Приграничное сотрудничество в СНГ — сфера реальной интеграции
На постсоветском пространстве все задачи, связанные с границами, приходилось решать одновременно. «Внезапное» появление государственных границ поставило сложнейшую проблему: как сохранить или создать новую систему жизнеобеспечения в первую очередь разделенных городов и населенных пунктов. Второй по важности стала задача собственно строительства государственных границ в соответствии с общепризнанными нормами. Безопасность границ в СНГ. С распадом Советского Союза, наряду с известными угрозами, например организованная преступность, появились и новые вызовы безопасности странам Содружества. Хотя многие из них проявлялись на постсоветском пространстве и раньше, однако в последние годы они приобрели совершенно новые масштабы и качество. В первую очередь это международный терроризм; наркотрафик; незаконная миграция. Тяжелое экономическое положение в ряде регионов постсоветского пространства способствует рекрутированию молодежи в незаконные области деятельности. Каналы незаконной миграции, как и наркотрафика, ведут не только в Россию, но и на Запад. Последнее обстоятельство является одним из факторов, не дающих возможность России четко определить свое отношение к СНГ. «Незакрытые» границы в Центральной Азии — аргумент Европейского союза против безвизового режима между Россией и ЕС. Геополитическое положение СНГ таково, что основные вызовы безопасности связаны с внешними южными границами. Эта деятельность осуществляется в том числе и в соответствии с Договором о сотрудни- честве в охране внешних границ государств—членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 г. Под внешними границами в данном случае понимаются участки государственных границ сторон с государствами, не являющимися участниками Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества.
В Договоре приведен перечень проблем, в целях ликвидации которых заключено соглашение: стороны осуществляют сотрудничество по пресечению актов терроризма, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, наркотических и психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов контрабанды, а также по борьбе с незаконной миграцией и проявлениями религиозного экстремизма. Определены методы и формы такого сотрудничества. В частности, оперативно-розыскная деятельность в интересах охраны внешних границ осуществляется в соответствии с законодательством Сторон. Сотрудничество в области оперативно-розыскной деятельности организуется в целях наиболее эффективного и взаимовыгодного использования имеющихся возможностей в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и других запрещенных к перемещению через государственную границу товаров и предметов, предупреждения незаконной миграции, а также противодействия транснациональной организованной преступности, международному терроризму, религиозному экстремизму. Неотъемлемой частью Договора является ряд протоколов по: ■ сотрудничеству пограничных ведомств в сфере охраны границ в пунктах пропуска через внешние границы государств—членов ЕврАзЭС; ■ порядку проведения взаимных консультаций по вопросам охраны внешних границ; ■ сотрудничеству пограничных ведомств государств—членов ЕврАзЭС в оперативно-розыскной деятельности в интересах охраны внешних границ. Подготовлен также проект Соглашения «О взаимодействии пограничных ведомств Евразийского экономического сообщества при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах».
Под кризисной ситуацией в Соглашении понимается совокупность военно-политических и социальных конфликтов, которые дестабилизируют положение на участках внешней границы и требуют принятия коллективных мер по ее стабилизации. Кроме того, определены термины: «пограничная группировка» — формирование сил и средств компетентных органов государств—членов ЕврАзЭС, выделенное Сторонами для выполнения задач по усилению охраны участников внешних гра- ниц в районе кризисной ситуации; «движимое имущество пограничной группировки» — все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, а также иные виды имущества и материальных средств, необходимые для обеспечения жизнедеятельности пограничной группировки. Согласно проекту Соглашения, при возникновении кризисной ситуации Стороны создают