Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Уроки, которые надо выучить 2 глава




Вторая причина, по которой я утверждаю, что практиче­ский даосизм является наукой, состоит в том, что слово «религия» отражает противоречие между человеческим и бо­жественным – противоречие, которое проверенное учение призвано сгладить путем посредничества*.

Предполагая, будто Бог есть, мы не находим подтвержде­ний тому, что человек когда-то впал в Его немилость**, на­против, есть очевидные признаки того, что человек развива­ется, становясь таким, каким Создатель хотел бы его видеть. Как практические даосисты, мы не предлагаем специальных способов искупления грехов и спасения души, не вешаем морковку перед носом ослика. Скорее мы предлагаем метод улучшения нашего бытия, метод превращения человека в бо­лее совершенное существо на пути к тому, чем он лишь наде­ется стать. Мы, таким образом, представляем философскую науку.

Возможно, различие будет понятнее, если я раскрою смысл китайского термина «кунфу». Многие думают, что он означает «боевое искусство», но это не так. (Современные китайские термины для обозначения боевых техник и бое­вых искусств – соответственно ушу и у-и.) Два слова «кун», «фу» очень трудны для перевода. По большому счету, чтобы понять их содержание, необходимо изучить китайское напи­сание. Давайте попытаемся.

Кунфу состоит из следующих идеограмм:

Первая часть термина – «гун» изображается комбинацией иероглифов «гун» и «ли» . «Гун» означает «строить», «конструировать». «Ли» – «сила» или «власть». Вторая часть – «фу» состоит из одного иероглифа ; этим иероглифом в китайском письме обозначают человека , но к нему еще до­бавлены распростертые руки и булавка на голове (в средневе­ковом Китае каждый взрослый мужчина вставлял булавку в шапку и убранные волосы). Иероглиф в целом обозначает, та­ким образом, зрелого, ответственного мужчину или отца се­мейства. Тот же иероглиф используется для обозначения мужа. Смысл кунфу можно передать как «создание и постепенное развитие энергии путем ежедневных тренировок с целью овла­деть зрелой энергией и духовным совершенством Учителя».

Словом, кунфу – это путь постоянной дисциплины и трени­ровок, непрекращающегося совершенствования в течение всей жизни. Именно такой путь выбрал и исповедует Джон Чан [3].


Глава 2. ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

ПОЕЗДКА НА МАШИНЕ

Сегодня мне надо побывать на моей креветочной фер­ме. Если хочешь, можешь поехать со мной.

Прошло уже около двух недель, как я познакомил­ся с человеком, ставшим впоследствии моим Учи­телем. Две недели он втыкал мне иголки в плечи, колени и за­пястья, посылая ровные потоки ци – жизненной энергии, что­бы те курсировали по моему телу.

Я прогрессировал – учился все более и более расслабляться во время лечения, а Джон с каждым сеансом методично увели­чивал интенсивность потока. К своему удивлению, я обнару­жил, что для лечения пациентов он использует не более поло­вины процента своей энергии. Поразительно. Обычные люди, даже самые сильные мужчины, могли просто не выдержать и двух процентов.

Каждый день на протяжении двух недель я просил его взять меня в ученики. Он всякий раз твердо отказывал, однако никогда не говорил, чтобы я «отвалил» или что-то подобное, и всегда приглашал продолжить лечение на следующий день. Я не пропустил ни одного сеанса, несмотря на то что приходи­лось стискивать зубы от боли и пытаться отключиться в меди­тации, когда Джон «усиливал ток», доводя интенсивность по­тока энергии до высшего для меня предела. Да, было больно, но важнее, что я ощущал результат. Чувствовал, что с каждым се­ансом суставам все лучше. Отложения кальция в правой руке пока не рассасывались (они образовались двенадцать лет на­зад), зато наросты в левой (появились примерно с год назад) исчезли полностью. Джон показал мне комплекс упражнений, как он их называл, дополняющих лечебный курс, и я выполнял их неукоснительно каждый день.

