Евразийское экономическое сообщество (евразэс) и региональные интеграционные процессы
20 января 1995 г. правительство Республики Беларусь и правительство Российской Федерации, с одной стороны, и правительство Республики Казахстан, с другой стороны, договорились, что формируют единый Таможенный союз. 28 января того же года состоялась повторная встреча правительственных делегаций трех государств. Главы правительств подписали Меморандум, в котором было подчеркнуто, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация рассматривают Соглашение о формировании Таможенного союза как важнейшую часть Договора о создании Экономического союза. 5.1. Таможенный союз и Единое экономическое пространство При рассмотрении данного вопроса важно обратить внимание на хронологию развития событий, приведших к Договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: ■ сентябрь 1993 г. — Договор о создании Экономического союза; ■ апрель 1994 г. — Соглашение о создании зоны свободной торговли (12 государств СНГ); ■ январь 1995 г. — Соглашение о Таможенном союзе, которое предусматривало два этапа развития рассматриваемой международной организации:
—I этап — зона свободной торговли; —II этап — единая таможенная территория (Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Россия);
■ 29 марта 1996 г. —Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Россия); ■ октябрь 1997 г. — Решение о приоритетных направлениях — формирование Общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы (Межгоссовет четырех государств); ■ 26 февраля 1999 г. — Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
Формирование Таможенного союза (ТС). Целями создания Таможенного союза были названы: ■ обеспечение социально-экономического прогресса стран путем устранения разделяющих препятствий, мешающих свободному экономическому взаимодействию хозяйствующих субъектов; ■ гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; ■ укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; ■ создание условий для формирования общего экономического пространства; ■ создание условий для активного выхода государств—членов Таможенного союза на мировой рынок. Таможенный союз определялся как экономическое объединение государств, основывающееся на принципах: ■ наличия единой таможенной территории государств—участников Таможенного союза; ■ наличия однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Формирование единой таможенной территории предполагалось осуществить путем: ■ отмены в торговле между договаривающимися государствами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений на товары, произведенные на их территориях; ■ установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; ■ формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.
Комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза предполагалось осуществить в два этапа. На первом этапе планировались: ■ отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной дении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь; ■ унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансо-вого, налогового и другого законодательств, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность; ■ формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из договаривающихся сторон. Следующий этап — объединение таможенных территорий государств-партнеров в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Таможенного союза. В Соглашении также оговаривались вопросы распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; условий введения временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер; таможенного контроля на основе обеспечения единства управления таможенными службами. Вторым программным документом, наряду с Соглашением о формировании ТС, стало совместное Заявление, в котором отмечалось, что по мере формирования Таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машинно-технической продукцией, продовольствием и потребительскими товарами. В конечном счете, полнокровный Таможенный союз явится существенным шагом на пути к созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Подчеркивалось, что развитию торговли между странами будет способствовать поэтапное создание Платежного союза, обеспечивающего бесперебойность расчетов на основе использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирование эффективной платежной системы. Стороны обязывались оказывать государственную поддержку развитию прямых связей и кооперации между предприятиями в различных отраслях экономики. В этих целях сторонами планировалось осуществлять конкретные меры по созданию финансово-промышленных групп; развитию прогрессивных форм сотрудничества в производственной, инвестиционной и финансово-кредитной областях; формированию благоприятных условий для взаимного допуска и защиты инвестиций, приобретения недвижимости.
Признавалось необходимым принять меры к образованию единого научно-технологического пространства, что позволило бы наиболее рациональным образом использовать интеллектуальный, научный и технический потенциал трех государств. На встрече 28 января 1995 г. была утверждена Программа действий правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по реализации достигнутых договоренностей о даль-] нейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества. Главным достижением Таможенного союза в 1995 г., безусловно, ста-] ла реализация режима свободной торговли без пошлин и ограничений. Она дала мощный толчок торговле. Это сразу же благотворно отрази-] лось на взаимодействии хозяйствующих субъектов. В 1995 г. товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью увеличился по сравнению с 1994 г. на 45%. Углубление интеграции. Накопленный опыт по реализации Соглашений о Таможенном союзе позволил главам государств поставить в, повестку дня возможность подготовки и подписания более масштабного документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств. 29 марта 1996 г. президенты Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, Кыргызской Республики А. А. Акаев и Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписали Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». J Для достижения целей Договора учреждены специальные органы управления интеграцией. 1. Межгосударственный Совет — высший орган управления интег-j рацией. В нем представлены главы государств, главы правительств, ми-i нистры иностранных дел, а также Председатель Интеграционного Комитета с правом совещательного голоса. Совет разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядке их финансирования.
