Акустическое измерение статики речи 8 глава
А О E У И 10 мм 11 мм 12 мм 12,5 мм 13,Ь мм В третьей части работы будет показано, что эти данные в сопоставлении с изменениями объемов глоточной трубки раскрывают очень многое в механизме речи. Независимо от ряда точно установленных фактов, общая концепция механизма певческого дыхания, предложенная Л. Д. Работновым, не получила признания. Я. Л. Шик 2 показал, что для изучения тонких дыхательных движений тшеймографическая методика ненадежна. Я- Л. Шик производил одновременную запись пнеймограммы, спирограммы и рент-генокюмограммы3. Прямое наблюдение за движениями диафрагмы при 1 См. указанную выше работу, стр. 57. 2 Я. Л. Шик, Рентгенофизиология дыхания, «Вопросы общей и частной рентгенологии», изд-во АН СССР, 1937, Труды Гос. ин-та усовершенств. врачей им. С. М. Кирова. 3 Техника рентгенокимографии будет раскрыта в следующей главе. ю* 147 помощи рентгенокимографа дает другие показания, чем пнеймограмма. Инспираторное увеличение грудной полости при реберном типе дыхания может происходить через сокращение брюшных мышц так, что брюшная пнеймограмма в сравнении со спирометрической кривой будет иметь противоположно направленные сдвиги. Я. Л. Шик получал рентгенокимо-грамму при «пении баса tenuto la voce в трех регистрах. Везде видно прерывистое движение диафрагмы и равномерное движение реберной кривой. Наличие третьего типа дыхания, по Л. Д. Работнову, наилучшего для пения, при котором отсутствуют диафрагмальные и реберные движения, ни разу не было обнаружено. Ф. Ф. Заседателев, отдавая должное Л. Д. Работнову в том, что он первый обратил внимание на роль гладкой мускулатуры в пении, решительно отказывается признать слабые непроизвольные мышцы «главной силой» 'При существовании исключительно сильной диафрагмы и других дыхательных мышц.
Ф. Ф. Заседателев выдвигает другую концепцию механизма дыхания при тонких певческих и речевых модуляциях1. Здесь, думает он, применим закон Дюшена.. Агонисты и антагонисты могут действовать одновременно. В результате этого движения делаются плавными, равномерными и эластичными. Так при накалывании капель в рюмку одни мышцы сдерживают движения других, вследствие чего возможна весьма тонкая координация этих движений. Подобным образом и при фонации вдыхатели и выдыхатели являются антагонистами, действующими одновременно. Первостепенный вопрос о механизме речевого (и певчекжого) дыхания, от решения которого зависит понимание всей динамики речи и овладение этой динамикой, не решен до сегодняшнего дня. Точка зрения Л. Л. Работнова был я забыта, ж> в связи с исследованиями фтизиатра Ф. М. Михайлова (1936—1937), а в дальнейшем и целого ряда других, занимающихся применением искусственного пневмоторакса, эта концепция бурно возродилась вновь в виде гипотезы о рефлекторной сократимости легких. Этот вопрос булрт разобран более подробно* в связи с изложением полученного нами фактического материала. Здесь же следует заметить, что гладкая мускулатура бронхов действительно является слабой и не может обеспечить ни речевой, ми тем более певческой фонации. При речи всегда обнаруживаются совершенно' определенные движения диафрагмы и ребер. Это не косвенные наблюдения через пней-мограф, а прямые рентгенографические наблюдения за фактическими движениями диафрагмы. Однако это не значит, что Ф. Ф. Заседателев прав, пытаясь применить к речи и пению закон Дюшена об ^-^вистах и антагонистах. Едва ли слогоделение, которое не может осуществиться без дыхательных толчков, происходит подооно накалыванию. апель в рюмку, если учесть не только эффекторный результат, но и центральное управление. При накалывании идет подсчет каждой капли, весь процесс контролируется в оптимальном очаге возбуждения, и иннервация идет по пирамидному пути к произвольным поперечно-полосатым скелетным мышцам. В дыхательные же движения при слогоделении входит мощный вегетативный компонент, иннервация идет по сложным экстрапирамидным путям и весь процесс совершенно не похож на тщательное и напряженное отмеривание капель. Оба эти явления психологически резко различны. При накалывании предметом действия является само накалывание, тогда как в речи предметом действия является содержание сообщения, а слогоделение — лишь средство формирования звуковой оболочки слова. Челоье^ накапывает для того, чтобы в рюмке оказалось определенное количество капель, а говорит он не для того, чтобы в слове было определенное количество слогов.