пограничную группировку и размещают ее на соответствующей границе государства временного пребывания. Руководство пограничной группировкой возлагается на командующего, назначаемого Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств). Стороны определяют права и обязанности командующего на период действия пограничной группировки в районе кризисной ситуации. При командующем создается штаб, состоящий из представителей компетентных органов Сторон, участвующих в пограничной группировке. Перемещение пограничной группировки в интересах охраны участков внешних границ в районе кризисных ситуаций по территории государства временного пребывания осуществляется беспрепятственно. Оформление государственных границ. Для построения государственных границ необходимо решение трех задач: ■ делимитация — принципиальное решение вопроса об элементах, которые составляют границу; ■ демаркация — проведение совокупности материальных операций для точной фиксации границы на земле; ■ обустройство границы — установка специального оборудования и инфраструктуры пунктов пропуска. Делимитация и демаркация государственной границы являются довольно сложным и трудоемким процессом, требующим тщательного учета политических, экономических, географических, исторических, культурных, национальных, юридических и иных аспектов, в связи с чем информация о ходе этой деятельности весьма отрывочна. Эта работа, по всей видимости, не завершится ранее 2010 г. На ее длительность влияет в том числе и экономическая составляющая. По оценке Федеральной пограничной службы Российской Федерации, оборудование 1 км границы на равнинной местности обходится от 1 до 3 млн руб., в горной — от 15 до 20 млн руб., не считая создания пунктов пропуска, каждый из которых оценивается от 3 до 15 млн рублей1. «Закрытие» российско-украинской границы, если его придется осуществить в связи с вступлением Украины в НАТО, обошлось бы примерно в 100 млн долл., границы российско-казахстанской — около миллиарда2.
1 См., например: Николаев Н. Герои против героина //Аргументы и Факты. 2001. 2 См.: Рубан О. Безграничные просторы Отчизны // Эксперт. 2001. 17 декабря. С 61. Даже подписание договора о государственной границе не является гарантией того, что договор вступит в силу. Так произошло с договором между Российской Федерацией и Эстонией. Министры иностранных дел Эстонии У. Паэт и России С. Лавров подписали 18 мая 2005 г. в Москве Пограничные договоры. Однако парламентарии Эстонии, так как согласно Конституции Эстония ведет отсчет своей независимости с 1918 г., внесли в преамбулу ратификационного закона упоминание о Тартуском договоре, согласно которому к Эстонии в 1920 г. отошли Ивангород и Печорский район. Ссылка на то, что преамбула никак не влияет на текст самого договора, явилась для российской стороны недостаточным аргументом. Эстонские парламентарии говорят, что преамбула необходима для «внутреннего» употребления. Похожая дискуссия велась и с Латвией, но она не стала вносить изменения, и договор был ратифицирован двумя сторонами1. Региональные пограничные подсистемы. Специалисты выделяют на постсоветском пространстве следующие региональные пограничные подсистемы: ■ Прибалтийскую (границы между Россией, Латвией, Литвой, Эстонией);
■ Приднестровскую (украинско-молдавская граница); ■ Кавказскую (границы между Россией и государствами Закавказья); ■ Каспийскую (морские рубежи между новыми прикаспийскими государствами); ■ Центральноазиатскую, включая границы между постсоветскими государствами региона, а также российско-казахстанскую границу. Наиболее серьезные проблемы связаны с двумя последними подсистемами. Принцип нерушимости и неприкосновенности существующих границ в рамках СНГ и уважение территориальной целостности друг друга закреплено в Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. Приграничное сотрудничество в рамках СНГ. Изучение опыта европейской интеграции позволило сделать некоторые выводы, касающиеся приграничного сотрудничества, которые могут быть полезны для аналогичных процессов в СНГ. В частности, речь идет о следующих явлениях: ■ государственные границы не в полной мере отражают конфигурацию основных процессов, определяющих жизнь общества, некоторые жизненно важные социальные процессы имеют трансграничный характер; ■ соединение культурных, этнических и религиозных факторов идентификации, определяющих зарождение общих человеческого, культурного и интеллектуального капиталов; 1 Прохоров П. Когда не хватает слов // Эксперт Северо-Запад. 