Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические предпосылки построения периодизации




Теоретические взгляды имеют несколько основных функций исследовании развития: во-первых, организуют и интегрируют всё многообразие существующих эмпирических данных; во-вторых, определяют пути и задачи изучения развития; в-третьих, на их основе происходит проектирование процесса развития человека (организация процесса воспитания).

Нет теории, которая адекватно и достаточно полно описывала бы все аспекты развития человека. Существующие теории либо придают слишком большое значение одной точке зрения на процесс развития, например, описывают его через призму когнитивного развития, как Ж. Пиаже, либо распространяют на всю популяцию особенности процесса взросления небольших её групп (обычно наиболее доступных для изучения).

Так, представления о подростковом возрасте, как о длящемся жизненном кризисе, периоде психологических потрясений, неком «периоде бунта, бури и натиска», сопровождающемся постоянными конфликтами с родителями и обществом, непрерывным эмоциональным стрессом, крахом «Я», безусловно, верны для части наиболее часто встречаемых психологами и психиатрами подростков среднего класса Европы 19-20 вв. (по различным данным такие подростки составляют 15-20%), но для огромного большинства подростков психологические потрясения и конфликты не свойственны (Д. Оффер, 1975).

Также, анализируя процесс развития ребенка и его возрастные возможности на каком-либо возрастном этапе, например, возможности младшего школьника в усвоении знаний, ни на минуту нельзя забывать о том, что развитие — это процесс, являющийся результатом многочисленных социальных воздействий на ребенка: семьи, школы и т.д. И его «результат» есть не в последнюю очередь отражение тех взглядов и установок на процесс развития, которые имели его агенты.

Так, например, раньше считалось и строго научно доказывалось по результатам измерения соответствующих мыслительных способностей, что младшие школьники имеют очень ограниченные возможности в усвоении теоретических знаний. Но в работах П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной показано, что при специально организованном обучении младшие школьники демонстрируют существенно более высокий уровень абстрактно-логического мышления и освоения теоретических обобщенных знаний.

Анализируя существующие подходы к изучению развития человека, можно выделить следующие аспекты в понимании процесса психического развития.

Стадиальность - Неразрывность. Одним из основных вопросов, вызывающих разногласия между представителями различных школ в возрастной психологии, является вопрос о природе изменений, происходящих в процессе развития. Одни теоретики видят процесс развития состоящим из некоторого числа внутренне однородных, качественно своеобразных стадий, ступеней (таких теорий большинство, они ведут свое начало от Аристотеля, впервые назвавшего и описавшего возраста человеческой жизни), другие считают процесс развития непрерывным, и каждое событие, каждого дня и минуты определяет его дальнейшее содержание.

Реализация предпосылок - Самодвижение. Еще Платон считал, что человек «припоминает» в своем развитии нечто бывшее с ним прежде, реализуя в своей жизни некий наперед заданный, совершенный её план - "эйдос". До сих пор многие психологи считают, что развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование внутренних предпосылок (задатков, генетических программ, врожденных схем и т.д.). Природа этих предпосылок может быть различной, они или могут быть унаследованы, или приобретены индивидом в том раннем периоде детства, воспоминания о котором у индивида отсутствуют. В последующем развитии не возникает ничего качественно нового, имеет место только развертывание и перегруппировка тех моментов, которые уже были даны с самого начала.

Для второй группы теорий развитие - непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся образованием качественно нового, не существовавшего прежде; в процессе развития постоянно возникают новые структуры. Развитие - не только прогресс, но и потери.

Внутренние особенности - Среда. Одни ученые считают, что процесс развития направляется прежде всего изнутри и определяется прежде всего внутренними факторами (биологическими, например), со­циальная среда модифицирует процесс развития, но не оказывает влияния на его сущность и последовательность протекания стадий.