В первую неделю нашего знакомства он ошеломил меня, взяв палочку для еды и небрежно проткнув ею доску дюймовой толщины (позднее я узнал, что он может проделывать то же са­мое с доской в шесть и даже восемь дюймов, размер вообще не имел значения). Поймите: он не вбил палочку в доску кулаком или еще чем-либо. Просто надавил ладонью на конец палочки, и она плавно втекла в доску. Джон передал мне доску, и я попро­бовал пропихнуть палочку дальше, но она не поддавалась; од­нако, когда я попытался ее вытащить, это получилось легко. Де­ло в конической форме палочки – она сужалась к одному концу. Чтобы просунуть ее дальше, мне понадобилось бы раздвинуть древесину вокруг, как это делал Джон, когда же я вытаскивал ее, надо было лишь преодолеть сопротивление воздуха.

– Ты понимаешь, что такое ян и инь? – спросил он однажды. Я кивнул. Мало кто на Западе сейчас не слышал об этих проти­воположных космических силах. – Внутри наших тел эти энер­гии протекают в равных количествах, – продолжал он. – Они противоположны и не могут слиться. Инь и ян движутся парал­лельно друг другу, не пересекаясь. Я же использую мои инь и ян вместе, как одну силу, вот почему я могу делать то, что ты ви­дишь. Сама по себе ян-ци не может выйти за пределы тела [4].

– Нэйгун, – сказал я.

– Да. – Казалось, он был доволен, что я знаю это слово.

Когда он пригласил меня отправиться с ним на его предпри­ятие, я обрадовался шансу получше узнать этого человека. Хо­тел ли я поехать? Ясно как божий день!

Джон был весьма успешным бизнесменом и вполне состоя­тельным человеком. Он поставлял и экспортировал промтова­ры и пищевые продукты. Эмигрантов из Китая часто называ­ют «евреями Азии», и не без основания. Так же, как их западные коллеги, они контролируют основные направления экономического развития Юго-Восточной Азии. Джон был именно таким человеком. Я с удивлением узнал, что он родил­ся в полной нищете и тем не менее ценой личных усилий стал миллионером.

Мы отправились на креветочную ферму на машине. Джон вел довольно быстро, но не беспечно. Когда мы разогнались до восьмидесяти восьми миль в час, я почувствовал легкое беспо­койство, так как ни правила, ни условия дорожного движения в стране не позволяли ездить с такой скоростью. (Не забудьте, что я грек и, как все греки, привык к высоким скоростям и пло­хим дорогам.) Движение было очень оживленным, и вскоре случилось неизбежное.

Зазвонил сотовый телефон Джона, звонок был важный, он отвечал короткими отрывистыми фразами, зажав трубку подбородком и руля в основном одной рукой. В довершение ко всему он начал обгон нескольких машин – нарушая прави­ла, поскольку посередине шоссе шла двойная сплошная поло­са. Но перед машинами дорога была свободна, а мы очень спешили.

Джон завершил маневр и занял свою полосу, когда неожи­данно на встречную полосу выехал грузовик: он намеревался обогнать медленно движущийся автомобиль и не заметил из-за него нашу машину. Легковушки, которые мы обогнали, оста­лись менее чем в сотне ярдов позади нас.

Я ухватился за ручку на дверце и тут же обрадовался, что пристегнулся. Мы ехали со скоростью около девяноста миль, а скорость приближающегося грузовика была не меньше шести­десяти, при этом Джон держал руль одной рукой и говорил по телефону. Я был уверен, что авария неминуема и только благо­дарил Бога, что наш автомобиль большой и надежный. Стис­нув зубы, я показал на приближающийся грузовик и весь на­прягся в ожидании удара.

Джон даже глазом не моргнул. Не сбрасывая скорости и не прерывая разговора, он свернул на обочину, разъехался с грузовиком и вернулся на свою полосу. Глянув в зеркало зад­него вида и убедившись, что грузовик успешно миновал встречные машины позади нас, он продолжил путь. Пример­но через минуту он закончил беседу и убрал мобильник.

– Глаза меня еще не подводят, – сухо сказал он. В то время ему было пятьдесят семь, а выглядел он на сорок.

– Вы всегда так быстро ездите? – произнес я единственное, что пришло тогда в голову.

– Когда один, обычно быстрее, от ста десяти до ста двадца­ти пяти миль в час. Понимаешь, я люблю скорость. Когда со мной еще кто-то, не превышаю девяноста, ведь случись что, я не смогу защитить пассажира.

– Вы когда-нибудь попадали в аварии?

– Только однажды. Ударился боком о грузовик на скорости под сто.

– И что?