2006. № 6. С. 40-42. ■ необходимы соответствующие ресурсы (институциональные организационные, информационные, интеллектуальные, финан-сово-экономические); ■ существуют общие принципы политической солидарности, основанные на готовности к добровольному отказу от части государственного суверенитета1. Таким образом, границы — это своего рода «инструменты интеграции», которыми следует пользоваться в зависимости от ситуации. Приграничное сотрудничество в рамках СНГ еще далеко от совершенства. Вместе с тем сделано немало, можно выделить ключевые направления приграничного сотрудничества. 1. Сотрудничество специальных органов в интересах обеспечения вза По этому направлению в первую очередь был налажен обмен информационными базами данных о лицах, находящихся в розыске, и неопознанных трупах, по угнанному автотранспорту и лицам, причаст-! ным к транзиту наркотиков через территории стран. Органы внутренних дел приграничных регионов на основе соответствующих Соглашений непосредственно взаимодействуют друг с другом, действуя в пределах своей компетенции, с соблюдением законодательства и международных договоров своих государств по вопросам обмена оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес.
2. Сотрудничество в интересах пресечения незаконной миграции. Традиционно острыми проблемами, возникающими в сфере приграничных отношений двух стран, являются незаконная миграция и нелегальное трудоустройство. Для урегулирования этих вопросов подписываются межправительственные Соглашения о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов в приграничных областях. Эти меры способствуют предотвращению незаконной трудовой миграции, позволяют регулировать вопросы трудоустройства мигрантов и предоставления им социальной защиты на законном основании в приграничных районах. 3. Сотрудничество в разрешении проблемы анклавов. Важной проблемой, дестабилизирующей обстановку, являются анклавы, например таджикские Варух, Чарху и Сох в Киргизии, где проживает более 70 тыс. граждан Таджикской Республики. 1 Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ/ Под. ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. М.; Волгоград, 2002. Конфликты с таджикской стороной были еще в советские времена, сейчас сохраняется опасность новых конфликтов из-за продолжающихся земельных, водных и пограничных споров. Пограничный вопрос обострен в отношении с Узбекистаном. Чуть лИ не каждый день в местной прессе появляются сообщения о трагических происшествиях на границе между Узбекистаном и Кыргызской республикой. Так, в местечке Чунгара, между границей анклава Сох и узбекской территорией Урешитанского района, подорвался на мине гражданин Киргизии. А 18 февраля 2003 г. в городе Карасу мотоманевренной группой пограничных войск с помощью бронетранспортеров были разрушены самодельные мосты, установленные местным населением — гражданами Узбекской Республики — после официального закрытия пропускного пункта Шахрихансай1. 4. Приграничная торговля. В развитой форме зоны приграничной торговли предполагают наличие современной инфраструктуры, включая транспортное, информационное и валютное обслуживание, консалтинг, страхование, сертификацию, гостиничное и складское хозяйство, новейшие средства связи, организацию ярмарочной и выставочной работы и т.д. При этом пограничная торговля может функционировать в двух основных формах: местная — для обслуживания и обеспечения преимущественно потребностей населения приграничных территорий в пределах округов и районов; региональная — для обслуживания и обеспечения потребностей преимущественно населения приграничных территорий в пределах областей. 5. Совершенствование транспортной и коммуникационной структуры. В первую очередь речь идет о совместной эксплуатации трансграничных авто- и железнодорожных магистралей, мостов через пограничные реки, газо- и нефтепроводов, особенно там, где инфраструктуры пересекают государственные границы. 6. Совершенствование оперативного управления приграничным со Речь идет о встречах руководителей соотвествующих приграничных территорий, создании соответствующих баз данных, дающих возможность более оперативно решать взаимные проблемы, и т.