Глава 6. Уроки, которые надо выучить 8 глава
Мы остановились у придорожного ресторанчика и быстро проглотили внушительные порции лежалой пищи. Ферма Учителя находилась неподалеку, и он покинул нас, чтобы дать там какие-то поручения. Мы поджидали его, попивая теплую кока-колу. – Как ты думаешь, что он собирается показать нам сегодня? – спросил Андреас. Его произношение почему-то напоминало мне речь Крокодила Данди, в течение недели глушившего виски где-нибудь в подворотне. Андреас протянул мне сигарету – пальцы у него были темными от никотина. – Кто знает. Что-нибудь выдающееся, – пробурчал я, скорчив мину и бросая нетронутый «возбудитель рака» в мусорную корзину. Я устал и чувствовал себя раздраженным. Недавняя болезнь желудка заставила меня похудеть на десять фунтов; одежда болталась на мне как лохмотья. – Да ладно тебе, Коста. Не будь таким серьезным, расслабься! – Послушай, – обратился Хандоко к Андреасу, – Коста ведь старше тебя, ты должен всегда обращаться к нему уважительно. – Иди к черту. – Так же как и ко мне. Мы старше, ты младше, у нас право старшинства. Сильная конфуцианская этика, объединявшая всех уроженцев Китая, была просто мукой для нас, людей западной культуры. Мы не могли согласиться с ее утверждениями и постоянно вызывали на свою голову различные проблемы. Будучи греком по происхождению, я, конечно, не отрицал, что старших надо уважать, однако постоянно хранил в памяти и то невероятное множество глупых и отнюдь не вызывающих уважения стариков, которых я когда-то встречал. Мысль о том, что надо льстить кому-то лишь потому, что он старше (или богаче) тебя, заставляла кровь кипеть в моих жилах*. Здесь нужно твердо усвоить, что если в западной литературе мы постоянно встречаем образ родителя, отдающего жизнь ради спасения своего ребенка, то в конфуцианской этике дело обстоит с точностью до наоборот: сын жертвует собой ради отца. Для меня такая философия была и остается чуждой и непонятной – за прошедшие годы я не раз создавал себе проблемы из-за подобного пренебрежения к конфуцианской морали.
Андреас же просто не мог вынести мысли, что я старше и «важнее» его. – Малыш начинает заводиться, – сказал я, и все рассмеялись. – Я расскажу тебе, что я видел, – обратился я затем к Андреасу. – В прошлом году Джон пытался показать мне, что такое ян. Была ночь. Он только что закончил играть в ежевечерний пинг-понг с Иоганном. Шифу взял мячик для пинг-понга и положил его на левую ладонь. Потом развел руки и отвел правую ладонь примерно на два фута в сторону. Внезапно мячик начал мигать сине-фиолетовым светом и издал какой-то звук, напоминающий пение канарейки. Голубовато-белые искры полетели от него по направлению правой руки Учителя – они выглядели как светящиеся мотыльки. Шифу подержал мячик несколько секунд и протянул его мне. Шарик был не очень горячий, но чувствовалось, что он излучает тепло. Я сделал то, что делаю всегда: расколол мячик пополам, чем поверг в уныние всех домочадцев, так как он был последний, а игру хотели продолжить. Однако я должен был убедиться, что внутри мячика не было никакой микросхемы. – Большой переполох в маленьком Китае, – произнес Хандоко, имея в виду похожую сцену, с которой начинается фильм Джона Карпентера. – Да, – кивнул я, но мысли мои были далеко. Я вновь, как и в тот вечер, о котором только что рассказывал, подумал о работе Вильгельма Райха в сороковые – пятидесятые годы. Открытые Райхом частицы неизвестного энергетического потока, которые он назвал «бионы оргона», были голубого цвета. Практически такого же цвета, каким на моих глазах стала ян-ии, когда Учитель сконцентрировал ян-ци усилием воли. А ци, несомненно, энергия.
