Государственно-религиозные отношения в современной России: принципы, направления, аспекты
В последнее десятилетие XX в. развитие Российского государства и общества обусловлено политико-трансформационными процессами, которые затронули все сферы общественной деятельности, в том числе сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения. Религия вновь стала одним из важных фактором общественной и политической жизни. Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.
Новое законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного российского государства к религиозному вопросу. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и ряд др. законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, привели законодательную базу государственно-религиозных отношений в России в соответствие с международно-правовыми нормами. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает право на свободу вероисповедания, не предусматривает никаких радикальных перемен в положении конфессий, но меняет заявительный принцип регистрации религиозных объединений на разрешительный. Это увязывается с необходимостью проведения религиоведческой экспертизы с целью изучения новых религиозных организаций, впервые заявляющих о себе на территории Российской Федерации, чтобы исключить легализацию тоталитарных сект и нерелигиозных организаций, пытающихся зарегистрироваться как религиозные, стремясь таким образом получить льготы в налогообложении. Устанавливается 15-летний срок пребывания религиозной организации на территории России, для того чтобы она могла приобрести статус юридического лица и действовать на общих основаниях. Закон требует от новых религиозных групп, которые хотят действовать официальным образом, устав и возможность контролировать исполнение этого устава. Государство в соответствии с законом получило право в будущем воспрепятствовать деятельности религиозных групп, проповедующих распад семьи, ненависть к родителям, практикующих поборы со своих адептов, наносящих им психологические травмы и занимающихся другой деятельностью под видом религиозной. С другой стороны, выделенные в качестве традиционных конфессий и проверенные вероисповедания могут претендовать на особый статус по отношению к государству и на определенные финансовые и налоговые льготы.
Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди, - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан, пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества, преследуется в соответствии с законом. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т. д. Коренным образом изменились отношения между государством как основным институтом политической системы и религиозными объединениями. В настоящее время, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями (прежде всего с Русской Православной церковью). Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.
Религиозные объединения были высвобождены из правовой резервации, созданной советским атеистическим режимом, выражавшейся в том, что религиозные объединения как таковые не являлись субъектами права и не могли от своего лица совершать никаких правовых действий. Были приняты несколько указов, распоряжений Президента России и Постановлений Правительства России в связи с необходимостью решения вопросов возвращения религиозным объединениям отобранного у них в советский период культового имущества, а также огромное количество иных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные аспекты государственно-конфессиональных отношений. Распоряжение Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от23.04.93.№ 281-рп // СППРФ, 1993, № 17, ст. 1455. Постановление Правительства РФ «Оп порядке передачи религиозным объедениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности» от 6.05.94 №466 // С3 РФ, 1994, № 4, ст. 362.т. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 предусматривает направления государственной национальной политики Российской Федерации. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." указывает, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются экстремистская деятельность религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. В литературе при описании отношений государства и религиозных объединений; применяются разные термины - «государственно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения», «отношения государства и религиозных объединений». И любой из этих терминов не является идеальным. Термин «государственно-церковные отношения» некорректен, так как церковь как тип религиозной организации характерна только для христианства. В связи с этим в литературе в настоящее время, он практически перестал употребляться. Термин «государственно-конфессиональные отношения» соотносит понятия разного рода - «государство» как институт и «конфессия» как религиозное направление. Термин «государственно-религиозные отношения», который пока не нашел признания, также соотносит разнопорядковые понятия - государство как институт и религию как; форму мировоззрения. В последние годы употребляется термин «отношения государства, и религиозных объединений», основным; недостатком которого является: исключение индивидов из данных отношений. Важнейшая теоретическая проблема - неопределенность содержания самого понятия «государственно-конфессиональные отношения», которым обозначаются не отношения государства и религиозных объединений, а их взаимодействие. Вследствие этого весьма «размытой» оказывается характеристика этих отношений с точки зрения их субъектов, предмета, специфики. Одной из важнейших проблем отношений органов государственной власти и местного самоуправления, политических и общественных организаций с религиозными объединениями выступает осознание специфики их проявлений и динамики, обусловливающей поиск и использование на практике направлений и способов осуществления диалога и конструктивного сотрудничества всех субъектов названных отношений. Решение обозначенных практических проблем должно опираться на выявление и решение теоретических, наиболее важные среди которых - выявление сущности как самих государственно-конфессиональных отношений, так и их институциональных регуляторов. Государственно-церковные отношения в сборнике, подготовленном кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы (РАГС), определялись как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства».
