Образование СНГ как реальность исторического процесса
Соглашение от 8 декабря 1991 г., Протокол к нему и Алма-Атинская Декларация, принятые 21 декабря 1991 г. в Казахстане, являются правовыми документами, свидетельствующими о факте «прекращения существования Союза Советских Социалистических Республик». В заявлении руководителей Белоруссии, России, Украины от 8 декабря 1991 г. были определены основные причины распада СССР. К ним были отнесены: объективный процесс образования новых независимых государств на территории СССР; недальновидная политика союзного руководства (Центра), приведшая к глубокому экономическому и политическому кризису; возрастание социальной напряженности в обществе, развитие межнациональных конфликтов с многочисленными человеческими жертвами. В подписанном вместе с указанным выше заявлением Соглашении о создании СНГ были определены сферы совместной деятельности новых государств в рамках Содружества. Так, в ст. 3 Соглашения говорится: «...Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сферам их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты СНГ, относятся: ■ координация внешнеполитической деятельности; ■ сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; ■ сотрудничество в области таможенной политики; ■ сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; ■ сотрудничество в вопросах миграционной политики; ■ сотрудничество в борьбе с организованной преступностью». Трудности образования СНГ. Сложность и противоречивость формирования Содружества проявлялась с самого начала его возникновения. Например, уже на одном из первых саммитов СНГ в Минске, прошедшего в январе 1993 г., лидеры государств-членов делали заявления, в которых речь шла прежде всего об интересах их собственных стран, а не Содружества в целом.
«Впервые на столь высоком форуме рассматривалось положение в нашей республике. Документы, принятые в Минске по итогам обсуждения вопроса, являются историческими для судеб таджикского народа. Они дают основания рассчитывать на скорейшую нормализацию обстановки в нашей республике». Э. Ш. Рахмонов, Президент Таджикистана, 1993 «Результаты существования СНГ налицо. Еще никогда с таким уважением друг к другу, с таким понятием достоинства друг друга не встречались главы государств и главы правительств. Главный итог встречи — это учреждение Межгосударственного банка, нахождение формулы, по которой будет работать этот банк. Если упростятся расчеты, торговля, то улучшение должны почувствовать все. Устав СНГ достаточно гибок. На совещании в Минске найден подход, который учитывает различные мнения, различные внутренние состояния государств СНГ». С. С. Шушкевич, Председатель Верховного Совета Белоруссии, 1993 «Позиция Молдовы осталась неизменной: делегация республики обсуждала только экономические проблемы и не проявляла интереса к политическим и военным вопросам». М. И. Снегур, Президент Молдовы, 1993 «Содружество, наконец, поняло: главное в жизни независимых государств — равноправное экономическое сотрудничество, а не поиски политических решений. Этим объясняется и то, что Украина не подписала Устав СНГ. А само Содружество Украина не разваливала и не будет разваливать, а будет делать конкретные шаги к интеграции в экономике, к сотрудничеству с другими государствами. Оно не является ошибкой и при нормальной работе, с одной стороны, не противоречит генеральным курсам народов на независимость, а с другой — не является также единственным спасением от возможного конфронтационного развития, нужно развивать двусторонние связи».
Л. М. Кравчук, Президент Украины, 1993 В принятых документах тоже чувствуется эта двойственность. Так, Протокол Об осуществлении в 1992 году централизованных закупок по импорту продовольствия, сельскохозяйственного сырья, материалов и средств защиты растений, предусмотренных в Продовольственном соглашении», принятый на заседании Совета глав правительств; Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергии; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта СНГ; Соглашение о регулировании взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества в 1992 году, подписанное 8-14 февраля 1992 г., отражают явную тенденцию к интеграции, представляют собой попытки совместного решения трудных проблем. Но в то же время в Соглашении о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 фев- паля 1992 г., подписанном на заседании Совета глав государств, наглядно прослеживаются тенденции к размежеванию. Практика прошедших лет показала, что принятые декларации не отвечали ни действительным намерениям, ни реальным возможностям руководителей стран Содружества. Большинство пунктов соглашений так и остались на бумаге, а по некоторым вопросам расхождения в позициях государств СНГ не только не удалось сгладить, но они стали еще острее. Некоторые страны в Содружестве видели вариант Европейского сообщества, другие предполагали, что СНГ может действовать эффективно лишь при наличии Центра или центров власти, решения которых имеют обязательную силу для участников соглашения. Третьи вообще считали, что основная задача образования СНГ — оформление «бракоразводного процесса» (по выражению Кравчука). Значение формирования СНГ. Образование СНГ — необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах политические, экономические, культурные и другие связи между нациями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствовали развитию новых форм сотрудничества под определенным совместным скоординированным контролем и способствовали в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.
