Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возраст как системообразующее понятие возрастной психологии




ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии

В данном разделе обсуждаются ключевые понятия, раскрывающие источники, условия и динамику возрастного развития, закономерности развития в онтогенезе, определяются предмет и актуальные задачи возрастной психологии.

Возраст как системообразующее понятие возрастной психологии

Одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает нап­равленность развития, его движение. Три временные модальности обрисовывают психическое развитие - это хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст.

Хронологический возраст помещает человека в различные жизненные периоды от рождения до смерти.

Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных в данном возрасте в данном обществе. Каждое общество отводит особые роли каждой возрастной группе и санкционирует ранний или поздний характер таких, например, событий как поступление в школу, выбор профессии, достижение экономической самостоятельности.

Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, зависящего от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности.

Важно отметить, что первоначально возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (буквально - «не имеющий права говорить») означало «слуга», «работник», «княжеский воин». Связь возрастных категорий и социального статуса сохраняется и сегодня. Еще молодая женщина, потеряв смысл жизни, называет себя «старухой», «Не будь ребенком», - говорим мы своему другу студенту, когда тот не считается с разумными доводами. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «мальчик») нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей. В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, пенсионный возраст), в других - собственно психологическими, фактическими, основанными на понимании сущности происходящих изменений в психическом развитии (подростковый возраст, ранняя юность, зрелость).

Возраст всегда отражает систему связанных с ним ожиданий и, санкций. Не случайно мы вводим такие понятия как «нормальное» и «нарушенное» развитие. В связи с этим принято говорить о:

1) нормативных критериях возраста, т.е. существующей в обществе периодизации возрастного развития с указанием длительности и задач его основных этапов;

2) возрастных стереотипах, то есть тех чертах и свойствах, приписываемых культурой лицам данного возраста («беспомощность младенца», «неуравновешенность подростка», «старческая осторожность»);

3) символизации возрастного развития, то есть представлений о том, как должен протекать рост, развитие и переход от отдельной возрастной стадии в другую. Понятие «кризис» во многом является результатом такой символизации.

 

Мы видим, что возраст является не хронологической и не биологической (хотя созревание анатомо-физиологических функций учитывается при анализе возрастного развития), а социально-психологической категорией.

Возраст выступает как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития. Л.С. Выготский отмечал: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но «ключ ко всем вопросам практики.» (2, с.260).

Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. В отличие от этих частных, психических единиц, они имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль каждой частной линии развития (развитие памяти, воображения, мышления и т.д.). Возраст выступает, согласно Л.С. Выготскому, как «тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и определяют отношение личности к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь».

Основными составляющими характеристики возраста Л.С. Выготским были выделены:

Ø социальная ситуация развития,

Ø ведущая деятельность,

Ø новообразования в сознании и личности.

Целый ряд отечественных психологов Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста.

Социальная ситуация развития - это система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности (Л.С. Выготский). Социальная ситуация создает единственные и неповторимые связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми и со средой в целом. Так, своеобразие социальной ситуации для младенческого возраста состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуется либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, захватывания желаемых предметов, буквально все потребности удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплощаются и фиксируются все указанные потребности, он становится «смысловым центром» всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.

Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, - типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных, видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет те ведущие новообразования психики и личности ребенка, которые обусловливают необходимость перехода к новому возрастному периоду - младшему школьному возрасту.

 

Таким образом психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С. Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка. Формируясь и проявляясь в ведущей деятельности, психологические новообразования представляют собой «сложную функциональную систему из ряда сторон психического развития ребенка» (Л.С. Выготский).

Накапливаясь с течением времени, они постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, задающих новую форму деятельности и новые возможности для развития ребенка в следующей возрастном периоде.

Сущностная характеристика любого возраста складывается из единства этих трех взаимосвязанных составляющих: характеристики социальной ситуации развития, анализа типичных для данного периода и ведущего видов деятельности и определения психологических новообразований, имеющих свою структуру и динамику.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...