттравматического торможения эго (917), но вскоре приобретают «истерический смысл » и сохраняются в качестве конверсионных симптомов.

В то же время ограничение чувственного восприятия — симптом истерической интроверсии, т. е. отсутствия интереса к внешним событиям. Тем самым увеличивается вероятность фантазий, замещающих реальность.

Истерические нарушения зрения рассмотрены в весьма познавательной статье Фрейда (571). Утверждение истерика: «Я не вижу », — означает: «Я не хочу видеть ». Это утверждение указывает на подавление побуждения к разглядыванию (и показу). В аспекте наказания такое утверждение означает: «Поскольку ты хочешь смотреть на нечто запрет-Ное, не будешь видеть совсем » (367). В качестве характерного для истериков симптома часто описывается ограниче-


ние поля зрения. Ференци считает, что периферическое зрение легче сексуализируется, потому что имеет меньшее значение для эго (489).

Сексуализация зрения не всегда обусловливается простой скопофилией или бессознательной генитализацией глаз. Глаз может символизировать и прегенитальные эрогенные зоны, в частности, выражать орально-инкорпоратив-ные и орально-садистские вожделения (430). Причина невротических затруднений чтения обычно кроется в орально-садистских конфликтах (1512).

Защита от орально-садистских устремлений — частая причина еще одного конверсионного нарушения зрения, микропсии, когда объекты кажутся уменьшенными, словно смотришь на них в перевернутый бинокль. Пространственные галлюцинации и иллюзии, по-видимому, воспроизводят опыт раннего орального периода (410), микропсия совершенно явное доказательство этого. У пациентки доктора Инмана микропсия проявлялась всякий раз при мобилизации интенсивного и фрустрированного орального желания (831). Пациентка доктора Бартмайера очень рано сместила сильную пищевую зависть к зрительному восприятию («на глаза»). Ее микропсия выражала тенденцию оттолкнуть объекты подальше. Это была попытка защититься от мысли убить объекты глазами и одновременно искаженное возвращение этого отвергнутого побуждения (89).

Сенсорные нарушения при истерии

Сенсорные нарушения, подобно параличам и торможению специальных чувств, на первый взгляд представляют скорее защиту, чем возвращение вытесненного материала. Элиминация ощущений облегчает подавление воспоминаний, которые относятся к поврежденным областям тела. Тем не менее такие расстройства служат также вытесненным побуждениям. Вследствие этой самой анестезии, бесчувственная область может в большей мере использоваться бессознательными фантазиями. Вообще истерические сенсорные расстройства представляют собой вытеснение внутреннего восприятия на манер вытеснения внешнего восприятия при нарушении специальных чувств (489).

Истерическая гипоалгия — это разновидность локального обморока: определенные ощущения, которые достави-


ди бы боль, не воспринимаются. Основной механизм, вероятно, родственен архаической защите, выражающейся в отсрочивании аффектов (с. 214).

Соматическая предрасположенность

В описанных симптомах весь катексис неприемлемых побуждений конденсируется в определенной соматической функции. Выбор области повреждения определяется следующими факторами:

1. В первую очередь играют роль сексуальные бессознательные фантазии и соответствующая эрогенизация органа. У индивида с оральными фиксациями возникнут оральные симптомы, у индивида с анальными фиксациями — анальные симптомы. Фиксации, со своей стороны, зависят от конституциональных факторов и прошлого опыта. Регрессия к пунктам фиксации при конверсиях ограничивается выбором органа. В прегенитальной зоне находят выражение генитальные фантазии, т. е. негенитальные органы претерпевают генитализацию (489). Уже отмечалось, что хронические неврастеники используют свои гениталии пре-генитальным путем (с. 251), теперь следует добавить, что конверсионные истерики используют прегенитальные зоны генитальным путем (565, 571).