Так, Жан Пиаже полагал, что социальные условия, в которых развивается ребенок, к примеру, интенсивное обучение, могут ускорить ход умственного развития, но не влияют на последовательность и логику развертывания стадий, которые имманентно присущи человеку как биологическому виду. Ребенка, не достигшего, например, с стадии формальных операций, невозможно, по мнению Ж. Пиаже, полноценно научить сравнивать объекты по нескольким признакам учитывать точку зрения другого человека, отличающуюся от собственной.

Другие авторы (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) считают, что процесс развития направляется прежде всего социальной средой, в которой развивается ребенок. Социальная среда является источником развития высших психических функций. В процессе развития ребенок присваивает исторически выработанные формы и способы деятельности, через совместную деятельность, например, обучение. По их мнению, обучение играет ведущую роль в процессе развития.

Межкультурные универсалии - Культурный релятивизм. Дети в узбекском кишлаке, в глухой деревне далеко в Сибири живут в других социокультурных условиях, нежели дети, проводящие свое детство в больших городах Центральной России. Возрастные психологи различаются по своим взглядам на важность культурных факторов. Одни стремятся найти те закономерности психического развития, которые не зависят от культурных факторов, например, феномены Пиаже или закономерности процесса научения. Другие (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, П. Балтес и др.) считают, что ход психического развития определяется особенностями социокультурной ситуации, в которой развивается ребенок.

Завершаемость - Всевозрастность. В изучении развития человека многие исследователи выделяют период, в течение которого происходят наиболее важные изменения. Различные концепции выделяют в качестве такового различные периоды: медико- и биологически ориентированные концепции - внутриутробный период; теории языкового развития и теория З. Фрейда - период от рождения до трех лет; большинство теоретических концепций, например, теория умственного развития Ж. Пиаже, - весь период детства. По мнению других (Ш. Бюлер, Г. Томе и т.д.) процесс развития не имеет возрастных рамок и развитие происходит в течение всей жизни человека, ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех этапах жизни происходят как качественные, так и количественные изменения.

Активность - Пассивность. Некоторые ученые считают, что определяющую роль в процессе развития играют внешние условия, ранний опыт, влияния среды, внутренние свойства ребенка (генетические задатки и т.д.) Другие считают, что определяющую роль играет активность самого ребенка, а внешние факторы опосредуются ею.

Плюралистичность - Телеологичность. Вопрос о конечной точке развития тоже решается по-разному. Большинство современных теорий описывает развитие как процесс с заранее неизвестным результатом.Определяющими стадию развития, достигнутую ребенком, являются формы и способы построения и организации его деятельности, но не содержание самой деятельности. В культурно-исторической теории развития содержание деятельности на данном возрастном этапе предзаданно, процесс развития как бы восходит к некому «объективно ценному» результату, эталонному, вовне вынесенному образцу (не случайно, теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина носят название теорий периодизации развития; сам термин «период» подразумевает, что существует и некий результат этого развития), большинство западных теорий — это теории стадий развития.

Ответы на вопросы: что такое возраст, или возрастная стадия развития, в чем заключается «механизм» смены одного возрастного периода другим, прежде всего, зависят от общего подхода к пониманию природы психического развития. Но так же они зависят и от того аспекта в понимании понятия возраст (хронологического, социального, исторического - см. п. 1.1.1.), который для данного исследователя имеет первостепенное значение. Так, для Арнольда Гезелла (американский психолог первой половины XX века) возраст - это прежде всего возраст хронологический, для него важно было зафиксировать то, каково поведение большинства детей данного возраста, что есть возрастная норма (такой подход получил название нормативного). Жан Пиаже в понятии возраст акцентировал внимание на биологических его аспектах. Для Г. Томе и других представителей социально-исторического подхода возраст - исторически обусловленное понятие и т.д.

Необходимо отметить, что основные разногласия между представителями различных подходов связаны не с границами и названиями отдельных возрастных периодов (после Аристотеля, давшего названия возрастам жизни, положение с выделением отдельных периодов не сильно изменилось), а с содержанием развития внутри каждого возраста и определением в содержании развития того, что может служить основанием для построения периодизации.

