Международные экономические отношения в СНГ
Проблемы экономического взаимодействия являются весьма важными для развития как всего Содружества, так и отдельных его членов. В данной связи были предприняты серьезные усилия по созданию договорной и институциональной базы экономического сотрудничества в рамках СНГ. Однако результаты такого сотрудничества пока остаются весьма скромными. С одной стороны, экономики государств—членов Содружества еще не так давно входили в единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза. В связи с этим для них характерны высокий уровень взаимодополняемости и взаимозависимости структур, сформированных и развитых в рамках единого экономического пространства СССР. И сейчас эти страны служат друг для друга в качестве рынков сбыта, источников энергии, сырья и некоторых видов технологий. С другой — все страны, входящие в СНГ, нуждаются в доступе к масштабным инвестициям и новейшим высоким технологиям, чего в пределах Содружества в должной мере они найти не могут. Кроме того, они часто становятся экономическими конкурентами друг другу. Это заставляет членов СНГ в одностороннем порядке устанавливать связи с другими государствами и международными экономическими организациями вне рамок Содружества. Таким образом, в экономической сфере жизнедеятельности СНГ проявляются тенденции как к интеграции, так и к дезинтеграции. К тому же экономические проблемы в Содружестве тесно переплетаются с политическими, в результате чего задержка с решением вопросов в одной из указанных сфер ограничивает развитие другой. 4.1. Интеграционные процессы в международных экономических отношениях на постсоветском пространстве Особенности интеграционных процессов в СНГ. Интеграционный потенциал Содружества велик, но его использование явно отстает от необходимого. Некоторые государства (прежде всего Белоруссия) выступают за усиление взаимодействия и реальную интеграцию, совершенствование деятельности СНГ. Ряд государств занимают по отношению к СНГ выжидательную позицию. Таким образом, формирование целостной концепции интеграции в Содружестве зависит от согласованной, продуманной и последовательной позиции в этом вопросе государств-участников. При этом главная роль в процессах интеграции в рамках
Содружества отводится России. Но как раз ее предложения часто воспринимаются с подозрительностью. Существование отдельных субрегиональных группировок в рамках СНГ — одна из реалий интеграционной модели СНГ, но в существующих концепциях интеграции СНГ этому обстоятельству уделяется недостаточно внимания. Так, все еще нет стратегии взаимодействия уже сложившихся субрегиональных образований. В меморандуме Совета глав государств «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств» лишь указывается на возможность «разноуровневой» интеграции, но нет теоретического обоснования «интеграции разных скоростей». Нет подобного раздела и в Договоре стран СНГ о создании Экономического союза. Отсутствие четкого обоснования «разноуровневой» интеграции не способствует однозначному восприятию целей ни СНГ в целом, ни субрегиональных организаций. Вместе с тем можно сказать, что интеграционные процессы являются определяющими в современном мире. Об этом говорит тот факт, что количество интеграционных объединений исчисляется десятками и находятся они на всех континентах. В последнее время наблюдается интересное явление — одно государство входит в различные интеграционные группировки, порой с разными целями.
Неоднократно отмечалось, что в основу развития интеграции в СНГ была положена модель Европейского союза (ЕС). В сфере экономики — это последовательное прохождение определенных этапов интеграции, обозначенных в договоре об Экономическом союзе СНГ. К сожалению, для СНГ это пока закончилось первым этапом — образованием зоны свободной торговли. Разноформатная и разноскоростная интеграция на постсоветском пространстве в целом тоже находится в русле модели ЕС (в Евросоюзе подобная модель называлась по-разному: модель твердого ядра и мягкой оболочки, наличия стран-локомотивов и т.д.), но есть, на наш взгляд, и существенные различия. Особенности европейской интеграции. Начало европейской интеграции было положено подписанием соглашения о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейских экономических сообществ (ЕЭС), Евроатома. Вначале существовали три разные организации со своими руководящими органами: Комиссией, Советом министров, парламентским органом (созданным в ЕОУС), Судом. Объединительный акт (учредительный договор) объединил три Совета и Комиссии в одну. Общими стали парламентский орган и Суд. В этот момент предусматривалось и учреждение европейского парламента, члены которого должны были назначаться из национальных парламентариев. Развитие парламентского органа привело со временем к появлению Европейского парламента. Концепция внешнеполитической кооперации между странами-членами ЕОУС предполагала подписание договора о формировании Европейского оборонительного сотрудничества (ЕОС). Договор был подписан в 1952 г., но не был ратифицирован и в силу не вступил. Но к этому времени действовал Брюссельский договор об образовании Западноевропейского союза (ЗЕС), по сути, на долгое время ставшего оборонительной структурой Запада. Ушедший на некоторое время в тень Западноевропейский союз к концу 1990-х годов опять стал достаточно мощной организацией — основой оборонного потенциала Европейского союза и был, по сути дела, интегрирован в так называемую вторую опору — ОВПБ (общая внешняя политика и политика безопасности). В связи с этим на Маастрихтском саммите Европейского совета была принята особая декларация о ЗЕС.