2. Физическое состояние органа тоже существенно. Понятно, что легче утилизируется орган со слабой сопротивляемостью. Малая сопротивляемость может быть следствием конституциональной слабости или перенесенного заболевания. Индивид с выраженной вазомоторной лабильностью предрасположен к вазомоторным конвер-сиям, индивид с органической миопией — к глазным кон-версиям.

Такого типа соматическая предрасположенность, конечно, актуальна при «истерической суперструктуре органического заболевания» (285, 1028, 1506). В данном случае органические симптомы одновременно предрасполагают к искаженному выражению вытесненных побуждений, т. е. приобретают вторичное конверсионное значение. Они возникают не в результате конверсии, но используются конверсиями и, следовательно, могут сохраняться на психологической основе после устранения органических причин.

3. Важна ситуация, в которой произошло решающее вытеснение. Более вероятно повреждение органов, наибо-


лее активных или сильно напряженных в момент решающего вытеснения (316, 532).

4. Имеет значение способность органа функционально символизировать вытесненное влечение. Инкорпорирующие тенденции лучше выражаются посредством рта, респираторных органов и кожи, элиминирующие тенденции — посредством кишечного тракта и респираторной системы. «Выпуклые » органы (рука, нога, нос, грудь) символизируют пенис и репрезентируют мужские желания. «Впалые » органы (рот, анус, ноздри, внутренние стороны конечностей) символизируют влагалище и репрезентируют женские желания.

Архаические особенности конверсии

Конверсионные симптомы не ограничиваются произвольной мускулатурой, но возникают и в вегетативной системе. Побуждение выражать сексуальные бессознательные желания замаскированным соматическим путем выходит далеко за пределы произвольно регулируемых функций. Как хорошо известно, гипнотические команды воздействуют на гораздо большее количество функций, чем собственная воля. При специальной тренировке личности с определенными задатками способны научиться управлять этими функциями посредством аутосуггестии (1410). Те же самые функции подвергаются конверсиям. Вообще «архаическое » эго контролирует больше телесных функций, чем эговзрослых. «Истерическиегиперфункции»репрезентируют регрессию к архаическим состояниям, существовавшим в раннем детстве. У конверсионных истериков можно снова наблюдать описанные характеристики архаической подвижности и восприятия (с. 59, 66).

Понимание природы конверсии как регрессивного феномена может служить отправным пунктом концепции архаического происхождения этой аутопластической способности. Вспомним теорию эволюции Ламарка, согласно которой эволюция происходит посредством аутопластической адаптации тела к требованиям окружающей среды. Истерическая конверсия, по-видимому, своеобразный рудимент примитивной способности животных к аутопластической адаптации.

В процессе взросления утрачиваются некоторые телесные способности, которые вновь возобновляются у исте-


ричных индивидов. Однажды Ференци отметил, что образование — это не только обретение новых способностей, но также забывание некоторых способностей. Забытые способности обозначались бы как «супернормальные», если бы сохранялись (489). Это подразумевает, что вытеснение аутоэротизма неизбежно влечет и вытеснение его функциональной основы.

Истерические гиперфункции как возвращение вытесненного материала демонстрируют тот факт, что истерики, вытесняя инфантильную сексуальность, чрезмерно вытеснили телесные функции. У истериков тело более или менее чуждо сознательному эго. Они терпят неудачу в отождествлении эго с телом. В «сладостный период» эго воспринимало все болезненное как чуждое, истеричные особы относились к своему телу как источнику боли и, соответственно, воспринимали его как не эго. Они заторможены в отношении подвижности и чувствительности. Те, кто рассматривает свое тело как чуждое, с большей готовностью отвергают психогенную природу «супернормальных» конверсионных симптомов при их возникновении.

