Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этноконфессиональный портрет Ставропольского края в контексте управления




 

Ставропольский край исторически сложился как полиэтничный субъект Российской Федерации, имеющий особое геополитическое положение, граничащий с восемью субъектами РФ в составе Северо-Кавказского округа. При отмечающемся росте полиэтничности и сохраняющейся поликонфессиональности Ставрополье характеризуется как край преимущественно с русским и православным населением.

Наряду с русскими, составляющими по Всероссийской переписи 2002 г. 81,5 % населения Ставропольского края, на его территории проживают автохтонные народы (ногайцы), значительные группы северокавказских этносов (даргинцы, карачаевцы, черкесы, чеченцы, осетины и др.), а также крупные национальные меньшинства, имеющие этническую родину за пределами Российской Федерации (армяне, азербайджанцы, греки, евреи, туркмены, украинцы и др.)  (см. Приложение 1).

На 01 января 2009 года население Ставропольского края составляет 2710, 2 тыс. человек. На территории края проживают представители более 100 национальностей. Русские, составляющие 82,2% населения края (2,2 млн. чел.), по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений. Вторыми по численности являются армяне (120 тыс. чел.) - 4,4%. Они расселены по всей территории края. На третьем месте - украинцы (59 тыс. чел.) - 2,2%. Численность даргинцев (34,4 тыс. чел.), греков (36,4 тыс. чел.) составляет соответственно 1,27% и 1,34%. Численность других этнических групп составляет менее 1% от общего числа жителей края.

Ставропольский край отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое распространение на Ставрополье имеют мировые религии - христианство и ислам, однако в жизни коренных народов Ставрополья продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.

После распада СССР в Ставропольском крае религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов. Конфликтность и нестабильность региона во - многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Ставропольского края невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии народов Ставропольского края позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения.

В крае осуществляется диалог между православием и исламом, к которому присоединяются другие конфессии, этнические носители которых представлены на территории края (армянская апостольская церковь, иудаизм, католицизм); отмечается напряжение в отношениях между традиционными конфессиями и новыми религиозными движениями; существуют противоречия внутри исламской уммы края.

В Ставропольском крае представлены как мировые, так и традиционные религии, и нетрадиционные деноминации. Ведущее место занимают Русская православная церковь, Армянская апостольская церковь умы мусульман. Также представлены иудейские, католические, протестантские общины, общины буддистов и конфуцианцев. В крае действую также нетрадиционные ответвления православия, общины баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др. (см. Приложение 2).

Исторически сформированный в регионе религиозный менталитет отличается достаточно высоким уровнем веротерпимости, что в определенной мере обусловливает наличие большого количества религиозных объединений и групп, действующих в Ставропольском крае.

Общая оценка этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае:

  - в Ставропольском крае на основе краевых нормативно-правовых и политических доктринальных документов создана целостная система управления в сфере этноконфессиональных отношений, которая реализуется специальными органами исполнительной власти в диалоге с совещательно-консультативными общественными институтами;

  - ведущим направлением управления в сфере этноконфессиональных отношений является упрочение российской и региональной идентичности, российского патриотизма при сохранении этнокультурного и этноконфессионального разнообразия ставропольского сообщества;

  - этноконфессиональные отношения в Ставропольском крае находятся в управляемом состоянии, которое характеризуется определённым равновесием национально-культурных интересов граждан и этнических групп;

  - активную роль в стабилизации общественных отношений, в социальном служении и миротворчестве играют конфессиональные институты: Ставропольская и Владикавказская епархия Русской православной церкви, Духовное управление мусульман Ставропольского края и др.

Ставропольский край - поликонфессиональный регион - здесь распространены: христианство, ислам и др. Большинство русского и другого славянского населения Ставропольского края - номинально прихожане Русской православной церкви, однако есть старообрядцы, протестанты, сильны позиции баптизма, адвентизма, имеются группы Свидетелей Иеговы и др. Армяне Ставрополья - прихожане Армянской апостольской церкви. Представители ряда этносов традиционно исповедуют ислам (около 6% населения) - второй по значимости и роли в жизни края религиозной конфессии. Наиболее крупные мусульманские этносы: даргинцы, ногайцы, чеченцы, карачаевцы, туркмены и татары.