Главной проблемой при взаимодействии ЕС и ЗЕС стало то обстоятельство, что состав участников каждого из двух союзов не совпадал. С одной стороны, некоторые члены ЕС были нейтральными странами, т.е. не входили в военные союзы, с другой — несколько государств-членов ЗЕС не были членами ЕС (Турция, Норвегия, Исландия). Они получили статус соответственно наблюдателей при ЗЕС и ассоциированных членов ЕС. Если говорить о нынешнем устройстве ЕС, то наиболее удачная его интерпретация, на наш взгляд, так называемая трехстержневая структура, соответствующая Маастрихтскому договору. Как известно, очередной учредительный договор — Европейская Конституция — в силу не вступил, ее более адаптированный к современным реалиям вариант, подписанный в 2007 г., не вносит существенных изменений в Маастрихтский договор. В соответствии с этим договором ЕС включает в себя три крупных структурных компонента (Европейские сообщества, ОВПБ, сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), внутри которых тоже имеются соответствующие подразделения), каждый со своим автономным правопорядком, но они имеют единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. СПСО осуществляется в том числе и в форме продвинутого сотрудничества между государствами—членами Союза на основе Шенгенских соглашений. В рамках Шенгенской конвенции функционировал специальный орган — Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств—участников Конвенции (не все члены ЕС входят в шенгенскую зону). Другим примером интеграции может служить Западноевропейский союз, включенный в ОВПБ, или «зона евро». Можно сделать вывод, о том, что договорная, а как следствие — и институциональная, структура ЕС постоянно усложняется. Но все проис- ходит в рамках единой структуры, часть которой функционирует как международная организация (ОВПБ и СПСО), а часть — как надгосу-дарственное интеграционное объединение (Европейские сообщества).
Отличие интеграции СНГ от европейской. Постсоветское пространство, институционализированное в форме Содружества Независимых Государств, стало делиться на другие, более мелкие и специализированные организации. Иначе говоря, то, что на постсоветском пространстве является субрегиональными объединениями — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), бывший Центральноазиатский союз (ЦАС), Организация за демократию и экономическое развитие Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ), в Европейском союзе — его компоненты. Другими словами, происходящее в ЕС и СНГ в какой-то мере два противоположно направленных процесса: углубление интеграции в ЕС и дальнейшая фрагментация постсоветского пространства в СНГ. В целом такое развитие Содружества оценивается положительно. Например, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев говорит: «Убежден, что в рамках СНГ могут быть разные объединения. Разноуровневая, разноскоростная интеграция не противоречит общей идеологии и логике Содружества....Если любые объединения, будь то "тройка", "четверка" и "пятерка", будут сближаться и доверять друг другу, то и в целом по СНГ установится больше доверия и сотрудничества»1. Однако следует сказать, что наряду с установлением доверия такая практика вносит и сложности: вхождение одних и тех же государств в различные, например таможенные, союзы делает почти условным понятие «внешней границы» союза, а членство ряда стран в ВТО не способствует выработке общей экономической политики. 4.2. Договорные и институциональные основы экономического сотрудничества государств-членов СНГ Создание Экономического союза. Договор о создании Экономического союза был подписан главами государств 24 сентября 1993 г. в Москве. Украина не подписала Договор и присоединилась к нему как ассоциированный член в апреле 1994 г., Туркменистан подписал его в декабре 1993 г. Анализ идей и подходов, содержащихся в Договоре, позволяет говорить о нем как о комплексном документе. В его основе лежит принцип поэтапного формирования сложного механизма — реально действующего полномасштабного Экономического союза. Каждый этап должен ' Назарбаев Н. А. Россия, к сожалению, не стала стержнем СНГ // Вестник Содружества. РИА «Новости» и Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ. 1998. С. 12. быть всесторонне подготовлен на основе взаимной заинтересованности, с учетом реальной ситуации. Поэтапный подход предполагает реализацию следующих фундаментальных принципов интеграции: движение от простого к сложному, переход от относительно элементарных форм интеграции к более развитым и глубоким, от свободной торговли — к общему рынку, от мультивалютной системы — к валютному союзу.