Хотя регрессия личности к прегенитальности при конверсионной истерии неполная, тем не менее, особенно у женщин, часто происходит регрессия к инстинктивным целям инкорпорации. Это проявляется не только в преобладающей роли идентификации, но и в более непосредственных признаках. Идея феллации необычайно распространена в бессознательных фантазиях истеричных женщин (globus hystericus). Психоанализ показывает, что эта идея представляет собой искаженное выражение желания откусить и инкорпорировать пенис. Такая фантазия обильно детерминирована, в индивидуальных случаях варьирует относительная важность ее значений. Она означает: а) смещение вверх сексуальных желаний; б) идею зачатия; в) месть мужчинам, обладающим завидным органом, т. е. активное выражение склонности кастрировать; г) инкорпорацию «отсеченного » пениса и идентификацию с мужчиной (398, 407, 499).

В этой фантазии сексуальный партнер лишается пениса. Для истеричной женщины фантазия о генитальном союзе тесно связана с эдиповым желанием, из-за которого она не способна к подлинной любви. Она может любить только при отсутствии гениталий, поскольку гениталии символизируют для нее предосудительный аспект любви, и пытается утвердить это условие, когда в фантазии исключает гениталии, откусывая их (26).


Орган, поврежденный конверсией, может также репрезентировать интроецированный объект. Однако, несмотря на такую инкорпорацию, объект все же остается и во внешнем мире. Истерическая интроекция скорее частичная, чем полная, регрессия от объектного отношения к идентификации.

Общее значение конверсии

Конверсионная истерия — это классический предмет психоанализа. Психоаналитический метод был открыт, проверен и усовершенствован в изучении истеричных пациентов (187, 188, 542, 543, 544, 548). Техника психоанализа по-прежнему находит наибольшее применение в случаях истерии, и истерия лучше других заболеваний поддается психоаналитическому лечению.

При конверсиях компромиссный характер симптомов, выражающих вытесненные и вытесняющие силы, а также динамическое взаимоотношение инстинктивных и контринстинктивных сил особенно очевидны.

Некоторые люди краснеют при самом безобидном обсуждении сексуальных тем. В этом, конечно, в первую очередь проявляется защита. Но покраснение выдает также сексуальное возбуждение как признак реагирования на сексуальный намек. «Привычное покраснение» в качестве конверсионного симптома обычно выражает конфликты вокруг эксгибиционизма (и нарциссическо-го удовлетворения посредством эксгибиционизма).

На многолюдных встречах, обычно бессознательно представляющих сексуальный соблазн, пациентка систематически испытывала потребность в дефекации, что вынуждало ее покидать комнату. Таким способом она выпутывалась из соблазнительной ситуации. Но, с другой стороны, своим симптоматическим действием она показывала, регрессируя к инфантильному выражению сексуального возбуждения, что подверглась стимуляции.

С позиций вытесненных побуждений, конверсионные симптомы замаскированно замещают сексуальное удовлетворение при неспособности к его подлинному получению. Тот факт, что замещающее удовлетворение таковым не воспринимается и обычно осознается как серьезное страдание, обусловлен эффективностью сил вытеснения. Иногда


это страдание воспринимается как наказание, наложенное ради искупления вины (37). Однако существуют симптомы, репрезентирующие исключительно инстинктивное удовлетворение и не имеющие наказывающего значения. Симптомы, которые не осознаются самим пациентом, конечно, не могут служить в качестве наказания.

В конверсионных симптомах контркатексис проявляется разными способами и иногда разными путями вторично навязывается возвращающимися исходными побуждениями. Контркатексис нарушает двигательные и сенсорные функции, расстраивает сознание, но это позволяет использовать заторможенную функцию с целью выражения бессознательных фантазий. В случае истерической боли внимание, направленное на избежание ситуаций соблазна и наказания, за счет контркатексиса смещается к защите болезненного органа (618). Стремление рационализировать все симптомы как соматические — тоже проявление контркатексиса. Когда бессознательная ненависть сверхкомпенси-руется утрированным почтением, задействуется вариант истерического реактивного образования (618).

