Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление этнокультурными процессами в системе общего управления




 

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего).

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.

Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Управление этнокультурными процессами занимает важное место в системе государственного управления, так как Российская Федерация является полиэтническим государством.

Многообразие задач государственного управления находит отражение в этнокультурной сфере, под которой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в этнокультурной жизни, широкий круг этнокультурных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в этнокультурной сфере.

Значение государственного управления этнокультурными процессами состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов этнокультурных процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей. Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных этнических групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.

С помощью целенаправленной этнокультурной политики, должно происходить снятие этнических деформаций и своевременное разрешение этнических конфликтов с тем, чтобы соблюдались основные параметры социальной справедливости. Для успешной реализации поставленных целей в социальной сфере чрезвычайно важно наличие реалистичной концепции государственного регулирования этнокультурных процессов. Здесь важно соединить деятельность федеральных, региональных и местных органов власти.

Вопросы религии в управлении этнокультурными процессами являются одними из основополагающих, так как на территории Российской Федерации исповедуются различные религии.

Исторический путь каждой религии и каждого государственного образования строится на специфических особенностях их взаимоотношений. Если иметь в виду исторический опыт России, можно отметить следующие этапы в государственно-конфессиональных отношениях:

) религиозная монополизация государственной и общественной жизни (XIV-XVI вв.);

) борьба за преобладание светской власти над духовной (XVI-XVII вв.);

) контроль со стороны государства за духовной жизнью страны - привилегированное положение православия при определенной доле веротерпимости - признание права исповедовать некоторые другие религии (XVIII-XX вв.);

) провозглашение в РСФСР свободы вероисповедания и свободы совести.

Принятый в январе 1918 г. «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» объявлял об отделении церкви от государства, школы от церкви и формально провозглашал свободу вероисповедания как свободу в выборе религий и отправления религиозных обрядов, свободу совести как свободу веры или атеизма. Однако явно превалировало стремление придать атеизму господствующее положение. Согласно бытовавшему стереотипу само существование религии в советском обществе рассматривалось как сохранение «родимых пятен» предыдущей эпохи. В советский период деятельность религиозных организаций регулировалась различными нормативными актами, основная часть которых была принята в 20-30-е гг. XX в. Многие нормы этого права исходили из волюнтаристского представления о неизбежном скором отмирании религии как таковой. Как показало время, установка на быстрое «изживание» религии оказалась на практике бессмысленной.

В октябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», при всех его недостатках выражающий более трезвый взгляд на реально существующее положение вещей. Свобода вероисповедания гарантируется этим законом и основывается на пяти определяющих принципах: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; отделение религиозных и атеистических объединений от государства; светский характер государственного образования; равенство всех религиозных объединений перед законом; наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповеданий и устанавливающих ответственность за их нарушение.

Сложившаяся в этой сфере в начале 1990-х гг. бесконтрольность со стороны государства привела к тому, что какая угодно религиозная или псевдорелигиозная организация оказалась в состоянии пропагандировать свои доктрины и создавать организационные структуры, развертывать образовательные программы. В стране появились тоталитарные секты, проповедники и миссии, преследующие коммерческие и неблаговидные цели, порой нарушающие законы, пропагандирующие религиозную и национальную рознь.

В этих условиях 1 октября 1997 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», подготовленный комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, явившийся плодом разумного компромисса, сочетающего интересы государства и требования религиозных организаций с учетом правовой и исторической ситуации, сложившейся в России. Закон призван усовершенствовать процедурную часть взаимоотношений государства с религиозными объединениями. Православие упомянуто в преамбуле закона в особой строке, что подчеркивает его вклад в становление государственности России. В преамбуле выделены также ислам, буддизм и иудаизм, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Закон подтверждает право на свободу вероисповедания, не предусматривает никаких радикальных перемен в положении конфессий, но меняет заявительный принцип регистрации религиозных объединений на разрешительный. Это увязывается с необходимостью проведения религиоведческой экспертизы с целью изучения новых религиозных организаций, впервые заявляющих о себе на территории Российской Федерации, чтобы исключить легализацию тоталитарных сект и нерелигиозных организаций, пытающихся зарегистрироваться как религиозные, стремясь таким образом получить льготы в налогообложении. Устанавливается 15-летний срок пребывания религиозной организации на территории России, для того чтобы она могла приобрести статус юридического лица и действовать на общих основаниях.

Закон требует от новых религиозных групп, которые хотят действовать официальным образом, устав и возможность контролировать исполнение этого устава. Государство в соответствии с законом получило право в будущем воспрепятствовать деятельности религиозных групп, проповедующих распад семьи, ненависть к родителям, практикующих поборы со своих адептов, наносящих им психологические травмы и занимающихся другой деятельностью под видом религиозной. С другой стороны, выделенные в качестве традиционных конфессий и проверенные вероисповедания, могут претендовать на особый статус по отношению к государству и на определенные финансовые и налоговые льготы.

С 1995 г. действует Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку для президента предложений, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями. Он работает на общественных началах и не выступает цензором, ограничивающим деятельность каких-либо конфессий, как это было с Советом по делам религии при Совмине СССР.