– Да ничего. Я использовал всю свою силу, чтобы амортизи­ровать воздействие на тело. Меня пришлось выпиливать из об­ломков цепной пилой. Очевидцы говорили, что такого не бы­вает и что это Бог или святой меня защитил.

Я был ошеломлен. То, что он сказал, означало – его тело, уси­ленное мощью тренировок в нэйгуне, оказалось крепче стали предельной твердости. Я попытался представить груду метал­лических обломков, и осколки стекла, которые так и не пронзи­ли зажатую человеческую плоть. Безусловно, охранная систе­ма, предусмотренная конструкторами, во многом защищает при авариях, но все равно случай, который он описал, был фе­номенален.

Что здесь правда? Может ли человек сделать собственное те­ло неуязвимым? Это было выше всякого понимания.

– Знаешь, – продолжил он, – когда я был помоложе, то хотел стать голливудским каскадером, потому что при своей силе не боялся никаких аварий. Но потом подумал: нет, если я проде­монстрирую то, что умею, слишком много раз, люди мной за­интересуются. А кроме того, я обещал Учителю, что не буду ис­пользовать свою силу ради денег.

Некоторое время мы ехали молча. Джон стал расспраши­вать меня о Греции. Когда я рассказывал о ситуации на Балка­нах, он все понял. Ведь он родился бедняком и был китайцем.

– Мой отец умер, когда мне было четыре года, – сказал он. – Я рос среди бедняков. Практически был уличным мальчишкой. Хотя мать невероятно много работала, у нее не было денег, что­бы отправить меня в школу. Я получил образование позже, хо­тя никогда не учился ни в колледже, ни в университете.

– Точно, – пошутил я. – Вы защитили диссертацию, став сверхчеловеком.

– Нет, – серьезно ответил он. – Ты не должен думать обо мне как о супермене. Я как боевой пилот или атлет на чемпионате. Не каждый может стать таким, как я, – нужна определенная квалификация, но некоторые могут. Тем, что я есть, я обязан дисциплине и тренировкам, так же как естественным способ­ностям.

Моя жена во многом мне помогла, – продолжил он. – Я объ­яснил ей, когда мы поженились, что не могу заниматься ничем иным, что должен проводить все свое свободное время в тре­нировках. Она согласилась.

Он женился в восемнадцать лет и у него было семеро детей.

– Знаешь, я почти двадцать лет работал шофером. – Он улыбнулся. – Так что тебе не стоит волноваться по поводу мое­го вождения. Я эти дороги знаю.

Некоторое время мы ехали молча.

– Ты действительно понимаешь, – наконец спросил он, – что я имел в виду, когда говорил о ци?

– Мне так кажется, – ответил я. Я полагал, что понимаю ос­новное, так как прочитал об этом все, что можно, и изучал двадцать пять лет боевые искусства.

Ци, или биоэнергия, – это феномен, о котором много говорят в последнее время на Западе. Автор популярного сериала «Кун­фу» Дэвид Карридан внес свой вклад в понимание этого явления на Западе, так как оно было на слуху по крайней мере еженедель­но. Акупунктура также стала общеизвестна – вряд ли найдется врач, который не посвятил бы какое-то время изучению этого метода. Таким образом, феномен биоэнергии стал предметом определенного медицинского и физического изучения*.

Изначально китайский иероглиф «ци» лучше всего переве­сти как «пар». Он также переводится как «энергичность», но ближе всего по значению ци к дыханию (хотя лучше сказать, что дыхание содержит ци). В иных культурах для биоэнергии есть другие названия. Индийцы называют ее прана; тибетцы – рлунг (ветер); израильтяне – руах (также ветер); тихоокеанские островитяне – манна; древние греки – пневма (дух, ветер)**. Ци схожа с электрическим током, проходящим по проводам, она может генерировать тепло, работу или энергию, но не сводится ни к одному из этих явлений.

– Итак, ты знаешь, что наши тела содержат как инь-ци, так и ян-ци? – продолжил он.

– Да, – улыбнулся я. – Я читал об этом в «Дао дэ цзин».

– А! Даосист Лао-цзы, – сказал он. – Он был мудрым чело­веком. Что он говорит о ци?

В тот момент я подумал, что Джон меня проверяет. Позднее я понял, что он никогда не читал «Дао дэ цзин».

– Ну, – ответил я, – он говорит, что в ци есть компоненты инь и ян и что взаимодействие между ними делает возможной жизнь[5].