Например, для культурно-исторического подхода — это основные новообразования возраста; для Ж. Пиаже, представителя когнитивного подхода, — тот уровень организации умственных операций, которого достиг ребенок и т.д., а П.П. Блонский, -известный советский педагог 20-х годов - взял в качестве основания для построения своей периодизации даже процесс дентиции (роста и выпадения зубов), выделив «беззубое», «молочнозубое» и «постояннозубое» детство.

Ведущими современными подходами к изучению психического развития человека являются: психоаналитический, когнитивный, социально-экологический и культурно-исторический.

1.3.2. Психоаналитический подход к исследованиюразвития

В основе всего психоаналитического подхода к изучению человека и его поведения, возникшего в начале XX века в трудах австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, лежит представление о том, что человек в каждый момент своей жизни бессознательно стремится к удовлетворению основных своих жизненных, прежде всего сексуальных, потребностей. С момента рождения ребенок имеет сексуальное влечение (энергию этого влечения он называл — либидо). Удовлетворить эту потребность ребенок может только вступая во взаимоотношения с другими людьми — объектами (в психоаналитической традиции под термином «объект» имеется ввиду только человек, это употребление аналогично по смыслу употреблению слова «объект» в выражениях: объект страсти, объект привязанности, и отличается от общенаучного
употребления слова объект — как предмет). В понимании психоаналитика, процесс развития человека является процессом развития способов получения удовольствия человеком от тех объектных отношений (отношений с объектами), в которые вступает растущий человек.

Но вместе с тем, говоря о присущей ребенку от рождения сексуальности, необходимо отметить: во-первых, З.Фрейд понимал сексуальность более широко, как стремление к удовольствию вообще; во-вторых, главное отличие детской сексуальности состоит в том, что она направлена на получение частичного удовлетворения, то есть удовлетворения, связанного с раздражением отдельной эрогенной зоны, в отличие от взрослой, генитальной сексуальности, стремящейся к полному удовлетворению в результате полового акта с лицом противоположного пола. 3.Фрейду принадлежит психосексуальная периодизация возрастного развития.

Оральная стадия (0-1 год). В процессе рождения ребенок испытывает стресс от потери непосредственного контакта с матерью (травма рождения), являющейся для ребенка источником удовлетворения всех его жизненных потребностей; проблема для ребенка - восстановить контакт с матерью. Чтобы восстановление контакта с матерью было бесконфликтным, должны совпадать мотивы: мать должна хотеть кормить, когда ребенок просит и наоборот.

Оральная стадия характеризуется тем, что основные источники удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации сосре­доточены вокруг процесса кормления. Постепенно действие сосания, по началу связанное лишь с получением пищевого наслаждения, стано­вится либидным действием. Надо отметить, что стадии характеризуются не только спецификой ведущей эрогенной зоны на данной стадии — рта - орудия сосания и первичного обследования предметов, но и характером взаимоотношений ребенка с миром объектов поглощением. На оральной стадии ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, их вызывающего, и мир ребенка — это мир без объектов. Ребенок живет в мире первичного нарциссизма.

Карл Абрахам в оральной стадии выделил два периода: до появления зубов и после. С появлением зубов изменяется характер питания, появляется новое либидное действие — укус, придающий действиям ребенка агрессивный характер (возникает амбивалентность влечений: либидо и агрессивность направлены на один объект); ребенок стремится укусить материнскую грудь, мать не позволяет кусать ее. Влечения ребенка вступают в конфликт с реальностью, в этом конфликте у ребенка начинает формироваться представление об ином объекте (матери), как о существе не зависимом от него, иными словами, впервые возникают объектные отношения. Во второй половине первого года жизни можно наблюдать, что ребенок испытывает тревогу в отсутствии матери и активно старается привлечь ее внимание. На этой стадии закладываются механизмы снижения тревожности. Еда или то, что ее заменяет (мишка, с которым ребенок засыпает, соска, а у взрослых-сигарета) становится способом ее снижения. На этой стадии возникают ненасытность, оптимизм, требовательность, предрасположенность к алкоголю.