Эдипов комплекс, мастурбация и прегениталы-юсть

в конверсионных симптомах

Утверждение Фрейда, что «эдипов комплекс — ядерный комплекс неврозов », особенно справедливо для истерии как проявления фаллической фазы сексуального развития. Истеричные индивиды либо совсем не преодолевают раннего выбора объекта, либо настолько фиксированы на нем, что в последующей жизни после разочарований снова к нему возвращаются. Поскольку вся сексуальность репрезентирует для истериков инфантильную инцестную любовь, стремление вытеснить эдипов комплекс приводит к вытеснению всей сексуальности.

Истерия чаще встречается у женщин, чем у мужчин, что обусловливается более сложным сексуальным развитием женщин. Процесс смещения эрогенности от клитора к влагалищу может не завершиться. Но структура истерии характеризуется не только эдиповым комплексом и «гетеросексуальной идентификацией». С истерией неразрывно связаны и другие характеристики, такие как особые способы подавления эдипова комплекса. Часто дети, кому по-


зволялось слишком фиксироваться на своих родителях, впоследствии родителями же на особый манер отвращаются от удовлетворения эдиповых желаний. Среди истеричных особ часто встречаются женщины, которые не нуждаются в мужчинах, но необычайно восторгаются своим отцом, а также «маменькины сынки».

Однако было бы ошибочно думать, что при проведении психоанализа сразу очевидно конечное содержание истерических симптомов, эдипов комплекс. Между эдиповыми фантазиями и симптомами взрослых интерполированы промежуточные фантазии. А между исходными эдиповыми фантазиями и последующими фантазиями помещаются инфантильные мастурбационные фантазии, эдипова природа которых иногда сильно завуалирована. Конфликты, изначально связанные с эдиповым комплексом, смещаются на мастурбацию, поэтому в качестве бессознательного содержания истерических симптомов нередко выявляется именно борьба с мастурбацией. Спазмы, сенсорные нарушения часто оказываются одновременно как защитой от мастурбации, так и ее замещением (357, 550, 733).

Фантазии, которые сознательно предназначаются для подавления мастурбации, бессознательно большей частью представляют собой разработку первоначальных ма-стурбационных фантазий. Иногда это тайное отношение при некоторых обстоятельствах становится явным (537). Если индивид преуспевает в подавлении связей между фантазиями и мастурбацией, не вытесненные фантазии как бессознательные эквиваленты мастурбации порой развиваются в навязчивые интересы к определенным областям. Эти интересы могут восприниматься самим индивидом в качестве антимастурбационных мер, но выдают себя в психоанализе как ответвления фантазий, связанных с эдиповым комплексом. То же самое справедливо для некоторых привычных аутоэротических игр и симптоматических действий, которые дают разрядку фантазиям. Но индивид слабо это сознает или, по крайней мере, не сознает важности такой активности для поддержания психического равновесия.

Фантазии, которые интерполированы между эдиповым комплексом и истерическим симптомом иногда сами имеют генитальную природу, например, идеи о беременности и деторождении. Но это вовсе не обязательно. В качестве промежуточных звеньев между эдиповыми желаниями и явно безобидными фантазиями обнаруживаются идеи, про-


исхождение которых связано с разными эрогенными зонами и частными инстинктами. Такие идеи, несмотря на их посредническую роль, конечно, важны с практической точки зрения. Их открытие и проработка при проведении психоанализа могут потребовать больше времени и внимания, чем базовый эдипов комплекс. И та форма, которую приобрел собственно эдипов комплекс, вследствие детских переживаний, выявляется только посредством тщательного анализа промежуточных построений (418).