Такая взаимосвязь между положительным и отрицатель­ным полюсами существования – основная составляющая на­шей жизненной силы. Когда мы как вид сумеем понять меха­низм этого феномена, мы начнем понимать саму жизнь. (Потом я обнаружил, однако, что наши тела могут на короткий промежуток времени запасать как чистую ян, так и чистую инь в различных частях, хотя такое неравновесное состояние чре­вато потерями энергии.)

– Взаимодействие... – Джон покатал это слово на языке. – Как электрический ток, положительный и отрицательный?

– Примерно так.

– Не совсем верно. – Он помолчал. – Но, знаешь, однажды я позволил своему ученику измерить меня вольтметром и ам­перметром. Вольтметр не зарегистрировал никакого напряже­ния, а амперметр зашкалило. Я сжег его прибор!

– Вы хотите сказать, что у ци есть сила тока, но нет напря­жения?

– Мне так кажется. Например, я могу выдерживать силу бы­тового тока без боли, но не могу включить лампочку. Пробовал много раз.

Я задумался над этим. Клинические испытания в меди­цинских лабораториях показывали, что сила электрического сопротивления кожи в точках акупунктуры резко меняется. Существуют электрические акупунктурные аппараты, кото­рые используют это явление, чтобы обнаружить места ново­образований. Это означает, что ци и напряжение находятся в некой обратной зависимости (хотя предлагались и другие объяснения). Но спустя многие годы я выяснил, что Джон был не прав. Его энергия ци не обнаруживала ни напряже­ния, ни силы тока, так как была феноменом совершенно осо­бой природы.

– А кроме мощности ваша ци отличается чем-либо от ци обыкновенных людей?

Джон лишь улыбнулся, ничего не ответив.

Мы прибыли на ферму. Она была небольшой – около двад­цати работников. Я прошелся вокруг пока Джон улаживал де­ла. Девушка принесла корзину с фруктами и кувшин с кофе для меня; тропические плоды были вкусными, кофе так себе.

Вошел Джон, сел рядом и налил себе кофе.

– Люди такие упрямые, – сказал он. – На таможне задержа­ли отгрузку, потому что чиновники хотят получить взятку. Так мы здесь работаем.

– То же самое происходит во всем мире, – сказал я. – Не под­мажешь, не поедешь.

Ему понравилась эта поговорка, и он решил ее запомнить.

– У нас есть похожее выражение. Это правда, что люди ча­сто злоупотребляют общественным положением для собст­венной выгоды. В конце концов, все дело во власти. – Каза­лось, он на секунду задумался, что сказать в заключение, и вдруг резко повернулся ко мне. – Какая разница между цигун и нэйгун?

– Ну цигун означает «развитие энергии тела».

– Всего тела, да. А нэйгун?

– Нэйгун означает «внутренняя сила».

– Да, но внутренняя по отношению к чему? – спросил он. Я заколебался, и Джон нарисовал на салфетке три иерог­лифа:

– Это нэйгун. Первый иероглиф – «нэй», означает «человек, входящий в дом». Гун ты знаешь.

-Да.

– Итак, когда мы практикуем нэйгун, мы помещаем ци внутрь, но чего?

– Хм... даньтянь? Кости? Чакры? – Я хватался за соломинку. Джон усмехнулся.

– Так, так. Я вижу, книги, которые ты прочел, кое-что тебе дали. Что же такое даньтянь?

Даньтянь, или «киноварное поле», – основной биоэнерге­тический центр человеческого тела. Расположенная на четыре пальца ниже пупка в середине туловища, эта зона может акку­мулировать большие количества ци. Поэтому ее называют еще ци хай (океан ци). Но было бы ошибкой считать, что даньтянь сам генерирует ци, как написано во многих текстах. Точнее, ци, которую мастера получают из окружающего пространства, можно хранить там. Только длительной и упорной практикой удастся обрести «силу даньтянь», такая сила не является неотъ­емлемым свойством человеческого тела. Возможно, станет по­нятнее, если я объясню на примере. Предположим, какой-ни­будь молодой человек наделен способностью к определенному виду спорта. Тем не менее, ему необходимо тренироваться и на­стойчиво работать, каждый день оттачивать свое мастерство, чтобы стать победителем на соревнованиях. Даньтянь схож с этим молодым человеком. Да, он может хранить безграничный запас энергии, но энергию надо поместить туда, чтобы дань­тянь работал. Сам он не впитывает и не производит такую со­ответствующую ему энергию. – Все это я рассказал Джону.