Анальная стадия (1-3 года) характеризуется ведущим положением анальной эрогенной зоны. Объектное отношение на этом этапе насыщено значениями, связанными с функцией дефекации (удержание — выталкивание), происходит овладение мышечными действиями. Ребенок сталкивается с первой моральной нормой — нормой опрятности. Требования эти обусловлены не биологическими возможностями ребенка, а социальными факторами. Мать продолжает оставаться центральным объектом, но она выступает как ограничитель его физических потребностей, и отношение к ней продолжает оставаться амбивалентным. На этой стадии возникают упрямство, жадность, тенденции к задержке эмоциональной реакции, терпение.

Фаллическая или Эдипова стадия (3-5лет) характеризуется ведущим положением генитальных зон.

Дети обнаруживают разницу между мальчиками и девочками. Но 3.Фрейд считал, что на данной стадии, в отличие от генитальной стадии пубертата, ребенок любого пола, и мальчик, и девочка признает «лишь один тип [нормальных, К.М.] половых органов — мужской», а женщина, по мнению детей данного возраста, насильно лишена этого важного органа, или он сокрыт внутри ее тела (фаллическая женщина). Мальчик, считал З.Фрейд, боится оказаться лишенным своего пениса — ведущей эрогенной зоны, а следовательно, и возможности. Удовлетворения своего влечения; здесь Фрейд проводит глубокую аналогию между ролью фекалий на анальной стадии и пениса на фаллической. Совокупность этих переживаний и тревоги он назвал комплекс кастрации. Девочка испытывает зависть к пенису, а следовательно, злобу на мать, не давшую ей его, и выбирает отца как объект любви, от которого можно получить пенис или его символический эквивалент — ребенка.

 

Другие аналитики, например, Эдвард Джонс и Мелани Кляйн, соглашаясь с тем, что дети на данной стадии признают лишь единственный тип сексуальной организации, считают таковой женскую. По их мнению, фаллическая стадия является защитной и, наоборот, мальчики испытывают чувство неполноценности, осознавая собственную неспособность иметь ребенка.

Пара противоположностей активное — пассивное, преобладающая на анальной стадии преобразуется в пару фаллическое - увечное. Противоположность мужское - женское возникает лишь на генитальной стадии.

 

На предшествующих стадиях развития отношения ребенка с его объектом (матерью) были самодостаточны, ребенок имел единственный объект и отношение объекта к нему было исключительным. На фаллической стадии ребенок впервые в жизни попадает в ситуацию психологического треугольника — в жизни матери не он один является значимым, появляется конкурент—отец, бабушка, работа и т.д. И кроме матери есть и другие объекты. На этой стадии ребенок учится навыкам конкуренции. Сложный комплекс взаимоотношений ребенка с родителями 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

В древнегреческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, по мнению Фрейда, лежит ключ к пониманию переживаний ребенка на данной стадии. Однако, 3. Фрейд считал миф лишь упрощенной и схематизированной моделью реального опыта ребенка во всей его сложности: «... для мальчика характерно не только амбивалентное отношение к отцу и выбор матери как объекта любви, но и одновременно и свойственная девочке нежность к отцу и ревнивая враждебность к матери»(3.Фрейд. 1928). Эти две формы во взаимодействии образуют Эдипов комплекс в полном виде.

 

Амбивалентность отношения к отцу мальчика состоит, с одной стороны, в том, что он идентифицирует себя с отцом, который для него является носителем норм и образцов поведения, и так же источником удовлетворения потребности самосохранения. С другой стороны, мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего страх и ненависть. Ребенок часто воображает, что когда он вырастет, он женится на маме (или другой взрослой женщине). Эдипов комплекс обозначает место ребенка в семейном треугольнике. Он не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителей на ребенка. Его действие связанно с введением инстанции запрета и связывает неразрывно желание и закон.