Это явление так врезалось мне в память по одной причине: именно тогда я понял природу ян-ци. Во-первых, поверхность шарика для пинг-понга была сделана из твердого непористого пластика, тогда как сам шарик был ни чем иным, как пустой емкостью. Я немедленно спросил Джона, смог бы он проделать то же самое с резиновым мячиком, и он ответил отрицательно: для этого эффекта шарик должен быть полым. Таким образом, то, что я наблюдал, не было внешним феноменом. Напротив, энергия переместилась внутрь шарика, который сам по себе являлся как бы светящимся сосудом. На языке молекулярной физики это означало также, что энергия, которую Джон называл ян-ци, не была ни корпускулярной, ни волновой природы и вместе с тем и той и другой одновременно. Я был убежден, что этот опыт доказывал следующее: энергия ян непосредственно связана с Солнцем – кстати, об этом говорили еще китайские классики. Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году, став жертвой охоты на ведьм, которую затеяло против него правительство США. Все результаты его трудов были конфискованы. Быть может, он раскрыл секрет ян-ци и был преследуем силами, не желавшими, чтобы это знание распространилось? Такой ответ пугал меня, особенно когда я задумывался над собственной судьбой, если мне придется писать книгу о шифу. Тот факт, что ян-ци была голубого цвета, казался мне важным еще по одной причине. В Восточном Средиземноморье люди традиционно носили голубые бусы – или талисманы, якобы уберегавшие от дурного глаза. Так было во времена неолита, так остается и по сей день. Что, если ношение голубого талисмана было ничем иным, как использованием энергии ян для защиты от энергии инь? Смелость этой мысли захватывала меня. – Его правая рука превратилась в инь, левая – в ян, а искры летали между ними, – сказал Хандоко. Я кивнул, все еще думая о Райхе и его оргоне. В тот вечер, сидя на диванчике в удобном офисе Джона, мы втроем завели с Учителем разговор о природе инь и ян. Джон молча поглядел на нас, заказал кофе на четверых и поудобнее уселся в своем любимом кресле: он понял, что предстоит долгий разговор.
– Инь и ян, – медленно начал он, – извечно существуют в мире. Это универсальные силы, которые есть в любом живом существе во всех концах нашей Вселенной. Это не поэтический символ, это реально существующие физические силы, которые каждый из нас способен наблюдать и испытывать на себе. – Откуда берется ян-ци? – спросил я. – Из воздуха. Она создается природой и используется всем живым. Любое живое существо обладает одновременно инь-ци и ян-ци. – Он показал на свой письменный стол: – Это ян. Сам по себе этот стол неживой. Чтобы обладать жизнью, тело должно владеть одновременно и инь и ян. «Все предметы несут ян внутри себя и инь – снаружи. Когда же обе эти энергии объединяются, возникает энергия живого». Эти строки из «Дао дэ цзин» вновь всплыли у меня в мозгу – странно было думать, что учение Чан-шифу совпадает с основными постулатами даосизма и в то же время противоречит ему. – Когда вы говорите «все живое», то имеете в виду и растения, и животных? – Все! Все живое содержит в себе ян и инь. – Откуда берется инь-ци? – спросил Андреас. – Из земли. Она как поле, которое вскармливает живые организмы. Эта энергия может быть заблокирована. Например, если у вас дома синтетический ковер, инь-ци не сможет проникнуть внутрь. Это может плохо сказаться на вашем здоровье. Инь-ци попадает в тело через точку акупунктуры, которую мы называем хуэй инь, – добавил он. – Она расположена между мочеиспускательным каналом и анусом. «Ну и ну! – подумал я. – Отец Небо и Мать Земля, вы действительно дали нам жизнь. Точно так же считали древние. А мы разрушали вас обоих в своей неустанной погоне за золотом. А как же будущие поколения человечества? Будет ли им хватать чистого воздуха, чтобы получить свою долю ян-ци? Или лесов, где можно спокойно посидеть под деревом и впитать инь? Возможно, нет». – Когда мы изучаем Первый Уровень, мы впитываем только ян-ци? – спросил Андреас. – Нет. Мы получаем и инь, и ян; они всегда вместе в конкурентной борьбе друг с другом. Но внутрь вашего даньтянь вы вбираете только ян-ци. Инь-ци распределяется по другим частям тела. Она остается бесполезной для вас вплоть до окончания Четвертого Уровня.