1 Ф. Ф. Заседателев, Научные основы постановки голоса", изд. 2-е, Гос. муз, изд во, 1929. В концепции Л. Д. Работнова о роли гладкой мускулатуры бронхов в процессе фонации есть и здоровое зерно. Если бы легкие сжимались в процессе речи только под воздействием их эластической тяги, то количество' подаваемого воздуха не регулировалось бы. Но при речи все воемя происходит изменение объемов резонаторов, образование узких щелей и затворов, сменяющееся широким раскрытием резонатора. Если бы подача количеств воздуха и изменения объемов резонаторов не были согласованы, речевые звуки не могли бы возникнуть в том точном, стандартизированном составе признаков, которые необходимы для процесса речевого общения. Надо доказать, чгго такие модуляции воздушных давлений могут возникнуть или только путем регулировки вдыхателей и выдыхателей, что, как только что видели, сомнительно*, или признать, что совместно с вдыхателями и выдыхателями вступает в действие рефлекторная сократимость бронхов и модуляции гортанного сфинктера. Для решения этого вопроса нужны факты, а не только догадки. В главе о речевом дыхании эти факты будут представлены, сейчас же следует подчеркнуть, что- недостача в фактах обусловлена отсутствием комплексной методики пр<и исследовании речевого процесса. Изучение речевого дыхания не может дать ничего без учета работы резонаторов и акустического эффекта.
На фоне редко встречающихся в литературе указаний по вопросу о речевом дыхании особенный интерес 1вызывает книга Отетсона!, специально посвященная этому вопросу. Стетсон рассматривает фонетические явления с широких общепринципиальных позиций. Он является сторонником резкого разделения фонетики и фонологии. Так же как и фонологи крайнего направления, фонетику он относит к физиологии, а фонологию — к языкознанию. Сам он занимается только фонетикой. Фонология изучает смысловые явления языка, фонетике же нет никакого дела до смысла, она может наблюдать интересующие ее факты на бессмысленных звукосочетаниях. Дыхательные движения человека и животных, говорит Стетсон, имеют много общего, поэтому и у животных можно обнаружить некоторые из тех типов слогов, которые встречаются и у человека. В противоположность фонологии, которая видит в языке только смыслоразличающие фонемы, Стетсон выдвигает как основную и для него единственную единицу изучения — слог. Фонология не знает слогов, фонетика изучает только слоги. Стетсон считает, что у Соссюра была двойственная и нерасчлененная позиция. Соссюр полагал, что звук входит в состав слога, но меняется в таких бесконечных вариациях, что оказывается неуловимым, хотя вместе с. тем в звуках есть тождество, при помощи которого различаются слова. После Соссюра стало все более отчетливо выделяться два направления. Одно из них, начиная с Трубецкого и пражской школы лингвистов, отказалось от изучения слога и сосредоточило' внимание только на фонемах, что дало импульс к составлению интернационального' фонологического алфавита. Другое направление, начатое еще в 1897 г. работами Маршалла (Marichalle — автор «Visible Speech») из лаборатории Белла, придает особое значение изучению слога и роли согласного в слоге. К этому направлению, по Стетсону, относятся: Херлен (Herlin), Граммон (Crammont),Сепир (Sepir), Зоммерфельт (Sommerfeit), Фуше (Fouché). Стетсон и себя причисляет к этому же направлению.
