Бихевиоризм. Гештальттеория усвоения
Вначале определим сущность понятия «социальный опыт». А.Н.Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три. Первый вид опыта – врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки других видов опыта. Второй вид – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом. Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид – социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса – процесса приобретения индивидом социального опыта [1, с.22] На протяжении всего процесса становления педагогической психологии было образовано множество концепций, по-своему объясняющих усвоение человеком социального опыта. Рассмотрим сначала общепсихологические положения ассоциативной, бехевиористской и гештальтпсихологической теорий обучения (научения), которые легли в основу современных концепций и оказали значительное влияние на общую теорию обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана Дж. Локком (1632-1704), хотя само понятие ассоциации, ее видов, особенностей было введено еще Аристотелем. Все познание начинается с ощущения (мир представлен в разъединенном виде), на основе которого формируется восприятие (как более целостная картина мира) – чувственное познание. Затем возникает представление как форма памяти, на основе которых возникают идеи, формы мышления – опосредованное познание.
Д.ж. Локк, также как и Аристотель, определил ощущениям ведущую роль в познании и говорил, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях». Он рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa – чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта идея Дж.Локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж.Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного – к плохим.
Основной принцип ассоциативной школы, по которому все объясняется первичными ощущениями и ассоциацией вызываемых ими представлений или идей, был изложен Д.Гартли (1747). Он говорил о том, что внешнее воздействие вызывает ответное действие нервной ткани, в которой возникают большие и малые вибрации: «Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм… становится обучающей системой, имеющей соответствующую историю. Основа обучаемости – память. Она для Гартли общее фундаментальное свойство нервной организации» [10, с. 133]. Причины образования ассоциаций представлений или идей в дальнейшем рассматривались Дж. Ст. Миллем, который утверждал, что «наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия. Главный закон – ассоциация идей, а причин ассоциации, по-видимому, две: живость ассоциированных ощущений и частое повторение ассоциации»
Утверждение значимости частоты повторения для образования и упрочения ассоциаций явилось своеобразным теоретическим обоснованием выдвигаемого в это время педагогами требования заучивать материал путем многократного, механического повторения. В дальнейшем виднейшими представителями и разработчиками этой концепции стали И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, Ю.А.Самарин, Е.Н.Кабанова-Меллер и др. Они расширили круг представлений об ассоциативно- рефлекторной деятельности головного мозга, суть которых в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Таким образом, согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций, их рядов, конструкций – простых и сложных. В результате аналитико-синтетической деятельности, совершаемой познающим субъектом, происходит объединение ассоциаций в системы. В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды, формируются понятия. Приобретение знаний, формирование понятий, умений и навыков, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы: 1) восприятие учебного материала; 2) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; 3) запоминание и сохранение в памяти; 4) применение усвоенного в практической деятельности.
Бихевиористская теория. Название этой теории происходит от английского слова behavior – поведение. Его разрабатывали американские психологи Э.Л.Торнадайк (1874-1949), Дж.Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма оказало учение русских ученых И.П.Павлова и В.М.Бехтерева о природе рефлексов. Ученые-бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства. Переживания – слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому что не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать и фиксировать, т.е. поведение.
Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S-R: стимул – реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией – любое ответное действие. Таким образом, приобретение опыта индивидом – и животным, и человеком – расценивалось как образование и упрочнение связей между стимулами и реакциями. В конце 19 в. Э.Торндайком была выдвинута теория проб и ошибок, суть которой заключалось в том, что животное (Э.Торндайк проводил эксперименты на кошках) в результате многократных проб и ошибок случайно находит ту из имеющихся реакций, которая соответствует раздражителю – стимулу. Еще Э.Торндайком были сформулированы три главных принципа – закон эффекта, закон упражнения и закон готовности. Закон эффекта. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения, что приводит к желанию закрепить образовавшуюся связь; наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению. Закон упражнения (повторения) заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь. Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта (по словам Э.Торндайка «только голодная кошка будет искать пищу»). Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Недаром в работах психологов этого направления данные. Полученные на животных, непосредственно переносятся на человека. В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «S-R: стимул – реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, т.к. существует множество факторов, влияющих на человека. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу неодихевиоризма, основными представителями которого являются Э.Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1953), Б.Скиннер (1904-1990) и др.