– А на Втором Уровне? – спросил я. – Мы сжимаем ян-ци в нашем даньтянь, так? – Да, – сказал Джон. Он взял лист бумаги и карандаш и нарисовал круг. – Предположим, это даньтянь. Сначала он пустой, потом мы наполняем его ян ци. Это будет выглядеть так: Потом, на Втором Уровне, мы сжимаем ян-ци и вмещаем в тот же самый объем в два раза больше энергии. Это тяжело. Это то, над чем ты сейчас работаешь, Коста. Ты знаешь, чтобы достичь этого, надо быть воздержанным в сексе. – Он нарисовал на бумаге такую фигуру: Мне не очень-то понравилась мысль о сексуальном воздержании, но результаты были очевидны и иного пути не оставалось. Объяснения Чан-шифу существенно отличались от других теорий, о которых я читал. Согласно классической китайской литературе, энергия, содержащаяся в сперме мужчины, переходила в ци (китайское «цзин» означает одновременно «сперма» и «сущность»). Чан-шифу просто считал, что сексуальное воздержание оставляет «ворота даньтянь» открытыми, позволяя, таким образом, сжимать энергию ци до нужного объема. Я не знаю, какое из объяснений было верно. Единственное, что мне известно: в периоды регулярных тренировок у меня не возникало проблем с семяизвержением, несмотря на то что я либо не испытывал оргазма, либо вообще воздерживался от секса. Означает ли это, что цзин превращалась в ци, мне неизвестно. – А Третий Уровень? – спросил я. Его ответ удивил меня. – На Третьем Уровне мы делаем даньтянь мобильным. Иными словами, заставляем его двигаться. Вот так:
Сначала мы двигаем его в четырех направлениях, как буква X, затем он может двигаться как угодно. Я задумался. В Греции у меня был друг, корейский мастер тан су до, который практиковал нэйгун. Несколько раз он публично демонстрировал свою удаль, ломая на четыре части деревянные балки, и приглашал всех желающих (таковых обычно не находилось) повторить его результат. В живот у этого человека, там, где находится даньтянь, был воткнут твердый мячик, который он двигал силой воли. Как сказал Джон, манипулируя мячиком, он мог передавать энергию ци своим рукам и ногам. Физик, наблюдавший за ним, говорил, что у него рак, а врач, увидев, как мой друг вращает мячик животом, чуть не сошел с ума. Я рассказал об этом Джону. – Это как раз то самое. У этого человека как минимум Третий Уровень. – Вы имеете в виду то, что он вращает животом мячик, соответствует нашему Третьему Уровню? – изумился я. – Да. Он сумел впитать в себя значительное количество ян-ци и может управлять ею по своей воле.
– Шифу, а какая разница в способностях между, скажем, Пятым и Шестым Уровнями? – спросил Андреас. – Энергия удваивается, – объяснил Джон. – С переходом на каждый последующий Уровень после Третьего энергия удваивается. – Подождите минутку, – перебил я. Хандоко, Андреас и я изумленно переглянулись. – Учитель, вы хотите сказать, что... – Вот именно. На каждом последующем уровне человек обладает вдвое большей энергией, чем на предыдущем. – Значит, на Шестом Уровне у тебя вдвое больше энергии, чем на Пятом; на Седьмом – в два раза больше, чем на Шестом, и так далее, – медленно повторил Хандоко. – Да, – кратко ответил Джон. Хандоко и я вновь посмотрели друг на друга. У меня даже рот открылся от изумления. Наверное, мы выглядели как герои немого кино. – Боже, – произнес я. Получалось, что количество энергии увеличивалось по экспоненте в соответствии с формулой 2(x-3). Человек, находящийся на Четвертом Уровне, был в два раза сильнее простого смертного. Кто-то, кто был на Шестом Уровне, в восемь раз сильнее, а на Тридцатом Уровне – в 227 раз (приблизительно в 134 млн. раз сильнее), чем среднестатистический человек, по крайней мере, с точки зрения жизненной энергии. Я был уверен, что во всем этом есть какой-то алгоритм и что в действительности зависимость не столь простая и линейная, как это предполагало учение Джона. Но даже если он и ошибался процентов на 50, все равно... Человек, достигший Тридцатого Уровня... все равно будет богом по сравнению с любым другим существом. Хорошо, что я сидел, не то я бы упал. Необходимо, чтобы такая энергия не попала в дурные руки. Я имею в виду