д. 7. Сотрудничество в гуманитарных и научных областях. В первую очередь речь идет о создании условий для получения образования на родном языке учащимися приграничных районов. Нема- 1 Абдурасулова Т. А. Развитие национального законодательства в области создания благоприятного режима для населения приграничных регионов: Межпарламентские слушания. СПб., 2003. ловажное значение имеют также различные мероприятия, способствующие развитию культуры национальных меньшинств. О развитии форм и методов приграничного сотрудничества приняты соответствующие документы в рамках многосторонних отношений: Концепция приграничного сотрудничества в рамках СНГ, Концепция приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. 6.3. Проблемы границ в Центральноазиатской региональной подсистеме К настоящему времени в большинстве стран Центральной Азии накопилось много факторов нестабильности, как объективных, так и субъективных: усиливающийся дефицит водных и земельных ресурсов, сложная демографическая ситуация, экологические проблемы, ухудшение социально-экономического положения значительной части населения, имущественное и социально-правовое расслоение общества, утрата прежних морально-нравственных принципов, идеологический вакуум, рост коррупции и криминализации общества. С точки зрения рассматриваемой темы, к отрицательным факторам могут быть отнесены и сложные геофизические параметры и огромные размеры региона. Это создает дополнительные трудности для решения вопросов приграничного сотрудничества. Так, общая протяженность границы Казахстана с сопредельными государствами составляет около 14 тыс. км, в том числе с Российской Федерацией — приблизительно 7200 км. Китайской Народной Республикой (КНР) — около 1740 км, Узбекистаном — около 2150 км, Кыргызстаном — примерно 1050 км, Туркменистаном — около 400 км. Указанные цифры, по мнению министра иностранных дел Республики Казахстан (PK), приблизительные, поскольку точную протяженность можно будет определить только после демаркации1. Основные проблемы границ в Центральной Азии. Территориально-пограничные проблемы в Центральной Азии, доставшиеся новым независимым государствам в наследство от бывшего СССР, уходят своими корнями в глубь веков. После включения Центральной Азии в состав Российской империи политико-административная карта региона подверглась серьезным изменениям. Так, в 1924 г., в ходе национально-территориального размежевания Средней Азии, границы созданных советских республик были установлены исходя из административных, экономических и этнических факторов. Положение осложнилось в ходе развития единой социалистической системы народного хозяйства, когда границы Казахстана и республик Средней Азии неоднократно пере- ' Идрисов Е. Устойчивые границы — залог стабильности государства//Дипломатический курьер. Издание МИД PK, 2000, № 1. С. 101. краивалисьвугодутем или иным субъективным, а порой и волюнтаристским целям и задачам. В период становления СНГ сложилась целая индустрия незаконной иммиграции с устоявшимися каналами переброски людей из Афганистана, Пакистана, государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока в Таджикистан, Кыргызстан, оттуда в Казахстан и далее в Россию, затем — в Европу. При этом фальшивые паспорта изготавливаются в Афганистане, фальшивые визы — в Кыргызстане. По объективным обстоятельствам Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан заметно ослабили пограничный контроль на внешних границах, что сделало казахстанские границы весьма прозрачными и свободными для въезда лиц из других государств, не являющихся членами СНГ1. Только в Алматы в 2000 г. за нарушение паспортно-визовых правил было привлечено к ответственности почти 53 тыс. человек, в основном граждане стран СНГ, из них более 7 тыс. — из других стран2. Участились случаи эпидемиологических заболеваний, занесенных в Южно-Казахстанский регион из Юго-Восточной Азии. За 9 месяцев 2000 г. в Южно-Казахстанской области было зарегистрировано 30 случаев заболевания сибирской язвой3. Международная наркомафия пытается через территорию Казахстана наладить каналы транзита наркотиков в Россию и страны Европы. Поскольку