Процесс распада Советского Союза
Национальные движения в советских республиках. Нарастание центробежных тенденций в СССР было связано, в первую очередь, с ростом национального самосознания, которое послужило основой для организации национальных движений. Пик этого процесса пришелся на 1990— 1991 гг. Не последняя роль в нем принадлежала и целому ряду национально-этнических конфликтов на территории бывшего СССР, возникновение или реанимация которых происходили с конца 1986 г. и были связаны с политикой перестройки. В декабре 1988 г. в Алма-Ате на смену руководившему 25 лет республикой Д. А. Кунаеву пришел другой опытный партийный руководитель Г. В. Колбин. Однако назначение русского на должность Первого секретаря республики как бы показывало, что с точки зрения Центра национальные кадры республики еще не созрели для перестройки. Студенты алма-атинских вузов вышли на улицы, и пролилась первая кровь. В том же 1988 г. резкой критике Центра подвергся первый секретарь ЦК Компартии Армении К. Демирчян. После этого последовали кровавые столкновения в Нагорном Карабахе и Сумгаите. Очевидным фактом явился и беспрецедентный рост национального движения в период демократизации советского общества, проходившей под лозунгом перестройки. На первом этапе перестройки национальные и демократические задачи сливались воедино. Широко распространенная в этот период критика имперского сознания и имперского мышления придавала демократическому движению отчетливо выраженный национальный характер, что имело прямое отношение к антиэтатистским установкам принципиального характера. С конца 1980-х годов в республиках Прибалтики усилилось движение за выход из состава СССР. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании в республиках родного языка в качестве официального, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Затем на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов над общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств.
С самого начала радикальное крыло этих фронтов стремилось к восстановлению независимости Латвии, Литвы и Эстонии на основе выхода из СССР и возвращения к статусу государств межвоенного (между Первой и Второй мировыми войнами) периода. Этому противостояли правящие структуры — партийный и государственный аппарат республик — вместе с Центром. Однако решение Государственного Совета СССР (орган просуществовал с сентября по декабрь 1991 г.) декларировало признание государственной независимости этих республик. Ситуация в Молдавии развивалась по весьма близкому к прибалтийскому сценарию: народный фронт, оппозиция Центру и КПСС, нарастание требований от признания молдавского языка в качестве государственного до полной независимости. Однако в этом случае есть существенное различие: на территории Молдавии образовались Приднестровская и Гагаузская республики и начался вооруженный конфликт. При этом Молдавия не выступала в качестве активного субъекта распада СССР. Руководители страны искали поддержки Центра в решении своих проблем, в первую очередь в непризнании Приднестровья в качестве некоторого государственного образования.
Долгое время тлевший конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха постепенно перешел в межнациональную войну. Однако Центр решил не вмешиваться, поддержка одной из сторон неизбежно привела бы к отколу от Центра другой. Ситуация в Грузии поначалу развивалась по прибалтийско-молдавскому варианту, но были и существенные отличия — кровавые события в Тбилиси стали катализатором всех дальнейших событий. С другой стороны, национальный вопрос на уровне Центр — республика здесь осложнялся внутренними грузино-осетинским и грузино-абхазским конфликтами. Среднеазиатский регион продемонстрировал, что Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан были заинтересованы в распаде СССР меньше других. Драматическим образом разворачивались события в Таджикистане, где разразилась гражданская война на почве клановых интересов. На Украине национальное движение формировалось по типу прибалтийских. При активном участии национального движения 1 декабря 1991 г. был проведен референдум о суверенитете Украины. В Белоруссии, по сути дела, не имелось социальной почвы для националистических движений. Новый союзный договор. Однако очевидно, что дальнейшее развитие событий во многом, если не во всем, зависело от положения дел в России. Здесь, как мы уже отмечали, Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России, которая, по сути, стала правовой платформой утверждения российской государственности в противоположность Союзу. 12 июня 1991 г. последовало избрание Президента России, что стало реальным стимулом распада СССР: сложилась ситуация с двумя президентами, двумя правительствами и двумя Верховными Советами, притязавшими на одно и то же географическое и политическое пространство. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В этом документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, соблюдение территориальной целостности. В соответствии с постановлением Съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как Федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры Горбачева с руководителями одиннадцати союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. События августа 1991 г. Нельзя не упомянуть о путче, который на чался 19 августа 1991 г., поскольку он ускорил процесс распада — после путча СССР фактически прекратил свое существование. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности Горбачева с Ельциным и Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. А. Крючкову, после подписания договора предполагалось премьер-министра СССР В. С. Павлова заменить Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова и ряд других высокопоставленных лиц. Однако в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. И. Янаев, министр обороны Д. Г. Язов, а также Крючков и Павлов, образовала самозваный, неконституционный Государственны., комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного по-