Рассмотрим пример промежуточных оральных фантазий. Пациентка жаловалась на тошноту и рвоту. Посредством свободных ассоциаций она осознала, что симптом возникает всякий раз, когда она ест рыбу. Вслед за этим озарением она выдала несколько мыслей относительно жестокости потребления животной пищи. Съедение рыбы ей казалось особенно жестоким, поскольку «рыба имеет «душу»» (слово, обозначающее в немецком «внутренности селедки», созвучно английскому слову «душа»). Отец пациентки умер. Идея съедения его души, чтобы сделать ее частью собственного тела, была ширмой бессознательной фантазии о сексуальном союзе с отцом.

Пример прегенитального выражения в конверсионном симптоме преимущественно генитальных желаний представляет ночное недержание мочи, самый частый эквивалент детской мастурбации (91, 227, 263, 557, 667, 769, 793, 934, 1044, 1595).

Младенческий (ночной и дневной) энурез является сексуальной разрядкой. Экскреция мочи первоначально выражает аутоэротическую активность, которая дает ребенку уретрально-эротическое (и кожное) удовлетворение. Воспоминания об этих аутоэротических ощущениях иногда оживляются пациентами при проведении психоанализа, например, в случаях преждевременной эякуляции, когда семя и моча бессознательно уравниваются. Если, однако, воспитанный ребенок постарше возвращается к этой форме сексуального удовлетворения, то оно уже не является аутоэротическим, а связано с фантазиями об объектах. Когда сексуальное действие больше не осуществляется активно с сознательным наслаждением, а происходит против воли индивида, это явление, конечно, можно назвать «конверсионным симптомом». Между инфантильным аутоэротическим недержанием мочи и последующим энурезом имеется период мастурбации. Энурез представляет собой замещение и эквивалент вытесненной мастурбации. В не-


которых случаях действительно можно продемонстрировать, что торможение мастурбации стимулирует развитие энуреза в качестве замещения. Подобно мастурбации, энурез в данном случае играет эфферентную роль в разных сексуальных желаниях. На высоте развития эдипова комплекса энурез — первый и самый главный способ разрядки эдиповых побуждений. Но, как и в случаях с другими конверсионными симптомами, между глубоко вытесненным эдиповым комплексом и конечными уретрально-эротическими и кожно-эротическими симптомами интерполированы промежуточные желания. Интересно отметить, что недержание мочи очень часто выражает фантазии, свойственные противоположному полу. Уретральный эротизм хорошо заметен у девочек, отличающихся сильной завистью к пенису. В их симптоме проявляется желание производить мочеиспускание подобно мальчикам. У мальчиков недержание мочи обычно имеет значение женской черты, такие мальчики надеются получить женоподобное удовольствие, «производя мочеиспускание пассивно». Кроме того, пассивное мочеиспускание может выражать регрессию к ранним пассивно-рецептивным способам наслаждения, сильную тоску по свободе младенчества. И действительно, энурез часто представляет желание снова обладать привилегиями младенца. Симптом нередко усиливается при рождении других детей. Иногда недержание мочи в таких случаях подчеркнуто агрессивное и выражает озлобленность против родителей: «Я добьюсь привилегий младенца, в которых вы мне отказываете». Агрессивное и злобное значение симптома позволяет одновременно выражать другие прегенитально (орально) детерминированные идеи мести. Это часто случается в случаях энуреза, которые формируют основу последующей преждевременной эякуляции.

Энурез имеет разные последствия в дальнейшем развитии ребенка. Тенденция подавлять симптом двояким образом влияет на развитие характера. Во-первых, неспецифический страх перед «собственными опасными побуждениями» может превратиться в специфический страх утраты самоконтроля. Выясняется, что затруднение пациентов в свободных ассоциациях при проведении психоанализа нередко основывается на страхе обмочиться. (Однако страх разрушения собственным возбуждением может иметь и другое происхождение. ) Страх утраты самоконтроля намного чаще обнаруживается у девушек. Фригидность нередко характеризуется бессознательной идеей, что полная уступка своему возбуждению приведет к позорной утрате контроля над мочевым пузырем. Большая частота