В Договоре делается акцент на согласование и даже унификацию в перспективе внутренней экономической политики в государствах СНГ, на сближение их экономических законодательств. Это непременная предпосылка реализации идей Экономического союза. Важный момент формирования новой системы экономических отношений и интеграции — построение горизонтальной связи между хозяйствующими объектами. Экономический союз является формой договора, адекватной переходному периоду становления рыночной экономики, который немыслим без координации национальной политики разных стран, государственного и межгосударственного регулирования. Целями создания Экономического союза были названы: ■ формирование условий стабильного развития экономик стран-участниц Договора в интересах повышения жизненного уровня населения; ■ поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; ■ обеспечение равных возможностей и гарантии экономической деятельности для всех хозяйствующих субъектов; ■ совместное осуществление экономических проектов, представляющих взаимный интерес; ■ решение совместными усилиями экологических проблем, связанных с последствиями стихийных бедствий и катастроф; ■ обеспечение согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; ■ гармонизация хозяйственного законодательства государств—участников Договора. Создание МЭК. Для координации усилий по претворению в жизнь целей Договора в октябре 1994 г. был создан рабочий орган — Межгосударственный экономический комитет (МЭК). С самого начала основным направлением деятельности МЭК стало последовательное продвижение по пути обеспечения эффективного функционирования Экономического союза, практическое претворение в жизнь решений СГГ и СГП СНГ. МЭК подготовил целый ряд материалов аналитического характера: о структурных изменениях в экономике; о тенденциях изменения внешнеэкономических связей в СНГ; о состоянии взаимной торговли в СНГ; о состоянии платежно-расчетных отношений и валютных рынках; о состоянии топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного и агропромышленного комплексов, легкой и других отраслей промышленности, социальной и инвестиционной сферы. Еще более важными для развития экономической интеграции стали подготовленные указанным комитетом предложения о механизме реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, проекты соглашений о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, о единых принципах осуществления таможенно-банковского валютного контроля таможенными службами СНГ и целого ряда других важнейших документов. МЭК провел большую работу по анализу, подготовке, согласованию и принятию главами государств и правительств СНГ огромного количества документов, охватывающих самые разные стороны экономического взаимодействия. Однако реализация межгосударственных и межправительственных соглашений была очень низкой в силу целого ряда причин. 1. Значительная часть межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам социально-экономического характера, принятых в 1991-1995 гг., носила декларативный характер, в них не был предусмотрен механизм реализации соответствующих целей и задач. 2. В соглашениях, как правило, отсутствовали пункты о финансовом обеспечении принимаемых решений. 3. В соглашениях не определялись национальные (внутригосударственные) органы управления, ответственные за их выполнение. 4. В соглашениях не предусматривался межгосударственный контроль за выполнением государствами, подписавшими данное соглашение, взятых на себя обязательств. 5. Принимая новое Соглашение, разработчики не предусматривали отмены уже принятых по данному вопросу соглашений и решений, потерявших свою актуальность или частично выполненных. Таким образом, в экономической интеграции государств СНГ были достигнуты более чем скромные результаты. Дальнейшее экономическое развитие СНГ. Попытка теоретического осмысления сложившейся ситуации предпринята в Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств, подписанной в 1997 г. Это система взаимосогласованных государствами—участниками Содружества взглядов на общие для них цели и приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы практического осуществления этих целей. В этом документе, можно сказать, впервые определены цели интеграции в СНГ. По сути дела, интеграция воспринимается как начальный этап — главной целью экономического сотрудничества государств—участников СНГ является использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, взаимовыгодной торговли для достижения своих общих стратегических и текущих интересов. Об этом же свидетельствуют и представленные общие стратегические цели: ■ формирование условий и обеспечение стабильного развития экономик; повышение жизненного уровня населения; ■ развитие здравоохранения, образования, науки и культуры; ■ обеспечение экономической и экологической безопасности, минимизация экономических и военных угроз со стороны других государств и интеграционных сообществ; ■ создание условий