не только преступников (хотя, судя по рассказам Джона, любой человек, вне зависимости от своих моральных качеств, способен достичь такой силы), но и общество потребления. Даже страшно подумать, что может сделать с такой энергией какая-нибудь транснациональная корпорация. И даже какое-нибудь правительство. – За всю историю Китая, – продолжал Джон, – лишь два человека смогли достичь Семьдесят Второго Уровня. Один из них – Тамо, или Бодхидхарма, который учил монахов в Шаолине. Другой – из школы У Тан. Он был одним из высших мастеров школы моего клана [11]. – Подождите минутку, Учитель, – попросил Андреас. – Это тот самый Чжан Сань Фэн, который, по слухам, основал школу тайцзи-цюань? – Я не знаю, действительно ли он открыл тайцзи-цюань, – ответил Джон. – Мне известно только, что некоторое время он обучался в Шаолиньском монастыре, а потом, после того как в одиночестве изучал даосизм, достиг Семьдесят Второго Уровня. Он основал школу кунфу, учениками которой мы являемся. Наш клан как раз и берет начало от Чжан Сань Фэна. – Шифу, – спросил я, – а когда примерно жил Чжан Сань Фэн, вы не знаете? – Почти тысячу лет назад. А что? «При династии Сун, – подумал я. – Точно как в рассказах». – Просто разные летописцы относят его жизнь к разным историческим эпохам, – сказал я. – Некоторые считают, что он жил около пятисот лет назад. А, по мнению других, он жив и поныне и не умрет никогда, потому что бессмертен [12]. – Он был на Семьдесят Втором Уровне, – сказал Джон. – А может быть, что он еще жив? – Нет. Он прожил двести лет, а потом умер, как обычный человек. Так же, как Бодхидхарма. – Учитель, – спросил Андреас, – а вы расскажете нам про Четвертый Уровень? – Если хотите. После Третьего Уровня мы перебрасываем нашу энергию ян вниз – в точку хуэй инь. Чем больше ян перешло вниз, тем больше накапливается инь. Через некоторое время, месяцы или годы, инь и ян поднимаются вверх и располагаются следующим образом: Белый круг символизирует ян, черный – инь. Обе энергии циркулируют внутри тела – вы чувствуете боль, постоянную и очень сильную. Только если у вас хватит сил превозмочь эту боль, вы сможете взять обе энергии под контроль и поместить их в даньтянь. Именно тогда они сопрягаются, образуя единое целое. Это похоже на символ тай-ци: Этот символ я уже видел раньше, поэтому он не произвел на меня такого впечатления, как два предыдущих. – Если удается соединить энергии, – продолжал Джон, – вы можете заставить их реагировать друг с другом. Запомните, это не электрические полюсы – ян и инь не притягиваются, они отталкиваются. Во время реакции образуется искра, светящаяся молния проскальзывает между вашими пальцами, и вы становитесь подобны мне. – А если мы не сумеем? – спросил я. – Тогда вы можете умереть, – просто ответил Джон. – Бессмысленно доходить до этого этапа, если вы не готовы умереть ради него. В комнате повисло тяжелое молчание. – Вам известно что-нибудь о Мо-цзы? – продолжил тем временем Джон. – Да. – Мо-цзы был основателем нашего клана. Он знал о существовании ян-ци и инь-ци, но не умел соединить их вместе. Он со своими учениками проводил эксперименты: они испытывали разные техники объединения энергий. Многие погибли при этих опытах, однако именно им мы обязаны открытием правильной техники соединения энергий. Не знаю, что сказать по этому поводу. Безусловно, жестоко и бесчеловечно посылать людей на смерть ради лабораторного эксперимента. В то же время мне почему-то вспомнилось, с каким энтузиазмом наши правительства пользовались результатами экспериментов, проводившихся нацистами над евреями в концлагерях. Немалая часть знаний, которыми владеет современная медицина, получена именно из этого источника. Наше общество заплатило значительную цену за право принимать такие решения. – А сам Мо-цзы добился успеха? – поинтересовался я. – Нет. Ему так и не удалось соединить инь и ян. Лишь через несколько веков неизвестный Учитель школы Мо сумел это сделать. После него в нашей школе было много великих мастеров, один из них Чжан Сань Фэн, который первым поднялся до Семьдесят Второго Уровня. Он написал книгу и