Центральными для психологии бихевиоризма и необихевиоризма на протяжении всей истории были вопросы научения, т.е. того, каков процесс приобретения индивидуального опыта и каковы условия достижения наилучших результатов. Его основатель А.Бандура (р. 1925) считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) подкреплением косвенного, когда он наблюдает за поведением других людей и того, к чему может привести такое поведение. Обучающие упражнения, построенные на бихевиористской теории усвоения, состоят из мелких, дробных порций информации, повторяемых многократно в различных сочетаниях и обеспечивающих запоминание. Бихевиоризму и школе социального научения психология обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами и методами. В 60-х гг. Б.Ф.Скинер сделал попытку внедрить бихевиористскую теорию научения в практику образования, заложив одно из направлений программированного обучения. Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений – воли, эмоций, потребностей человека, его активности. Гештальтпсихология. Еще одним направлением, оказавшим большое влияние на понимание в психологии усвоения опыта, является гештальпсихология. В отличие от ассоциативной психологии, где сознание трактуется как «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», для гештальтпсихологии начальным является целое, структура, гештальт, а не элементы.
Сама по себе мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям, являлась очень древней. С ней можно было столкнуться также в работах некоторых психологов –эксперименталистов. Указывалось в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в разном ключе, воспринимается как та же самая, вопреки тому, что ощущения в этом случае совершенно различны. Стало быть ее звуковой образ представляет собой особую целостность. Датский психолог Э.Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади. При так называемых «двойственных изображениях» в одном и том же рисунке различаются либо ваза, либо два профиля. Эти и множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия.
Лидерами гештальтпсихологии считались М.Вертгеймер (1880-1943), В.Келер (1887-1967) и К.Коффка (1886-1941). В основу этого направления был положен постулат, что «возникновение структуры есть организация, причем спонтанная», точнее самоорганизация материала (4, с.59). Она возникает в процессе восприятия или припоминания в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами близости, сходства, «хорошего продолжения» и т.д. Соответственно первичной и первоначальной задачей в обучении является обучение пониманию, охвату целого, конфигурации, общего соотнесения всех частей целого, их соотношения. Гештальпсихологи подчеркивают, что такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения – инсайта. В частности, широкий интерес вызвала ставшая классической работа В.Келера «Исследование интеллекта у антропоидов. Один из его подопытных шимпанзе (Келер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справлялся с задаче й доставания приманки (банана) путем мгновенного схватывания отношений между разбросанными предметами (ящиками, палками), оперируя которыми, он достигал цели. У него наблюдалось нечто подобное «озарению», названному одним психологом «ага-переживанием» (аналогичным Архимедову возгласу «эврика!» - «нашел!»).
Полемизируя с Э.Торндайком относительно правомерности теории проб и ошибок, К.Коффка отмечает, что многократное бессмысленное повторение может принести только вред, что необходимо сначала понять путь действия, его структуру, или гештальт, и потом уже повторять это действие. «Утверждение, что животное обучается совершенно неосмысленно, должно быть отвергнуто» [4, с.59]. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение. Об этом говорил, например, феномен «транспозиции». У кур вырабатывалось различение двух оттенков серого цвета. Вначале они учились клевать зерна, разбросанные на сером квадрате, отличая его от находившегося рядом черного. В контрольном опыте тот квадрат, который первоначально служил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры выбирали именно этот последний, а не тот, на котором они привыкли клевать. Следовательно, они реагировали не на стимул, а на соотношение стимулов (на «более светлое»).
Анализируя процесс обучения, К.Коффка достаточно большую роль в нем отводит подражанию. Он рассматривает две возможности его применения: либо имеет место слепое подражание без понимания, а затем – осмысление, либо же «понимание образца предшествует подражательному действию. Исходя из имеющегося фактического материала, можно заключить, что обучение путем подражания осуществляется главным образом по второй форме» [4, с.59]. Коффка уделяет большое внимание проблеме образца для подражания и подчеркивает, что ситуация обучения «улучшается при существовании образца уже тем, что отмечается отправной пункт решения» [4, с.60] При этом он делает существенную оговорку, что научение не сводится только к работе памяти, оно нуждается в объяснении того, как формируется новое в этом процессе. И.А.Зимняя отмечает, что правильно отмечая зависимость между пониманием действия и его выполнением, К.Коффка, однако, делает слишком большой акцент на подражании, особенно при овладении речью на родном языке, и не отмечает столь присущего ребенку речетворчества, самостоятельного выявления им самим закономерностей языка. Учение о гештальте, целостной организации объекта восприятия, лежит в основе теории усвоения как одномоментного запечатления в ходе учебной деятельности. Упражнения по гештальттеории оперируют достаточно крупными законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|