Характер экономических отношений в сфере культуры.
70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношении в культуре. Точки зрения: 1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая); 2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве. Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре. С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры. В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ. 1 См.; ВороноваЕ. Н. Экономика культуры: Учебное пособие для менеджеров. Рязань, 1997. С. 90. Специфика экономических отношений в культуре: — выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал; — результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности. Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст.З За-конаРФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика. Создателями культурных благ выступают: — так называемые "свободные художники", физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица; — институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица). Организации культуры как основной производитель культурных благ. Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры: — потребители (индивидуальные и организованные); — учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица); — властные структуры (за исключением учредителей — уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и пр.; — спонсоры и благотворители; — другие организации. Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др. Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.
1. 3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных научных школ. Экономические категории культурной деятельности начали рассматриваться в работах представителей французской (Ж.-Б. Сэй, К. Гарнье), шведской (К. Виксель, Э. Линдаль), английской (А. Смит, Д. Кейнс, Дж. Рескин) и других научных школ. В России первые работы в области экономики культуры появились в конце XIX и начале XX столетия (В. П. Погожев, 1908, В. А. Теляковский, 1926). В работе американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна "Исполнительское искусство: экономическая дилемма" (1966) впервые серьезно поставлена одна из основных проблем экономики культуры — опережающий рост цен на факторы производства по отношению к ценам на культурные услуги, — получившая название "Болезнь Баумоля" или "Болезнь цен". Это послужило обоснованием необходимости государственной и общественной поддержки исполнительского искусства. Французский культуролог А. Моль в труде "Социодинамика культуры" (1967) наметил общую теорию социокультурного цикла, напоминающего систему экономического товарооборота, и затронул важнейшие экономические категории культурной деятельности: товары, стоимость, себестоимость, цена, прибыль, рынок и некоторые другие. Социокультурный цикл Моль изображает в виде взаимодействия творцов и потребителей на рынке интеллектуальной продукции. Участниками взаимодействия у него выступают творцы, микросреда (коллеги, критики), средства массовых коммуникаций, макросфера (просвещен- Данный вопрос освещен в работе: Глаголев А. И. Два века науки об экономике культуры (1776—1976) // Экономические отношения в художественной культуре. М., '991-С. 131-163.
ные потребители) и широкие народные массы. Эту общую теоретическую схему Моль интерпретирует для разных видов культурной деятельности. В центр своего исследования Моль ставит категорию "сообщения" (знака), которую рассматривает как коммуникационный товар и применяет к нему понятие стоимости и цены. Серьезное исследование проблем экономики культуры в России началось в 70-е годы XX века. Появились труды, в которых культура рассматривается как активный элемент экономической системы (Э. М. Агабабьяна, Г. Г. Дадамяна, Д. И. Правдина, В. М. Рутгайзера, М. В. Солодкова). Работы А. И. Дымниковой, Г. П. Иванова, А. Я. Рубинштейна, Б. Ю. Сорочкина, С. В. Шишкина и других авторов посвящены экономике культуры на современном этапе. С последнего десятилетия XX века на Западе формируется новое понимание взаимосвязей между культурой и экономикой. Отношение к культуре как к фактору экономического развития территорий, а к культурному продукту как к товару. Курс на развитие культурных (творческих) индустрии, глобализацию рынка культурных благ. Постепенное распространение этих воззрений в нашей стране. Противостояние глобалистов и антиглобалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|