Он одобрительно кивнул:

– Все правильно. – И сказал: – Сегодня я покажу тебе еще кое-что. Дай-ка мне банан.

Я протянул руку и взял наугад банан из двух связок, лежа­щих в корзине. Сам я уже съел три штуки (представьте себе ма­ленькие азиатские бананчики, а не те переросшие и искусст­венно дозревшие, что доходят до наших столов на Западе). Они были вкусными и совершенно не подпорченными. Джон взял у меня фрукт и положил его на ладонь левой руки. Затем вытя­нул указательный и средний пальцы правой руки, согнув остальные. Слегка напрягшись, провел двумя пальцами режу­щим движением в трех дюймах от банана. Раздался едва слыш­ный щелчок, и половинка банана упала на пол.

Я еще долго был под впечатлением от этого момента – все, казалось, произошло само собой. Он протянул мне вторую по­ловинку банана. Поверхность среза блестела, будто по ней про­шлись горячим ножом, оплавившим мякоть.

Джон показал на центр своей ладони.

– Это, – сказал он, – как пулемет. – Он вновь вытянул два пальца и указал на их кончики. – А это – как лазер.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ЦИ

Без сомнения, боевые искусства стары как сам человек. Изначально, вероятно, они произошли от охотничьих на­выков первобытных людей, затем совершенствовались по мере того, как человек противопоставлял себя другому че­ловеку. С появлением империй и государственной власти боевые искусства развились до такой степени, что почти приблизились к современным техникам боя, а, возможно, в чем-то и превзошли их. В египетском городе Бени-Хасан найдены настенные рисунки, сделанные 2000 лет до н.э. и изображающие людей, занимающихся чем-то наподобие нашего дзюдо. Если оставить в стороне археологические на­ходки, то древнегреческое боевое искусство панкратион (не позднее 1450 года до н. э.) было более многогранным, чем нынешнее каратэ.

Гоплологи – специалисты, изучающие древности, и истори­ки боевых искусств, как правило, не учитывают один аспект. Бо­евые искусства всегда были тесно связаны с религиями или ду­ховными учениями и ценились наравне с ними. Стены храмов по всему миру – как на Востоке, так и на Западе – были украше­ны сценами сражений. В основе героических саг всех народов две сюжетные линии: серия столкновений с противниками, из которых герой выходит победителем, и участие богов или Бога в этих победах. Ветхий Завет, например, несомненно, представ­ляет собой боевой эпос, во многом похожий на индийскую «Ра­маяну» или греческую «Илиаду». В Китае все заповеди содер­жатся как в буддийских, так и в даосских традициях.

Китайский бокс, ушу, бесспорно, является искусством боя. Ве­роятно, вначале он предполагал только сильную мускулатуру и владение тактическими приемами. Со временем, однако, китай­ские боевые искусства попали под влияние даосизма и йоговских медитативно-дыхательных техник, которые впервые, скорее все­го, были использованы с оздоровительными целями, а впослед­ствии получили применение в боевых действиях. Все указывает на то, что основные подходы китайской медицины и диагности­ки оформились уже к 1000 году до н. э. Не будет натяжкой пред­положить, что даосские боевые искусства или, по крайней мере, боевые искусства, сложившиеся под влиянием даосизма, также к этому времени существовали. Учитель Джон Чан хранил записи, сделанные такими же, как он, мастерами боевых искусств, жив­шими в Китае почти 2000 лет назад. Интересно, что китайцы ис­торически пользовались металлическим оружием меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая высокий уровень технологи­ческого развития этой страны. Пока я не понял, какие возможно­сти дает цигун, для меня этот факт был удивительным. Во всяком случае, боевые искусства были достаточно хорошо развиты в Ки­тае задолго до появления там буддизма.