2. Интеграционный Комитет — постоянно действующий исполни-' тельный орган. Он принимает и осуществляет меры, необходимые для реализации целей и задач интеграции, определенных Договором, через правительства Сторон контролирует выполнение решений органов управления интеграцией; обеспечивает в пределах своей компетенции проведение в жизнь решений Межгосударственного Совета, программ интеграции, договоров и соглашений, действующих между Сторонами; учреждает соответствующие межгосударственные комиссии и комитеты, привлекает независимых экспертов в различных областях экономики, права, управления и иных сферах интеграции. 3. Межпарламентский Комитет формируется на паритетных началах из парламентариев, делегируемых парламентами Сторон в пределах своих полномочий. Он принимает модельные акты, на основе которых разрабатываются акты национальных законодательств, вносит предложения по вопросам развития правовой основы интефации; участвует в иных формах законодательной деятельности. Создание Единого экономического пространства. 22 января 1998 г. в Москве состоялось очередное заседание Межгосударственного Совета республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и российской Федерации. На нем Председатель Межгосударственного Совета Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выдвинул предложения по созданию Единого экономического пространства на территории Таможенного союза и принятию реальных, наиболее простых шагов по сближению стран и народов в самых жизненных областях общения. В историю они войдут как «Десять простых шагов навстречу простым людям». Обосновывая свое первое предложение, Назарбаев отметил, что в рамках четырехстороннего сотрудничества необходимо принять стратегический документ, который определил бы конечные цели интеграции, пути их достижения, при этом за основу мог бы быть взят опыт развития Европейского союза. Создание Единого экономического пространства способствовало бы формированию общего рынка и содействию гармоничной экономической деятельности, повышению уровня жизни людей, укреплению связей между государствами-партнерами. По мнению Назарбаева, для достижения этих целей необходимо опираться на следующие основные принципы: устранение между государствами таможенных сборов и количественных офаничений на импорт-экспорт товаров, введение общего таможенного тарифа, а также проведение общей торговой политики по отношению к третьим странам, устранение между государствами—членами Таможенного союза препятствий по свободному движению труда, услуг и капиталов, выработка обшей политики в вопросах развития транспорта, сельского хозяйства, проведение согласованной экономической политики.
По выдвинутым Президентом Назарбаевым идеям, Межгосударственный Совет решил одобрить предложение по разработке проекта Договора о создании Единого экономического пространства и поручил Межправительственной группе экспертов под руководством Председателя Интефационного Комитета доработать проект Договора с учетом предложений Сторон. Принципиальное значение Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве состоит в том, что он является первым обобщенным основополагающим международным соглашением Пяти государств, где в развернутом виде представлена сфойная концепция построения новой системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах. Договор вбирает в себя мировой опыт интегра- ции, международные принципы и нормы, успехи и достижения Евр<ц пейского союза и СНГ. Договор решает наиважнейшую для наших стран проблему, опреде. ляя конечную цель интеграции и пути ее достижения: с чего начать, цЛ рез какие пройти этапы и какие задачи на каждой стадии решать. В нец заложены основы согласованной стратегии интеграционной деятельности на длительную перспективу с учетом дружеских отношений наших государств, взаимного уважения суверенитета и норм международного права. В Договоре нашла отражение и реализация предложения по последовательному формированию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы и комплексу обоснованных мероприятий для достижения этой цели. 5.2. Формирование Евразийского экономического сообщества и реальное взаимодействие в экономике ] Учреждение Евразийского экономического сообщества. В октябре 2000 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, учрЛ дили международную организацию — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, или Сообщество). К нему перешли полномочия, добя ровольно переданные ему Договаривающимися Сторонами, которые остались суверенными и равноправными субъектами международногЯ права. Согласно ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС оно создано для| ускорения процесса формирования Таможенного союза и Единого экой номического пространства, а также реализации других целей и задач, опя ределенных ранее подписанными соглашениями и договорами. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС (ст. 10) может быть предоставлен любому государству или международной организации в случае обраще^ ния с соответствующей просьбой. Решения о предоставлении, приоо тановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Меж государственным Советом. Согласно ст. 15 Договора об учреждении ЕврАзЭС средства бюджета Сообщества направляются на финансирование деятельности органов ЕврАзЭС, финансирование совместных мероприятий, другие цели; не противоречащие положениям Договора. В случае если задолженность одной из сторон перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму ее годичного взноса, это сторона может быть лишена права голоса в органах Сообщества до полного погашения дол-И га. Принадлежащие ей голоса распределяются между остальными сто-Ш ронами пропорционально их взносам. Правоспособность Евразийского экономического сообщества! (ст. 11) соответствует статусу международной организации. ЕврАзЭС! яьзуется на территории каждой из сторон правоспособностью, необ-димой для реализации его целей и задач. При этом сообщество облает правами юридического лица, может заключать договоры, приобретать имущество и распоряжаться им, выступать в суде, открывать счета совершать операции с денежными средствами. В соответствии с этим ЕврАзЭС имеет следующую институциональную структуру: Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентскую Ассамблею (ранее Межпарламентский Комитет), Суд Сообщества, Комитет постоянных представителей (КПП). Межгосударственный Совет ЕврАзЭС. Согласно ст. 3 и 5 Договора об учреждении ЕврАзЭС Межгосударственный Совет — высший орган ЕврАзЭС. В него входят главы государств и главы правительств договаривающихся сторон. Решением Межгосударственного Совета от 31 мая 2001 г. утверждены Правила процедуры Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. В заседаниях Совета могут участвовать Председатель Интеграционного Комитета, Председатель Суда Сообщества, Председатель Межпарламентской Ассамблеи, Постоянные представители Сторон при ЕврАзЭС, Генеральный секретарь и приглашенные лица. Межгосударственный Совет Сообщества наделен значительными полномочиями. В числе основных функций — рассмотрение принципиальных вопросов деятельности Сообщества, связанных с общими интересами государств—членов ЕврАзЭС, определением стратегии, направлений и перспектив развития интеграции. Межгоссовет принимает решения по большому кругу вопросов: ■ регулирование условий взаимной торговли; ■ таможенная политика по отношению к другим государствам; ■ упрощение и унификация таможенных правил и процедур; ■ гармонизация (сближение и унификация) национальных законодательств и т.д. Межгосударственный Совет имеет право давать поручения Интеграционному Комитету, обращаться с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, Суду Сообщества. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного Раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Могут также созываться и внеочередные заседания. Заседания проводятся под Руководством представителя страны, председательствующей в Межгоссовете. Председатель избирается из числа глав государств поочередно, в порядке русского алфавита, сроком на один год. Все свои решения Межгосударственный Совет принимает консенсусом (каждое государство имеет 1 голос), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которвд принимаются по принципу «консенсус минус голос заинтересованно^ договаривающейся стороны». В соответствии со ст. 24 Договора об учреждении ЕврАзЭС Сове вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для opraj нов и организаций Сообщества, обеспечивающих непосредственное Щ исполнение, либо решения, подлежащие трансформации в национала ное законодательство Сторон. Однако в Договоре не предусмотрен э<| фективный механизм контроля за исполнением решений Межгосудар ственного Совета. Межгосударственный Совет по представлению Интеграционной Комитета рассматривает разногласия, возникающие в ходе реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарно! областях от 29 марта 1996 г. и Договора о Таможенном союзе и Единой экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.. Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. Постоянно действующим исполнительным органом ЕврАзЭС является Интеграционный Комитет В По] ложении об Интеграционном Комитете, утвержденном решением Мем государственного Совета от 31 мая 2001 г., определены функции этог! органа. Важнейшей из них является анализ состояния и тенденций развития интеграционных процессов в Сообществе. Для этого Комитет рас-* сматривает, согласовывает и выносит на Межгоссовет проекты решений, касающиеся регулирования условий взаимной торговли, таможенной политики по отношению к другим странам, гармонизаций (сближения и унификации) национальных законодательств, взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями, упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Сообщества и др. Интеграционный