По его мнению, фонемы — это идеальные слова в языке. Фонология.игнорирует экспериментальные методы исследования. И действительно, говорит он 2, «мыслимые платоновские слова», 'невозможны для наблюдения. Так называемые ритмические и дыхательные группы (The foot and Breath group), как слоговое явление, изучаются в фонетике, а как 1 R. Н. Stetson, Motor phonetics a study of speech movements in action, second ed. Oscilograph laboratory Oberlin college, Amsterdam, 1951. 2 T a M же........... «?:! смысловое — в фонологии. Например, такие пары слов, как: Telegraph— teleer* raphy; Monotone — mono' tonus; An icehous (ледник) и nice house (хорошенький домик), в фонетике различаются только по ритмической группировке слогов, в первом случае: — -— —, во втором -^- / — —. «Двигательная фонетика» (Motorphonetic) занимается изучением сложившихся в навыке (ckilled) артикуляционных движений, как языковых сигналов, независимо от значения этих сигналов. Таким образом, Стетсон сознательно и при этом весьма радикально предлагает изучать сигналы, независимо от их сигнального значения. Он находит способы изучать речь просто как сумму внешних, периферических движений. Остается непонятным, как он узнает, какие из этих движений являются речевыми, а какие не относятся к речи, не говоря уже о том, что и в самой-то речи он не сможет отделить те явления, которые относятся к фонематическим, от тех, которые называются слоговыми, если отказаться от учета сигнальных значений. Стетсон, в связи с этим, является принципиальным противником комплексной методики. По его мнению, достаточно регистрировать внешние речедвижения, не считаясь ни с акустическим анализом, ни с управлением речевыми эффекторами. Полученная таким способом группа фактов едва ли может быть отнесена к физиологии, как думает Стетсон, не говоря уже о фонетике и психологии речи. Внешне, по количеству индикаторов, примененная Стетсоном методика имеет вид комплексной, но по конечной задаче она ограничена фиксацией периферических движений в момент образования слога. Стетсон измеряет внутриротовое давление в миллиметрах водяного столба путем подвода воздуха изо рта через трубку в два поставленных друг на друга сосуда с водой. Кроме этого, через микрофон и усилитель записывается осциллограмма произнесения. Осциллограмма нужна только для того, чтобы оппеделить место гласного и согласного в тех записях, где отмечаются основные для этой методики показатели. К этим последним относится регистрация мышечных движений. На шести пунктах тела ставятся электроды и при отведении миотоков определяется мышечное напряжение и расслабление 1) Электроды кладутся на прямой мускул живота (m. rectus abdormnalis); 2) на боковую часть косого наружного мускула живота (m. obliqus externus abdominalis); 3) электроды для регистрации движения диафрагмы прикладываются к спине; 4) электроды для регистрации движений ребеп — на один из наружных межреберных мускулов (m. intercostales externi); 5) на один из внутренних межреберных мускулов (m. intercostales interni); 6) кроме того, электрод ставится на один из внутренних мускулов гортани 1.
Применив эту методику, Стетсон пришел к следующим выводам. Гласные образуют слоговой толчок или слоговой пульс, согласные лимитируют, ограничивают этот пульс. На образование слога действуют три фактора: 1) фактор запуска, освобождения дыхания (relascting), что производится дыхательными мышцами; 2) фактор формирования гласного звука, который возникает в результате движений мышц языка, губ, челюсти и глотки; 3) фактор задержки (arresting factor) дыхания мышцами груди или артикуляцией согласного. Если знаком О обозначить освобождение и задержку дыхания грудными мышцами на гласном, знаком V — формирование звука гласного и знаком С — освобождение и задержку дыхания согласным, то можно установить четыре типа слогов. Тип OVO обозначает слог, состоящий из одного гласного с освобождением дыхания в начале формирования звука и с задержкой в конце (а] Тип CVO (beau] начинается с освобождения его согласным и кончается задержкой дыхания грудными мышцами. Тип OVC (ope) про- 1 Назначение этого электрода мало понятно, так как внутренние мышцы горта-ян закрыты мышцами шеи. Стетсон и не приводит кривых движений m. vocalis. -гивоположен предшествующему. Тип CVC (pope), слог освобождается и задерживается согласным. По мнению Стетсона, единственной силой, производящей слог, являются освобождающие и задерживающие дыхание движения грудной ^клетки. Только одна артикуляция согласного не может вызвать слога. При отсутствии дыхательных движений никакая артикуляция не способна образовать слога. Поэтому роль согласного вспомогательная, он может освободить или задержать тот воздух, который поступает в полости.