Большинство мусульман Ставрополья говорит на языках тюркской языковой группы, это азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, татары, туркмены, турки-месхетинцы. В исламской среде на сегодняшний день зарегистрировано 22 общины (сунниты ханафитского мазхаба), подчиненных Духовному управлению мусульман Ставропольского края (ДУМСК), находящемуся в Ставрополе г.

Ставрополье является регионом с уникальным пересечением конфессий. Народы здесь исповедуют христианство и ислам различных толков и направлений, зачастую сильно переплетенные с традиционными языческими верованиями. Ислам в Ставропольском крае - это один из факторов, формирующих местную идентичность, воздействующих на мировоззрение индивида, этнического социума.

К началу 2007 г. в крае насчитывалось около 260 религиозных общин, представляющих христианство (прежде всего, православие, а также армянскую апостольскую церковь, католичество, протестантизм), ислам, иудаизм, конфуцианство, буддизм и др. Всего в Ставропольском крае насчитывается около 30 тыс. активных прихожан разных конфессий, большинство которых принадлежит Русской православной церкви (РПЦ). Северокавказские епархии - одни из крупнейших, имеют большое количество приходов.

К середине 2009 года в крае насчитывалось 421 религиозная организация, представляющая различные вероисповедания. 12000 тысяч ставропольцев в той или иной мере ассоциируют себя с православием, около 40 тысяч - относят себя к приверженцам ислама. Значительную группу составляют прихожане Армянской апостольской церкви, иудаизма, а также представители протестантизма. К началу 2010 г. - в крае насчитывалось 433 религиозных организаций, представляющая различные вероисповедания.

В течение 2007-2009 гг. в общественных отношениях активизировалась Ставропольская и Владикавказская епархия, которая среди главных целей своего функционирования выделяет социальное служение, миротворчество. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский в течение двух созывов являлся членом Общественной палаты РФ, подлинным духовным лидером, обращенным в то же время к мирским проблемам населения Ставрополья. Стиль общения архиепископа с органами власти и управления, с общественными организациями и активистами ставропольского общества отличается конструктивностью, добросердечностью, искренностью. Популярность первого лица РПЦ в крае выступает значимым ресурсом популярности самой церкви и православной веры, который задействован в межэтнических, этноконфессиональных отношениях. Ставропольская и Владикавказская епархия РПЦ находились в постоянном взаимодействии с Духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья до образования в 2010 г. Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК). Постоянный диалог конфессий позволяет снижать издержки межконфессиональной конкуренции, демонстрирует населению широкие возможности духовного братства народов, подчеркивает значимость морально-нравственных основ жизни в противовес агрессии, насилию, ксенофобии, стяжательству.

Этноконфессиональные отношения развертываются на фоне этнополитического и социально-экономического статуса и состояния Ставропольского края. Важной задачей управленческой стратегии в Ставропольском крае является комплексная интеграция городских этнических групп, диаспор, образующих этнокультурные общественные объединения и национально-культурные центры, в жизнедеятельные циклы городов Юга России и всей РФ.

Эта интеграция, в свою очередь, представляет грань еще более объемного по системному охвату процесса «взаимопрорастания», т. е. взаимной социокультурной и ментальной адаптации. Именно адаптированные к среде полиэтничного российского города этнические группы становятся проводниками и трансляторами новых практик и ориентиров на основную часть этноса. Данный процесс относится к числу долговременных, включенных в общую национальную стратегию РФ, как в Ставропольском крае, так и в других регионах.

В целом в этноконфессиональных отношениях, сложившихся в Ставропольском крае, преобладают положительные явления и тенденции. Вместе с тем, в некоторых его населенных пунктах периодически возникают межэтнические противоречия, обусловленные характером социального развития Ставропольского края в перестроечный и постперестроечный период, а также в период демократизации и реформирования.