в ней подробно описал свой метод – это та самая книга, которую дал мне Ляо-шифу. Если вы достигнете Третьего Уровня, можете снять с нее копию. Но сначала вам придется подучиться, чтобы понимать древнекитайский. – Вы можете показать каждому из нас, что такое инь и ян? – спросил Андреас. – Да. Дотронься до моей руки. Джон вытянул руку, и Андреас коснулся ее. Джон послал разряд энергии ци к своим кончикам пальцев – в ту же секунду Андреас, как ошпаренный, отдернул руку. Мне уже не раз приходилось испытывать это. – Горячо? – улыбнулся Джон. – Значит, когда вы поджигаете рукой газету, вы просто посылаете ян-ци к кончикам пальцев? – Да. – А как действует инь-ци? – Инь – это пассивная энергия. Она не может быть ведущей, лишь ведомой. Она способна поглощать энергию, но не в силах вызвать движение. Вам, конечно, известны рассказы о людях, которые ходят по горящим углям? – Да. – Они есть и в Греции, – вставил я. – Мы называем это явление анастенарией. Андреас изумленно взглянул на меня. – Эти люди используют энергию инь, – сказал Джон. – Либо инь собственного тела, либо инь-ци духов. Энергия инь поглощает ян огня*. «Интересно», – подумал я. В китайской акупунктуре точка на ступне, именуемая ян-гуан, соответствует зоне почек, которая считается носителем инь. Получается, что в момент хождения человека по углям инь-ци поступает из почки в стопу и защищает её от ожога? – Я могу показать вам, что это – инь-ци, – сказал Джон. – Подождите минутку. Он вышел на несколько минут и вернулся с пневматической винтовкой и картонной коробкой дроби. Потом взял со стола банку из-под сока, сделанную из довольно прочного алюминиевого сплава, какой обычно используется для изготовления консервных банок. После этого взвел затвор и вложил в него дробинку. Банку поставил на пол, а за ней положил толстый телефонный справочник. И поместив дуло винтовки примерно на расстоянии дюйма от банки, спустил курок. Обе противоположные стенки банки были пробиты. Сила выстрела была достаточной, чтобы ранить человека. – Давай, Хандоко, ты первый, – сказал Джон. Он протянул мне винтовку, я вложил в ствол еще одну пульку. Учитель велел Хандоко подставить ладонь прямо к дулу. – Когда я велю стрелять, сразу спускай курок, – приказал мне Джон. Он встал сзади Хандоко и приставил палец правой руки к его спине. – Стреляй! – крикнул он, и я повиновался. Послышался характерный звук выстрела. Хандоко раскрыл ладонь. Дробинка спокойно лежала у него в руке. Она не была даже деформирована: неизвестная сила поглотила всю энергию выстрела, совсем не повредив пулю. Хандоко не пострадал. Он вообще ничего не почувствовал. – Моя очередь, – сказал я и вынул очередную дробинку из коробки. Перочинным ножиком я чуть-чуть поцарапал пульку, чтобы исключить возможность ее подмены в ходе опыта. Затем вновь вложил пулю в винтовку, протянул ее Хандоко и сжал правой рукой дуло. Джон подошел ко мне и, как ранее с Хандоко, приложил ладонь к моей спине, где-то в области почек. Я почувствовал, что меня будто накачивают воздухом. Казалось, желудок постепенно расширяется, а мочевой пузырь сжимается. Мне захотелось помочиться. Других ощущений не было: ни холода, ни внезапного выброса энергии, ни электрического разряда – ничего. Только это необычное чувство полноты. – Стреляй! – крикнул Джон. Я услышал звук выстрела и посмотрел на свою ладонь. Она сжимала поцарапанную пульку, которая ничуть не деформировалась. Она не поранила меня – лишь чуть-чуть задела, и все. – Странно, – сказал я. Я был заинтригован: ведь до этого пуля пробила алюминиевую банку, причем обе ее стороны. Специалист по сопротивлению материалов, я быстро подсчитал, что сила, пробившая банку, превышала 30 000 фунтов на квадратный дюйм. Невероятно, что мы остались невредимы при таком потоке энергии – она должна была пробить насквозь кость, разнести ее вдребезги. Пуля при этом должна была расколоться на куски. Но она была цела! Даже не сплющилась! Таинственная сила, которая защитила нас, уберегла и пулю. То, что спасло нас, не было невидимым щитом, раскрывавшимся над нашими головами. Что бы это ни было, оно поглотило