артикуляции. Основное слоговое движение производится грудными мышцами. Стетсон не замечает, что дыхательные движения, хотя и являются необходимым условием образования слога, не могут быть признаны до статочным условием. Без резонаторных полостей и без генерации звука слог также не может возникнуть, как и без дыхательной энергетической системы. Механизм движения грудных мышц, по Стетсону, состоит из трех звеньев. К первому звену относятся фиксирующие движения. В этот момент оппозиционные группы мышц ставят орган, в данном случае—грудную клетку, в исходную позицию. Перед началом речи человек забирает воздух, поднимает грудь и фиксирует ее до того, как появился первый слог. Ко второму звену принадлежат контролирующие движения. Это те движения, о которых упоминалось при изложении концепции Ф. Ф. Заседа-телева. Агонисты и антагонисты грудных мышц (имеются в виду внутренние и внешние межреберные мышцы) вступают в действие одновременно, взаимно контролируя друг друга. Эти движения могут быть медленными и быстрыми и как бы наслаивающимися одно поверх другого. Так при произнесении фразы идет медленное спадение грудной клетки и одновременно с этим, как рябь на волне, возникает движение слогового пульса. Это выразительное сравнение Стетсона вполне соответствует тому, что можно наблюдать в акустических записях динамики фразовых произнесений, но далеко не исчерпывает даже внешнего описания дыхательных движений. Третьим звеном дыхательных движений, по Стетсону, являются баллистические сдвиги. Эти движения уже нельзя изменять по направлению. Они совершаются моментально, идут сами собой и только к концу задерживаются антагонистами. Так, при игре в теннис мышцы руки мгновенно сокращаются и рука на протяжении */4 пути движется как снаряд, и только после этого антагонисты ее задерживают. То же происходит с мышцами груди при образовании слога. Как видно, Стетсон последовательно разрабатывает экспираторную теорию слога. Однако он рассматривает только движения грудной клетки, которым и приписывает слогообразующую роль, а не весь сложный процесс внешнего дыхания при речи. Примененная методика не разрешала делать выводов обо всем дыхательном процессе в целом. Движения диафрагмы не могут точно определяться путем отведения миотоков со спины. Из кривых в работе Стетсона (приведенных на стр. 54 его книги) видно, что межреберные мышцы совершают в слоге два движения (освобождение — задержка), в то же время диафрагма дает только один двигательный импульс. Однако хорошо известно, что диафрагма и ребра движутся синхронно при всех возможных различиях по глубине этих движений. По записям Стетсона получается, что опускание грудной клетки ни в одном случае не совпадает с подъемом диафрагмы. Она поднимается после того, как стала опускаться грудная клетка, и опускается раньше, чем грудная клетка остановилась в задержке дыхания. Известно, что любая рентгено-кимограмма нормального, спокойного и, добавим, речевого дыхания показывает другую картину. Преимущество рентгенокимограмм в том, что они прямо фиксируют реальные положения диафрагмы, а не импульсы миотоков, взятых со спины против диафрагмы. Независимо от этого было бы наивным вместо того, чтобы по индикаторам судить о процессе в целом, рассматривать эти индикаторы как сущность самого процесса. Но так именно поступает Стетсон. Он отождествляет движения грудной клетки со слогоделением, не стараясь выяснить весь путь воздуха по воздухоносным путям и самый процесс образования слога как звукового явления. Если посмотреть на концепцию Стетсона с этой точки зрения, то обнаружатся бросающиеся в глаза противоречия и недоумения. Допустим, как это делает Стетсон и другие представители экспираторной теории, что при произнесении слогов грудная клетка спадает толчками, соответственно толчками же поднимается и диафрагма. Согласно точеым рентгенокимографическим наблюдениям Я. Л. Шика *, диафрагма при спокойном дыхании совершает экскурсию в среднем на 1,16 см и при усиленном дыхании на 2,45 см. Речь не требует усиленного дыхания, для нее можно принять среднюю величину в 2 см. Если считать, что на каждом слоге диафрагма поднимается только на 2 мм, то весь свой путь она пройдет уже за 10 слогов. Длительность слога 0,2 секунды. Таким образом, 10 слогов будут выданы за 2 секунды, после чего необходимо делать новый вдох. Иначе говоря, в минуту придется производить 30 вдохов. Известно, что при спокойном дыхании производится 16 вдохов, при пении 8. Расход воздуха при речи и чтении вслух на 20— 30% меньше, чем при спокойном дыхании 2, Да и простое наблюдение показывает, что в действительности за один выдох можно без форсирования произнести значительно больше, чем 10 слогов, Вполне понятно, почему получилось это противоречие. Стетсон наблюдает одно звено из всего механизма речи и только ему вменяет весь эффект, производимый механизмом в целом. Так, нажатие курка, конечно, вызовет выстрел из винтовки, если она заряжена. При этом и здесь можно найти момент натяжения пружины курка и момент ее освобождения и все три типа движения, вплоть до баллистических. Однако никто не думает, что этим исчерпывается весь механизм и теория выстрела. Курок воспламеняет пистон, который горит с определенной скоростью по определенному закону и создает определенное давление газов в стволе. Состав пороха, длина и поверхность ствола, размер и форма пули, сопротивление воздуха — все это звенья механизма, соотношение которых учитывается для того», чтобы сформулировать теорию выстрела. Аналогично и при образовании слога. Движения межреберных мышц — это лишь одна из групп дыхательных движений. Они входят в состав сложного процесса слогообразО'Вания. В процессе артикуляции в резонансных полостях все время меняются аэродинамические условия. Воздухоносные пути то суживаются, то расширяются в самых разных местах. Подача воздуха из легких при этом должна происходить с определенным расчетом. Аэродинамические условия должны согласовываться с конечным акустическим эффектом. Такой расчет и согласование есть не что иное, как центральная аналитико'-синтетическая деятельность речедвигательного анализатора. Не изучая способов управления органами речи, нельзя понять механизма слогоо'бразования и слогоделения. Чисто внешний (как думает Стетсон, — физиологический) подход к изучению речевого процесса и сделал его ревностным апологетом концепции разрыва фонетики и фонологии. Если не учитывать смыслового членения речи, процесс слогоделения останется за семью замками, и наоборот, если отказаться от изучения механизма слогоделения, смысловая членораздельность речи останется не объясненной полностью. Конечно, слог сам по себе не несет предметного значения, но, включаясь в систему слова и синтаксических конструкций, слоговые группировки и выделения образуют динамику речи, ее живую ткань. Через слоговые перестройки меняется звуковой состав слова, изменяются речевые тембры, появляются разных видов и градаций ударения, которые уже вносят значительные перемены в предметные значения. Фонология, 1 Я. Л. Ш и к, Рентгенофизиология дыхания, «Вопросы общей и частной рентгенологии», 1937, стр. 73. 2 Ф. Ф. Заседателе в, Научные основы постановки голоса, 1929, стр. 22. выбросив слоговую динамику, потеряла бы так же много, как и стет'со-новская фонетика, которая отгораживается от анализа сигнальных значений слоговых образований. В 1956 г. вышла интересная книга чешского фонетиста Богу слав а Гала (Bohuslav Häla)!, в которой, кроме обстоятельного критического разбора разнообразных точек зрения по вопросу о природе слога, выдвигается собственная концепция слогообразования. Сущность этой концепции сводится к следующему. Слог — это основной элемент речи. Он образуется при звучании голоса, модифицированного образованием полостей над гортанью (особенно полости рта) в форме различных сонантов. Звучание голоса становится возможным благодаря перестановке органов речи из стриктуры в апертуру, т. е. из положения сомкнутости или совершенной (при смычных) или частичной (при щелевых) в полное или почти полное освобождение полостей над гортанью. Совершенное освобождение полостей и вследствие этого полное звучание голоса имеет место при гласных, почти полное