Вместе с тем, в Ставропольском крае возросла угроза религиозного экстремизма, проявляющегося в активизации деятельности представителей деструктивных религиозных течений, риска проникновения на территорию края сторонников нетрадиционных для России религиозных направлений радикального толка в исламе.

Распространению религиозно-политического экстремизма способствуют также недостатки государственного управления в сфере миграционной политики, контроль над деятельностью общественных, религиозных организаций. А так же отсутствие целенаправленного идеологического противодействия чуждым обществу радикальным взглядам и эффективной системы воспитания подрастающего поколения; распространение через СМИ, в том числе через Интернет, материалов, открыто пропагандирующих ненависть и рознь на национальной и религиозной основе.

О серьезности этой угрозы свидетельствуют факты убийств священнослужителей: в июне этого года - заместителя председателя Духовного управления мусульман Дагестана Ахмед-хаджи Тагаева, в сентябре - заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил-хаджи Бостанова. Мы не можем не принимать во внимание и недавнее убийство в Москве православного священника Даниила Сысоева.

Характерной особенностью этих преступлений явилось то, что они совершались в отношении лиц, зарекомендовавших себя активными противниками тоталитарных сект, деятельность которых все больше вызывает возмущение и протесты представителей других религиозных конфессий, этнических и общественных организаций.

В октябре 2009 года были осуждены три члена религиозно-экстремисткого сообщества, тесно сотрудничавших с бандподпольем действующим, которые под видом обычных прихожан регулярно посещали мечеть в г. Кисловодске, организовали канал поставки оружия и экстремисткой литературы на территорию Ставрополья.

Основной площадкой, которую национальные и религиозные экстремисты используют для активной пропаганды своих идей и вовлечения новых сторонников, стала сеть Интернет. В ней публикуются целые пособия, содержащие не только призывы к осуществлению экстремисткой и террористической деятельности, но и подробное описание процесса изготовления взрывчатых веществ и методов их закладки.

Отсутствие правовой обязанности Интернет-провайдеров блокировать доступ граждан к сайтам, признанным судом экстремистскими, лишает правоохранительные органы реальных рычагов пресечения распространения экстремистских идей в сети Интернет и, по сути, превращает Интернет в отдельный вид экстремистской угрозы стабильности обществу.

Особым направлением общественной жизни края, а также этнокультурных процессов является расширение системы миротворчества как совместной деятельности органов власти и религиозных организаций по налаживанию стабильности в межконфессиональных отношениях.

Миротворчество предусматривает режим общественных дискуссий, интерактивного обсуждения принципов и форм сотрудничества национально-культурных объединений и органов государственной власти и местного самоуправления.

Эффективными формами работы являются общественно значимые мероприятия, семинары, тренинги, деловые игры, «круглые столы», построение моделей лоббирования, диалога с властями, разработка технологий посредничества в конфликтах, обеспечение информационным и методическим материалом.

В ходе реализации моделей миротворчества выявляются социальные и культурно-психологические условия межэтнического диалога, международные подходы и стандарты, российский управленческий опыт гармонизации межэтнических отношений. Реализация указанных направлений отвечает задачам поддержания динамического равновесия, стабилизации общественно-политических отношений, развития и упрочения общероссийской идентичности на базе регионального единства.

Таким образом, в Ставропольском крае представлены как мировые, так и традиционные религии, и нетрадиционные деноминации. Ведущее место занимают Русская православная церковь, Армянская апостольская церковь, умы мусульман. Также представлены иудейские, католические, протестантские общины, общины буддистов и конфуцианцев. В крае действую также нетрадиционные ответвления православия, общины баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др.

Многоконфессиональный состав населения Ставропольского края, особый характер политической и социально-экономической обстановки в регионе требуют серьезного внимания к использованию миротворческого потенциала религии в управлении этнокультурным процессам и явлениям. Учет этого фактора является залогом социально-политической стабильности, динамичного развития морально-психологической атмосферы, а значит, и важнейшим средством обеспечения эффективности регионального и муниципального управления.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...