Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Евразийское экономическое сообщество (евразэс) и региональные интеграционные процессы




20 января 1995 г. правительство Республики Беларусь и правитель­ство Российской Федерации, с одной стороны, и правительство Рес­публики Казахстан, с другой стороны, договорились, что формируют единый Таможенный союз.

28 января того же года состоялась повторная встреча правительствен­ных делегаций трех государств. Главы правительств подписали Мемо­рандум, в котором было подчеркнуто, что Республика Беларусь, Рес­публика Казахстан и Российская Федерация рассматривают Соглаше­ние о формировании Таможенного союза как важнейшую часть Договора о создании Экономического союза.

5.1. Таможенный союз и Единое экономическое пространство

При рассмотрении данного вопроса важно обратить внимание на хронологию развития событий, приведших к Договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве:

■ сентябрь 1993 г. — Договор о создании Экономического союза;

■ апрель 1994 г. — Соглашение о создании зоны свободной торгов­ли (12 государств СНГ);

■ январь 1995 г. — Соглашение о Таможенном союзе, которое пре­дусматривало два этапа развития рассматриваемой международ­ной организации:

 

—I этап — зона свободной торговли;

—II этап — единая таможенная территория (Беларусь, Казах­стан, Кыргызия, Россия);

 

■ 29 марта 1996 г. —Договор об углублении интеграции в экономи­ческой и гуманитарной сферах (Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Россия);

■ октябрь 1997 г. — Решение о приоритетных направлениях — фор­мирование Общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы (Межгоссовет четырех государств);

■ 26 февраля 1999 г. — Договор о Таможенном союзе и Едином эко­номическом пространстве (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Рос­сия, Таджикистан).


Формирование Таможенного союза (ТС). Целями создания Таможен­ного союза были названы:

■ обеспечение социально-экономического прогресса стран путем устранения разделяющих препятствий, мешающих свободному экономическому взаимодействию хозяйствующих субъектов;

■ гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

■ укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народно­го хозяйства;

■ создание условий для формирования общего экономического пространства;

■ создание условий для активного выхода государств—членов Та­моженного союза на мировой рынок.

Таможенный союз определялся как экономическое объединение государств, основывающееся на принципах:

■ наличия единой таможенной территории государств—участни­ков Таможенного союза;

■ наличия однотипного механизма регулирования экономики, ба­зирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифи­цированном законодательстве.

Формирование единой таможенной территории предполагалось осу­ществить путем:

■ отмены в торговле между договаривающимися государствами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалент­ное действие, а также количественных ограничений на товары, произведенные на их территориях;

■ установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

■ формирования механизма взаимоотношений Таможенного со­юза с третьими государствами и международными организация­ми на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятель­ности от 12 апреля 1994 г.

Комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Тамо­женного союза предполагалось осуществить в два этапа. На первом эта­пе планировались:

■ отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной
торговле в соответствии с Протоколом от 6 января 1995 г. о вве-


дении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;

■ унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансо-вого, налогового и другого законодательств, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность;

■ формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на ос­нове делегирования соответствующих полномочий одной из до­говаривающихся сторон.

Следующий этап — объединение таможенных территорий госу­дарств-партнеров в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Таможенного союза.

В Соглашении также оговаривались вопросы распределения тамо­женных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; условий введения временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер; таможенного контроля на основе обеспечения единства управле­ния таможенными службами.

Вторым программным документом, наряду с Соглашением о фор­мировании ТС, стало совместное Заявление, в котором отмечалось, что по мере формирования Таможенного союза будут создаваться благопри­ятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машинно-технической продукцией, продовольстви­ем и потребительскими товарами. В конечном счете, полнокровный Та­моженный союз явится существенным шагом на пути к созданию об­щего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Подчеркивалось, что развитию торговли между странами будет спо­собствовать поэтапное создание Платежного союза, обеспечивающего бесперебойность расчетов на основе использования взаимной конвер­тируемости национальных валют и формирование эффективной пла­тежной системы.

Стороны обязывались оказывать государственную поддержку раз­витию прямых связей и кооперации между предприятиями в различ­ных отраслях экономики. В этих целях сторонами планировалось осу­ществлять конкретные меры по созданию финансово-промышленных групп; развитию прогрессивных форм сотрудничества в производствен­ной, инвестиционной и финансово-кредитной областях; формирова­нию благоприятных условий для взаимного допуска и защиты инвести­ций, приобретения недвижимости.

Признавалось необходимым принять меры к образованию единого научно-технологического пространства, что позволило бы наиболее


рациональным образом использовать интеллектуальный, научный и технический потенциал трех государств.

На встрече 28 января 1995 г. была утверждена Программа действий правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Россий­ской Федерации по реализации достигнутых договоренностей о даль-] нейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества.