освобождение с почти полным звучанием голоса — при слоговых сонорных. Стриктурное начало является необходимой частью слога, оно образуется или консонантом, или средствами, носящими характер консонантов ларингального происхождения (имеются в виду разного вида атаки звука, образуемые голосовыми связками: coup de glotte Spiritus lenis, Spiritus asper)." Слог не обязательно должен заканчиваться новым затвором (по автору — ре-стриктурой), так как дн может прекратиться просто выключением фонации. Для образования слога необходимы три моторных импульса — экспираторный, фонационный и артикуляционное движение органов речи. В этой концепции слогообразования есть точки соприкосновения с теориями Стетсона и Есперсена. С одной стороны, как у Стетсона, признается (хотя бы для начала слога) необходимость запора воздуха артикулирующими органами рта, с другой стороны, как у Есперсена, считается необходимым для образования слога сочетание несонооности (согласные) и полной ссеорности (гласные). Однако указанные Б. Гала особенности слогообразования выведены теоретически по слуховому опыту и резко противоречат простым фактам. Во-первых, слог может быть образован без участия голоса, например при длительном и сильном произнесении с или тс. В это время вначале будет нарастать силовая дуга громкости, а потом — падать. Во-вторых, стриктурное начало (сомкнутая артикуляция) не является необходимой частью слога. При произнесении простых слогов а, о, э, у, и нет никакой начальной стриктуры и все-таки производится слог, обладающий восходящей и нисходящей ветвями громкости. Стриктуры не будет и в сонорных неприкрытых слогах — an, а/с, ат и т. п., она будет только' в сонорных прикрытиях спереди слога па, ка, та и т. д. Но и в этом случае слог образуется не за счет стриктуры, так как на nt /с, т громкость возрастать не может, а за счет модуляций глоточной трубки при произнесении гласного (см. § 26, «Концепция глоточного образования слога»). В-третьих, при произнесении гласных нет полного освобождения (раскрытия) полостей над гортанью. Правда, при произнесении а рот раскрыт и язык лежит на 'его дне, но зато глоточная трубка максимально сужена, при произнесении и — наоборот: сужение во рту, расширение в глотке, при этом освобождение или перекрытие полости рта не мешает изменять силу голосовой фонации, например произвольно- з можно произнести громче, чем а. Слог будет в обоих случаях, этому не помогут и не помешают перекрытия или освобождения в ротовой полости. В-четвертых, для образования слога нет необходимости в артикуляционных движениях, если под ними разу-^grb движения в ротовой полости (как и думает Б. Гала и с чем можно v.. 1 Bohuslav H а 1 a, Slabika jeji podstata a vyvoj. Praha, 1956, Ceskoslovenské akademie vëd. вполне согласиться). Ведь если бы при произнесении простого слога а менялось положение языка, то образовалось бы уже не а, а какой-то другой гласный звук. Наконец, в-пятых,. слог не может закончиться просто выключением фонации. В таком случае не получалось бы плавной ниспадающей дуги громкости, которая всегда регистрируется на аппаратуре при записи слогов. Вот здесь и возникает вопрос о том, благодаря чему слоговая дуга громкости плавно то восходит, то затухает в ниспадающей ветви. Если этого не может сделать артикуляция в ротовой по-.лости, надо допустить существование специального и особого механизма слогообразования и слогоделения. Вопрос об аэродинамических условиях образования речевого звука в соотношении с акустическим эффектом, оставленный без внимания Стетсоном и рядом других исследователей, разрабатывается немецким фонетистом Мейер-Эпплером 1. Эта работа не претендует на раскрытие механизма слогообразования и речи, но представляет интересный фактический материал по более частному и мало разработанному вопросу об образовании шумных согласных, который должен быть учтен при изучении речевого процесса в целом. Основную идею исследования Мейер-Эпплер иллюстрирует на модели аэродинамической трубы. Надставную трубку (глотку и рот) можно рассматривать как ветровой канал, который перекрывается в каком-либо месте сужением. В такой трубе можно установить три области: а) перед сужением, б) сужение, в) полость резонанса за сужением. При произнесении немецкого придыхательного h полость резонанса занимает все надгортанное