2.3. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР Ситуацию распада СССР международное право оценивает как разделение (распад) государства, в результате которого его государствами-преемниками, т.е. носителями прав и обязательств государства-предшественника, становятся новые субъекты международного права, образовавшиеся на территории последнего. Соответственно, такими правопреемниками были все бывшие союзные республики. Однако так не считали Эстония, Литва и Латвия. Первыми, в августе 1991 г., провозгласив свою независимость, они еще до создания СНГ, в ноябре 1991 г., утверждали, что «юридически они не входили в состав СССР и поэтому не являются государствами-преемниками». Исходя из этих и Других позиций, они полностью отмежевались от всех структур, действовавших в то время. В результате наследие бывшего СССР должны были принять на себя 12 бывших союзных республик, из которых 11 фактически, но не юридически, стали учредителями СНГ. Грузия только в декабре 1993 г. стала Участником, а точнее — членом Содружества, однако присоединилась ко всем основным соглашениям, касающимся правопреемства, подписанным в рамках СНГ. Правопреемство в мировой практике. Регулирование правопреемства в действующем международном праве основано на положениях Венской конвенции «О правопреемстве государств в отношении международных договоров» 1978 г., вступившей в силу только в 1996 г. Тем не менее основные ее положения по состоянию на 1991 г. были признаны в качестве международного обычая, в связи с чем вопросы правопреемства республик бывшего СССР можно считать подпадающими под ее действие. Правопреемство государств — результат изменения суверенитета над определенной территорией. В случае если политические изменения не приводят к существенному изменению суверенитета, новое образование считается государством-продолжателем, а не государством-преемником.
Сущность государства-преемника определяется механизмом правопреемства. В международном праве существует два механизма правопреемства: континуитет — автоматическое наследование (применяется во всех случаях «отделившихся государств») и tabula rasa — право выбора (применяется в случаях «новых независимых государств»). Механизм континуитета концептуально представляет собой своего \ рода автоматический переход международных договоров государства-предшественника на государство-преемник. Континуитет России. Таким образом, фактическое (политическое) решение вопроса о правопреемстве странами СНГ договоров СССР было следующим: ■ Россия в роли прямого продолжателя СССР заменила его во всех международно-правовых отношениях; ■ балтийские республики — Латвия, Литва и Эстония — были признаны восстановившими свою первоначальную независимость, в связи с чем вопрос о правопреемстве в их случае вообще не поднимался — правовое существование балтийских республик продолжилось на том уровне, на котором оно было прервано в момент их включения в состав СССР; ■ Украина и Белоруссия продолжили свою международную правосубъектность, объем которой расширился; ■ остальные девять республик были признаны государствами-преемниками, отделившимися от первоначального государства. При этом в силу положений Алма-Атинской Декларации их потенциальное право воспользоваться механизмом tabula rasa не рассматривалось, т.е. они автоматически были признаны «отделившимися государствами». Юридический факт признания континуитета России в значительной степени проявился в отношении международных договоров СССР: Россия продолжала осуществлять предусмотренные в договорах права и обязательства бывшего СССР, о чем нотой МИД РФ от 13 января 1992 г. были уведомлены все государства. В силу своего исключительного статуса Россия автоматически стала стороной всех действующих договоров, среди которых были такие, которые представляли интерес и для других государств — бывших союзных республик. Одним из них был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Договор ОВСЕ). Он являлся первым документом, в отношении которого было принято совместное заявление и подписано соглашение в рамках СНГ (оба от 15 мая 1992 г.), регулирующее все вопросы дальнейшего осуществления прав и обязательств бывшего СССР, вытекающих из Договора.
