Особенности приватизации имущества муниципальной собственности
Процесс приватизации муниципального имущества, где его участники вступают в определенные правоотношения, от существа которых зависит, в том числе, вопрос отнесения приватизационного законодательства к той или иной отрасли законодательства. О.С. Иоффе дает следующее определение правоотношения: "Правовое отношение... есть не что иное, как регулируемое правом отношение между конкретными лицами, взаимное поведение субъектов которого закреплено юридически и осуществление которого обеспечивается силой государственного принуждения.[34] Законодательство о приватизации, в частности Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" 2001 г. (далее - Закон о приватизации), в настоящее время данный Федеральный закон действует в редакции Федерального закона от 27 февраля 2003 года №29-ФЗ. Изменения, внесенные Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. №29-ФЗ, в соответствии со ст. 10 вступили в силу со дня его официального опубликования содержит нормы: регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов; касающиеся их прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий; связанные с организационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлению имуществом, иных государственных органов в сфере приватизации). Эти отношения являются административными, возникают между различными муниципальными органами в сфере управления и характеризуются методом власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством о приватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на приватизируемое имущество.
О.С. Иоффе определяет отличие административных и гражданских правоотношений, возникающих при осуществлении государственными органами своей деятельности. Во-первых, гражданские правоотношения отличаются от административных по общему характеру построения: соответственно отношения равенства и отношения власти и подчинения. Во-вторых - по субъектному составу: отношения с органом, осуществляющим хозяйственную функцию, и отношения с органом, осуществляющим функцию организации и управления. В-третьих - по объекту: правоотношения, связанные с хозяйственной деятельностью данного органа, и правоотношения, связанные с его организационно-управленческой деятельностью. В-четвертых - по объему правомочий и обязанностей (обязанность, соответствующая правомочию как притязанию; обязанность, соответствующая правомочию как велению).[35] Законодательство РФ о приватизации состоит из: - федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; - принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов; - иных нормативных правовых актов Российской Федерации (например, распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. №605-р, Постановления Правительства РФ от 19 августа 2002 г. №617 "Об утверждении Правил разработки плана (программы) приватизации федерального имущества", от 31 мая 2002 г. №369 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества", от 12 августа 2002 г. №584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества", от 16 декабря 2002 г. №894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия", от 26 апреля 2002 г. N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества").
При приватизации государственного или муниципального имущества гражданско-правовые отношения лиц, независимо от их субъектного состава, характеризуются равенством. Говоря об участии государства в гражданских отношениях, М.И. Брагинский подчеркивал необходимость юридической равноправности субъектов независимо от того, что всякое правовое отношение регулируется нормами права, установленными или санкционированными государством. "Вступая в гражданские имущественные отношения, государство подчиняется установленному им же режиму. Это находит свое проявление в следующем: во-первых, в какой форме ни осуществлялось бы подобное участие, в гражданско-правовых имущественных отношениях государство всегда должно выступать в качестве имущественно обособленного субъекта и, во-вторых, государство должно всегда участвовать в гражданско-правовых имущественных отношениях как равный другой стороне субъект".[36] Согласно этому, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. В то же время представляется необходимым рассмотреть возможность регулирования на федеральном уровне вопросов приватизации муниципальной собственности. При решении данного вопроса необходимо исходить из следующего. Отношения, возникающие в процессе реализации прав органов местного самоуправления по отчуждению муниципальной собственности, носят преимущественно публично-правовой характер, и Российская Федерация вправе устанавливать общий порядок приватизации муниципальной собственности в рамках общегосударственной программы. Таким образом, федеральный закон может определять процедуру, формы и способы приватизации муниципального имущества, не вторгаясь в компетенцию органов местного самоуправления по управлению, в частности по принятию решений по распоряжению муниципальной собственностью. Но тем, не менее Закон о приватизации, являясь основным документом, регулирующим приватизацию государственного и муниципального имущества, устанавливает жесткое требование в отношении принимаемых нормативных актов о приватизации. Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Закону о приватизации.
Оценивая состояние законодательства Российской Федерации о приватизации, необходимо сказать, что в настоящее время создана необходимая система нормативных актов федерального уровня, обеспечивающая проведение приватизации публичной собственности. С принятием Закона о приватизации и нормативных актов в его развитие устранена двойственность подхода к регламентации процесса приватизации государственного и муниципального имущества, когда зачастую превалировали политические установки в ущерб правовому регулированию. В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц. Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц. Имущество - термин, применяемый в гражданском законодательстве РФ. Для целей гражданского законодательства "имущество" - объект гражданских прав. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. От приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с комментируемым Законом следует отличать приватизацию жилых помещений. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем (преамбула Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"). Приватизация государственной и муниципальной собственности основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе: - данных акта инвентаризации унитарного предприятия; - аудиторского заключения; - документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных ценностей. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Проведение инвентаризации обязательно: 1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; 2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; 3) при смене материально ответственных лиц; 4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 6) при реорганизации или ликвидации организации; 7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов); б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Нормативная цена подлежащего приватизации муниципального имущества (далее - нормативная цена) - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно, Правилам, нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством РФ о приватизации, в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия, с учетом следующих особенностей: а) стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством РФ о приватизации; б) стоимость акций (долей, вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений определяется исходя из нормативной цены указанного имущества, определенной в соответствии с Правилами; в) учитывается налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных ценностей (налог на добавленную стоимость (НДС) - федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании главы 21 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС. На практике используются следующие способы приватизации муниципальной собственности: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственной или муниципальной собственности на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственной или муниципальной собственности на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственной или муниципальной собственности посредством публичного предложения; 8) продажа государственной или муниципальной собственности без объявления цены; 9) внесение государственной или муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Претенденты представляют следующие документы: - заявку; - платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях; - документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Юридические лица дополнительно представляют следующие документы: - нотариально заверенные копии учредительных документов; - решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент); - сведения о доле муниципального образования в уставном капитале; - иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|