На данной стадии ребенок должен сделать выбор: на кого быть похожим, то есть проблемы какого пола он будет решать в жизни. Преодоление Эдипова комплекса заключается у мальчика в идентификации себя с отцом и интериеризации отцовских требований и запретов. В результате этого возникает «Сверх-Я» - инстанция личности, воплощающая одновременно и идеал и запрет; «Сверх Я» как бы говорит ребенку: «Ты должен быть таким, как твой Отец, но ты не можешь делать всего, что делает Он; есть вещи, дозволенные лишь ему одному. Ты тоже сможешь делать это, но найдя другой объект для себя самого». Ко времени разрешения Эдипова комплекса и начала латентной стадии относятся первые детские влюбленности. Характерно, что их объектом для мальчика с сублимированным Эдиповым комплексом становится сверстница или девочка более младшего возраста. У ребенка складывается базовая сексуальная концепция, которая будет определять выбор им объекта в зрелом возрасте; другие основные новообразования фаллической стадии: чувство вины, самонаблюдение, самоконтроль, инициативность и ответственность.

Латентная стадия (5-12 лет). С наступлением латентной стадии происходит вытеснение или сублимация Эдипова комплекса, витальные интересы отходят на второй план, и в жизни ребенка начинают преобладать познавательные интересы. Место родителей постепенно замещается учителями, сверстниками, ребенок осознает, что семья не является единственным миром, в котором он существует.

Генитальная стадия. С наступлением полового созревания поток либидных импульсов многократно усиливается. Детское «Я» слишком слабо, чтобы уравновесить возросшую силу «Оно». Вновь проявляются все ранее вытесненные в бессознательное влечения. Равновесие, с трудом достигнутое в латентном возрасте, разваливается. Выработанная чистоплотность, любовь к порядку могут смениться удовольствием от грязи и беспорядка, подростка невозможно уговорить убраться у себя в комнате... К тому же «Я» подростка не может опереться на «Сверх-Я» в овладении потоком инстинктивных влечений, ибо «Сверх-Я» очень тесно связано с родительскими образами и воспринимается чрезвычайно тревожной Я-инстанцией подростка, как подозрительный инцестуозный объект. В этом Зигмунд Фрейд видит причину девиантности подростка, его высокой зависимости от мнения сверстников. Смятение, царящее в их душах, порождает обостренный интерес к смыслу жизни.

Преодоление подросткового кризиса протекает через выбор объекта влечения, либидо на ней «встречается со своим объектом». В отличие от детской сексуальной организации, цель которой была частичной — удовлетворение отдельных эрогенных зон, на генитальной стадии подростки стремятся к нормальному сексуальному общению. Ведущими эрогенными зонами на этой стадии являются гениталии, происходит открытие «другого» типа сексуальности — женского.

 

Генитальная стадия, по мнению 3. Фрейда, завершает психосексуальное развитие человека, происходит становление личностной зрелости (генитальности), которая предполагает: проработанность и осознанность раннего травмирующего опыта, преодоление амбивалентности по отношению к объекту, к которому направлено либидо, иными словами зрелый человек в своих отношениях с другими людьми исходит из реальной ситуации взаимодействия, а не из инфантильных, вытесненных, неосознанных переживаний.

 

Дальнейшее развитие психоаналигического подхода (Мелани Кляйн, Анна Фрейд) связано с изучением развития объектных отношений (отношений с объектами). Специфика этих отношений и позиция, которую занимает в них ребенок определяет содержание стадии психического развития. Так, в работах Анны Фрейд рассмотрению подлежали Я-инстанция (инстанция отвечающая за взаимоотношения с миром внешних объектов) и те психические защиты, которые использует индивид в процессе постепенной социализации.

Эрик Эриксон, ученик Анны Фрейд, в своих работах также полагал, что развитие Я-инстанции является определяющим для психического развития. Теоретические взгляды Эрика Эриксона выросли из психоаналитической практики. Работая с ветеранами войны, американскими индейцами, подростками-правонарушителями, он выяснил, что чувства смятения, личностной неопределенности и потерянности, которые испытывали многие из них, пережив жизненный кризис, связаны не с самими пережитыми событиями, а с утратой чувства Я-идентичности.