В дальнейшем приведенный подход к определению государственно-конфессиональных отношений стал доминирующим. В. Ахмадуллин и С. Мельков рассматривают концепцию государственно-исламских отношений как «систему взглядов на взаимоотношения государства и исламских институтов, закрепленную в нормативно-правовых актах и находящую свое практическое воплощение во всех сферах жизни общества». В проекте Концепции формирования основ государственно-конфессиональных отношений, подготовленной кафедрой религиоведения; РАГС, предметом рассмотрения являются отношения государства и религиозных объединений, понимаемые как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой институциональных образований конфессий (религиозных объединений духовно-административных центров, конфессиональных учреждений)». Приведенные определения акцентирует внимание исследователя на взаимодействии государства и институциональных религиозных образований. Государственно-конфессиональные отношения складываются на основе норм и правил, которые выступают важнейшими механизмами, регулирующими деятельность и взаимодействия их субъектов. Практические проблемы в данном случае заключаются в том, что имеет место несоответствие между содержанием нормативных систем, на основе которых выстраиваются отношения «государство - религиозные объединения», и их реальным воплощением на практике. Еще один вид практических проблем связан с рассогласованием между двумя видами институтов, регулирующих рассматриваемые отношения - светскими и религиозными. Сложность и противоречивость институциональной регуляции исследуемых отношений обусловлена также тем, что у одного их субъекта - религиозных общностей - действия обусловлены особенностями мировоззрения, регулировать которое практически невозможно. Взаимодействие государства и религиозных объединений осуществляется по двум основным направлениям, которые основаны на сочетании отношений равенства и неравенства, при преобладании в каждом конкретном случае тех либо других. Первое направление - это партнерское взаимодействие, преобладание совместных согласованных действий над конфликтами. Такое взаимодействие основано на преобладании равенства субъектов. Второе направление проявляется в невмешательстве государства и религиозных объединений в дела друг друга, в его основе - равенство государства и религиозных объединений как юридических субъектов. Равенство в данном случае представлено равенством прав на контроль за деятельностью другой стороны и своей собственной. Неравенство выражается в различии возможностей, которыми обладают конфессии и государство при обеспечении и осуществлении контроля. На состояние и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений оказывают значительное влияние как светские, так и религиозные институты. Нормативная трактовка социальных институтов дает возможность рассмотрения их как механизма упорядочения государственно-конфессиональных отношений. Светские нормы определяют права и обязанности всех субъектов отношений. Законы могут устанавливать как равенство, так и неравенство сторон. Религиозные нормы также оказывают значительное влияние на сознание и жизнь верующих, они устанавливают, как верующие должны относиться к государству. Сложность и противоречивость институциональной регуляции исследуемых отношений обусловлена тем, что у одного их субъекта - религиозных общностей - действия обусловлены особенностями мировоззрения, регулировать которое практически невозможно. Специфика динамики государственно-конфессиональных отношений в современной России заключается в том, что имеет место своего рода «наложение» первого вида динамики на второй в его относительном варианте. Это выражается в том, что при формировании, или, как мы говорим, «выстраивании» новых (по сравнению с недавним советским прошлым) государственно-конфессиональных отношений возможна их определенная волнообразность, выражающаяся в колебаниях оптимальности, большем или меньшем проявлении нормы или патологии. Помимо издания нормативно-правовых актов с начала 90-х годов ХХ в. государство стало использовать договорную форму регулирования отношений, связанных с деятельностью традиционных для России религиозных конфессий. Между религиозными организациями и государством стали заключаться договоры или соглашения о сотрудничестве. Первые такие соглашения были заключены между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и федеральными органами исполнительной власти. Затем подобные соглашения стали заключаться и с представителями других традиционных конфессий, например духовными управлениями мусульман, объединениями иудеев, но уже преимущественно на региональном уровне. Цель рассматриваемых соглашений заключается в духовно-нравственном возрождении России. Они призваны юридически оформить сотрудничество между конфессией и государством. Соглашения заключаются на основе действующего законодательства. Конфессиональная правовая политика представляет собой стратегию и деятельность светского государства в сфере свободы вероисповедных убеждений граждан, а также мероприятия по регулированию отношений между государством, религиозными организациями, гражданским обществом и представителями различных конфессий. Российская конфессиональная правовая политика основывается на системе либеральных ценностей и европейском понимании свободы вероисповедания, базирующемся на принципе институционального отделения религиозных организаций от государства. Либеральный стандарт конфессиональной правовой политики не исключает сотрудничество государства и всех религиозных конфессий в процессе осуществления им образовательной и воспитательной функции. Государству необходимо четко определиться со своим отношением к тем религиозным объединениям и их деятельности, обладающим культуробразующим значением, среди которых традиционные для России конфессии - православное христианство, ислам, буддизм. Общественный договор признает в качестве субъектов права не только граждан, но и их союзы, следовательно, религиозные объединения входят в ряд субъектов, учреждающих государство. В то же время каждый гражданин России, согласно Конституции, имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания, поэтому ни академические, ни правозащитные, ни масс-медийные структуры не участвуют в формировании конфессиональной правовой политики напрямую, но их мнение должно учитываться в ходе законопроектных дискуссий. Религиозные организации, сохраняющие и развивающие в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации, не должны быть отделены от общества, от непосредственной вероисповедной жизни. Поэтому в функции государства не входит исключительное право формирования конфессиональной правовой политики, которая