Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место религиозных институтов в этнокультурных процессах современного российского общества




 

В системе современных социальных, в том числе этнокультурных процессов, выделяется функционирование особых социальных групп - групп верующих, принадлежащих к разным религиям. В данном случае такие группы являются объектами управления как - объединения людей, основанные на религиозном мировоззрении. Такие граждане связаны системой отношений, которые регулируются помимо формальных или неформальных социальных, политических, управленческих институтов ещё и конфессиональными институтами.

Это обязывает государство к разработке особых принципов, форм и методов управления в сфере государственно-религиозных отношений, к достоверной оценке того места, которое занимают религиозные институты в системе этнокультурных процессов. Группы верующих являются в известном смысле новыми группами для управления, отличными от тех социальных групп, которые были типичны для Советского государства.

В системе новых общественных, в том числе этнокультурных процессов религиозные институты занимают особое место. Понимание сущности религиозных институтов происходит в рамках осознания сущности социальных институтов в целом. Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum - установление, учреждение) - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами.

Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие - механизмы проводящую общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

Исходя из типологии социальных институтов, можно утверждать, что религиозные институты одновременно выступают и социокультурными и воспитательными, и нормативно-ориентирующими, и нормативно-санкционирующими, и церемониально-символическими. Как видно, природа и сущность религиозных институтов очень сложна и многообразна.

Религиозные институты служат для упорядочивания, организации религиозной деятельности, связей и взаимоотношений верующих между собой, другими общностями, государством и т.д. Религиозная общность - это совокупность верующих, осуществляющих на основе единой доктрины совместную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических организационных и институциональных формах.

В качестве элементов религиозного института рассматриваются конфессиональные нормы и правила, формализующие и регламентирующие связи верующих друг с другом. Религиозные нормы основываются на доктринальных положениях, изложенных в канонизированных текстах (Библия, Коран и др.), постановлениях церковных соборов, произведениях руководителей конфессий и т.д.

Традиционная религиозная организация - организация, сохраняющая и развивающая в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации. Это организация, представители которой открыто действуют на территории Российской Федерации, ее нравственное учение и социальная практика традиционны для нашей страны или нескольких ее регионов и не противоречат действующему законодательству России, направлены на цели, признаваемые гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль, способствующими становлению российской государственности.

Традиционные конфессии - это конфессии, которые оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности, сыграли существенную историческую роль в формировании национального самосознания народов Российской Федерации. Они во многом определили их традиционную духовность и культуру и составили часть духовного и культурного наследия Российской Федерации. Они являются религиозными объединениями, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации. Также они выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в государстве. Традиционными следует признать конфессии, существовавшие на территории России, прежде всего, православие, ислам. Традиционным для России является исключительно православное христианство, а не другие христианские конфессии - католицизм и протестантизм.

Традиционной для России признается религия, которая существует за счет российской паствы, российских социокультурных ресурсов, имеет российские канонические структуры, обеспечена деятельностью российских священнослужителей, находится в системе российских законов. И, безусловно, она должна иметь традиции, оставить след в истории государства. Традиционные конфессии - это религиозная почва России.

Для многоконфессиональной Российской Федерации православие и ислам, существующие в стране многие столетия, во все времена являлись традиционными религиями. Никакие другие религиозные организации, их влияние на политические процессы и их взаимоотношения не вызывали к себе столь значительного интереса и противоречивого отношения.

На 1 января 2009 г. в Российской Федерации официально зарегистрировано около 12 тысяч религиозных организаций Русской Православной церкви и около 4 тысяч религиозных мусульманских организаций.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России.

По данным экспертов (во время последней Всероссийской переписи 2002 г. вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн. мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов.

Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания. Более сильны общины на Кавказе (исключая в прошлом мусульманский, ныне по преимуществу христианский регион Северная Осетия).

В 1993 году начался процесс структурирования конфессиональных институтов, и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.

Это процесс осуществился и на Северном Кавказе Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр под председательством Исмаила-хаджи Бердиева. При этом духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Анализируя социальные концепции и программы крупнейших российских конфессий, принятые за последние годы, можно уяснить содержательное наполнение института свободы совести.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено, что утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус.

В «Основных положениях социальной программы российских мусульман» утверждается, что право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством добровольного вверения себя Единственному Богу и исполнения Его воли, т.е. исповедания ислама. Это право не может быть ни причиной греха, ни его следствием.

Конфессиональное возрождение создало ряд существенных проблем. В последние десятилетия наблюдается рост экстремизма и терроризма как его действенного продолжения. При этом террористические и экстремистские силы часто используют в качестве оправдания своих действий религиозные постулаты. Особую опасность в настоящее время приобретает исламский экстремизм, состоящий в применении крайних, в том числе и террористических методов. Однако террористы, объявившие свою войну священной, затеянной во имя торжества ислама, нарушают его основной принцип, гласящий, что даже во время джихада следует щадить жизни невинных людей. При этом намеренно скрывается толкование смысла джихада как войны с собственными пороками. Это ярко свидетельствует о том, что религия используется как форма рационализации террористического насилия.

В этой связи перед государством стоят серьёзные задачи не только по принятию законов и концепций, но и по просвещению, образованию граждан в сфере государственно-конфессиональных отношений. В программном выступлении председателя Правительства РФ В.В. Путина в 2008 г., связанном с председательством в «восьмерке» ведущих держав и посвященном проблемам, которые должны стоять в центре внимания мирового сообщества, особое внимание уделено образованию и просвещению как культурному феномену, способствующему преодолению ксенофобии, межнациональной напряженности и т.п.

Известный ученый, директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков справедливо утверждает, что «конец конфликта наступает с возвращением культуры в разрушенное войной общество». В процессе такого возвращения большую роль играют конфессиональные институты.

Эти тезисы развиваются В.Г. Игнатовым, который подчеркнул: «Основная задача - формировать любовь к своей нации и своему народу не на почве ненависти к другим народам, а на почве воспитания любви ко всему обществу людей». Эту мысль развил В.А.Сологуб: «Основной путь разрешения этнических конфликтов состоит в их деполитизации, переводе этнической энергии в сферу культуры, где она способна стать плодотворным источником самобытного развития различных цивилизаций».

Таким образом, в современной РФ состоялось конфессиональное возрождение, прежде всего в рамках традиционных религий - православия и ислама. В стране повышается интерес граждан к религии как к одному из основных факторов культурно-этнического самоопределения, так и важнейшим источником нестабильности в современном мире. По данным Комиссии по правам человека при ООН, преобладающая часть мировых конфликтов до сих пор возникает на религиозной почве. Справедливо считается, что сила религиозных институтов заключается в ее нравственном влиянии на людей.

Вместе с тем появились новые для современной РФ социальные группы - группы верующих. Среди разных социальных институтов и этнокультурных процессов выделяются конфессиональные институты разного уровня - федеральные, региональные, местные.

Религиозные институты участвуют в этнокультурных процессах, в общественных отношениях, что обязывает государство к проведению целевой политики и управления. Это тем более важно, что некоторые экстремистские силы используют религиозные каноны для оправдания своих противоправных действий. В этих условиях актуализируется взаимодействие органов власти и управления в использовании миротворческого потенциала религии в упрочении этнокультурных процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...