Упражнение 5. Робинзон Крузо. Упражнение 6. Зеркало. Упражнение 7. Хвалить или ругать?. Упражнение 8. «Радость». Упражнение 9. Скульптура
Упражнение 5. Робинзон Крузо Участникам предлагается вспомнить произведение Дефо «Робинзон Крузо», ведущий может коротко описать основной сюжет. Затем группе предлагается представить, что она оказалась в аналогичной ситуации, участникам предоставляется возможность перетащить с корабля в лодку несколько предметов на свое усмотрение. Можно ограничить выбор десятью предметами. Участники записывают свой выбор на отдельных листах бумаги и по окончании передают тренеру, который зачитывает каждый список. Группа старается описать человека, которому принадлежит список, затем высказывает предположение: кто это? Упражнение диагностирует ведущие потребности человека, а также позволяет понять, как человека воспринимают другие. В качестве обратной связи участники могут высказать свое предположение, о возможности выживания на острове с данным списком предметов. 2 этап. Развитие моделей ассертивного поведения Упражнения, включаемые в эту часть тренинга, позволяют участникам развивать, тренировать новые модели поведения уверенного в себе человека. Упражнения помогают понять, как воспринимаются и как проявляются уверенное, неуверенное поведение. Отмечаются признаки, указывающие на деструктивные формы поведения: зажимы, ригидность, унижение, обида, слабость. Упражнение 6. Зеркало Участники образуют два круга – внутренний и внешний. По сигналу тренера участник, стоящий во внутреннем круге, должен изобразить без слов с помощью жестов, позы, мимики любого человека: уверенного, неуверенного или грубого. Стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого изображал партнер, стоящий напротив него во внутреннем круге. Если он угадал, оба поднимают руки вверх. Затем по сигналу тренера меняются ролями. Тренер фиксирует количество правильных ответов.
Обсуждение: Какие позы чаще всего угадывались? Почему? Какие легче угадывались? Почему? Упражнение 7. Хвалить или ругать? Участники перебрасываются мячом, сначала тренер просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что означает «ругать», «критиковать». Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагается без слов с помощью жестов и мимики, выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем всем предлагается поделиться своими переживаниями. После этого группа выполняет те же технические действия, только используя слова похвалы и поощрения. Тренер делает вывод, что другие люди влияют на наши чувства уверенности или неуверенности, указывает на трудности принятия критики и похвалы. Обсуждение: что требуется, чтобы вести себя в таких ситуациях адекватно (проблема чувства собственного достоинства)? Упражнение 8. «Радость» Участникам предлагается с помощью изобразительных средств нарисовать «радость». Задание вызывает положительные эмоции. Подчеркивается полная свобода в выборе средств выражения. Рисунки не подписываются, после выполнения перемешиваются, затем каждому участнику по кругу предлагается посмотреть рисунки и поделиться своими переживаниями. Проводится обсуждение и делается вывод, как по-разному люди понимают «радость». Тренер подводит участников к выводу, что каждый человек неповторим, важно ощущать свою ценность и помнить об этом при взаимодействии с другими людьми. Упражнение 9. Скульптура Группа делиться на две части. Одна должна вылепить скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного участника, которому остальные задают необходимую позу, мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (2 подгруппа) могут вносить свои коррективы. В ходе обсуждения участники через внешние атрибуты уверенного и неуверенного поведения выходят на внутренние состояния человека, описывают их взаимозависимость.
Упражнение 10. Копилка обид Тренер предлагает описать «копилку», в которую можно положить все свои обиды. Проводится обсуждение: что делать с этой копилкой, поддерживается высказывание о бесплодности накопления обид и жалости к самому себе, как неконструктивным привычкам. Предлагается изготовить «копилку» и поместить в нее все обиды, которые участники пережили до момента проведения занятия. На выполнение задания дается 8-10 минут, чтобы «копилку» соответствующе оформить. После этого проводится обсуждение: В чем смысл реакций на обиду? Сохранить лицо или чувство реванша? Какой цели стремится достичь человек, даже успешно выражая обиду? Что делать с этой копилкой? Тренер поддерживает предложение уничтожить «копилку». Целесообразно использовать «целительную силу огня», т. е. провести ритуал «сжигания обид». 3 этап. Закрепления освоенных форм уверенного (ассертивного) поведения. Упражнения, включаемые в эту часть тренинга, позволяют участникам отрепетировать и закрепить ассертивные формы поведения, предоставляют возможность для рефлексии, самоанализа. Формируется позитивная реалистичная самооценка, умения поддерживать контакт, справляться с конфликтной ситуацией и реагировать на критику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|