Главным достижением Таможенного союза в 1995 г., безусловно, ста-] ла реализация режима свободной торговли без пошлин и ограничений. Она дала мощный толчок торговле. Это сразу же благотворно отрази-] лось на взаимодействии хозяйствующих субъектов. В 1995 г. товарообо­рот Казахстана с Россией и Беларусью увеличился по сравнению с 1994 г. на 45%.

Углубление интеграции. Накопленный опыт по реализации Согла­шений о Таможенном союзе позволил главам государств поставить в, повестку дня возможность подготовки и подписания более масштабно­го документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств.

29 марта 1996 г. президенты Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, Кыргызской Республики А. А. Акаев и Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписали Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». J

Для достижения целей Договора учреждены специальные органы управления интеграцией.

1. Межгосударственный Совет — высший орган управления интег-j рацией. В нем представлены главы государств, главы правительств, ми-i нистры иностранных дел, а также Председатель Интеграционного Ко­митета с правом совещательного голоса. Совет разрабатывает страте­гию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверж­дает положения об органах управления интеграцией и порядке их фи­нансирования.

2. Интеграционный Комитет — постоянно действующий исполни-' тельный орган. Он принимает и осуществляет меры, необходимые для реализации целей и задач интеграции, определенных Договором, через правительства Сторон контролирует выполнение решений органов уп­равления интеграцией; обеспечивает в пределах своей компетенции проведение в жизнь решений Межгосударственного Совета, программ интеграции, договоров и соглашений, действующих между Сторонами; учреждает соответствующие межгосударственные комиссии и комите­ты, привлекает независимых экспертов в различных областях экономи­ки, права, управления и иных сферах интеграции.

3. Межпарламентский Комитет формируется на паритетных началах из парламентариев, делегируемых парламентами Сторон в пределах сво­их полномочий. Он принимает модельные акты, на основе которых


разрабатываются акты национальных законодательств, вносит предло­жения по вопросам развития правовой основы интефации; участвует в иных формах законодательной деятельности.

Создание Единого экономического пространства. 22 января 1998 г. в Москве состоялось очередное заседание Межгосударственного Совета республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и российской Федерации.

На нем Председатель Межгосударственного Совета Президент Рес­публики Казахстан Н. Назарбаев выдвинул предложения по созданию Единого экономического пространства на территории Таможенного союза и принятию реальных, наиболее простых шагов по сближению стран и народов в самых жизненных областях общения. В историю они войдут как «Десять простых шагов навстречу простым людям».

Обосновывая свое первое предложение, Назарбаев отметил, что в рамках четырехстороннего сотрудничества необходимо принять стра­тегический документ, который определил бы конечные цели интегра­ции, пути их достижения, при этом за основу мог бы быть взят опыт развития Европейского союза. Создание Единого экономического про­странства способствовало бы формированию общего рынка и содей­ствию гармоничной экономической деятельности, повышению уровня жизни людей, укреплению связей между государствами-партнерами.

По мнению Назарбаева, для достижения этих целей необходимо опираться на следующие основные принципы: устранение между госу­дарствами таможенных сборов и количественных офаничений на им­порт-экспорт товаров, введение общего таможенного тарифа, а также проведение общей торговой политики по отношению к третьим стра­нам, устранение между государствами—членами Таможенного союза препятствий по свободному движению труда, услуг и капиталов, выра­ботка обшей политики в вопросах развития транспорта, сельского хо­зяйства, проведение согласованной экономической политики.

По выдвинутым Президентом Назарбаевым идеям, Межгосудар­ственный Совет решил одобрить предложение по разработке проекта Договора о создании Единого экономического пространства и поручил Межправительственной группе экспертов под руководством Председа­теля Интефационного Комитета доработать проект Договора с учетом предложений Сторон.

Принципиальное значение Договора о Таможенном союзе и Еди­ном экономическом пространстве состоит в том, что он является пер­вым обобщенным основополагающим международным соглашением Пяти государств, где в развернутом виде представлена сфойная концеп­ция построения новой системы отношений в экономической, социаль­ной и правовой сферах. Договор вбирает в себя мировой опыт интегра-


ции, международные принципы и нормы, успехи и достижения Евр<ц пейского союза и СНГ.

Договор решает наиважнейшую для наших стран проблему, опреде. ляя конечную цель интеграции и пути ее достижения: с чего начать, цЛ рез какие пройти этапы и какие задачи на каждой стадии решать. В нец заложены основы согласованной стратегии интеграционной деятель­ности на длительную перспективу с учетом дружеских отношений на­ших государств, взаимного уважения суверенитета и норм международ­ного права.