основным источником наркотиков является Афганистан, то особую тревогу вызывает проникновение наркотиков из этой страны в Таджикистан, а оттуда в другие страны, в том числе в Казахстан. Усилиями правоохранительных органов, спецслужб и государственных органов и местного самоуправления ситуацию удалось изменить только к 2007 г. Не менее острой является проблема границ между новыми государствами. Плодородная земля и вода — камень преткновения в этом горном и пустынном регионе. Делимитация казахстанско-туркменской границы. Актуальность процесса обусловлена в первую очередь наличием безвизового режима отношений Туркменистана с Ираном. Работа ведется в соответствии с Меморандумом о делимитации границы между Казахстаном и Туркменистаном, подписанным 9 апреля 1999 г. В декабре того же года в Ашгабате состоялся первый раунд переговоров по этой проблеме, в ходе которого было подчеркнуто отсутствие у сторон каких-либо взаимных тер- ' Киргизбаев Б. Нелегальная миграция через государственные границы республик Центральноазиатского региона и борьба с незаконным проникновением лиц на территорию Казахстана // Багдар. Военно-теоретический журнал МО PK. 2000. № 3. С. 39. : Казахстанская правда. 2000. 23 нояб. ! Экспресс К. 2000. 19 сент. риториальных претензий и других принципиальных спорных вопросов способных препятствовать успешной делимитации границы. Сторону договорились о масштабах и номенклатуре топографических карт, согласовали таблицу направлений по странам света. Состоялся также обмен мнениями о методике составления проекта протокола-описания прохождения линии границы и нанесения этой линии на рабочие дели-митационные карты1. Делимитация казахстанско-узбекской границы. В целом успешный процесс был омрачен некоторыми неприятными эпизодами. В январе 2000 г. узбекские должностные лица предприняли попытку односторонней демаркации казахстанско-узбекской границы на казахстанской территории в районе села Багыс Сарыагашского района Южноказахстанской области. Министр иностранных дел PK, признав этот факт, объяснил это самодеятельностью узбекских властей районного масштаба: «Мы расцениваем инцидент со вбиванием колышков на территории Казахстана как злоупотребление национально-патриотическим эгоизмом субъектов местной власти в пограничных с Казахстаном районах»2. Однако уже в феврале 2000 г. в Ташкенте состоялся первый раунд переговоров представителей двух стран по делимитации казахстанско-узбекской границы, в ходе которого был определен набор картографического и топографического материала, согласована методика проведения работ по делимитации. В марте того же года в Ташкенте топографы двух стран согласовали масштабы и перечень карт и определили участки, по которым необходим дополнительный топографический материал. За точку, от которой начинается делимитация границы, принято место схождения границ Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в труднодоступном ущелье реки Майдантал в горах Западного Тянь-Шаня. Делимитация казахстанско-кыргызской границы. В ноябре 1999 г. состоялось первое заседание межправительственной комиссии по делимитации казахстанско-кыргызской границы. В июле 2000 г. в Астане прошло очередное заседание комиссии, в ходе которого был утвержден пакет документов, касающихся объемов работ материально-технического обеспечения, на основании которого Стороны приступили к согласованию проекта описания прохождения линии государственной границы. В ходе переговоров на различном уровне неоднократно подчеркивалось практическое отсутствие проблемных участков, где были бы территориальные или приграничные споры3. Делимитация и демаркация кыргызско-узбекской границы. Важной проблемой двусторонних отношений являются проблемы делимитации 1 Panorama. 2001. 27 апреля. 2 Экспресс К. 2000. 16 февр. 3 Panorama. 2001. 