Приграничное сотрудничество как новая форма международных отношений в СНГ
Распад СССР привел к кардинальным изменениям ситуации на евразийском пространстве. На месте территориальной общности, однородной в политическом, идеологическом, отчасти экономическом и культурном отношениях, возникли пятнадцать новых государств. Одним из ключевых факторов структурной организации постсоветского пространства являются новые границы, которые из формальных административных разделительных линий превратились в важнейший атрибут государственного суверенитета, регулятор интенсивности самых разноплановых международных связей в регионе. В результате дезинтеграции Советского Союза возникли 24 новые границы общей протяженностью более 24 тыс. км, что составляет около 57% от общей длины всех границ постсоветских государств. Проблема границ всегда находится под мощным воздействием исторических, политических, экономических, культурных, психологических факторов. Ее решение в практике международных отношений часто сопровождалось конфликтами, насилием, войнами, поскольку территория является перманентным параметром силы, могущества и безопасности нации. Территория страны всегда имела фундаментальное значение в процессе национальной самоидентификации и национально-политического самоопределения. С этим связано широкое обсуждение политико-правового вопроса о соотношении пределов государства, неделимости его территории и самоопределения нации. 6.1. Политико-правовые основы приграничного сотрудничества и международная политика в области границ Приграничное сотрудничество во всех государствах является важным инструментом проведения внешней политики. Его основная цель — социально-экономическое развитие государств, налаживание и расширение связей между сопредельными регионами. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание реги-
онов участвовать в развитии сотрудничества. Приграничное сотрудничество открывает большие перспективы интеграции регионов, способствует улучшению международных отношений. Граница как обязательный атрибут государства. Основным отличием приграничного сотрудничества от других форм международного сотрудничества является непосредственное (физическое) наличие границы (рубежа), разделяющей правовое, политическое, экономическое и другие пространства. Границы, как известно, не столько решают существующие проблемы государств, сколько создают новые. И среди них самая первая отражается в концептуальном вопросе: что такое граница, с какой целью, для кого или против кого она создается? Надо сказать, что теоретические поиски ответов на этот вопрос, в общем, организованы в рамках двух принципиально противоположных политологических школ — либеральной и коммунитаристской. Согласно первой, концепция границ формируется из представления о том, что границы общества имеют лишь инструментальное значение, как административное удобство, но не имеют морального значения, то есть морально не оправданы. Согласно второй, границы призваны сохранить национальную идентичность и культурное многообразие, что есть само по себе благо. Если либералы исходят из справедливого требования обеспечения права свободного передвижения индивида и возводят в идеал так называемый «мир без границ», то коммунитаристы исходят из существования фундаментальных различий между нациями, с одной стороны, и того обстоятельства, что в мире существует огромный разрыв в уровнях и условиях жизни, а также распределении общемирового богатства, — с другой. Последнее означает, что политика полностью открытых границ может привести к разрушению западной системы обеспечения благосостояния и поддержания социальных структур, если не распространить эти преимущества западных стран на жителей остального мира1.
Стремление стран укрепить свою государственность и создать полноценные границы порождает не только естественные вопросы об исторической справедливости, но и множество спекуляций с ничем не обоснованной идеей пересмотра существующих границ. С одной стороны, правительство каждого государства должно принимать меры по укреплению национальной безопасности, с другой — есть те, кто последствиями произвольного проведения границ хотел бы воспользоваться в террористических и иных криминальных и политических целях. В результате мы сталкиваемся с известной дилеммой безопасности, ко- 1 См., например: Brown С. Borders and Identity in (International) Political Theory// CEU Working Papers. IRES No.98/3. Budapest. April. 1998. торая в нашем случае выглядит так: граница — разъединяющий барьер или мост для сотрудничества? Феномен возникновения прозрачности (или полупрозрачности) границы во многих случаях характерен для переходного периода, сопровождающегося либо ликвидацией внутренних рубежей интеграционного образования (ЕС) с одновременным укреплением его внешних границ, либо, напротив, дезинтеграцией такого образования с постепенным оформлением границ внутренних и ослаблением внешних (СНГ). В нынешних условиях эффективная пограничная политика должна быть сконцентрирована не только на формальных границах между сопредельными государствами, но и на других рубежах, разделяющих те экономические, политические, этнокультурные, религиозные и другие системы и общности, которые ассоциируются с соседними государствами. Ведь даже сильные административные барьеры могут оказаться неэффективной преградой против нелегальной трансграничной активности в зоне с традиционно высоким уровнем экономической или социокультурной контактности. И наоборот, объективная проницаемость административной границы не всегда означает высокий уровень транспарентности пограничья, если какие-то значимые рубежи, порою четко не поддающиеся материальному измерению (например, барьеры экономические, культурные или даже психологические), затрудняют трансграничное общение.