ложения, запрещались митинги, манифестации, забастовки, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации. В это время со своей дачи в Форосе Горбачев был доставлен в Москву. На его глазах в присутствии депутатов российского парламента Ельцин подписал Указ о приостановке деятельности Российской Коммунистической партии. Кабинеты партийных органов по всей России были опечатаны. Некогда могущественная и влиятельная организация пала. 24 августа Горбачев сделал заявление о сложении обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС. К этому времени процесс распада набрал скорость. Первые международно-правовые последствия начала эрозии СССР проявились уже в августе 1991 г., когда три бывшие союзные республики — Эстония, Литва и Латвия — провозгласили независимость, официально вышли из Союза и были признаны международным сообществом в качестве суверенных государств — субъектов международного права. Они вступили в дипломатические отношения со многими странами, стали участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Генеральная Ассамблея приняла их в члены ООН. Распад СССР все более активизировал дезинтеграционные процессы. Страна переживала глубокий кризис государственности, усилился экономический кризис, упал жизненный уровень населения, наблюдалась социальная нестабильность. Нужно было сделать выбор между неконтролируемым развалом, вызывающим серьезные нарушения геополитического равновесия в мире, эскалацию конфликтов внутри бывшего СССР, нестабильность государственной границы, растаскивание вооруженных сил, в том числе ядерного оружия, и формированием новой правовой основы дальнейшего существования республик. Неудача ново-огаревского процесса сделала этот выбор радикальным. Создание СНГ. 8 декабря 1991 г. в пригороде Минска, правительственной резиденции, расположенной в Беловежской Пуще, Вискули, произошло событие, которого ждали и которого боялись: ушел в прошлое некогда могучий СССР. Главы трех республик подписали соглашение «О создании Содружества Независимых Государств».
«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства—учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Начало Соглашения о создании Содружества Независимых Государств Мы никогда не узнаем, что на самом деле испытывали С. С. Шуш-кевич (Председатель Верховного Совета Белоруссии), В. Ф. Кебич (Председатель Совета министров Белоруссии), Б. Н. Ельцин (председатель Правительства РФ), Г. Э. Бурбулис (первый заместитель Председателя Правительства РФ), Л. М. Кравчук (Президент Украины), В. П. Фокин (премьер-министр Украины), читая эту фразу, на что надеялись, подписываясь под ней — «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств»... Но правовое закрепление новой геополитической реальности состоялось — через 13 дней в г. Алма-Ате был подписан Протокол к этому Соглашению (его не подписали республики Прибалтики и Грузия). СНГ стало обретать реальные контуры. Объективные условия создания СНГ не позволяли провести политические консультации и предварительные научные проработки. Все приходилось делать сразу. В конечном итоге это привело к тому, что государства-учредители по-разному расставляли акценты в целях создания Содружества. Основной причиной завершения существования СССР как государства стал кризис политического и экономического курса, который руководство Коммунистической партии Советского Союза безуспешно стремилось разрешить. Кризис самой партии — основной и фактически единственной движущей силы страны — поставил последнюю точку. В СССР действовали «специфические законы социализма», которые предполагали действие административных методов управления экономикой. Идеологический и политический курс однопартийной системы оказался во многом несостоятельным, и его реализация лишила советский народ многих исторических, в том числе духовных, корней. Игнорирование основных экономических законов развития, скачкообразное развитие экономики обернулись прогрессирующим технологическим отставанием ее отраслей, несоответствием большинства товаров и услуг мировым стандартам, острыми экономическими и социальными проблемами, создавшими условия для межнациональных конфликтов. Вопросы для обсуждения 1. Какие качества характеризовали Советский Союз как сверхдержаву? 2. Проанализируйте факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства. 3. В чем проявилось нарастание центробежных тенденций в СССР? 4. Каковы основные события процесса распада Советского Союза? 5. Какую роль в распаде СССР сыграли внутриполитические и внешнеполитические факторы? 6. В чем проявились первые международно-правовые последствия распада СССР? Рекомендованная литература Ахтамзян А. Геостратегический проигрыш России // Российская Федерация сегодня. 2004. № Ю. С. 61-62. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 5-11. Косое Ю. В. Геополитика // Политология / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарика, 2006. С. 513-540. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб.: Знание, 2006. С. 7-18. Лебедева М. Ы. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2006. Гл. 7. МэтлокД. Ф. Смерть империи: Взгляд американского посла на распад Советского Союза. М.: Рудомино, 2003. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.С. 5-7. Рафальский О. Наибольшая легенда славянской истории. (К 350-летию вхождения Левобережной Украины в состав России. Переяславская рада) // Родина. 2004. № 1.С. 10-13. Российская наука международных отношений: Новые направления / Под ред. А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова. М.: ПЭР СЭ, 2005. Гл. 1. Современные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов и др. М.: Просвещение, 2004. С. 827-832. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск 8 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № I. С. 3-8. Федулова Н. Г. Содружество Независимых Государств — 15 лет спустя // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12. С. 82-91. Эдамура С. Как распадалась империя. Воспоминания посла Японии в Москве. М.: Япония сегодня, 2004. Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|