Комитет организует предварительное рассмотрение межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения в рамках Сообщества совместных мероприятий государств-членов и представляет проекты решений по ним в Межгоссовет. На Комитет возложена работа по обеспечению взаимодействия органов ЕврАзЭС с правительствами государств—членов Сообшества и контроля за реализацией решений Межгоссовета, а также международных договоров, действующих в рамках Сообщества. В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов у каждой из Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет в настоящее время: Белоруссия, Казахстан, Узбекистан — по 15%; Киргизия и Таджикистан — по 7,5%; Россия - 40%. В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую яботу выполняет Комиссия постоянных представителей (Постпредов) пои ЕврАзЭС, назначаемых главами государств—членов Сообщества. дппарат Интеграционного Комитета состоит из структурных подразделений по основным направлениям деятельности. Самостоятельными подразделениями аппарата являются главные управления (управления) и Секретариат. Предельная численность аппарата — 75 человек. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Межгоссоветом по представлению Комитета сроком натри года. Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета. Секретариат формируется из числа граждан государств—членов ЕврАзЭС, на квотной основе с учетом долевых взносов в бюджет Сообщества, и лиц, нанимаемых по контракту. При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания ни от одной из сторон Сообщества или от посторонних государств. Они должны воздерживаться также от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС. Местом нахождения Интеграционного Комитета являются Москва и Алма-Ата. Суд ЕврАзЭС. Договор об учреждении ЕврАзЭС (ст. 8) регламентирует правовой статус Суда Сообщества. Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение сторонами настоящего Договора и других, действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Он рассматривает также споры экономического характера по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения. Судьи (не более двух представителей от каждой стороны) назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет. Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом. В настоящее время этот орган отсутствует. Его функции выполняет Экономический суд СНГ. В 2005—2006 гг. прошел процесс интеграции Организации Централь-ноазиатского сотрудничества (ОЦАС) в ЕврАзЭС. Учитывая состав участников двух этих организаций, можно сказать, что членом ЕврАзЭС стала Республика Узбекистан. А вскоре, учитывая реальное состояние экономик, Межгоссовет Сообщества принял решение о формировании Таможенного союза вначале тремя государствами: Белоруссией, захстаном и Россией. Таким образом, разноскоростная и разноформд ная модель интеграции распространилась и на это объединение. По всей видимости, в ближайшее время в сфере экономическс интеграции на постсоветском пространстве не предвидится револкн онных прорывов. Вопросы для обсуждения 1. Проанализируйте основные направления и особенности разноуров! вой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ. 2. Каковы основные этапы становления Таможенного союза («пятерь 3. Что такое Единое экономическое пространство (ЕЭП)? Почему эч| проект не удается реализовать на практике? 4. Раскройте причины возникновения и основные направления развит Евразийского экономического сообщества. 5. Дайте характеристику основных органов управления ЕврАзЭС. 6. Почему ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся ш} теграционным объединением на постсоветском пространстве? 7. Почему Централ ьноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) I соединилось к ЕврАзЭС? Рекомендованная литература Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве М., 1999. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Аста-] на, 2000. Евразия: Конкуренция и сотрудничество/ Под ред. А. А. Рогожина. М., 2006.] Калачян К. Международно-правовые проблемы деятельности ЕврАзЭС //| Государство и право. 2004. № 3. С. 58—63. Касенова Н. ЕС в Центральной Азии: Стратегия в контексте евразийской геополитики // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 4. С. 115-125. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 54-60. Михайленко А. Перспективы развития Содружества Независимых Государств // Вестник аналитики. 2004. № 2. С. 66—80. Прахова Н. Ю. На распутье после империи // Вестник Московского уни-] верситета. Сер. 18. Социология и политология. 2004. № 1. С. 105-128. Союз Беларуси и России (учредительные документы). М., 1997. Тарасов И. Россия и страны Восточной Европы в процессах континентальной интеграции // Власть. 2004. № 7. С. 56-63. Христенко В. Б. Нужна ли нам интеграция?// Россия в глобальной политике. 2004. Т. 2. № L. С. 74-87. Глава 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|