27 апреля. демаркации границ, обостряемые односторонним минированием узбекскими пограничниками отдельных приграничных участков, а также звеДением дополнительных оборонительных заграждений, таможенных и пограничных постов. По оценкам некоторых экспертов, в настоящее время на кыргызско-узбекской границе насчитывается 140 спорных участков1. По мнению официальных кыргызских лиц, проблемы с Узбекистаном в основном касаются спорных участков, которые Кыргызстан «в свое время отдал в пользование узбекской стороне». Необходимо также определиться «по принадлежности той или иной стороне пустующих территорий»2. На правительственных переговорах в Бишкеке в феврале 2001 г. по вопросу отключения кыргызских потребителей от узбекского газа члены узбекской делегации, по данным СМИ, предложили передать под узбекскую юрисдикцию более десяти тысяч гектаров кыргызской земли, отделяющей узбекский анклав Сох от территории Узбекистана, или передаче Узбекистану основной автотрассы, соединяющей этот анклав с Узбекистаном3. Данное предложение вызвало негативную реакцию кыргызской общественности и определенную напряженность в двусторонних отношениях. Однако уже 18 апреля 2001 г. на правительственных кыргызско-узбекских переговорах в Бишкеке стороны пришли к определенному взаимопониманию. Было официально сообщено о том, что подготовлен проект описания линии прохождения государственной границы между двумя государствами протяженностью 256 км. Однако при этом не удалось определиться по судьбе спорных участков границы, которых только в Баткенской области, поданным экспертов, насчитывается около 100. Ранее премьер-министр Республики Узбекистан У. Султанов заявил, что Узбекистан не преследует цели аннексировать часть территории Кыргызстана. По его мнению, вопросы спорных участков должны решаться с учетом интересов обоих государств. В частности, касаясь судьбы узбекского анклава Сох, Султанов пояснил, что кыргызская сторона имеет на территории Узбекистана аналогичные анклавы и межправительственная комиссия будет решать проблемы этих «инородных» территориальных участков в полном соответствии с нормами международного права4. Делимитация и демаркация таджикско-узбекскои границы. Вопрос являлся из главных вопросов двусторонних отношений. По мнению некоторых экспертов, на таджикско-узбекскои границе насчитывалось 1 Panorama. 2001. 23 февр.; Независимая газета. 2001. 30 марта. 2 Экспресс К. 2001. 6 февр. 3 Panorama. 2001. 23 февр. 4 Panorama. 2001. 20 апреля. около 700 спорных мест. Узбекистан предпринимает ряд действий по односторонней демаркации границы с Таджикистаном, а также возводит инженерно-технические сооружения и осуществляет минирование, в том числе на спорных участках границы1. В последнее время участились случаи подрыва на этих минах мирных таджикских граждан. По данным министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Таджикистан, на минах, установленных узбекскими пограничниками вдоль таджикско-узбекской границы, с начала августа 2000 г. подорвался 31 таджикский гражданин, из них 21 погиб2. В настоящее время продолжаются таджикско-узбекские переговоры, посвященные делимитации и демаркации границы между двумя странами. Делимитация кыргызско-таджикской границы. Территориальные претензии между Кыргызстаном и Таджикистаном сосредоточены главным образом в Ферганской долине, между жителями семи сел Баткенского района Кыргызстана и трех кишлаков Исфаринского района Ходжент-ской области Таджикистана. Основными причинами межэтнической напряженности являются дефицит плодородных земель, нехватка поливной воды, быстрорастущая численность населения. Официальные власти Кыргызстана и Таджикистана проводят определенную работу по разрешению этой сложной ситуации. Тем не менее исфаринско-баткенский конфликт, перешедший в настоящее время в латентную форму, в случае затягивания его решения в любой момент может быть реанимирован с непредсказуемыми последствиями. Таким образом, в настоящее время в Центральной Азии существуют серьезные территориально-пограничные проблемы. Затягивание их разрешения может привести к возникновению межэтнических конфликтов с непредсказуемыми последствиями. 6.4. Проблема правового статуса Каспийского моря В течение последнего десятилетия вместо двух стран на побережье Каспийского моря образовалось пять государств, и это привело к значительным изменениям в регионе. Во времена существования СССР союзные республики, расположенные вокруг Каспия, поддерживали отношения с внешним миром через Москву, поэтому у Ирана в качестве партнера на переговорах был только Советский Союз, с которым и решались все региональные вопросы. Эти две страны и вели нефтеразработки. После подписания в Баку соглашения о нефти, названного «со- | глашением века», был создан консорциум нефтяных компаний араб- ; ских стран вместе с турецкими компаниями, российской компанией 1 Независимая газета. 