для формирования и развития рыночных от-1 ношений, обеспечение равных возможностей и гарантий экономической деятельности для всех хозяйствующих субъектов; ■ создание стимулирующих условий для объединения инвестиционных усилий государств—участников СНГ по организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, развития взаимовыгодной торговли, производственной специализации и кооперирования; ■ создание транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ); ■ обеспечение доступа к товарным, трудовым, фондовым рынкам, информации; ■ создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных артерий, портов, коммуникаций, производственных мощностей, рационального использования природно-ресурсного потенциала на основе производственной специализации и кооперирования; ■ осуществление структурно-технологической перестройки национальных экономик в целях повышения эффективности производства; ■ сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов. Предполагается, что государства—участники Содружества в ближайшие годы должны, ориентируясь на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей, во-первых, преодолеть сложившуюся в 1991 -! 995 гг. тенденцию падения объемов внутреннего производства; во-вторых, создать условия, при которых оживление про-изводства будет направлено на удовлетворение внутренних потребно- стей государств—участников Содружества; в-третьих, создать режим наибольшего благоприятствия для товаропроизводителей из государств—участников СНГ; в-четвертых, обеспечить сбалансирование пропорций между сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Вместе с тем в документе подчеркивается, что «стержнем Концепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, постепенность и этапность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества». Направления этого взаимодействия определяются национальными экономическими стратегиями, имеющимися для их реализации ресурсами, политической волей руководителей государств—участников СНГ к формированию новой системы межгосударственного сотрудничества на основе равного партнерства, уважения суверенитета и учета национальных интересов. В соответствии с концепцией экономической интеграции достижение ее целей предполагает формирование Общего экономического пространства (ОЭП). ОЭП формируется поэтапно, с учетом объективно складывающихся реалий. На начальном этапе это пространство формируется путем создания и развития: ■ зоны свободной торговли (с возможным наличием локальных таможенных союзов); ■ платежного союза (в рамках Концепции Платежного союза государств—участников Договора о создании Экономического союза); ■ общего научно-технологического пространства; ■ общего рынка труда; ■ общего инвестиционного пространства; ■ единого информационного пространства; ■ объединенной транспортной системы; ■ объединенной энергосистемы и рынка энергоресурсов; ■ общего аграрного рынка. Концепция предполагает и формирование механизмов интеграции, которые выглядят следующим образом. 1. Зона свободной торговли (ЗСТ) включает таможенные территории государств—участников Соглашения о создании зоны свободной торговли. В ЗСТ отменены таможенные пошлины при торговле товарами национального происхождения при перемещении их из одной таможенной территории в другие. ЗСТ представляет форму конструктивного торгового сотрудничества участников Экономического союза в условиях реформирования их хозяйственных систем на рыночных принципах. Вместе с этим решение многих конкретных вопросов формирования ЗСТ, механизм ее реализации требуют выработки специфи- ческих подходов в зависимости от степени взаимной заинтересованности государств и их готовности к интеграции, оценки экономических возможностей для этого, предполагаемых выгод и потерь в реальной экономической ситуации. 2. Для дальнейшего развития сбалансированных и взаимовыгодных На первом этапе предусматривается отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле между членами Союза, вводятся идентичные системы регулирования их внешних экономических связей, гармонизируется законодательство, затрагивающее внешнеэкономическую деятельность. При этом необходимо руководствоваться принципом приближения к общепринятым в мировой практике стандартам в интересах каждого государства—участника ТС. Первый этап считается завершенным после отмены таможенного контроля на границах стран—участников ТС, но с учетом интересов государств Содружества при самостоятельном осуществлении таможенного контроля на границах с государствами, не входящими в Таможенный союз. На втором этапе осуществляется объединение таможенных территорий государств—участников СНГ в единую территорию с общим порядком регулирования внешнеэкономической деятельности по ее внешнему периметру и решается вопрос о международной правосубъектности ТС. На основе этого принимается решение об отмене таможенного контроля на границах государств—участниках ТС и его переносе на внешние границы ТС. Реализация этих целей осуществляется путем создания идентичных систем регулирования экономических связей между государствами Содружества, безусловного обеспечения эффективной защиты внешних границ каждого государства, унификации торговых режимов с третьими странами и других мероприятий. 