В популярной литературе говорится, что история боевых ис­кусств в Китае восходит к приезду индийского принца Бодхидхармы в Шаолиньский монастырь, что в провинции Хэнань. Но утверждение это как минимум неточное. Действительно, Китай – огромная страна, населенная представителями разных этни­ческих групп, прошлое которых зачастую крайне скудно отра­жено в письменных источниках. Пытаться проследить процесс развития боевых искусств по отрывочным записям – тяжелая задача. Литература о китайском боксе крайне ограничена и пол­на противоречий. И все же можно довольно точно представить историю боевых искусств до воцарения династии Чжоу (1027 – 255 годы до н. э.). В летописи «Весны и осени» (722 – 481 годы до н. э.) этой династии, так же как и в литературе периода Сра­жающихся Царств (403 – 221 годы до н.э.),упоминаются состя­зания по стрельбе из лука, фехтованию, борьбе, которыми увле­кались благородные люди. Я уже останавливался на развитии в эти века философии. Из письменных источников также видно, что в VI веке до н. э. были в ходу йоговские дыхательно-психо­физиологические практики. И Лао-цзы, и Чжуан-цзы упомина­ют жизненную энергию и даосскую йогу.

Мэн-цзы – основоположник конфуцианства и современник Чжуан-цзы был в числе других профессионалов трактовки ци, чьи идеи вряд ли могли происходить от моралиста Конфуция. Мэн-цзы развивал мысль, согласно которой, «если концентри­ровать волю (и), жизненная энергия (ци) последует за ней и ак­тивизируется». Он также писал: «Воля (и) имеет важнейшее значение, жизненность (ци) стоит на втором месте». Похожее суждение я слышал от одного из учеников Джона Чана.

В соответствии с китайскими учениями есть два типа тре­нировки жизненной энергии: цигун и нэйгун. Трудно сказать, где кончается одно и начинается другое; важно, что цигун кон­центрируется на развитии и контроле над ян-ци (называемой также лии-ци – «огненной» ци), в то время как нэйгун сосре­доточена на совместном использовании ян-ци и инь-ци (канн-ци – «водной» ци). На самом деле энергии инь и ян цир­кулируют в наших телах параллельно, и обе обеспечивают на­ше здоровье. Как инь и ян, невозможно разделить цигун и нэйгун; последняя фактически является высшей формой пер­вой. Вероятно, различие было введено просто для того, чтобы лучше определять способности конкретного мастера. Ян-ци не может преодолевать границы физического тела, в то время как инь-ци это может и часто выходит за его пределы, что вы­ражается в сверхъестественных качествах человека – они и были продемонстрированы Учителем Чаном.

Во II веке н.э. в Китай стали приезжать буддистские монахи. Около 500 года н.э. прибыл и дзэнский патриарх Бодхидхарма (Тамо) и секта чань (дзэн). Тамо стал проповедовать в Шаолинь-ском монастыре и впоследствии жил в нем с буддийскими мона­хами, передавая им два метода: И Цзинь Цзин и Ши Суй Цзин; первый, по сути, представляет собой цигун, второй – нэйгун. Из этих двух методов и развилась Шаолиньская школа. Очевидно, техники нэйгуна за несколько поколений были утеряны, сохра­нился только И Цзинь Цзин. Многие сегодняшние боевые ис­кусства, в особенности за пределами Китая, ведут свое начало от Шаолиньской школы, строго следующей принципам цигун.

Даосские боевые искусства до сих пор очень популярны в Китае, особенно в таких местах, как гора У Тан, и в других да­осских скитах. В целом эти искусства больше направлены на взаимодействие инь и ян, чем на накопление силы, что практи­ковалось в буддийских боевых искусствах, таких, как силовые шаолиньские разновидности. Я заметил, что для даосских бое­вых искусств характерно перенесение веса с ноги на ногу как во внешних, так и во внутренних стилях в отличие от буддий­ских техник с их жесткими позициями. К тому же в прошлом больше, чем ныне, уделялось внимание наклонам и поворотам туловища. Однако это лишь общие сравнения, на самом деле, безусловно, буддийские и даосские техники и философии так переплетены, что разделить их очень трудно. Я встречал, в ча­стности, в литературе термины «даосское дыхание» и «буддий­ское дыхание», однако выделять их неправомерно. Глубокие исследования подтверждают, что эти два философских направ­ления непросто различить, по крайней мере в Китае.

Как бы то ни было, мастера боевых искусств вскоре замети­ли, что путем применения эзотерических техник в поисках просветления и бессмертия можно развить большую силу и более разнообразные способности, чем только упражнениями для наращивания мускульной силы. Практикующие цигун до­бивались поразительных результатов – так, к примеру, они могли удерживать свой вес, стоя на одном пальце. Практикую­щие нэйгун обнаружили, что существуют способы преодолеть рамки физических законов. Пирокинез, телекинез, телепатия, левитация – эти и многие другие способности стали наградой за долгие годы упорства и дисциплины. В последующих главах мы узнаем, что это была за работа, где трудились преданные ей мастера... и где они живут в наши дни.