В Договоре нашла отражение и реализация предложения по после­довательному формированию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы и комплексу обоснованных мероприятий для достиже­ния этой цели.

5.2. Формирование Евразийского экономического

сообщества и реальное взаимодействие в экономике ]

Учреждение Евразийского экономического сообщества. В октябре 2000 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, учрЛ дили международную организацию — Евразийское экономическое сооб­щество (ЕврАзЭС, или Сообщество). К нему перешли полномочия, добя ровольно переданные ему Договаривающимися Сторонами, которые остались суверенными и равноправными субъектами международногЯ права.

Согласно ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС оно создано для| ускорения процесса формирования Таможенного союза и Единого экой номического пространства, а также реализации других целей и задач, опя ределенных ранее подписанными соглашениями и договорами.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС (ст. 10) может быть предоставлен любому государству или международной организации в случае обраще^ ния с соответствующей просьбой. Решения о предоставлении, приоо тановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Меж государственным Советом.

Согласно ст. 15 Договора об учреждении ЕврАзЭС средства бюдже­та Сообщества направляются на финансирование деятельности орга­нов ЕврАзЭС, финансирование совместных мероприятий, другие цели; не противоречащие положениям Договора.

В случае если задолженность одной из сторон перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму ее годичного взноса, это сторона может быть лишена права голоса в органах Сообщества до полного погашения дол-И га. Принадлежащие ей голоса распределяются между остальными сто-Ш ронами пропорционально их взносам.

Правоспособность Евразийского экономического сообщества! (ст. 11) соответствует статусу международной организации. ЕврАзЭС!


яьзуется на территории каждой из сторон правоспособностью, необ-димой для реализации его целей и задач. При этом сообщество обла­ет правами юридического лица, может заключать договоры, приоб­ретать имущество и распоряжаться им, выступать в суде, открывать счета совершать операции с денежными средствами.

В соответствии с этим ЕврАзЭС имеет следующую институциональ­ную структуру: Межгосударственный Совет, Интеграционный Коми­тет, Межпарламентскую Ассамблею (ранее Межпарламентский Коми­тет), Суд Сообщества, Комитет постоянных представителей (КПП).

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС. Согласно ст. 3 и 5 Договора об учреждении ЕврАзЭС Межгосударственный Совет — высший орган ЕврАзЭС. В него входят главы государств и главы правительств дого­варивающихся сторон.

Решением Межгосударственного Совета от 31 мая 2001 г. утверждены Правила процедуры Межгосударственного Совета Евразийского эконо­мического сообщества. В заседаниях Совета могут участвовать Предсе­датель Интеграционного Комитета, Председатель Суда Сообщества, Председатель Межпарламентской Ассамблеи, Постоянные представите­ли Сторон при ЕврАзЭС, Генеральный секретарь и приглашенные лица.

Межгосударственный Совет Сообщества наделен значительными полномочиями. В числе основных функций — рассмотрение принци­пиальных вопросов деятельности Сообщества, связанных с общими интересами государств—членов ЕврАзЭС, определением стратегии, направлений и перспектив развития интеграции.

Межгоссовет принимает решения по большому кругу вопросов:

■ регулирование условий взаимной торговли;

■ таможенная политика по отношению к другим государствам;

■ упрощение и унификация таможенных правил и процедур;

■ гармонизация (сближение и унификация) национальных зако­нодательств и т.д.

Межгосударственный Совет имеет право давать поручения Интег­рационному Комитету, обращаться с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, Суду Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного Раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Могут также созываться и внеочередные заседания. Заседания проводятся под Руководством представителя страны, председательствующей в Межгос­совете.

Председатель избирается из числа глав государств поочередно, в по­рядке русского алфавита, сроком на один год.

Все свои решения Межгосударственный Совет принимает консен­сусом (каждое государство имеет 1 голос), за исключением решений


о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которвд принимаются по принципу «консенсус минус голос заинтересованно^ договаривающейся стороны».

В соответствии со ст. 24 Договора об учреждении ЕврАзЭС Сове вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для opraj нов и организаций Сообщества, обеспечивающих непосредственное Щ исполнение, либо решения, подлежащие трансформации в национала ное законодательство Сторон. Однако в Договоре не предусмотрен э<| фективный механизм контроля за исполнением решений Межгосудар ственного Совета.

Межгосударственный Совет по представлению Интеграционной Комитета рассматривает разногласия, возникающие в ходе реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарно! областях от 29 марта 1996 г. и Договора о Таможенном союзе и Единой экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г..

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. Постоянно действующим испол­нительным органом ЕврАзЭС является Интеграционный Комитет В По] ложении об Интеграционном Комитете, утвержденном решением Мем государственного Совета от 31 мая 2001 г., определены функции этог! органа.