3. Важным условием развития взаимовыгодного экономического сотрудничества государств Содружества является формирование Платежного союза на поливалютной основе, углубляющего уровень интеграции. 4. Общее научно-технологическое пространство — среда, характеризующаяся проведением государствами Содружества первоначально согласованной, а впоследствии — единой политики по развитию науки и техники, внедрению в производство высоких технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции (товаров, услуг), гармонизацией содержания отдельных компонентов этой политики и соответствующих национальных нормативно-правовых баз. По мнению авторов Концепции, это должно позволить объединить 58 разобщенные научно-технологические потенциалы отдельных государств и сконцентрировать совместные усилия и ресурсы на представляющих взаимный интерес приоритетных направлениях развития науки и техники, новых технологиях, особо перспективных с точки зрения быстрого решения конкретных задач в новых прорывных направлениях, восстановить высокий, признанный мировым сообществом научно-технический уровень работ и предотвратить технологическое отставание Содружества от развитых зарубежных государств. При этом формирование реального высокотехнологического «ядра» предприятий и обеспечение поддержки их на государственном уровне должны были способствовать ускорению структурной перестройки промышленности. Создание Общего научно-технологического пространства предполагало предоставление каждому государству—участнику Содружества возможности использования научно-технологических пространств, рынков научно-технологических товаров и услуг высокого уровня других государств Содружества с определением при этом конкретных механизмов и условий реализации этих возможностей путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. В целом можно сказать, что Концепция во многом повторяла положения Договора об Экономическом союзе СНГ. Ее теоретические положения должны были способствовать более адекватному восприятию договора и переходу СНГ к более углубленной интеграции. Однако, несмотря на высокую теоретическую значимость Концепции, реальное развитие интеграционных процессов не получило нового импульса, что соответствовало положению дел в экономиках стран Содружества середины 1990-х годов. Таким образом, в середине 1990-х годов не предполагалось ускоренное развитие интеграционных процессов, в том числе и в связи с экономическими проблемами стран (экономический спад, бюджетный дефицит, напряженность материальных и финансовых ресурсов). Отрицательно сказались и структурные изменения в экономике большинства государств: ■ снижение доли производства товаров и рост доли услуг; ■ сокращение доли отраслей с высокой степенью обработки продукции, в первую очередь легкой промышленности и машиностроения; ■ рост удельного веса отраслей топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности, других отраслей и производств сырьевого и полусырьевого характера; ■ уменьшение в ВВП доли накопления по сравнению с долей потребления. Это, в свою очередь, привело к усилению неравномерности в эко- номическом развитии государств—участников СНГ, что было обусловлено: ■ различной степенью негативного воздействия на национальные экономики фактора дезинтеграции единого в прошлом экономического пространства; ■ неодинаковой адаптацией национальных хозяйств государств— участников Содружества к условиям мирового рынка; ■ различиями в темпах проведения рыночных реформ; ■ снижением управляемости экономикой, отсутствием эффектив- ных механизмов регулирования внешнеэкономических связей; ■ наличием в той или иной степени социально-экономической нестабильности. Единое экономическое пространство (ЕЭП). Неготовность всех стран СНГ к реальным действиям в рамках договоренностей об Экономическом союзе побудила ряд из них к более активным действиям. В 2003 г. Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина подписали и позднее ратифицировали Со- глашение о формировании единого экономического пространства. В нем ' признается право Сторон определять свое участие в процессе формирования единого экономического пространства с учетом готовности к дальнейшему углублению интеграционных процессов. Вместе с тем в соответствии со ст. 4 предусмотрено, что координация процессов формирования единого экономического пространства осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровня интеграции. При этом органы единого экономического пространства создаются на основе сочетания межгосудар- ственных элементов и принципа передачи части полномочий сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего. Это, безусловно, могло стать большим шагом вперед. В