Долг и собственность СССР. В связи с распадом СССР особо сложными были вопросы правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего собственности за границей. Об этом свидетельствуют и соглашения, и решения, принятые государствами—участниками СНГ. Предвосхищая распад СССР, ибо уже к концу 1991 г. стало очевидным, что Советский Союз как государство доживает свои последние дни, представители семи ведущих стран-кредиторов в октябре—ноябре 1991 г. встретились в Москве с уполномоченными союзных республик. Встреча имела своей целью решение вопроса внешних долгов СССР. Кредиторы были заинтересованы в том, чтобы обязательства Советского Союза по внешним долгам перешли к государствам-преемникам и чтобы те в полной мере гарантировали их выполнение. В ходе московской встречи были подписаны Меморандум о взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам Союза Советских Социалистических Республик и его правопреемников от 28 октября 1991 г. и Коммюнике от 24 ноября 1991 г., в которых были изложены взаимные обязательства сторон. В Меморандуме был сформулирован основополагающий принцип выплаты внешнего долга СССР его преемниками — принцип солидарной ответственности. «Стороны, — говорилось в этом документе, — объявляют себя солидарно несущими ответственность за долг без ущерба для первоначальных контрактов». Это означало, что преемники все вместе и каждый в отдельности несут ответственность за весь долг, всю сумму, и любое невыполнение условий по его обслуживанию автоматически приведет к прекращению кредитования для всех и каждого отдельно взятого государства-преемника. И если одно из этих государств оказывается не в состоянии выплачивать свою долю долга, то остальные партнеры по Меморандуму должны были взять на себя обязательства по погашению этой доли. 4 декабря 1991 г. был подписан Договор о правопреемстве в отноше-чии внешнего государственного долга и активов Союза ССР, явившийся правовой базой для раздела активов и пассивов СССР. В нем были определены соответствующие «доли» дол га каждой бывшей советской республики. 30 декабря 1991 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение глав государств Содружества Независимых Государств о собственности бывшего Союза ССРзарубежом. В этом соглашении государства-участники взаимно признали, что «каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом и будет способствовать реализации этого права» (п. 1). Было решено также создать «межгосударственную комиссию по выработке критериев и принципов в отношении распределения всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом». В ст. 1 этого Соглашения дается определение государственной собственности СССР за рубежом: «Предметом рассмотрения настоящего Соглашения является движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией и контролем». В соответствии с Соглашением вся эта собственность подлежала разделу в тех же долях, что и государственный долг СССР: Азербайджан — 1,64%; Армения — 0,86; Беларусь — 4,13; Казахстан — 3,86; Кыргызстан — 0,95; Молдова — 1,29; Российская Федерация — 61,34; Таджикистан — 0,82; Туркменистан — 0,70; Узбекистан — 3,27; Украина — 16,37%. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющая 4,77%, Соглашением не затрагивается. Кризисная ситуация, существовавшая практически во всех странах СНГ в тот период, не позволила многим из них проводить выплаты по долгам, поэтому на основе соответствующих двусторонних соглашений России со странами СНГ произошел своеобразный обмен долга на собственность — Россия взяла на себя обязательство выплатить все советские долги, а постсоветские государства отказались в ее пользу от собственности СССР за рубежом. Правопреемство в отношении вооружений. Собственностью бывшего СССР особого рода являлся военный потенциал, в том числе ядерное оружие. В связи с этим не случайно уже в учредительных документах СНГ для внесения ясности в этот вопрос было четко сказано об установлении единого контроля за ядерным оружием и военно-стратегическим пространством. В Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, «подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия, стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать укреплению международной стабильности»,- обязались не передавать «кому бы то ни было ядерное оружие или другие взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывным устройством» (п. 2 ст. 1). Тем самым они приняли всю ответственность как «ядерные» державы в соответствии со ст. 1 Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Государства—участники Соглашения подтвердили обязательство о неприменении ядерного оружия первыми и о совместной выработке политики по ядерным вопросам. В целом Соглашение говорило о том, что на Россию ложится ответственность быть продолжательницей прав и обязательств СССР в качестве «ядерного» государства. Это выражалось в порядке принятия решения о необходимости применения ядерного оружия, находящегося натерриториях Республики Беларусь и Украины, «Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствам и-участниками» (ст. 4). Таким образом подчеркивались две вещи: во-первых, постепенная полная ликвидация ядерного оружия натерриториях Республики Беларусь и Украины; во-вторых, роль Президента России в принятии решения о применении ядерного оружия, а также то, что Республики Беларусь и Украина «обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве "неядерных" государств и заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соответствующее соглашение о гарантиях». Эти положения (правда, с некоторыми дополнениями, например, о том, что решение о необходимости применения ядерного оружия должно приниматься Президентом Российской Федерации не только по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, но и по результатам консультаций с главами государств—участников Содружества; Украина обязана полностью уничтожить ядерное оружие, размещенное на ее территории, до конца 1994 г.) были закреплены в Соглашении между государствами—участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г. В этом соглашении сторонам и-участникам и подтверждалась необходимость объединенного командования Стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным и другими видами оружия массового уничтожения Вооруженных Сил бывшего Союза ССР. Это был важный шаг в решении дальнейшей судьбы ядерной военной мощи СССР, но неполный. 