этого страха у женщин обусловливается, вероятно, тем обстоятельством, что задерживание мочи с целью предотвращения энуреза вызывает более сильное эрогенное наслаждение (аналогичное анальному наслаждению при задерживании) у девочек, чем у мальчиков. Во-вторых, общий страх собственных опасных инстинктов может приобретать особое качество стыда. Специфическая связь между стыдом и уретральным эротизмом уже упрминалась (с. 101). Если дети с недержанием фекалий обычно прямо и строго наказываются, то дети-энуретики подвергаются только насмешкам и чувствуют пристыженность. Амбициозность как черта уретрально-эротического характера представляет собой стремление избежать такого стыда (с. 634).

Недержание фекалий встречается у старших детей намного реже, чем недержание мочи. Но этот недуг тоже следует рассматривать как конверсионный симптом, выражающий склонность к анальной разрядке инстинктивных конфликтов. Если недержание фекалий происходит только изредка, оно, скорее всего, эквивалент тревоги. Если же недержание фекалий привычно, оно свидетельствует о сохранении сексуальной реализации по анальному типу или регрессии к ней как эквиваленту или замещению мастурбации. Это, конечно, признак выраженной анально-эротической ориентации. Действительно, анальное недержание чаще обнаруживается в анамнезе пациентов, у кого впоследствии развивается компульсивный невроз, а не истерия.

Общий тезис об истериках, вытесняющих свою сексуальность, на первый взгляд вступает в противоречие с многочисленными описаниями истериков как сексуально озабоченных особ, склонных сексуализировать любые человеческие отношения. Но это только призрачное противоречие. Поскольку истерики блокируют свою сексуальность, она запруживается у них изнутри, поэтому выступает в ненадлежащих местах и в неподходящее время. Истерическая эротомания является псевдосексуальностью, обусловленной отсутствием удовлетворения (с. 317).

Иногда пациенты с конверсионными симптомами полностью освобождаются от тревоги, иногда конверсия и тревога развиваются параллельно. Энергия, которая запруживается из-за невротических конфликтов, расходуется на Деформацию соматических функций, что обеспечивает некоторую разрядку или, по крайней мере, более постоянное связывание катексисов. Такой путь является средством Избавления от тревоги и избежания открытого ее прорыва. Если тревога возникает наряду с конверсионными симп-


томами, то ее вторичная разработка потерпела неудачу или оказалась недостаточной.

Течение и психоаналитическое

лечение конверсионной истерии

Некоторые реакции эго пациента на конверсионные симптомы настолько характерны для истерии, что заслуживают несколько слов здесь, в предварении подробного рассмотрения соответствующей темы. С одной стороны, эго пытается вытеснить симптомы как дериваты инфантильной сексуальности по образцу вытеснения собственно инфантильной сексуальности. Делая это, эго стремится отделить симптомы от остальной личности, т. е. игнорировать их. Если отрицание симптомов успешно, к ним формируется отношение, которое Шарко назвал «красивым безразличием истериков» (589). С другой стороны, поскольку симптомы неизбежны, эго пытается утилизировать их в собственных интересах: коль приходится страдать, уж лучше извлечь из страдания максимум выгод. Так устанавливается вторичная выгодность заболевания, отличная от первичного преимущества, а именно избежания эдипова комплекса. Считать желание получить пенсию причиной истерии, по удачному сравнению Фрейда, столь же безосновательно, как полагать, что в этих целях солдат в бою простреливает себе ногу (618).

Прогноз психоанализа при конверсионных неврозах благоприятен. В типичных случаях лечение весьма успешно, пациенты сразу реагируют на интерпретации изменениями в переносе и симптоматике, что служит достоверным критерием эффективности психоанализа. Психоаналитическая терапия не показана только в случаях, осложненных особыми внешними обстоятельствами или специфичной структурой характера пациента (481). Эти факторы, независимо от диагноза, вообще составляют противопоказание к психоаналитической терапии (с. 741). Целесообразность проведения психоанализа следует тщательно обдумывать всякий раз, когда необходима срочная помощь, достаточны более простые мероприятия, пациент находится в престарелом возрасте, а также в тех редких случаях, когда истерия является лучшим выходом из нетерпимого конфликта или имеются исключительные вторичные выгоды.