едином регулирующем органе единого экономического пространства решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов устанавливается на основе соглашения сторон. Отдельным международным договором сторон будет предусмотрен механизм компенсации, если принятое решение единого регулирующего органа единого экономического пространства наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким сторонам. Кроме того, осуществление координации и управления формированием и функционированием единого экономического пространства на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав государств-участников. Любая из сторон имеет право внести в СГГ пред- ложение о пересмотре решения, принятого единым регулирующим органом единого экономического пространства. Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса мер по формированию единого экономического пространства. Стороны присоединяются к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование единого экономического пространства, по мере готовности. При этом каждая сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к таким международным договорам. Ни одна из Сторон не может препятствовать другим сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции. По сути дела, эти положения Соглашения могут полностью блокировать деятельность этого объединения как интеграционного. Дело в том, что такие страны, как Белоруссия, Казахстан и Россия, имеют соответствующие договоренности о формировании общего экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, это ставит Украину в рамки «ассоциированного члена» с непонятным статусом. В настоящее время ЕЭП существует лишь юридически: соглашения не отменены, реально ничего не делается. В связи с этим К. Косачев писал, что в реальности именно Россия, как это ни странно звучит, до сегодняшнего дня точно не могла определиться, чего же именно она хочет от бывших братских республик. Понятно, что хотелось бы лояльности, дружбы, добрососедства, сохранения хозяйственных связей, безопасности границ, но серьезных позитивных проектов, по сути, не выдвигалось — перспективная идея ЕЭП появилась довольно поздно, когда гравитация выросшего ЕС стала очевидной, а ресурсы России на алтаре интеграции — привычными'. Вопросы для обсуждения 1. Как влияет Европейский союз на международные экономические отношения в СНГ? 2. Какие факторы способствуют экономическому сближению стран СН Г? 3. Каковы основные препятствия на пути экономической интеграции в рамках Содружества? 4. Как вы оцениваете экономические интересы России в странах СНГ? 5. Какие государства СНГ являются наиболее важными торговыми партнерами России? 1 Косачев К. От логики «ближнего зарубежья» кединству интересов// Международная жизнь. 2005. № 3-4. С. 66. 6. Какие тенденции в развитии экономического взаимодействия государств—членов СНГ представляются вам позитивными, а какие негативными? 7. Почему проект единого экономического пространства (ЕЭП) оказался нереализованным? Рекомендованная литература Воробьев В. Нужно ли реформировать СНГ? // Обозреватель — Observer. 2007. № 1.С. 58-66. Гаджиев Ш. Г. Приоритеты современного экономического развития Азербайджана// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2005. № 1-2. С. 245—247. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М., 1999. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана, 2000. Киреева С. А. Интеграционная политика СНГ// Право и политика. 2004. № 1.С. 107-118. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Евразийские интеграционные процессы и формирование регионального пространства безопасности в условиях глобализации // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2004. № 4. С. 67—70. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 51-54, 61-66. ЛибманА. «Вторая трансформация» в постсоветских странах // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 5-17. Малышев Д. Б. Демократизация постсоветского Востока: Модели и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 6. С. 85-95. Парканский А. Б. Экономические отношения США с Белоруссией // США — Канада: Экономика, политика, культура. 2005. № 8. С. 57—66. Сапарова Б. С. Ускорение инвестиционных процессов с участием иностранного капитала в Республике Казахстан // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2005. № 1-2. С. 247-251. Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2004. Гл. 32. С. 841-845, 853-857. Соглашение о создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза Содружества Независимых Государств // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1994. № 3 (16). С. 9-15. Союз Беларуси и России (учредительные документы). М., 1997. Шевяков А. Турция и страны СНГ // Азия и Африка сегодня. 2004. № 5. С. 18-27. Шумский М. М. Общее экономическое пространство государств Содружества: Оптимальный формат// Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 91-97. Глава 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|