Объектом управления этнокультурными процессами является полиэтнический социум, и эта многоцветная компонента представляет собой едва ли не самый трудный и сложный фактор. Среди насущных проблем регионального и муниципального управления важное место занимает регулирование этнокультурных процессов, происходящих в территориях с многонациональным составом населения (такими являются практически все административно-территориальные образования страны). Необходимо обратить внимание на то, как учитываются при осуществлении управленческой деятельности этнокультурными процессами, и прежде всего при стратегическом и текущем планировании социально-экономического развития территории, при организации регионального и местного сообщества на реализацию планов, при оценке результатов выполнения планов, вопросы этнокультурного самочувствия населения региона, муниципального образования.

Ввиду этого этнокультурный фактор приобретает все большее методологическое значение для определения цели, задач, принципов, основных направлений, форм и методов регионального и муниципального управления этнокультурными процессами.

Однако реализация данного аспекта управленческой работы требует, прежде всего, глубокого анализа и обобщения разнообразных этнокультурных процессов, в которых осуществляется управления. Среди них - этническая составляющая социума на подведомственной территории (например, количество граждан различных национальностей, распределение их по половозрастным, образовательным, профессиональным параметрам, концентрация национальных групп в местах их компактного проживания и др.); определение уровня интеграции различных этнических групп в социокультурное пространство данной административной единицы (характер трудоустройства, менталитет и уровень общественно-политической активности, особенности связи с исторической родиной, специфика поведения в быту и др.); исторический анализ содержания и характера межнациональных взаимоотношений на данной территории; наличие положительного опыта и «слабых» мест, имевших место в прошлом и т.п..

Анализ этнокультурных процессов создает предпосылки для выбора верной стратегии и избрания оптимальной тактики учёта этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении, а также дает основание для определения цели управления этнокультурными процессами. Исходя из этого цель регионального и муниципального управления этнокультурными процессами может быть представлена как повышение качества жизни населения данного регионального или муниципального образования, достигнутое на основе такого уровня менеджмента, при котором принимаемые управленческие решения находятся в гармоническом сочетании с этнокультурной составляющей проживающих на данной территории народов и вызывают их готовность выполнять данные решения, а значит, повышают доверие населения к власти и другим институтам социального управления.

Из данной цели вытекают основные задачи управления этнокультурными процессами:

1. Оценить реальное состояние межнациональных отношений в данном социуме и значение этнокультурной составляющей в параметрах этой оценки.

2. Выявить причины, условия, мотивы, определяющие положительный или негативный характер указанной оценки, а также факторы, способные оказать влияние на нее.

.   Провести анализ проекта подготовленного управленческого решения с точки зрения прогнозирования реакции на него со стороны различных этнокультурных объектов управления.

.   Осуществить коррекцию планируемых процессуальных действий в сфере регионального и муниципального управления с точки зрения их соответствия этнокультурным представлениям полиэтнического социума.

.   Провести мониторинг результативности осуществленной коррекции и возможности использования полученных данных для оптимизации регионального и муниципального управления в дальнейшем.

Успешное управление этнокультурными процессами базируется на следовании определенным принципам этой деятельности. В первую очередь, необходимо опираться на общие философские принципы социального управления, такие как принципы объективности, противоречивости, всесторонности рассмотрения, конкретно-исторического, а также комплексного, системного подхода, рассмотрения в развитии и т.д. Назовем и специфические принципы управления этнокультурными процессами:

принцип гуманистической направленности управления, нацеленной на соблюдение интересов, прав и свобод каждого индивидуума в составе полиэтнического социума;

принцип паритетности этнических групп в данном социуме независимо от их численного состава и иных характеристик;

принцип равноценности национальных культур, проявляющихся в традициях, обычаях, обрядах, менталитете, эстетических предпочтениях, нравственных приоритетах каждого этноса;

принцип сочетания уважения к одним и терпимости к другим сложившимся у данного этноса традициям, обычаям, обрядам, образу жизни, характеру межличностных отношений;

принцип опоры на глубокий и всесторонний анализ межэтнических отношений в контексте сложившихся в данном социуме межличностных связей и взаимозависимостей;

принцип согласованности действий различных субъектов регионального и муниципального управления в осуществлении этнокультурных интересов, прав и свобод граждан;

принцип непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма.

Следование перечисленным принципам будет способствовать оптимизации регионального и муниципального управления, позволит повысить в нем роль и значение этнокультурного фактора. Напротив, недоучет этого фактора, игнорирование национально-культурных традиций, обычаев, национального менталитета ведет к ошибкам при принятии управленческих решений, а может привести и к резкому обострению межнациональных отношений.

В последние годы многие ученые и практики ведут интенсивные поиски путей восстановления добрососедских отношений, еще совсем недавно характерных для межэтнических контактов в нашей стране. Особое внимание при этом уделяется управлению этнокультурными процессами, подготовки и реализации государственных, региональных и муниципальных программ решения данной проблемы.

В основе управления этнокультурными процессами должны находиться такие этико-культурологические компоненты, как межкультурный диалог, добрососедство, братство, взаимоуважение.

Мониторинг практической деятельности органов власти и управления субъектов федерации и органов местного самоуправления в территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов показывает, что управление этнокультурными процессами является необходимой составляющей руководители управленческих структур.

Таким образом, исходя из цели, задач, принципов реализации управления этнокультурными процессами в региональном и муниципальном управлении подчеркнем, что в настоящее время, управление этнокультурными процессами в системе общего управления занимает важное место, так как управление этнокультурными процессами позволяет решить задачи налаживания добрососедских отношений между народами региона, способствуют развитию взаимодействия между народами.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...