Права муниципальных образований, как объекта по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью
На первый взгляд, неоднозначно можно оценить нормы, касающиеся понятия субъекта муниципальной собственности и его прав. В Законе 1995 г. указывалось, что право собственности от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - население непосредственно. Например, если предстоит продажа муниципальной собственности высокой стоимости, то решение этого вопроса выносится на местный референдум. Согласно нормам нового Закона это право реализуется только органами местного самоуправления.[27] Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом, в том числе через учреждение и наделение полномочиями компетентных организаций (ст. 15 Закона 1995 г. и ст. 35 Закона 2003 г.). Закон 2003 г. ввел норму, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но только в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Закон 1995 г. таких положений не содержит. Поэтому на практике органы местного самоуправления пользуются полной гражданско-правовой свободой и административно-правовой самостоятельностью. И это приводит к тому, что органы местного самоуправления нарушают федеральные и региональные нормативные акты по экономическим и финансовым вопросам.[28] Органы местного самоуправления имеют право передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления других муниципальных образований.
Совершать сделки с муниципальным имуществом органы местного самоуправления имеют право только в соответствии с федеральными законами. Названная норма в Законе 1995 г. отсутствует. Согласно части 3 ст. 51 Закона 2003 г., что повторяет нормы ст. 217 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ приватизация - переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества и особенности приватизации отдельных видов имущества. В соответствии с нормами вышеназванного Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.[29] Согласно законодательству о приватизации, где могут содержаться дополнительные требования, предъявляемые к покупателям приватизируемых объектов. В частности, в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" специально оговорено, что в качестве покупателей приватизируемого имущества не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных органов превышает 25%. Закон РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) определяет основные принципы осуществления приватизации муниципального жилищного фонда, социального использования на территории Российской Федерации.
Весь порядок и все условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, но только в соответствии с федеральными законами. В свою очередь, Закон 1995 г. регламентирует, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются поселением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, в соответствии с новым Законом население отстранено от определения порядка и условий приватизации муниципального имущества - этот порядок устанавливается теперь только органами местного самоуправления. Все это находит выражение в принятии муниципальными образованиями собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определении сроков их приватизации и т.д. В качестве примера таких документов можно привести Постановление Тольяттинской городской Думы от 17 сентября 2003 г. N 863 "О Положении о разработке Программы приватизации муниципального имущества г. Тольятти", решение Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 463/35 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Пензы на 2003 год", Постановление Самарской городской Думы от 30 мая 2002 г. №154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Самары", решение собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 10 марта 2000 г. №414 "Об утверждении Порядка и условий приватизации муниципальной собственности г. Заречного" и т.д. Также существенное значение для перехода муниципального хозяйства на новые экономические принципы имеет установленное Законом право органов местного самоуправления участвовать в создании муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных (в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью).[30] В соответствии с концепцией Закона эти общества также должны содействовать осуществлению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Основные вопросы создания и функционирования муниципальных предприятий регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.). Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание муниципальных унитарных предприятий следующих видов: - муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия); - муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Согласно ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" основаниями для создания муниципального предприятия могут являться: - необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; - необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Казенное предприятие может быть создано в случае: - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования; - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена; - необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; - необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств. Вопросы создания и функционирования муниципальных учреждений регулируются ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
Согласно, ст. 120 ГК РФ определяет, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.[31] Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Очевидно, что, как и в случае создания муниципальных унитарных предприятий, муниципальные учреждения могут создаваться для реализации вопросов местного значения в перечисленных сферах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|