всю энергию выстрела, не оставив на нас ни следа. Внезапно я почувствовал головокружение. Казалось, первый закон термодинамики перестал действовать. И Джон умел передавать эту энергию другим. Я даже содрогнулся, представив себе, какое применение могла бы иметь подобная сила. – Теперь я! – Андреас чуть не подпрыгнул вместе со стулом. – Ну что ж, для тебя мы придумаем кое-что другое, – сказал Джон. – Мы попросим Косту выстрелить тебе в живот. Я был в восторге и тут же бросился заряжать ружье. – Только не увлекайся, – предупредил Джон. Андреас задрал рубашку и приготовился. Джон занял место у него за спиной. Я изобразил на лице самую страшную из известных мне гримас и, глядя прямо в глаза Андреасу, приставил винтовку к его животу. Он уже колебался в принятом решении. Я, если требуется, умею делать страшное лицо. Это – привычка уроженца Балкан. – Стреляй! – крикнул Джон и я выстрелил. На лице Андреаса отразилось беспокойство. Судя по всему, он ожидал худшего. Пуля отскочила от него. На месте, где она коснулась тела, остался маленький синяк. Джон подошел посмотреть на кровоподтек. – Почему ты испугался? – спросил он Андреаса. – Из-за Косты! У него было такое выражение лица, будто он хочет меня пристрелить! – Чушь, – сказал я. – Я предпочел бы воспользоваться хотя бы дробовиком. Было бы меньше шансов, что ты уцелеешь. Джон взглянул на меня, потом на Андреаса. – Когда боишься или твои эмоции выходят из-под контроля, инь становится нестабильным и не может защитить тебя так же, как когда ты спокоен. Вот почему у тебя синяк. Я подобрал дробинку. Она также не деформировалась. Я показал ее Джону. – О да, – подтвердил он. – Я послал ему инь, но он отбросил немного энергии, когда испугался. – Шифу, а мы можем сохранить ту энергию инь, которую вы вложили в наши тела, надолго? – спросил я. – Нет. Вы можете удержать столько инь, сколько у вас уже есть ян. Во время таких демонстраций энергия инь, которую я вам передаю, практически сразу покидает ваше тело. При этом я теряю энергию и вынужден возмещать потерю с помощью медитации. – То есть тебе нежелательно повторять такое упражнение часто? – Конечно, нет. Я сделал это для вас, учеников, чтобы вы поняли, что такое инь-ци. – Спасибо, Учитель! – воскликнули мы хором. Остаток вечера я почти не разговаривал. Само существование инь, энергии нашей планеты, могло заполнить многие дыры в нашем естествознании. Какова природа этой энергии? Джон сравнил ее с электромагнитным полем, поток которого может быть заблокирован наличием диэлектрика. Возможно ли, чтобы какой-нибудь ученый смог описать явление, проследить за которым столь сложно? И как может ученый сопротивляться искушению познать такое? Жизнь микромира была недоступна для нас до тех пор, пока не изобрели микроскоп, сделавший наблюдения возможными. Точно так же, чтобы изучать энергию инь, мы будем вынуждены придумать способ ее измерения и лишь тогда получим возможность во всеуслышание заявить о ней научному миру. Энергия инь потрясла меня больше, чем ян: я был твердо уверен, что ян-ци и так скоро будет открыта и описана исследователями жизненной энергии и разных психофизических явлений. Об инь же Запад пока не имел не малейшего представления. Я был уверен, что ученый, который опишет ян или инь, будет удостоен Нобелевской премии. Я знал также, что все в мире изменится, и обязательно в лучшую сторону, как только мы поймем, что такое ци. Жизнь и природа восторжествуют в их единстве. Джон упомянул, что нужно достичь как минимум Третьего Уровня, чтобы почувствовать инь – ведь человек по своей сути является носителем ян. Другими словами, человек воспринимает инь по наличию реакции на ян. Инь – это неведомая сила, которая не оставляет следов, мы не можем ощутить ее в себе, даже когда ее становится слишком много (это похоже на силу гравитации), но ее проявления я лично испытал на себе. Будучи инженером, я чувствовал себя, по меньшей мере, странно. Я видел «небеса», но не мог доказать их существование моему миру [13]. Самое странное во всем этом было, что люди на Западе воспринимают инь и ян как философские категории, а