Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности возрастного развития




Закономерности возрастного развития сводятся к ряду положений, отражающих целостный методологический взгляд на сущность психического развития в онтогенезе. Приведем эти основные закономерности.

1. Всевозрастное развитие.

Процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех его этапах происходит как количественные, так и качественные изменения. Развитие может включить в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни.

Так, известен классический пример поздневозраетного новообразования - автобиографическая память как процесс углубления реминисценции (отсроченного воспроизведения) и пересмотра собственной жизни. Возрастно-психологические исследования интеллекта показали, что развитие формально-логических операций не характерно для интеллектуальной жизни взрослых людей. В этом возрасте формируется (для этого введено специальное понятие) - «синтезированный интеллект» включающее в себя компетентность в определенных сферах предметного знания, рефлексию собственного опыта, тонкое понимание социально-практических элементов жизни. Этот вид интеллекта выступает как специфическое образование возраста зрелости.

Многонаправленность.

Существует значительная вариативность в направлении изменений даже в пределах одной сферы развития. Так, исследования по психометрике интеллекта продемонстрировали, что по мере взросления подвижный или операционно-динамический интеллект начинает отклоняться в сторону понижения, в то время как кристаллизованный, предметно-содержательный интеллект продолжает развиваться по нарастающей. Не менее показательным примером многонаправленности возрастного развития является все возрастающая интеллектуализация психических процессов, являющаяся следствием систематического школьного обучения, при этом развитие представлений ребенка начинает идти на убыль.

Развитие как «приобретение и потери».

Процесс возрастного развития не является простым продвижением ко все большей эффективности и приросту. Развитие включает в себя линии прогресса и регресса. Жан Пиаже показал, что за потерями в точности суждений, основанных на перцепции, у 6-7 летних детей стоят существенные преобразования когнитивных структур. Усиление уровня социального контроля в эмоциональном развитии детей этого же возраста неизбежно связано с утратой непосредственности эмоциональных переживаний.

4. Неравномерность.

При любых, даже самых благоприятных условиях различные психические проявления и психические функции не находятся на одном и том же уровне развитая. Разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте. Так, пик развития формально­-логических операций приходится на 18 - 22 года, не случайно этот период является сензитивным для обучения, основанного на применении дедуктивных доказательств. Неравномерность может проявляться как на межиндивидуальном уровне (в одном классе учатся два 16-летних юноши, но один - едва начинающий взрослеть подросток, другой соответствует возрастным стандартам более зрелого возраста) и на внутрииндивидуальном (например, у подростка разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает и время наступления физиологической, социальной, интеллектуальной зрелости).

 

5. Пластичность.

В зависимости от условий жизни и опыта человека его развитие может принимать различные формы. Пластичность обеспечивает возможность изменения и совершенствование психических процессов и функций. Она проявляется в компенсации, исходя из которой низкий уровень развития какой-либо функции или свойства может выполняться за счет более высокого уровня развития другой функции. Например, слабая память может быть компенсирована большей организованностью и четкостью деятельности, неспособность ребенка к эмпатии высоким уровнем идентификации. На пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного изменения психики ребенка в условиях обучения и воспитания.

Интеграция.

По мере возрастного развития психика человека приобретает все большую цельность, единство, устойчивость, постоянство. Как указывал Н. Д. Левитов, маленький ребенок в психическом отношении представляет малосистематизированные сочетания разных фрагментарных психических состояний. Возрастное развитие будет заключаться в перерастании этих психических состояний в устойчивые черты личности. Примером проявления интеграции может служить возрастное самосознание в направлении построения интегрированной системы когнитивно - познавательных и оценочно-личностных компонентов.

Историко-культурная обусловленность.

Психологическая характеристика онтогенетического развития неразрывно связана с анализом социокультурных условий исторического периода, в котором это развитие осуществляется. И.С. Кон в своей работе «Психология ранней юности» (1980г.) указывает на то, что рост социальной автономии от старших и индивидуального самоопределения породил в 18 веке новые нормативные представления о юности как «романтическом» возрасте, как периоде «бурь и натиска». Каждая историческая эпоха вносит свое, свойственное ей социокультурное содержание в понятие «возрастное развитие».

Контекстность развития.

Ход развития может быть понят как результат взаимодействия трех групп факторов - историко-культурных, собственно возрастных и индивидуальных. С этой точки зрения задачи развития, - понятие, получившее в последнее время распространение, - это те группы проблем, - порождаемые как социальными ожиданиями, так и собственными действиями человека. Эти проблемы меняются в ходе возрастного развития и придают ему направленность и силу. Каждая стадия онтогенеза выдвигает свои задачи развития, требует формирования определенных способностей, продвижения в определенном направлении. Например, в ранней юности на первый план выступает задача формирования профессиональных планов. Вопрос «как быть?» исходит как от общества, так и от самого старшеклассника. Поэтому контекстность как закономерность возрастного развития может быть проиллюстрирована ставшим довольно известным понятием жизненного пути. Оно как раз и подразумевает единство многих автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты отдельно друг от друга, от конкретных социально-исторических условий, индивидуальности, личности.

Но насколько всеобщи названные выше закономерности возрастного развития, как они соотносятся с психологической реальностью конкретного индивида? Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности в конкретных людях. Очень важно, чтобы закономерности общественного развития не заслоняли собой человеческой индивидуальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...