Понятие Я-идентичность, по Эрику Эриксону, объединяет

Ø во-первых, представления о постоянстве и временной протяженности собственного Я;

Ø во-вторых, описывает монолитность и единство личности, несмотря на все происходящие с человеком изменения;

Ø и, в третьих, оно позволяет установить отношения между объектами, «объединяя те, на которые Я хочу быть похожим и кем хочу стать, и те, на которые Я совершенно не похож» (Э. Эриксон).

То есть, Я-идентичность дает ответы на вопросы: «Кто Я?», «Откуда Я, и какова моя история?», «Кем Я буду, и что Я хочу?», «Где Я сейчас, и куда иду?», «На кого Я похож, и на кого не похож?».

Чувство идентичности является синонимом самосознания и субъективным образом Я-инстанции человека. В отличие от 3. Фрейда, признававшего особую значимость для человека раннего опыта, Эрик Эриксон строит свою концепцию на основе «эпигенетического принципа». Он считает, что каждый этап жизни значим для его дальнейшего развития и успешность прохождения каждого этапа не зависит от предшествующего.

 

Формирование Я-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Существует 8 стадий жизни человека. Каждая стадия определена той проблемой или критической ситуацией, которую человек должен разрешить. Решение проблемы сводится для Э. Эриксона к выбору из двух альтернатив, одна из которых ведет к развитию личности, а другая к стагнации и регрессу. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о «нормативных», привычных и всеобщих конфликтах, которые проходит каждый ребенок и следы которых несет в своей личности каждый взрослый.

Базовое доверие - недоверие к миру (0-18 мес.)- На первой стадии ребенок должен «принять решение», стоит ли доверять этому миру, есть ли в нем то, что может дать ему удовлетворение. Чувство доверия к миру, уверенность в себе создает мать, совмещая постоянную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством доверия к нему. Если мать не заботится о своем ребенке или чувствует себя неуверенно в роли матери, или ее представления о стиле родительского поведения противоречат общепринятым в данной культуре, то все это может создавать для ребенка атмосферу двусмысленности и неопределенности, в результате чего у ', него появляется чувство недоверия.

Автономность - стыд и сомнения (1,5-3 г.) На этой стадии овладевающий своими мышечными действиями ребенок осознает себя как активно действующее существо. Самое важное здесь для него слово: «Я сам», он пытается все делать самостоятельно, но это экспериментирование с миром предметов не может не вызвать нарушений запретов, не ведомых до этого ребенку: нельзя пачкать одежду, трогать огонь, выбегать на дорогу. Неудачи и возникающие из-за этого конфликты приводят к возникновению неуверенности в себе, сомнения и стыда.

Инициатива - чувство вины (3-7 лет). На этой стадии ребенок научается ставить и достигать цели, планировать свои действия, конкурировать и соперничать с другими. Опасность, подстерегающая ребенка, состоит в том, что возникающая совесть, способность испытывать чувство вины, может привести к отказу от всякой активности ребенка. Отличие чувства вины от стыда состоит в том, что стыд - это осознание того, что подвергнешься осуждению других, будешь выставлен на всеобщее обозрение. Видимый стыд предшествует слышимой вине - осознанию собственной скверности, когда другие этого не видят и все спокойны — кроме голоса совести (Сверх-Я).

Компетентность - неполноценность (7-11 лет). Четвертая стадия связана с вступлением ребенка в качественно новые социальные связи - школьную жизнь. По Э. Эриксону, эта стадия — решающая в социальном развитии человека. В ее ходе человек должен сделать решающий выбор между умелостью, компетентностью, полноценным овладением основами трудового опыта и социальной и психологической неполноценностью. В этот период ребенок учится быстро и жадно, ему приносит удовлетворение сам процесс познания, создание им чего-либо, признание окружающими его творцом. Если ребенок успешен в своей Деятельности, например, учебной, то это ведет к росту чувства компетентности, у ребенка развивается трудолюбие; если же он неуспешен в обучении, сомневается в своих способностях, у ребенка развиваются чувство неполноценности и представление о собственной беспомощности.