Глава XIII

ОРГАННЫЕ НЕВРОЗЫ____________

Какова же природа

органно-невротических симптомов?

Не все соматические нарушения психогенной природы следует называть конверсиями, потому что не все они являются переводом специфических фантазий на «язык тела ». Бессознательные инстинктивные отношения могут влиять на физиологию органа, и не вызывая нарушений с определенным психическим значением. Имеется совершенно простое различие. Оно весьма давно сформулировано Фрейдом в его публикации о психогенных нарушениях зрения (571). Фрейд пишет: «Данные психоанализа позволяют считать, что не всякое нарушение зрения носит непременно психогенный характер... Когда орган, который служит двум целям, переигрывает свою эрогенную роль, обычно предполагается, что изменены его иннервация и реагирование на стимуляцию, функция органа как слуги эго тогда нарушается. И действительно, если орган чувственного восприятия в результате утрировки своей эрогенной роли репрезентирует генитальное поведение, то следует ожидать и токсических изменений в этом органе. За обоими видами дисфункций... мы вынуждены, не имея лучшего термина, сохранить название «невротических нарушений», хотя столь почитаемое название и не вполне подходит. Вообще невротические и психогенные нарушения зрения соотносятся аналогично актуальным неврозам и психоневрозам. Психогенные нарушения зрения едва ли возможны без невротических нарушений, но невротические нарушения, наверняка, встречаются сами по себе. К сожалению, невротические симптомы пока еще мало понятны, поскольку непосредственно не доступны психоанализу ».


Данная сентенция, несмотря на довольно запутанную терминологию, имеет принципиальную важность. Существуют две категории функциональных расстройств. Одна из них по сути соматическая и состоит в физиологических изменениях из-за неадекватного использования функции. Другая категория имеет специфическое бессознательное значение, она выражает фантазии на «языке тела» и доступна психоанализу, наподобие сновидений. Фрейд назвал обе категории расстройств «невротическими » и не предложил специального термина для первой категории, тогда как вторая категория получила название «психогенной ». Возникает путаница, поскольку любое ошибочное использование органа тоже пси-хогенно. Предпочтительнее было бы симптомы первого типа обозначить как «органно-невротические », а симптомы второго типа по-прежнему называть «конверсионными ».

Если концепция конверсии четко сформулирована, то существо органно-невротических расстройств нуждается в дальнейшем разъяснении.

Под органно-невротическими расстройствами имеется в виду большая область патологии, которая находится между физико-химическими нарушениями и конверсиями. Современный термин «психосоматические расстройства » подразумевает дуализм, которого на самом деле не существует. Любое заболевание является психосоматическим, так как не существует соматических заболеваний, полностью свободных от влияния психических факторов. Несчастный случай может произойти в силу психогенных причин, и не только сопротивление инфекции, но любые жизненные функции зависят от эмоционального состояния. С другой стороны, даже самая «психическая » конверсия может основываться на чисто соматической предрасположенности.

Цитата из статьи Фрейда содержит ключ к классификации органно-невротических, или психосоматических, феноменов. На самом деле указывается на два рода явлений. Функциональные изменения, обусловленные «токсическими » влияниями, т. е. изменением химизма неудовлетворенного и запруженного индивида, не обязательно идентичны изменениям, причиненным бессознательным использованием этих функций в инстинктивных целях. Кроме того, должна учитываться третья и более простая возможность, уже упомянутые аффективные эквиваленты. Таким образом, следует различать четыре класса органно-невротических симптомов: 1) аффективные эквиваленты; 2) последствия изменений в химизме неудовлетворенного и запруженного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...