может состояться только благодаря реализации обязанности государства обеспечить построение политической инфраструктуры, гарантирующей возможность участия представителей конфессий в правотворческом процессе. Существует две стратегии государственно-конфессиональных отношений в России для Русской православной церкви: во-первых, существует возможность стать институтом государства, а для государственной власти - рассматривать православие в качестве национальной идеологии; во-вторых, оттеснить православную церковь на «обочину» общественной жизни, толкуя это как отделение государства и школы от церкви. Важным средством реализации конфессиональной политики государства стала государственная религиоведческая экспертиза. Это наиболее заметное явление общественной и духовно-религиозной жизни современной России, поскольку оно самым непосредственным образом связано с обеспечением конституционных гарантий свободы совести. Религиоведческая экспертиза становится существенным компонентом государственно-конфессиональных отношений, способствуя нахождению их оптимальной модели. К оптимизации деятельности следует отнести сам факт правового закрепления религиоведческой экспертизы, которая оценивает характер вероучений, обрядовой практики и их соответствие российским законам. Качественно возросший уровень правосознания верующих, их нежелание мириться с произволом привели к тому, что религиозные объединения стали обращаться за помощью к квалифицированным юристам. Распространённой практикой организации государственно-конфессиональных отношений являются государственно - религиозных соглашения о сотрудничестве. Это - форма государственного управления в сфере взаимодействия государства с религиозными объединениями, поскольку позволяют и государству, и религиозным объединениям согласовывать свои действия в решении общих задач. Стороны соглашений принимают на себя определенные обязательства по реализации таких задач. Духовные ресурсы церкви остались в большинстве своем невостребованными обществом. Можно ожидать, что в техногенном, перегруженном информацией XXI веке духовные потребности общества будут возрастать. Укрепление позиции православной церкви в государстве обогатит общество в том случае, если ее влияние будет увеличиваться не за счет преимуществ, льгот или прямого, посредством создания партий и движений, участия церкви в политической жизни страны, а путем повышения нравственного авторитета духовенства и мирян. Для того чтобы отношения церкви и государства стали адекватными, церковь должна осознавать свою особую природу, одновременно не забывая о своем предназначении в мире, а государство должно принимать в расчет то, что, по опросам общественного мнения, около двух третей российских граждан называют себя православными. Светский характер государства не является препятствием для достижения соглашения между церковью и государством о сотрудничестве, которое должно быть закреплено в правовом поле, чтобы разработка и осуществление совместных просветительских и социальных программ не зависели от расположения персонифицированной власти. Новые общественно-политические реалии в РФ характеризуются конфессиональным Ренессансом. Этот Ренессанс проявляется в разных сферах - сфера образования, культурная жизнь, мировоззрение. Основной задачей возрождения интереса граждан к религии является духовно-нравственное возрождение народа, при этом имеется в виду как его религиозное просвещение и укоренение в жизни по вере, так и воспитание в нем гражданско-патриотических качеств. Конфессиональные интересы становятся составляющей этнокультурных процессов. В стране сложились группы верующих, исповедующих мировые и традиционные для РФ религии - православие, ислам и др. Эти реалии требуют адекватного построения государственно-конфессиональных отношений. Однако существует такой соблазн: для церкви - вернуться под покровительство государства, а для политиков соблазн - рассматривать православие как возможную составляющую национальной идеологии. Для формирования правового государства в России, преодоления правового нигилизма и борьбы с коррупцией крайне важной является нравственно-воспитательная деятельность традиционных конфессий. Русская православная церковь - самый авторитетный общественный институт, мотивирующий соблюдение действующего правопорядка в силу специфики христианских ценностей, среди которых послушание властям и смирение перед законом являются приоритетными. Вместе с тем существенным влиянием в обществе пользуются и другие традиционные для России религии, прежде всего, ислам. Государственно-религиозные отношения - совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства В РФ разработана нормативно-правовая база сотрудничества государственных ведомств с различными конфессиональными институтами на федеральном и региональном уровнях (законы, указы, распоряжения Президента и Правительства РФ). Само же это сотрудничество неизбежно, так как госструктуры не приспособлены к тому, чтобы взаимодействовать с большим количеством отдельных религиозных организаций самых разных конфессий. Показательным является тот факт, что подписывать государственно-конфессиональные соглашения с православными было легче, чем с мусульманами, у которых нет единого федерального руководства. Как показывает правоприменительная практика, Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Необходимы более четкие формулировки их положений, обеспечение неотвратимости наказания, соразмерного тяжести содеянного, и эффективный механизм их реализации. Негативную роль в распространении религиозно-политического экстремизма играют и другие факторы, обусловленные в большей степени условиями переходного периода и недостатками проведения социальных реформ в нашей стране. Вместе с тем налицо проблемы и противоречия государственно-конфессиональных отношений. Так, часто государство и религиозные организации, сохраняющие и развивающие в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации, оказываются отделенными не столько друг от друга, сколько от общества, от непосредственной вероисповедной жизни. Стояние дел в государственно-религиозной сфере зачастую регулируется системой приватных договоренностей и закрытых двусторонних соглашений, зачастую вступая в противоречие с декларируемыми принципами свободы вероисповедания и другими концептуальными положениями российского законодательства. Основной задачей государственно-религиозных отношений является духовно-нравственное возрождение народа, использование потенциала религии в стабилизации и миротворчестве. При этом имеется в виду как религиозное просвещение, так и воспитание гражданско-патриотических качеств граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|