23 мая 1992 г. был подписан Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, заключенному в 1991 г. Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина еще раз подтвердили свои обязательства оставить ядерное вооружение бывшего СССР «под безопасным, строгим и надежным контролем единого объединенного командования». Республика Беларусь и Украина подтвердили свои обязательства в возможно короткий срок присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве «неядерных» государств. Окончательно в юридическом плане вопрос был исчерпан с принятием Решения от 6 июля 1992 г. об участии государств—участников Содружества в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Оно состояло из двух пунктов. 1. Государства—участники Содружества как государства-правопреемники СССР поддерживают Российскую Федерацию в том, чтобы она продолжила участие бывшего СССР в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, обладающего ядерным оружием, включая осуществление функций депозитария Договора. 2. Государства—участники Содружества, кроме Российской Федерации, присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, и примут необходимые действия в соответствии с их конституционной практикой. Из Решения вытекало, что единственным государством, имеющим ядерное оружие на территории бывшего СССР, будет Российская Федерация. Обстоятельства, послужившие основой принятия такого решения, были разными. В их числе, безусловно, сыграло роль то, что наибольшая часть ядерного потенциала была размешена именно на территории России, и, конечно же, Россия являлась тем государством, которая в силу всех факторов могла нести тяжелую ответственность «ядерной» державы. Проблема химического оружия. Что касается другого вида оружия массового поражения, в частности химического, имевшегося в значительном количестве в арсеналах СССР, то этот вопрос был решен относительно легко. Дело в том, что все объекты по хранению и производству химического оружия были размещены на территории Российской Федерации, что в некоторой степени предопределило решение этого вопроса. По Соглашению между государствами—участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15 мая 1992 г. государства—участники СНГ, признавая, «что химическое оружие создавалось как часть единого стратегического потенциала бывшего Союза ССР в интересах безопасности входивших в него республик», преисполненные «решимости продолжать действовать с целью скорей- шего запрещения разработки, производства, накопления запасов, применения химического оружия и его уничтожения», подтверждая обязательства бывшего Союза ССР по Женевскому протоколу от 17 июня 1925 г., согласились с тем, что Российская Федерация возьмет на себя выполнение обязательств, вытекающих из этого Протокола, с подтверждением оговорок в отношении возможного ответного применения химического оружия, сделанных 5 апреля 1928 г. при сдаче на хранение ратификационной грамоты. Остальные же государства—участники Содружества, на территории которых нет химического оружия, рассмотрят возможность присоединения к Женевскому протоколу без оговорок в отношении «прав ответного применения химического оружия». Все стороны Соглашения обязались придерживаться объявленного бывшим СССР в 1987 г. решения о прекращении производства химического оружия, а РФ, кроме того, брала на себя обязательства по уничтожению химического оружия с учетом своих реальных возможностей и в соответствии с международными соглашениями. Вопросы для обсуждения 1. Почему Устав СНГ называют юридическим каркасом Содружества? 2. Какие три документа составляют Учредительный акт СНГ? Дайте их характеристику. 3. Почему образование Содружества Независимых Государств следует считать наиболее важным событием на постсоветском пространстве после распада СССР? 4. Каковы причины двойственности позиции государств—членов СНГ в отношении формирования и развития Содружества? 5. Дайте характеристику основных сфер совместной деятельности государств—членов СНГ. 6. Как произошло урегулирование проблемы правопреемства в отношении внешнего долга Советского Союза? 7. Как был решен вопрос о ядерном арсенале СССР? Рекомендованная литература Густое В. А., Манько В. X. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. М.; СПб.: Изд-во АВОК Северо-Запад, 2007. Гл. 1. Дубинин Ю. В. Как Украина стала безъядерным государством // Международная жизнь. 2004. № 1. С. 86-103; № 2. С. 78-95. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992— № 1. С. 5-11. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб.: Знание, 2006. С. 19-28. Куртов А. Мифология СНГ// Свободная мысль. 2007. № 4. С. 82-94. Новые демократии и/или новые автократии?: Материалы «круглого стола» / А. Ю. Мельвиль, В. М. Сергеев, А. И. Никитин // Полис. 2004. № 1. С. 169-177. Правопреемство государственной собственности бывшего Советского Союза: Сборник основных документов по вопросу правопреемства в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза СССР. М.: Меж-дунар. отношения. 1996. С. 9-33. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.С. 5-7. Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение МГИМО, 2004. С. 832-837. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 3—8. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|