2001. 30 марта. 2 Экспресс К. 2001. 8 февр. «Лукойл» и при участии азербайджанской компании «Сукар». Начался новый этап использования энергоносителей Каспийского моря. Согласно проекту, оцениваемому в 7,5 млрд долл., предусматривается разработка трех месторождений, объемы которых составляют примерно 600 млн тонн сырой нефти. Таким образом, была поднята проблема о правовом статусе Каспийского моря, который определял бы право каждого прикаспийского государства пользоваться ресурсами этого величайшего озера. Взгляд России на проблему Каспия. Вскоре после начала переговоров о формах использования ресурсов моря встал вопрос о том, что собой представляет Каспий: море или озеро. Если считать его морем, на него должны распространяться положения Конвенции по морскому праву от 1982 г., согласно которым морские месторождения принадлежат прибрежным государствам в соответствии с признанными за ними правами и каждое из этих государств монопольно пользуется теми месторождениями, которые находятся под его юрисдикцией. С самого начала Азербайджан и Казахстан прилагали усилия к тому, чтобы именно так определялся правовой статус Каспия. Однако придание Каспию статуса моря, а его называют морем из-за того, что это величайшее озеро в мире, вызвало серьезные возражения у России, поскольку в таком случае Волго-Донской и Вол го-Балтийский каналы, которые считаются внутренними российскими водоемами, должны стать международными водами, а это серьезно противоречит интересам и вопросам безопасности нашей страны. Каспий не мог быть признан морем и с учетом прежнего его статуса, существовавшего во времена Советского Союза, а также с учетом соглашений между Ираном и СССР. Россия считает Каспийское море озером, со всех сторон окруженным сушей, изолированным от международных вод, морей и океанов. Таким образом, международное морское право не распространяется на Каспий. По заявлениям российских представителей, Каспий — это общее достояние. Его ресурсы, расположенные под дном, должны использоваться на основе общего согласия всех прибрежных государств. В соответствии с этой точкой зрения, основой для новых соглашений должны стать договоры, подписанные между Ираном и Советским Союзом в феврале 1921 и в марте 1940 г. При этом следует учитывать, что прикаспийские государства объявили о том, что они берут на себя обязательства, вытекающие из соглашений, заключенных во времена Советского Союза. Исходя из содержания ирано-советских договоров, использование ресурсов Каспия должно быть совместным при участии всех прикаспийских государств. Азербайджан столкнулся с серьезными экономическими и политическими трудностями, вытекающими из ситуации, возникшей после распада Советского Союза, связанными с его зависимостью от России, с проблемами, последовавшими за войной в Карабахе, после которой четвертая часть его территории отошла Армении. Азербайджанское руководство предприняло попытки скорректировать свои отношения с Россией и оказать на нее давление путем сближения с Америкой и предоставления ей возможности присутствовать в регионе. Сразу же после получения независимости Азербайджан, исходя из того, что во времена СССР им велась разработка нефтяных месторождений вблизи своего побережья, зафиксировал в своей Конституции в 1992 г. право собственности на эти месторождения. Прикаспийская политика Азербайджана. Вначале руководители Азербайджана прилагали усилия к тому, чтобы Каспийское море считалось межнациональным озером без выхода в Мировой океан, и его ресурсы, по их мнению, должны были быть поделены между прикаспийскими государствами в зависимости от протяженности их береговых линий. В качестве подтверждения своей точки зрения азербайджанцы приводили озеро Онтарио, которое поделено между США и Канадой, озеро Чад, поделенное между Нигерией, Чадом, Камеруном и Нигером, Женевское озеро между Францией и Швейцарией и др. В этих озерах проведены фиксированные разграничительные линии, и каждое государство пользуется монопольным правом собственности в своей части озера. В 2002 г. после подписания Россией соглашения с Казахстаном по разделу месторождений под дном моря Азербайджан