Глава 3. НАЧАЛО

В последний день моего пребывания в Индонезии у Джона на приеме было более дюжины пациентов. Он никог­да не брал ни копейки за лечение и всегда выделял время для тех, кто приходил к нему, часто без преду­преждения. За тот месяц, что я у него лечился, мне довелось наблюдать по­разительные вещи. Парализованный мужчина вновь обрел свободу движений; женщина, долго страдавшая от болей в спи­не, внезапно исцелилась. Джон специализировался на лечении неврологических заболеваний, хотя ему были подвластны так­же ортопедические (костные) недуги и хронические инфекции. Я часто помогал ему на приеме: в основном моя роль со­стояла в том, чтобы стоять рядом и касаться пациента, то есть служить, таким образом, как бы громоотводом для биоэлектричества мастера.

Я проходил лечебный курс в течение месяца. За исключением двух застарелых кальциевых наростов на правой руке, суставы теперь были в полном порядке. Я по-прежнему не упускал случая спросить Джона, не возьмет ли он меня в ученики; он по-преж­нему отвечал отказом. Мое самолюбие страдало, и я не знал, что делать. Деньги были на исходе, но я не хотел покидать страну без обещания Джона направить меня хотя бы к ученику своего уче­ника. Что угодно, только не отсылай меня назад, пожалуйста...

В тот день я, как обычно, помогал Джону и ожидал своей очереди – меня он оставил напоследок. Он знал, что на следую­щее утро я уезжаю. Мы были одни в клинике, когда я попросил его, как мне казалось, в последний раз: либо взять меня в уче­ники, либо дать хотя бы имя и адрес того, к кому я мог бы об­ратиться. Меня тогда не волновало, что это будет самый по­следний по иерархии мастер, просто хотелось учиться тому, чему меня станут учить. Я лежал лицом вверх в одном из тера­певтических кресел. Колени и локти у меня были сплошь уты­каны иглами. Я не мог поменять позу, даже если бы захотел, любые резкие движения были опасны. Я медленно повернулся к Джону. Он молча и внимательно изучал меня: мягкий взгляд скользил по моему лицу и как бы проникал внутрь, потом лег­кая улыбка тронула его губы.

«Он самый опасный человек на Востоке», – подумал я. Я был на полторы головы выше его и на шестьдесят фунтов тя­желее и тем не менее едва ли мог выдержать и два процента его силы.

Хорошо, что он благожелательно настроен.

– Фактически, – сказал он, – я уже показал тебе методику тренировок Первого Уровня. Когда ты с этим закончишь, пе­рейдем ко Второму Уровню.

– Так значит?..

– Да.

Он застал меня врасплох. Я сдержал поток слез – мне пока­залось, что не стоит давать волю чувствам, когда ты приколот к стулу булавками, как бабочка в гербарии. В любом случае я не знал, что сказать ему в тот момент. Я уже пообещал ему полное повиновение и усердие на всю оставшуюся жизнь, ес­ли он возьмет меня в ученики, и не собирался отказываться от своих слов.

По традиции в такой ситуации ученик становится перед Учителем на колени и клянется ему, что будет послушным и трудолюбивым. В моем случае это было невозможно, я мог только повернуть голову. «Какого черта, – подумал я, – Джон настолько же человек Запада, насколько и мастер нэйгуна».

Некоторое время я молчал, и Джон терпеливо ждал. Он за­жег сигарету, сделал несколько затяжек и загасил окурок в пе­пельнице. Протер руки спиртом и начал вынимать из меня иг­лы, смазывая места уколов.

– Спасибо, – наконец произнес я и сел на краю кресла. Джон кивнул и пожал плечами. Улыбка не сходила с его лица.

– Не знаю, что и сказать, – продолжил я.

– Это неважно, – сказал он. – Желаю счастливого пути до­мой.

Два года спустя, сидя на балконе его дома с моей близкой подругой, я рассказывал ей всю эту историю. Джон молча ку­рил. То, что я с волнением повторял, Дорис слышала уже сотни раз до этого, а сейчас она терпеливо ждала, когда я закончу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...