Европейская политика в отношении границ. Целенаправленная политика в отношении приграничного сотрудничества в Европе начала проводиться с конца 1960-х годов. Ее связывают с появлением документа Комиссии ЕС «Региональная политика Сообщества»1. Суть идеи заключалась в проведении мероприятий по оптимизации развития индустриальных регионов и укреплению связей между ними и районами, отстающими в промышленном отношении. В 1980 г. Совет Европы принял Европейскую (Мадридскую)рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. В 1988 и 1991 гг. Европарламент принял Хартию Сообщества по проблемам регионализации и Хартию регионов Сообщества. В развитие этих идей в 1991 г. в Маастрихте в рамках ЕС был создан Комитет регионов с правом политической инициативы — консультативный орган, состоящий из представителей региональных и местных автономий, призванный обеспечить политику и координацию деятельности регионов на общеевропейском уровне. Мадридская конвенция 1980 г. предоставила органам местной власти возможность разработки юридических основ взаимодействия по эко- 1 Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: Состояние и перспективы // Сб. ст. под ред. О. А. Абдыкаримова. СПб., 2003. номическим, социальным, экологическим и культурным вопросам вне зависимости от национальных границ. Конвенция определила сферы трансграничного сотрудничества: ■ городское и региональное развитие; ■ транспортные и коммуникационные сети; ■ энергоснабжение; ■ охрана окружающей среды; ■ помощь в чрезвычайных ситуациях.
Региональная европейская политика. В декларации Ассамблеи регионов Европы «Орегионализме в Европе» подчеркивается, что «регионы представляют собой важнейший и незаменимый элемент построения Европы и процесса европейской интеграции». В этом качестве они органично взаимодействуют с центральной властью, являя собой весьма существенную часть государства в целом. Международное сотрудничество между государственными органами власти на региональном и местном уровнях осуществляется на основе соглашений. Часто формой реализации соглашений становится еврорегион. Еврорегионы — приграничные сообщества международного трансфаничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципа субсидиарное™. Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансфаничные соглашения в соответствии с государственным законодательством. Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации — исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансфаничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих евро-регионов расположены важные административные центры Европейского союза. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества. Исторически основными целями создания еврорегионов было объединение усилий приграничных районов западноевропейских сфан для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической области, определенной изолированности по отношению к центру. По мере развития процессов европейской интеграции еврорегионы стали рассматриваться как необходимый дополнительный инструмент строительства Европейского союза. В настоящее время еврорегионам отводится важная роль в создании благоприятных условий для развития Евросоюза на его внешних границах, особенно со странами Центральной и Восточной Европы.
Основными сферами деятельности еврорегионов являются: местные торгово-экономические связи и занятость, транспорт и связь, культура и образование, туризм, здравоохранение и социальная сфера, инфраструктура и защита окружающей среды. Решаются вопросы обустройства совместной границы и прилегающей территории, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Иногда стороны рассматривают вопросы чисто местного характера: водообеспечение, миграция приграничного населения, пространственное планирование и др. Из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия наиболее эффективным признается деятельность сообществ именно по типу еврорегионов, характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов. Правовые основы политики в области границ. Неприкосновенность и целостность государственной территории являются одним из основных принципов международного права, который окончательно утвердился с принятием в 1945 г. Устава ООН. Однако процесс развития его содержания продолжается, и различные элементы этого принципа по-разному закреплены в международном праве. Так, Устав ООН запрещает применение силы против территориальной неприкосновенности государств, и это рассматривается в качестве общего принципа неприкосновенности. Дальнейшим этапом в развитии данного принципа явилось принятие Заключительного акта СБСЕ/ОБСЕ, в ст. 4 Декларации принципов которого говорится: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой». В целом, в ряде международно-правовых актов закрепляются и развиваются три основных положения, а именно: запрещение вооруженного вторжения на иностранную территорию, кроме строго определенных случаев; запрещение приобретения территории посредством угрозы силой или ее применения; запрещение военной оккупации иностран- ной территории, кроме строго определенных случаев1. Заключительный акт СБСЕ является самым многосторонним документом, в котором закреплен принцип нерушимости границ государств. Статья 3 Декларации принципов Заключительного акта гласит: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга... и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Данная формулировка позволяет давать довольно широкую интерпретацию принципа нерушимости границ, но основное его содержание можно свести к трем элементам: ■ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; ■ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент и в будущем; ■ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение2. Вместе с тем «решение» косовской проблемы говорит о том, что международное сообщество стало на путь девальвации этих принципов. В очаг межэтнической и межконфессиональной напряженности Косово стало превращаться с конца 1980-х годов. В этот период начала нарастать активность албанских сепаратистов, вызвавшая ответные действия тогдашнего руководства в Белграде по наведению порядка путем «завинчивания гаек». В частности, для края был отменен статус автономии, что стало одним из важных политических факторов разжигания сепаратизма. Борьба между албанцами и сербами за национальную принадлежность края стала сердцевиной балканского кризиса в последнее десятилетие. Она была обусловлена стремлением первых, пользовавшихся мощной внешней поддержкой, обрести независимость и отчаянными попытками вторых удержать откалывающуюся «провинцию», имеющую для них глубоко символическое значение и составляющую более 15% от государственной территории Сербии. Албанская община стала серьезно задумываться об отделении от Сербии силовым путем. Для этого была создана соответствующая военная структура — Армия освобождения Косово, аббревиатура которой на албанском языке звучит как УЧК. Это привело к ожесточенному военному противоборству, которое повлекло массовые жертвы и серьезные разрушения. Подлили масла в огонь разгоравшегося конфликта обвинения, выдвинутые против сербской стороны, в хладнокровных убийствах мир- ' Всеобъемлющая международная безопасность: Справочник. М., 1990. С. 155. 2 Там же. С. 156. Hbix жителей албанской национальности. Эти обвинения во многих случаях не получили подтверждения при проведении независимой международной экспертизы, однако сыграли свою отрицательную роль в качестве одного из доводов для оправдания вмешательства внешних сил в косовский конфликт. Это вмешательство приняло форму воздушной войны государств—членов блока НАТО против Союзной Республики Югославии, которая началась в марте 1999 г. В июне того же года югославская армия была выведена из края, а в него вступили многонациональные вооруженные силы (KFOR), основу которых составляли военнослужащие стран НАТО. Мировое сообщество постоянно пытается помочь в урегулировании рассматриваемого опасного конфликта с глубокими историческими корнями, но его деятельность пока малоэффективна, слишком много накопилось трудноразрешимых негативных проблем. В ноябре 2005 г. была создана группа международных посредников во главе с Марти Ахтисаа-ри — бывшим президентом Финляндии. Через два года он выдвинул план урегулирования, отражающий позицию США и их союзников. Переговоры по спорным вопросам, которые накапливались веками, предлагалось ограничить по времени, причем предлагался очень маленький срок — 120 дней. Суть этого плана заключалась в том, что если к заданному сроку сербы и албанцы, проживающие в Косово (косовары), не сумеют договориться, то край получает независимость автоматически, но под международным контролем. После обнародования плана Ахтисаари состоялись переговоры между Белградом и Приштиной под патронажем трех посредников — США, ЕС и РФ — которые не привели конфликтующие стороны к согласию. В русле этой линии 17 февраля 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости края. Это означает, что при принятии данного решения не было получено согласие Сербии, из состава которой де-факто выводится спорная территория, а также международных организаций, отвечающих за безопасность и правопорядок в современном мире. Одностороннее провозглашение независимости также означает нарушение важнейших международно-правовых актов. К ним следует отнести резолюциюСЪ ООН № 1244, на основании которой в крае было введено внешнее управление, договоренности, достигнутые в контактной группе по урегулированию косовского конфликта, Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 г., в котором провозглашалась нерушимость государственных границ на нашем континенте. Таким образом, одностороннее провозглашение независимости наносит еще один серьезный удар по современному международному праву, которое гарантирует правопорядок и юридическую составляющую обеспечения безопасности в современном мире, но в последние годы уже подвергается многим испытаниям. Соединенные Штаты Америки выступили за безусловное признание независимости Косово, в котором они видят успешное завершение реали- зации плана Ахтисаари. Сложнее обстоит ситуация с признанием независимости Косово в Европейском союзе. Эта проблема расколола данную организацию. Одной из первых стран, которая приветствовала провозглашение независимости края, стала Франция. Сходную позицию занимают Германия и Словения, причем последняя в первой половине 2008 г. председательствует в ЕС. Всего около двадцати стран ЕС, по оценкам экспертов, готовы последовать их примеру. И все же в Объединенной Европе есть и сомневающиеся. К их числу относят Грецию, Испанию, Румынию, Кипр. Уже в первые часы после свершения обсуждаемого события однозначно негативную позицию заняло руководство Словакии. Страны, в которых существуют сепаратистские движения, опасаются, что признание односторонне провозглашенной независимости Косово послужит для них призывом к действию. И опасения уже подтвердились в первые часы после принятия косоварами так называемой декларации независимости: представители сепаратистов из Страны басков (область на севере Испании) заявили, что рассматриваемое событие вселяет в них большие надежды как важный международный прецедент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|