Важнейшей из них является анализ состояния и тенденций разви­тия интеграционных процессов в Сообществе. Для этого Комитет рас-* сматривает, согласовывает и выносит на Межгоссовет проекты реше­ний, касающиеся регулирования условий взаимной торговли, таможен­ной политики по отношению к другим странам, гармонизаций (сближения и унификации) национальных законодательств, взаимоот­ношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными орга­низациями, упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Сообщества и др.

Интеграционный Комитет организует предварительное рассмотре­ние межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения в рамках Сообще­ства совместных мероприятий государств-членов и представляет про­екты решений по ним в Межгоссовет.

На Комитет возложена работа по обеспечению взаимодействия ор­ганов ЕврАзЭС с правительствами государств—членов Сообшества и контроля за реализацией решений Межгоссовета, а также международ­ных договоров, действующих в рамках Сообщества.

В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов у каждой из Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет в настоящее время: Белорус­сия, Казахстан, Узбекистан — по 15%; Киргизия и Таджикистан — по 7,5%; Россия - 40%.


В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую яботу выполняет Комиссия постоянных представителей (Постпредов) пои ЕврАзЭС, назначаемых главами государств—членов Сообщества.

дппарат Интеграционного Комитета состоит из структурных подраз­делений по основным направлениям деятельности. Самостоятельными подразделениями аппарата являются главные управления (управления) и Секретариат. Предельная численность аппарата — 75 человек.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Межгоссоветом по представлению Комитета сроком натри года.

Генеральный секретарь является высшим административным дол­жностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударствен­ного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств—членов ЕврАзЭС, на квотной основе с учетом долевых взносов в бюджет Сооб­щества, и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указа­ния ни от одной из сторон Сообщества или от посторонних государств. Они должны воздерживаться также от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Местом нахождения Интеграционного Комитета являются Москва и Алма-Ата.

Суд ЕврАзЭС. Договор об учреждении ЕврАзЭС (ст. 8) регламенти­рует правовой статус Суда Сообщества.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение сторона­ми настоящего Договора и других, действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Он рассмат­ривает также споры экономического характера по вопросам реализа­ции решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения.

Судьи (не более двух представителей от каждой стороны) назнача­ются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосудар­ственного Совета сроком на шесть лет. Организация и порядок деятель­ности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

В настоящее время этот орган отсутствует. Его функции выполняет Экономический суд СНГ.

В 2005—2006 гг. прошел процесс интеграции Организации Централь-ноазиатского сотрудничества (ОЦАС) в ЕврАзЭС. Учитывая состав уча­стников двух этих организаций, можно сказать, что членом ЕврАзЭС стала Республика Узбекистан. А вскоре, учитывая реальное состояние экономик, Межгоссовет Сообщества принял решение о формировании


Таможенного союза вначале тремя государствами: Белоруссией, захстаном и Россией. Таким образом, разноскоростная и разноформд ная модель интеграции распространилась и на это объединение.

По всей видимости, в ближайшее время в сфере экономическс интеграции на постсоветском пространстве не предвидится револкн онных прорывов.

Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте основные направления и особенности разноуров! вой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ.

2. Каковы основные этапы становления Таможенного союза («пятерь

3. Что такое Единое экономическое пространство (ЕЭП)? Почему эч| проект не удается реализовать на практике?

4. Раскройте причины возникновения и основные направления развит Евразийского экономического сообщества.

5. Дайте характеристику основных органов управления ЕврАзЭС.

6. Почему ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся ш} теграционным объединением на постсоветском пространстве?

7. Почему Централ ьноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) I соединилось к ЕврАзЭС?

Рекомендованная литература

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве М., 1999.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Аста-] на, 2000.

Евразия: Конкуренция и сотрудничество/ Под ред. А. А. Рогожина. М., 2006.]

Калачян К. Международно-правовые проблемы деятельности ЕврАзЭС //| Государство и право. 2004. № 3. С. 58—63.

Касенова Н. ЕС в Центральной Азии: Стратегия в контексте евразийской геополитики // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 4. С. 115-125.

Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 54-60.

Михайленко А. Перспективы развития Содружества Независимых Госу­дарств // Вестник аналитики. 2004. № 2. С. 66—80.

Прахова Н. Ю. На распутье после империи // Вестник Московского уни-] верситета. Сер. 18. Социология и политология. 2004. № 1. С. 105-128.

Союз Беларуси и России (учредительные документы). М., 1997.

Тарасов И. Россия и страны Восточной Европы в процессах континенталь­ной интеграции // Власть. 2004. № 7. С. 56-63.

Христенко В. Б. Нужна ли нам интеграция?// Россия в глобальной полити­ке. 2004. Т. 2. № L. С. 74-87.


Глава 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...