Выбор идентичности - смешение ролей. Детство подходит к концу, выросшему ребенку предстоит в значительной мере самостоятельно определять свою судьбу. Все ранние идентификации, существующие у ребенка: с семейной ролью на фаллической стадии, с миром социальных ролей на латентной стадии, — объединяются, и к ним добавляются новые, поскольку ребенок включается в новые социальные группы и приобретает новые представления о себе. На данной стадии человек должен решить главную задачу, которую ставит перед ним общество — задачу самоопределения (подробнее о проблемах, с которыми может столкнуться подросток на этом этапе см. п. 2.5.).

 

Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. В периоде взрослости он выделяет три стадии. Основные противоречия, которые разрешает на них человек, состоят в выборах между: интимностью и изоляцией; продуктивностью, производительностью и застоем; целостностью, осознанием глубинного смысла прожитой жизни и личностным распадом.

1. Интимность — изоляция (одиночество); молодость 20-25 — 30 лет. Как писал Э. Эриксон: «Сила, достигнутая на любой стадии, проверяется необходимостью иметь такой ее избы­ток, чтобы индивид на следующей стадии мог рискнуть тем, что было наиболее ценным и поэтому наиболее уязвимым на предыдущей» (Эриксон, 1951). Обретенная на предыдущей стадии идентичность позволяет человеку строить личностно-значимые отношения (любовь и быть близкими с другими людьми не опа­саясь «утраты своего Я», собственной индивидуальности). Именно на данной стадии развивается способность относиться к другому человеку как объекту, обладающему самостоятельной ценностью. Большая часть сексуальных эпизодов на предшест­вующей стадии (в юности) были лишь поиском своего Я или порождались фаллическим стремлением к победе в «генитальной битве» (Э. Эриксон, 1951). Подлинная же генитальность в представлении и 3. Фрейда, и Э. Эриксона состоит не только в стремлении к собственному удовольствию, но и в равном стремлении доставить удовлетворение партнеру.

Избегание близких контактов с другими людьми, боязнь потерять индивидуальность может привести к полной изоляции и глубокому одиночеству.

2. Производительность — застой: взрослость – 30 - 65 лет. На данном этапе человек осваивает определенную профес­сиональную деятельность и родительские функции. Зрелый че­ловек нуждается в продолжении себя. Сделать он это может, вложив часть себя в других (детей), или в то, что произвел (вещь). Производительность есть прежде всего забота о порож­дении и воспитании нового поколения. И конечно же, понятие производительности включает самореализацию личности в об­щественно значимой творческой деятельности. Отсутствие воз­можности проявить себя в производительной деятельности ве­дет к чувству застоя и так называемому профессиональному вы­горанию, а в результате это приводит к личностному оскуде­нию.

3. Целостность личности — личностный распад: ста­рость - с 65 лет. К этой стадии развития человек подходит в конце собственной жизни. Основной задачей, стоящей перед личностью на этом этапе — целостное осмысление, осознание глубинного смысла прожитой им жизни. Здесь человек обретает жизненную мудрость — принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене. Наряду с этим возникает отстраненный интерес к жизни как таковой и мужество перед лицом смерти. В противном случае человек пе­реживает отчаяние, страх перед смертью, что ведет к полному распаду личности.