не как реальные физические силы. Существование этих энергий станет для всех шоком. Конечно, в западной литературе встречаются работы, в которых инь и ян характеризуются как физические силы (особенно это характерно для военной литературы и книгам по цигун). Однако даже в них синологи воспринимают инь и ян как некую дуалистическую модель, сочетание ноликов и единичек. Многие уважаемые авторы воспринимают даосизм как поэзию, а не как биофизику. Я мрачно усмехнулся, подумав о проблемах, которые может повлечь мое вмешательство. Ночью я обменялся мыслями с Андреасом – он, как и я, изучал физику в колледже. Он ужаснулся и посоветовал: – Ты пока молчи. Давай сначала сами вникнем во все и посмотрим, куда нас это заведет. Может, мир еще не готов к такой новости. А может, он никогда не будет к ней готов. Я пробурчал в ответ что-то невнятное и пожелал ему спокойной ночи. «К черту страхи, малыш», – сказал я себе. Десять к одному, что Андреас не читал «Фауста» Гете. Тем не менее, я не мог отрицать, что в чем-то он прав. А именно в том, что касается механической оценки силы Джона без постижения ее внутреннего смысла, то есть признания, по сути, превосходства западной науки над восточной. В конце такого пути – преисподняя. Путь к успеху иной, он тяжелей и опасней. Мы должны переписать западную физику, убедить ученых принять принципиально новую концепцию инь и ян. В результате существующая граница между физикой и метафизикой может стереться, навсегда изменив судьбу нашего мира. Надеюсь, к лучшему. Мы должны подражать не Фаусту. Скорее Прометею. Я видел, что Джон сгорает от нетерпения, желая донести огонь своих знаний до человечества. Иначе к чему ему эти западные ученики? Конечно же, он надеется, что переданные нам знания станут общественным достоянием. Я хотел нарушить статус-кво, смешать все привычные в этом мире понятия. Я уже нашел сотню применений новой информации, даже разработал способ измерения энергии ци. Однако не был уверен, что боги не привяжут меня к скале и орел не прилетит клевать мою печень, если я попытаюсь воплотить свой замысел в жизнь. Хотя, быть может, и не стоит этого делать. Необходимо подождать и подумать. В ту ночь я спал как младенец. Мне снился Байрон. Глава 8. ВОЛЯ НЕБЕС Спор был жарким. В который раз мы обсуждали, может ли учение Джона называться даосизмом. Спорщиками были я и Вэй Цин, ученик Третьего Уровня, ранее обучавшийся кунфу у монахов. Хандоко выступал судьей, Андреас – зрительской аудиторией. Ареной нам служило переднее крыльцо в доме Джона. Бой был кровавым. Я загнал своего оппонента в угол, но он оказался крепок: ему удалось ускользнуть, повиснуть на канатах и уклониться от моих ударов. Когда я был уверен, что сокрушил его неотразимой силой логики, он вдруг вновь увернулся и нанес ответный удар. Это становилось забавным. Ни один из нас не мог выиграть. – Даосизм, – говорил Вэй Цин, – это религия. Мы же находимся в школе кунфу. – Да, – возражал я, – но верховные мастера нашей школы Лун Ху Шань и У Тан Шань были выходцами из даосских центров. К тому же многое из того, чему нас здесь учат, в точности совпадает с основными понятиями даосизма, как они описаны в литературе. Да и результаты подчас одинаковые. – Методика обучения постоянно меняется. – Пусть так. Но идет оперирование одними и теми же понятиями. На Западе, если вы говорите об инь и ян, о тай-ци и ее уровнях, о нэйгуне, то вы говорите о даосизме. Само слово «даосизм» в западной культуре ассоциируется с китайской философией. – Да, но для нас, жителей Китая, даосизм означает то же, что Дао цзяо – религия даосов. Мы, ученики Мо, не даосы. Вы, люди Запада, просто ошибаетесь. Интересный спор. Вэй Цин получил классическое восточное образование и очень хорошо знает китайскую историю и культуру. Я же перечитал всю англоязычную литературу, посвященную китайской философии. В этот момент из дома вышел Джон с чашечкой кофе в руке. Должно быть, в его глазах мы были похожи на персонажей мультфильма. Он стоял и смотрел на нас, улыбаясь. – О чем спорим? – наконец задал он вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|