пространство1; при произнесении фарингиальных или велярных ft, к, ^она ограничивается только областью рта. Объем резонансной полости сужается еще больше при произнесении палатальных с и занимает только переднюю часть рта. Наибольшая редукция резонансной полости происходит при произнесении альвеолярных и постдентальных s. Наконец, при произнесении межзубных, губно-зубных и губных /, Ф, сужение не связано ни с какой резонансной полостью и звук идет прямо в свободное поле. Это различие аэродинамических условий и вызывает специфически разный акустический эффект при произнесении разных шумных согласных. Для нахождения закономерностей этого процесса Мейер-Эпплер применяет следующие измерения. Точное место сужения определяется по рентгенограмме, величина сужения — по палатограмме. Поперечный разрез сужения — при произнесении губных и губно-зубных по фото- и киносъемке губ. При помощи зонда в виде гибкого шланга может быть определено внутриротовое избыточное давление при произнесении губных, зубных, альвеолярных и палатальных звуков. Давление не может быть точно установлено при произнесении велярных, увулярных (uvula — язычок), фарингиальных и гортанных звуков. Одновременно могут быть установлены следующие акустические явления: звуковое давление на определенном расстоянии ото рта говорящего, спектральные и статистические данные о потоке колебаний в точке приема. Кроме того, на основа- -яии указанных выше артикуляционных измерений могут быть вычислены: а) скорость потока воздуха в сужении и б) «средняя широта» сужения в зависимости от его поперечного разреза. Таким образом, Мейер-Эпплер частично применяет комплексную методику. Он учитывает аэродинамические условия в полостях резонанса и измеряет акустический эффект. Однако исследование самого источника воздушного давления, т. е. самого речевого дыхания, остается в стороне. Кроме того, увлеченный моделью аэродинамической трубы, он учитывает лишь само сужение и полагает, чгго резонанс происходит кпереди от 1 W. Meyer-Eppler (Bonn), Zum Erzeugungsmechanismus der Geräuschknite, "Zeitschrift für Phonetik, 1953, Heft 3/4, S. 196. сужения, остальная же часть надставной трубки почему-то не резонирует. Вместе с тем факты и частный результат, к которому приходит Мейер-Эпплер, представляют значительный интерес для изучения механизма речи. „Мейер-Эпплер обозначает внутриротовое избыточное давление через pu, скорость потока воздуха в сужении через WE. Пользуясь формулой аэродинамики по Эккуl WE =400 }/~pü~~ и определив максимальное поелеротовое давление у согласных, равное 220 водного столба (W), он находит: 400 Y 220=5930 см/'сек или, округляя, 214 км/час. Как ъидко, скорость потока воздуха при образовании согласных очень значительна. Соотношение между шумным звуком согласного Ps и скоростью истечения воздуха можно установить из формулы: Ps =^(pü—/с). Значение 7 и к определяется по кривой, полученной в измерении, где звуковое давление обозначено в вольтах по ординате, а воздушное давление В миллиметрах водяного столба по абсциссе. Так, для звуков /, s кривые имеют следующий вид (см. рис. 2). Величина у соответствует углу подъема прямой, т. е. тангенсу угла наклона к линии абсцисс. Величина к соответствует месту пересечения прямой с линией абсцисс. При опреде- voet 15 10 5 0
5 10 15 20 10 15 20 Рис. 2. Соотношение звука согласного со скоростью истечения воздуха по Мейер-Эпплеру ленном конечном значении, давление pu может быть равно к (ри = к). Это -значит, что внутриротовое давление равно давлению вовне (pu = 0). Таким образом, при ри = к появляется та граница, после которой возникает избыток давления, необходимый для образования шумного звука, Эту границу Мейер-Эпплер обозначает как критическую скорость — (ûtrfi. Аэродинамически критическая скорость является границей перехода ламинарного потока в турбулентный 2. Мейер-Эпплер дает весьма содержательную теорию образования шумных согласных в турбулентном потоке воздуха. Критическая скорость.для разных шумных согласных различна, например: ' krit 1270 1550 3100 смIсек Так как вопрос сводится к турбулентности, то переход условий к этому состоянию потока определяется числом Рейнольдса R= •—, где v --скорость течения газа, а —радиус трубы и v — кинематическая вязкость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|