Таблица 1. Стадии развития по Э. Эриксону

Психосоциальный кризис (противоречия) Значимые отношения Положительное новообразование Негативное новообразование
Базовое доверие -недоверие к миру мать надежда, энергич­ность, базовое доверие к миру безнадежность, неверие и отдаление
Автономия – стыд и сомнения семья   самоконтроль, власть, воля   навязчивость  
Инициатива- чувство вины детский сад, семья   целеустремленность (способность ста­вить цель), распоря­дительность заторможенность, инертность (неспособность ставить цель)
Предприимчивость -неполноценность школа, сверст­ники компетентность или умение, методич­ность неполноценность, апатия  
Выбор идентичности -смешение ролей группа сверстников личностная иден­тичность (верность), привязанность смешение идентич­ности  
Интимность - изоляция другой человек, другое Я любовь (личностно-значимые отноше­ния), групповое объединение Чувство изоляции  
Производительность - застой трудовая деят-ть или семья забота о ближнем (милосердие), производство Отвержение, застой
Целостность – распад человече­ство, как собствен­ный род мудрость, самоотверженность Презрение

1.3.3. Когнитивный подход к изучению развития

Специфика когнитивного подхода заключается в исследовании всего многообразия процессов, происходящих в человеческом развитии, через призму развития когнитивных функций, и прежде всего интеллекта. Один из основоположников когнитивного подхода, великий швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект человека как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию (приспособление) человека к условиям своей среды (включающей как биологические, так и социальные моменты). Биолог по основному образованию, Ж. Пиаже полагал, что структура нашего интеллекта, способы образования и существования понятий, причинные схемы имеют в основе «внутреннее устройство» мозга. Человек от рождения обладает некоторым врожденным набором схем поведения: сосания, хватания, восприятия и др., одни из которых появляются сразу после рождения, а для появления других требуется некоторое созревание мозга. Он приспосабливает этот «набор» схем ко все новым и новым стимулам, а такое приспособление имеет две стороны: с одной, включение нового объекта в старую схему (ассимиляция), с другой — приспособление самой схемы к новому объекту (аккомодация),

Так, ребенок, например, имеет схему «птица», видит самолет впервые, он применяет к нему свою схему поведения — называет его «птица», то есть схема ассимилирует новый объект. Но самолет гудит и имеет мотор, взрослые привлекают внимание ребенка к различиям между «понятием» птица и самолетом, и сообщают ему новое понятие — самолет, тогда модифицируется схема: не все, что летает—это птица. Аналогично и младенец—любой объект, который он видит и может достать рукой, пытается включить в схему питания: засунуть в свой рот.

 

Следующей чертой, определяющей развитие интеллекта, является его организация. Отдельные схемы, существующие у человека, иерархически организованы, и с ростом и развитием уровень организации все более повышается.

Анализируя все многообразие существующих у человека схем поведения, Жан Пиаже вычленил мыслительные операции, лежащие в их основе.

Операцией он назвал мысленные действия человека, обладающие свойством обратимости, заключающейся в том, что индивид может вернуться к началу процесса. Например, можно вернуться на то же место, откуда вышел (обратимость в сфере физических действий), спланировать серию ходов в шахматах, а затем мысленно вернуться к началу комбинации (обратимость мысленных операций).

Полноценно научить ребенка выполнять какую-либо операцию, по мнению Пиаже, невозможно, определяющее влияние на развитие оказывают созревание и самостоятельное открытие самим ребенком мыслительных операций, приобретение ребенком логического опыта, возникающего только в собственной активности ребенка. А научение и обучение он приравнивает к овладению знанием, внешним по отношению к ребенку: научаясь, от запоминает ответ, но развития при этом не происходит. По его мнению, развитие определяет обучение.

Когнитивное развитие, по Ж. Пиаже, определяет все развитие в целом, центром его является развитие символической функции отражения. В ее развитии Жан Пиаже выделил три уровня:

Ø Сенсомоторная схема (недифференцированная от обозначаемого объекта, являющаяся его частью),

Ø Репрезентация (знак, дифференцированный от содержания, но сохраняющий с ним связь)

Ø И абстрактно-логическое понятие.

 

В соответствии с этим он обозначил три стадии развития интеллекта:

Ø сенсомоторный интеллект,

Ø репрезентативный интеллект

Ø и понятийный (формально-логический) интеллект.

1. Сенсомоторная стадия (примерно от 0 до 18 месяцев) - первая стадия развития интеллекта. В момент рождения ребенок обладает вес

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...