присоединился к этому процессу. Казахстан вначале предпринял попытку поддержать идею о том, что Каспий следует рассматривать как море, которое связано с Мировым океаном Волго-Донским и Волго-Балтийским каналами. Фактически он занял такую же позицию, как Азербайджан. Казахстан выступил за монопольный контроль каждого прикаспийского государства над месторождениями, расположенными вблизи их побережий, и поддержал предложение России о разделе запасов энергоресурсов под дном моря. Первое соглашение по этому поводу между двумя странами было подписано в 1998 г. Мнение Туркменистана. С этого момента начался новый этап в переговорах по определению правового статуса Каспийского моря, поскольку Россия и Казахстан поставили вопрос о двух аспектах в правовом статусе, т.е. о статусе того, что находится выше дна, и того, что находится под дном. Другими словами, все ресурсы над дном используются совместно, а по поводу месторождений под дном достигается соглашение об их разделе. Туркменистан располагает огромными запасами природного газа, и это привело к тому, что он не проявляет особой заинтересованности в немедленном использовании ресурсов энергоносителей Каспийского моря, однако с должным вниманием относится к данной проблеме. Со времен Советского Союза эта страна поставляла газ во многие республики в различных частях бывшего СССР. В законе о границах Туркменистана говорится, что эта страна пользуется монопольным правом собственности в 12-мильной зоне вдоль побережья в Каспийском море. После распада Советского Союза Туркменистан воздерживается от присоединения к каким-либо политическим, экономическим или военным структурам в регионе. Благодаря политической стабильности, которая стала результатом жесткого правления лидера этой страны, Туркменистану удалось максимально воспользоваться своими преимуществами географического расположения вблизи исламской Республики Иран. Руководство Туркменистана сыграло на этом при установлении своих отношений с Америкой и Россией. Американцы в рамках своей политики старались воспрепятствовать расширению отношений между Ираном и Туркменистаном, и последний лишь использовал это в своих целях. У Туркменистана имеются серьезные разногласия с Азербайджаном по поводу разведанных месторождений нефти. Когда между правительствами Азербайджана и России было подписано соглашение об использовании месторождения Капаз, в результате протеста со стороны Туркменистана оно было аннулировано. В то же время Иран не сумел должным образом защитить свои законные права во время подписания Бакинского соглашения, и под давлением американских компаний его лишили возможности принять участие в осуществлении соответствующего проекта. Современное положение дел. Таким образом, позиции в этом вопросе в настоящее время таковы. Иран, которому принадлежит 13% береговой полосы, настаивает на равном делении шельфа и дна Каспийского моря — по 20% каждому из пяти прикаспийских государств. Россия, Казахстан и Азербайджан заключили между собой соглашения, которые отдают им контроль над 64% моря в его северной части. Эти страны провели равноотстоящие от своих берегов линии по Каспию и де-факто используют шельф и дно как свои национальные сектора. Поверхность и толща воды находятся в общем пользовании. Иран не признает эти договоренности. Новые власти в Ашхабаде пока не прояснили свой подход. В 2007 г. прошел второй саммит прикаспийских государств на уровне президентов в формате Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмения. По итогам саммита лидеры пяти прикаспийских государств подписали совместную декларацию. В документе подчеркивается, что прибрежные государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов и до определения нового правового статуса Каспия в его акватории должны действовать согласованные на основе реализации их суверенных прав режимы судоходства, рыболовства и плавания судов исключительно под флагами прикаспийских стран. Вопросы для обсуждения 1. Почему приграничное сотрудничество является важным инструментом внешней политики? 2. Дайте характеристику принципа нерушимости государственных границ. 3. В чем специфика европейского опыта приграничного сотрудничества? 4. Какую роль играет Комитет регионов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|